Конспект урока литературного чтения по теме: «Л.Н. Толстой «Прыжок». Деление текста на части. Составление плана»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

В данном материале представлен конспект урока литературного чтения по  теме: «Л.Н. Толстой «Прыжок». Деление текста на части. Составление плана»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения,

Медведевой Маргариты Николаевны

Тема: «Л.Н. Толстой «Прыжок». Деление текста на части. Составление плана»

2021

Тема: «Л.Н. Толстой «Прыжок». Деление текста на части. Составление плана»

Дидактическая цель: способствовать знакомству учащихся с рассказом Л.Н. Толстого “Прыжок”; умению анализировать и оценивать прочитанное, понимать особенности художественного рассказа, его сюжета.

Планируемые результаты:

Предметные:  научатся прогнозировать содержание произведения; отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт.

Метапредметные:

Познавательные: научатся находить ответы на вопросы, используя  информацию, полученную на уроке, свой жизненный опыт и учебник

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Личностные: воспринимать речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся; сохранять мотивацию к учёбе; выражать положительное отношение к процессу познания.

Материально-техническое обеспечение: учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климанов, В.Г. Горецкий 1часть, презентация, компьютер, раздаточный материал.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Мобилизующий этап

1) Приветствие

- Как вы понимаете смысл этого выражения? (Когда человек читает, он все события и приключения переживает вместе с героями произведения.) Читатель может путешествовать вместе с героями. Может представить себя на месте героя произведения, вместе с ним радоваться и огорчаться, и таким образом проживать его жизнь).

- Как думаете, кого можно назвать хорошим читателем?

- Как вы считаете, легко ли быть хорошим читателем?
- Что для этого надо делать?

Приветствуют учителя.

II. Проверка домашнего задания

1) Беседа

- Свидетелями какой истории мы стали на предыдущем уроке?(познакомились с рассказом «Акула»).

- Кто автор этого произведения? (Л. Н. Толстого)

- Вам нужно пересказать произведение Л. Н. Толстого «Акула».

2) Речевая разминка

- Проведем речевую разминку. «Фотограф»

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей»!

Мышь пищит: « Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю,- грозится ёж,-

Если снимок не пришлешь».

Валентин Дмитриевич Берестов

Прочитайте про себя, вслух выразительно, по ролям (в парах).

Ребята, а чтобы могла сказать и сделать обезьянка? (Предположения детей).

- А в каких произведениях мы видели как ведут себя обезьяны? (Басни Крылова: «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна»).

Пересказывают произведение «Акула»

III. Определение темы и целей урока

1) Беседа

- Мы познакомимся с еще одним произведением Л.Н. Толстого. Постарайтесь отгадать название, вам нужно выбрать все русские буквы.

JRZU ПLVYРЫGSЖWVNОК (выбрать русские буквы)

- Так, как будет звучать тема нашего урока?

- Сформулируйте цели урока.

С помощью учителя формулируют тему и цели урока.

IV. Подготовка к восприятию текста

  1. Беседа

- Объясните значение слова прыжок. Какими бывают прыжки?

- Прыжок – быстрое отталкивание от опоры и перемещение в другое место. (Бывают прыжки на скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с вышки в воду, прыжки с парашютом).

- Отгадайте загадку, она поможет нам понять, где будут происходить действия в произведении

В нём солёная вода.

По воде плывут суда,

Волны, ветер на просторе,

Чайки кружатся над ….( морем )

- Посмотрите на слайд, вам нужно образовать из слогов слова (на доске написаны слова: мачта, капитан, палуба, каюта, матросы, море.) 

- На какую тему все эти слова? (Корабль)

- Где же будут происходить события в новом произведении? (Эти слова связаны по смыслу с морем и кораблями. Значит события снова будут происходить на море).

- Прочитайте название рассказа. Рассмотрите иллюстрации к нему на экране.

- Определите, о чём пойдёт речь в рассказе?

- Но мы не знаем, куда был совершен прыжок и не знаем причину.

2) Словарная работа

- Может быть во время словарной работы кто-то догадается, о чём пойдёт речь?

- В новом произведении вам встретятся трудные или малознакомые для чтения слова. Прочитайте их. Где можно найти объяснение значения непонятных слов? (Объяснение значения слов можно найти в толковом словаре).

- Сейчас вы поработаете в парах, вам нужно соотнести термин и его толкование.

Мачта- стоячее бревно на судне для подъёма парусов.

Палуба-пол на корабле

Каюта-комната на корабле

Аршин- старорусская мера длины, равная 71 см

Вдребезги- разлететься на мелкие осколки.

Раззадорилась, разобрал задор – возбуждение

Участвуют в беседе.

Наверное мальчик плыл на корабле. Его шляпа попала на перекладину. Возможно её унёс ветер. Мальчик пытался её достать и ему пришлось прыгать.

V. Первичное восприятие текста

- Откройте в учебнике с. 156

- Во время чтения мы будем останавливаться и обсуждать прочитанное. Сели ровно, выпрямились и приготовились следить по тексту. (Учитель читает до слов « Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику...»)

- Почему автору в начале рассказа важно сообщить, что была хорошая погода, и что корабль возвращался из кругосветного путешествия? (Эти детали помогают понять настроение людей на палубе: люди устали от многомесячного путешествия, им хочется новых впечатлений, поэтому они обращают внимание на играющую обезьянку. Если бы была плохая погода, то люди не собрались бы на палубе).

- Как вы думаете, откуда на корабле взялась обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и, наверное, где-то в жарких странах её взяли).

-Как понимаете выражение «еще больше расходилась»? (Значит ещё больше корчилась, прыгала и т. д.)

- Каков жанр произведения? (Рассказ)

- Как называется этот рассказ? (Рассказ «Прыжок»)

- Предположите, что будет дальше? (Предположения детей).

- Продолжаем работать над текстом. (ученики читают по очереди).

Слушают рассказ

VI. Эмоционально – оценочная беседа

  1. Беседа

- Кто герои произведения? (Мальчик, капитан, обезьяна).

- Какие чувства вы испытывали, когда слушали рассказ?

Воспользуйтесь « Словарем чувств»

На доске « Словарь чувств»

Радости, грусти, спокойствия, тоски, тревоги, беспокойства, страха , удивления

- Какое ваше отношение к герою? 

-Можно ли было избежать этой ситуации? (Да, если бы взрослые вовремя остановили мальчика, предусмотрели, что может получиться из этой, казалось бы, смешной ситуации)

- Оправдались ли наши предположения?

2) Физультминутка
- Представим, что мы плаваем в море. Сначала брассом, затем кролем.

Отвечают на вопросы учителя.

VII. Повторное чтение и анализ содержания

1) Составление плана

- Давайте разделим текст на смысловые части. Найдём вступление, завязку, развитие действий, кульминацию,  развязку, заключение.

- Прочитаем первую часть. (Читаем до слов: Она  подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчишке)

- Где происходили действия?

- Как бы вы озаглавили эту первую часть? («На палубе».)

-Какое было у вас в этот момент настроение?

- Чем будет являться эта часть текста? (Вступлением)

-В течение урока мы будем заполнять таблицу.

-Запишите в первом столбце, где название части «На палубе», теперь запишите настроение 

- А теперь давайте с вами прочитаем вторую часть. (до слов: Матросы громче  стали смеяться)

- Что мы знаем про мальчика? (Он сын капитана, ему 12 лет)

 - Как вы думаете, для чего автор прежде всего указал, что  мальчик - сын капитана, а например не назвал его имя? (Его отец  был главным на корабле и мальчик гордился этим. Сын капитана – значит, что его все знают на корабле и что он ощущает свою значимую социальную роль, не может подвести отца, опозорить его своим смешным положением).

- Какое настроение у нас вызвал данный отрывок?

- Как мы можем озаглавить данную часть текста? («Проказы обезьяны»)

- Чем будет являться эта часть текста? (завязкой)

- Запишите в таблицу.

- Прочитаем третью часть, подумайте, где она закончится? (до слов: «На палубе все смотрели и смеялись»)

- Почему мальчик залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. А все стали смеяться)

- Какие чувства при этом испытал мальчик? (Он обиделся на смех матросов)

- Найдите в тексте слова, описывающие его действия на этот момент (Покраснел, скинул куртку…)

- Осознавал ли мальчик   что он делает, когда ступил на перекладину?

- Какие чувства овладели мальчиком? (Задор)

- Какое настроение вы испытали, читая данный отрывок? (сначала задорное, весёлое, а потом тревожное)

- Как мы можем назвать эту часть? («Погоня за обезьяной»)

- Чем является эта часть? (Развитие действий)

- Почитаем следующую часть, определите её границы самостоятельно( до слов: «В это время капитан корабля»)

- Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, отношение окружающих изменилось к происходящему, когда все поняли, что мальчику назад не вернуться. Он может просто разбиться).

-Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему? (Все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха")

- Какая опасность подстерегала мальчика? (Разбиться)

- С каким настроением вы читали данный отрывок? (тревожное, беспокойное)

- Можем ли мы сказать, что это самый напряженный момент в рассказе? Значит, чем будет являться данный отрывок? (Кульминацией)

- Как мы можем озаглавить эту часть? («На перекладине»)

- Давайте найдем границы следующей части, то есть развязки  (до слов: «Точно пушечное ядро»)

- Кто же спас мальчика? (Отец – капитан).

- Каким образом он сделал это?

- О какой черте характера говорит поступок капитана? (О решительности, находчивости)

- Какое настроение вызвал у вас этот отрывок? (напряженное, сосредоточенное)

- Какое название можно дать этому отрывку? («Непростое решение»)

- Прочитайте последнюю часть про себя, и ответь мне на вопросы, какое у вас настроение вызвал отрывок и как его можно озаглавить?

- Как вы думаете, почему капитан заплакал? (Пережил сильное потрясение, очень испугался за сына)

- Какие черты характера присущи мальчику? (Смелость, обидчивость)

- Почему в конце рассказа ничего не говориться об обезьяне? (Она не главный герой, она только причина случившегося)

- Так, какое же у вас настроение вызвал отрывок? ( серьёзное, боязливое, в конце умиротворенное,спокойное)

- Как мы может назвать эту часть? («Мальчик спасён»)

- Сейчас я предлагаю вам попробовать пересказать рассказ по плану.

Участвуют в беседе, заполняют таблицу

Название части

Настроение

  1. «На палубе»

Радостное, весёлое

Название части

Настроение

  1. «Проказы обезьяны»

Озорное, возбужденное

Название части

Настроение

  1. «Погоня за обезьяной»

Вначале задорное,оживленное в конце взволнованное

Название части

Настроение

  1. «На перекладине»

Беспокойное, тревожное

Название части

Настроение

  1. «Непростое решение»

Напряженное

Название части

Настроение

  1. «Мальчик спасён»

Серьёзное, боязливое, в конце умиротворенное,спокойное

VIII. Обобщающая беседа

- Какой же смысл  вкладывает автор в слово «прыжок»? 

-Какую роль сыграл прыжок?

-Что случилось бы, если мальчик не прыгнул в воду?
-Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?
(Прыжок  спас мальчику жизнь,  прыжок – это поступок, который совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Мальчик  спас свою жизнь и избавил от горя  потери сына своего отца).

- Какова идея этого произведения? Чему он нас учит? (Л.Н. Толстой на примере этого рассказа учит нас не делать необдуманных поступков, учиться  управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек, чтобы не было таких ситуаций).

Участвуют в беседе

X. Итог урока

- Над каким произведением мы сегодня работали и кто его автор?
- Над чем заставило нас задуматься это произведение?

- Из любого положения, даже самого трудного есть выход, нужно только собраться, найти правильное решение.
- Чтобы взял из рассказа каждый для себя? Какие бы выводы вы сделали для себя?
- Как вы думаете, мы выполнили задачи, которые поставили перед собой?

Отвечают на вопросы учителя

XI. Задание на дом

- Подготовить пересказ Л.Н. Толстого «Прыжок» по плану

Записывают домашнее задание

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. Произведения Л.Н.Толстого. "Прыжок"

Урок содержит ссылки на две презентации: одна - по теме, вторая - тест к системе  мониторинга качества знаний PROklass. Еще есть ссылки на аудиофайлы: по тексту произведения Л.Н.Толстого и к физ....

Конспект урока литературного чтения "Рассказы Л.Н.Толстого "Правда всего дороже. Котёнок", 2 класс Ермилова Н.Н.

На уроке отрабатывается дикция, пересказ по плану от лица автора, словарная работа. Вырабатывается умение оценивать свои достижения и знания одноклассников. Используются ИКТ, здоровьесберегающие техно...

Конспект урока литературного чтения "Рассказ Л.Н.Толстого "Акула"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе УМК "!Навчальная школа 21 векка"...

Конспект урока литературного чтения: "Произведения Л.Н. Толстого. Характеристика героя произведения «Котенок»

Урок закрепления изученного материала по произведениям Л.Н. Толстого «Филиппок», «Старый дед и внучек», «Котенок». Формир...

Конспект урока литературного чтения "Басня Л. Н. Толстого "Как мужик убрал камень" (УМК "Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: Знакомство с басней Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»,Планируемые результатыПредметные: Знать: литературные жанры; что такое басня, аллегория, мораль ...

План-конспект урока литературного чтения по программе «Начальная школа XXI века», 2 класс, часть 2

Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича».Цель: создание условий на уроке для знакомства с творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка, со «Сказкой про Воробья Вор...