Урок внеклассного чтения по теме "Весна идет…". 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Урок внеклассного чтения по теме "Весна идет…". 2 класс 

Учебник                 Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова Литературное чтение. 2 класс. 2 часть

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_2_klass.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения  во  2  классе  (инклюзивный)

                                 

Учитель  МКОУ СОШ № 148 Купинского района             Сердюк Татьяна Александровна, без категории

 Учебник                 Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова Литературное чтение. 2 класс. 2 часть

Тема                                                      Урок внеклассного чтения по теме "Весна идет…".

Цель: познакомить с произведениями разных поэтов о весне; развить память, мышление, речь; прививать любовь к природе, к поэзии. Сформулировать интерес к детским книгам, как к источнику знаний, желание и привычку читать книги.

Планируемые результаты:

Познавательные  – умение прогнозировать содержание произведения, читать вслух, воспроизводить на слух поэтическое произведение; анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция);

Регулятивные  – формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке;

Коммуникативные  – осмысление правил взаимодействия в группе;

Личностные  – понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Оборудование   портреты поэтов, репродукции картин о весне, критерии оценивания чтения стихотворений наизусть, оценочный лист, литературные пазлы, фонограмма «Апрель» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.

.

Урок внеклассного чтения по теме "Весна идет…" 2-й класс

Ход занятия

Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Деятельность обучающихся с ОВЗ

УУД

I. Организационный момент

Создание доброжелательной и комфортной атмосферы

- Прозвенел уже звонок

 Пригласил вас на урок.

_____________________

Прослушивание «Апрель» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского

Эмоциональный настрой

Эмоциональный настрой

Принятие роли обучающегося.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинаем наш урок.

– Проверим готовность к уроку.

II. Сообщение темы и цели урока

-  Какие времена года вы знаете? -  Какое сейчас время года?

-  Назовите месяцы весны.

-  Сегодня на уроке мы поговорим, какие изменения в природе происходят весной и чем отличаются весенние месяцы друг от друга. Ведь каждый месяц несёт что-то своё. -   Мы сейчас послушаем стихотворение, которое называется "Весенние воды".  А вас я попрошу подумать и вспомнить автора стихотворения и определить тему урока внеклассного чтения  (Приложение 1)

(читает подготовленный ученик)

-   Назовите автора стихотворения (на доску вывешивается портрет Ф. Тютчева)

-   Какие слова повторяются в стихотворении несколько раз?

-   Кто догадался какая тема нашего урока? ("Весна идёт").

-   Мы с вами не просто будем говорить о весне, но и создавать газету: "Весна идёт:"

(На доске появляется надпись: Газета "Весна идёт:")

-   И первой публикацией в газете станет стихотворение "Весенние воды".

(Стихотворение прикрепляется под названием газеты.)

Слушать учителя.

Читать выразительно стихотворение.

Анализировать стихотворение.

Отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Слушать учителя.

Читать выразительно стихотворение.

Отвечать на вопросы по прочитанному тексту (по желанию).

Личностные  – воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащимся

Коммуникативные - участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Предметные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания

III. Актуализация знаний

-Назовите первый месяц весны.

(На доске появляется надпись: март.)

  • Вторым мы опубликуем стихотворение Маршака "Март".

(читает подготовленный ученик)

(Приложение 2)

  •  Всем известно, что Новый год наступает зимой и первый месяц года - январь. Но, оказывается, в далёкие-далёкие времена русский народ праздновал наступление Нового года весной, в марте. Не ёлочкой наряженной, а песнями отмечался этот праздник - желанный праздник света, тепла, надежды на богатый урожай. Девушки кружась в хороводе пели:

Приди к нам, весна, с радостью,
С великою милостью.
С рожью зернистой, 
С пшеницей колосистой,
С ячменём усатым:

А сельские ребятишки залезали на амбары (сарай, где хранится зерно) и распевали песни-веснянки:

Сестрички - синички,
Тётки - чечётки, 
Краснозобые снегирюшки, 
Вы по воле полетайте,
Да на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

  • Март-утро года. Солнце с каждым днём выше и светит больше. Высоки ещё сугробы, голы и черны деревья, но на южных пригорках уже земля показалась, а на ветках набухают почки. "Дзинь-дзинь" - поёт капель. И похожи на веснушки первые проталины (тёмные пятна земли). Недаром март называют в народе и так КАПЕЛЬНИК, ПРОТАЛЬНИК. Ещё есть одно название у марта - ПОЗИМЬЕ.

(На доске, под словом март, появляется надпись: КАПЕЛЬНИК, ПРОТАЛЬНИК, ПОЗИМЬЕ.)

Определять лексическое значение слов, литературный прием.

Вспомнить приметы марта месяца.

Регулятивные  –  применяют освоенные способы действия.

Ученицы выходят и кружатся в хороводе и поют песенку. Ученики распевают песни веснянки.

IV. Работа по теме занятия

  • Иногда по-зимнему вдруг начнёт бушевать метель, снова пойдёт снег. А тот, что успел подтаять, превратиться в ледяную корку - наст. Но толщину снега пронзает прострел весны - подснежник (картинку на доску). Вот одна ученица нам принесла книгу Орлова "Дом под крышей голубой" и следующее стихотворение, которое мы опубликуем в нашей газете будет "Лесной цветок".

(Приложение 3)

  • Какие приметы весны в марте описывает автор?
  • Подснежник занесён в Красную книгу и его нельзя срывать, а наоборот нужно охранять.

22 марта - день равен ночи. Это настоящий праздник весны. В этот день можно было услышать первые песенки полевого жаворонка. В газету добавляется стихотворение Жуковского "Жаворонок" (Приложение 4)

  • Что приближает приход следующего месяца весны - апреля?
  • А раз затянул свою песню жаворонок - значит, скоро и апрель.

(На доске появляется надпись: апрель.)

  • Вспомните, в каком стихотворении говорится о том, что тает снег, расцветает подснежник? (А. Толстой "Вот уж снег последний в поле тает:"

(Приложение 5)

  •  Какие приметы месяца апреля вы услышали в стихотворении?
  •  Это стихотворение мы помещаем под словом апрель.
  •  В народе говорят: "Апрель водою славен", "Не будет воды, не будет и травы". Недаром апрель называют СНЕГОГОН.

(На доске, под словом апрель, появляется надпись: СНЕГОГОН).

  • Отгадайте загадку: "Белые овечки бегают по свечке?" (пушистые цветки ивы). Весна приходит в лес. Ученик читает и размещает в газете стихотворение И. Василевского "Весна в лесу" (Приложение 6)
  • Что ещё нового вы узнали об апреле?
  • Весна пришла не только в лес. Прилетают зяблики и трясогузки, просыпается медведь в берлоге. Появляется мать-и-мачеха. Дело апреля снег согнать, землю разбудить и отогреть. Посмотрите на эту картину. На каком уроке мы знакомились с ней? (Н. А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы") О чём рассказывает нам Некрасов? В какой месяц это могло произойти, почему?
  • Третий месяц весны - май.

(На доске появляется надпись: май.)

  • Его долг тёплую землю в зелень убрать. Говорится: "Май лес наряжает, лето в гости ожидает" Дни стали совсем тёплые, деревья оделись молодой листвой. В народе говорят про май - ЦВЕТЕНЬ, ТРАВЕНЬ.

(На доске, под словом май, появляется надпись: ЦВЕТЕНЬ, ТРАВЕНЬ).

  • Зацвела черёмуха. Поют соловьи. И вдруг наступают холода. Называют их черёмуховыми. Вспомните, какое стихотворение о черёмухе мы читали? (Есенин "Черёмуха")

(Приложение 7)

(Стихотворение добавляется в газету)

  • Какие изменения в природе происходят с приходом мая?

"Май холодный - год хлеборобный" - учит пословица. Распускается незабудка, купава, иван-да-марья, ландыши. Красивы цветы ландыша! Вот и рвут их целыми букетами. Безжалостно срывают зелёные листья, чтобы обернуть ими букеты, и часто повреждают корневище. От этого гибнет вся ландышевая поляна. И виноват в этом человек.

Слушать учителя.

Знакомиться с поэтом.

Определять лексическое значение слов, литературный прием.

Слушать учителя.

Знакомиться с поэтом.

Определять лексическое значение слов, литературный прием.

Личностные  – воспринимать речь, непосредственно обращенную к учащимся.

Регулятивные  – принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные – строить речевые высказывания.

Регулятивные  –  применяют освоенные способы действия.

V. Физминутка

Шаловливые сосульки

Шаловливые сосульки (Руки поставить на пояс и весело шаловливо подпрыгивать.)
Сели на карниз. (Приседание или сесть на ковер, на пол, на стульчик)
Шаловливые сосульки (Подъем и опускание плеч)
Посмотрели вниз. (Руку приставить как козырек и посмотреть вниз вдаль)
Посмотрели, чем заняться? (Пожать плечами)
Стали каплями кидаться. (Руками изображаем это действие)
Две сосульки вниз смотрели (повторяем движение – руку приставить как козырек ко лбу и посмотреть вниз)
И на солнышке звенели:
Кап-кап, дзинь-дзинь, (В такт наклонять голову вправо – влево.)
Кап-кап, дзинь – дзинь.
И на солнышке звенели
И…растаяли!!! (Расслабленно сесть, руки и ноги болтаются. Потрогайте ручку ребенка – приподнимите ее, и она упадет сама расслабленно вниз. Потрогайте ножку малыша, она тоже должна быть полностью расслаблена. Потрясите легонько ручку или ножку).

Под мелодию  обучающиеся и учитель выполняют движения

Участвуют по желанию.

Командование  и  подчинение без принуждения.

VI. Игра «Ассоциации»

- Какие чувства, представления возникают у вас, когда вы слышите слово "весна"? (Работа в парах).

- А теперь объединитесь группой и выберите самое главное. Представитель группы называет это слово. (Учитель записывает его на доске.)

Обобщение записанных слов на доске.

- Весна - это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь, распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы, насекомые и букашки выползают из щелей на солнышко и греют свои слабые крылышки. Прохожие улыбаются друг другу и настроение у всех такое, что хочется запеть песню.

С какими произведениями познакомились на уроке литературного чтения по данной теме? Желательно называть и автора произведения.

-  работают в парах, затем объединяются в группы;

-   обобщают слова, записанные на доске;

-   вспоминают материал, изученный на уроке.

-  работают в парах, затем объединяются в группы;

-   обобщают слова, записанные на доске;

-   вспоминают материал, изученный на уроке.

Анализ содержания.

Построение речевого высказывания в устной форме.

Контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Владение  монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

VII.  Игра "Путаница"

-  Необходимо соотнести авторов и название произведения. У каждого ребенка такие же листочки (Приложение 8)

-Кто желает познакомить нас  с тем, что  у вас получилось?

-   Встаньте, кто не сделал ни одной ошибки, кто сделал одну ошибку.

1. Соотносят авторов и название  произведения,  комментируют выполненные действия.

2. По желанию дети зачитывают составленные пазлы.

3. Слушают. Оценивают. Отмечают удачные моменты.

1. Соотносят авторов и название  произведения (по возможности), комментируют выполненные действия.

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме.

Составлять литературные пазлы.

Самоконтроль, коррекция.

Оценивание.

Самооценивание.

VIII. Рефлексия

- Что легким оказалось для вас?

- Чему новому научились?

- Что было трудно выполнить?

-  Закончите фразу «Весна – это…»

-  Мне хотелось бы, чтобы у нас в классе тоже наступила весна. Улыбнитесь друг другу, подарите радость и хорошее настроение. А солнышко дарит вам свою улыбку. 

- Чтобы у вас было отличное весеннее настроение, в память о нашем уроке мы сделали газету о весне!

-  Развесьте на нашей газете цветочки. Если вам понравился урок возьмите красный цветок, если нет – синий.

Ответы по желанию обучающихся.

Прикрепляют на доску цветы красного и синего цвета.

Ответы по желанию обучающихся.

Прикрепляют на доску цветы красного и синего цвета.

Построение речевого высказывания в устной форме.

Формирование собственного мнения.

IX. Домашнее задание

 - Подготовьте книжку – малышку о весне.

Подготовить книжку - малышку о весне.

Подготовить книжку - малышку о весне.

Интерес к занятиям литературного чтения.

Адекватное принятие решения в ситуации выбора.

Приобретение собственного опыта творческой деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения. Поэзия осени. 3 класс.

Самоанализ открытого урока внеклассного чтения. Выбрала тему  урока: « Поэзия осени».      Такие уроки помогают увидеть  внутренний мир ребенка, его душев...

Интегрированный урок (внеклассное чтение +ИЗО) в 4 классе с использованием ИКТ.

Интегрированный урок внеклассного чтения и ИЗО знакомит учащихся с историей возникновения русской матрёшки. Закрепляет у учащихся знание последовательности работы над тематическим рисунком. Воспитывае...

Урок внеклассного чтения в 1-м классе К.И. Чуковский «Доктор Айболит».

Цели урока:1.     Совершенствование навык чтения.2.     Продолжить знакомство с творчеством Чуковского.3.     Проверить и закрепить знания д...

Урок внеклассного чтения во 2-ом классе по произведениям Е.И. Чарушина

 Дети на внеклассном занятии познакомятся с творчеством Е.И. Чарушина, с иллюстрациями к книгам, которые он сам рисовал.  Ученики вместе с учителем окунуться в " чарушинскую прозу", к...

Конспект урока внеклассного чтения, проведённого в 4 классе I отделения.

Конспект урока внеклассного чтения, проведённого в 4 классе I отделения....

Урок внеклассного чтения в 4-м классе по теме: « Осенние посиделки»

Задачи:1.       Сформировать представления учащихся об устном народном творчестве родного края. Познакомить с праздниками, проводимыми на Руси в осенний период.2....