Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс)

ПИЛИПЕНКО ЮЛИЯ ЛЕОНИДОВНА

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

G:\РП Титульники\Scan0007.jpg

Пояснительная записка

    Программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 1 класса разработана в соответствии с нормативными правовыми актами и методическими документами федерального уровня:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»

- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденные приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;

- Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа №2с углубленным изучением отдельных предметов».

Программа учебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 1 класса составлена на основе примерной программы по литературному чтению  к учебно  - методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» научный руководитель А.А. Плешаков,  авторы: С.В. Анашенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, М.В. Бойкина, С.И. Волкова, В.Г. Горецкий, М.Н. Дементьева, Л.М. Зеленина, В.П. Канакина, Л.Ф. Климанова, М.И. Моро, А.А. Плешаков, Н.И. Роговцева, С.В. Степанова, Н.А. Стефаненко, Т.Е. Хохлова  /М.: Просвещение, 2011г. ),к учебникам «Азбука» в 2 частях, М., Просвещение, 2013 г., авторы В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В. Бойкина, «Литературное чтение» 1 класс в 2 ч., /М.: Просвещение, 2011г., авторы  Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (Приказ Минобрнауки России от 05.09.2013 № 1047 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих государственную аккредитацию»).

На обучение грамоте в 1 классе отводится 12 часов в год (0,5 часа в неделю, 23 учебных недели, на литературное чтение 4 часа в год (0,5 часа в неделю, 10 учебных недель)

Цели и задачи изучения предмета

Целями учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» в 1 классе являются:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением самостоятельно их выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» являются следующие умения:

У обучающихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
  • учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

Предметными результатами изучения курса является следующее:

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

  • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;
  • читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
  • читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
  • использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);
  • ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):
  •  для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
  • для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;
  • использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:
  • для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;
  • для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;
  • использовать различные формы интерпретации содержания текстов:
  • для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;
  • для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);
  • различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);
  • участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;
  • устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
  • составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Обучающийся научится:

  • осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;
  • вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;
  • составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • работать с тематическим каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

  • распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);
  • отличать на практическом уровне прозаический текст
    от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;
  • различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;
  • находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;
  • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);
  • определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

  • создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
  • восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;
  • составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;
  • составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
  • писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;
  • создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;
  • создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;
  • работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

2. Содержание учебного предмета

Блок «Литературное чтение на родном (русском) языке. Обучение грамоте»

Раздел курса

Кол-во часов

Содержание учебного раздела

1

Подготовительный период (добукварный)

2 ч

Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения.

2

Букварный период

8 ч

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков.

3

Послебукварный период

2 ч

На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.

Блок «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Раздел курса

Кол-во часов

Содержание учебного раздела

1

Жили-были буквы

1 ч

Обучение орфоэпически правильному произношению слов и при чтении. Обучение чтению по ролям.

2

Апрель, апрель! Звенит капель

1 ч

Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание.

3

Я и мои друзья

1 ч

Вводятся  понятия – «поступки героя», анализ поступков. Прогнозирование текста по названию.

4

О братьях наших меньших

1 ч

Произведения о взаимоотношениях человека с природой.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

п\п

Дата по программе

Дата

 по факту

Тема урока (страницы прописи)

Содержание

урока

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные

 результаты

Универсальные учебные

действия (УУД)

Личностные результаты

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел №1 Добукварный период (20 ч)

1

13.09

Речь устная и письменная. Слово и предложение.

Способствовать формированию начальных представлений о понятиях «Речь письменная и

устная», развитие еѐ внимания, фонематического слуха. Создать условия для выявления уровня развития лексики.

Научатся понимать различия между устной и письменной речью

Регулятивные: формировать учебную задачу и удерживать её.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Коммуникативные: уметь в решении образовательных задач обращаться за помощью к соседу, учителю

Принимать новый статус «ученика», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»; выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах

2

27.09

Гласные и согласные звуки и буквы

Создать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным; способствовать развитию умения делить слова на слоги, правильно ставить ударение.

Научатся различать согласные и гласные звуки, различать звук  и букву.

Регулятивные: принимать учебную задачу урока, рефлексия способов и условий действий.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия

Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»

Раздел №2. Букварный (основной) период

3

11.10

Гласные звуки [а, о, и, ы, у], буквы а, о, и, ы, у.

Создать условия для ознакомления учащихся с гласными звуками и буквами, их обозначающих, развитие речи.

Знают особенности

произнесения звуков [а, о, и, ы, у] и его характеристику;

Называют буквы а, о, и, ы, у, как знаки изученных звуков; различают

печатные и письменные,

заглавные и строчные буквы

Регулятивные:

принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

Познавательные:

осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

Коммуникативные: составляют небольшие рассказы

Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»

4

25.10

Согласные звуки [н], [н’], [с], [с’], [к], [к’], [т], [т’], буквы н, с, к, т.

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками и буквами их обозначающих, развитие речи.

Различают твѐрдость и

Мягкость согласных

звуков, обозначают

твѐрдые и мягкие согласные на схеме модели

слова, определяют

функции букв обозначающий гласный звук в

открытом слоге.

Регулятивные: удерживают цель до получения еѐ результата

Познавательные: находят ответы на вопрос в иллюстрациях,

Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку

Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»

5

08.11

Согласные звуки [л], [л’], [р], [р’], [в], [в’], буквы л, р, в.

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками и буквами их обозначающих, развитие речи.

Различают твѐрдость и

Мягкость согласных

звуков, обозначают

твѐрдые и мягкие согласные на схеме модели

слова, определяют

функции букв обозначающий гласный звук в

открытом слоге.

Регулятивные: удерживают цель до получения еѐ результата

Познавательные: находят ответы на вопрос в иллюстрациях,

Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку

Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»

6

22.11

Гласные буквы Е, е.

Согласные звуки [п], [п’], [м], [м’], буквы п, в.

Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [е], буквами Е, е.

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками и буквами их обозначающих, развитие речи.

Узнают, что буква е

в начале слова и после гласной обозначает два звука и что буква е после мягких согласных обозначает звук [э] и указывает на мягкость согласного.

Различают твѐрдость и

Мягкость согласных

звуков, обозначают

твѐрдые и мягкие согласные на схеме модели

слова, определяют

функции букв обозначающий гласный звук в

открытом слоге.

Регулятивные: удерживают цель до получения еѐ результата

Познавательные: находят ответы на вопрос в иллюстрациях,

Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку

Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»

7

13.12

Согласные звуки [з], [з’], [б], [б’], [д], [д’], буквы з, б, д.

Гласные буквы Я, я.

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками и буквами их обозначающих, с гласными буквами Я, я, развитие речи.

Различают твѐрдость и

Мягкость согласных

звуков, обозначают

твѐрдые и мягкие согласные на схеме модели

слова, определяют

функции букв обозначающий гласный звук в

открытом слоге.

Узнают о двойной роли буквы Я, научатся харак-теризовать пару букв А-Я, определять функцию буквы Я в каждом случае, читать слоги с буквами А и Я, составлять рассказ по опорным словам.

Регулятивные: удерживают цель до получения еѐ результата

Познавательные: находят ответы на вопрос в иллюстрациях,

Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку

Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»

8

27.12

Согласные звуки [г], [г’], [ч’], [ш], [ж], буквы г, ч, ш, ж.

Гласные буквы Ё, ё.

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками и буквами их обозначающих, развитие речи.

Создать условия для

ознакомления учащихся с особенностью буквы Ё.

Различают твѐрдость и

Мягкость согласных

звуков, обозначают

твѐрдые и мягкие согласные на схеме модели

слова, определяют

функции букв обозначающий гласный звук в

открытом слоге.

Учащийся знает о двойной роли буквы, находит место буквы на ленте букв и в сопоставлении с местом буквы О, читает слоги, слова, предложения, составляет рассказ.

Регулятивные: удерживают цель до получения еѐ результата

Познавательные: находят ответы на вопрос в иллюстрациях,

Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку

Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»

9

24.01

Согласные звуки [й’], [х], [х’], [ц], буквы й, х, ц.

Гласные буквы Ю, ю.

Гласный звук [э], буквы Э, э.

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками и буквами их обозначающих, развитие речи.

Создать условия для

ознакомления учащихся с особенностью букв Ю, Э.

Различают твѐрдость и

мягкость согласных

звуков, обозначают

твѐрдые и мягкие согласные на схеме модели

слова, определяют

функции букв обозначающий гласный звук в

открытом слоге.

Учащийся дает полную характеристику звукам, которые отражает на письме буква Ю, Э.

Регулятивные: удерживают цель до получения еѐ результата

Познавательные: находят ответы на вопрос в иллюстрациях,

Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку

Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»

10

07.02

Согласные звуки [щ’], [ф], [ф’], буквы щ, ф.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки.

Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками и буквами их обозначающих, развитие речи.

Чтение слов с разделительным Ь и Ъ знаками.

Различают твѐрдость и

Мягкость согласных

звуков, обозначают

твѐрдые и мягкие согласные на схеме модели

слова, определяют

функции букв обозначающий гласный звук в

открытом слоге.

Научатся производить звукобуквенный анализ слов с опорой на схему; читать слова с разделительными ь и ъ,

Регулятивные: удерживают цель до получения еѐ результата

Познавательные: находят ответы на вопрос в иллюстрациях,

Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку

Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»

Раздел № 3.             Послебукварный период (16ч)

11

28.02

Как хорошо уметь читать. Произведения

Е. Чарушина, К. Чуковского, В. Бианки,

Совершенствовать у учащихся навыки чтения; поддерживать стремление как можно лучше читать, стать активным читателем; стремление к познанию нового; развивать любознательность, внимание, мышление, воображение, речь; закрепить знания об изучаемых звуках.

Учащийся совершенствует технику чтения и анализа литературных произведений

Регулятивные: принимает, сохраняет и стремится выполнить учебную задачу, составлять план и последовательность действий.

Познавательные: демонстрирует навыки смыслового чтения текстов различных жанров с соблюдением необходимой интонацией.

Коммуникативные: задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, договариваться

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

12

13.03

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей:

С. Михалкова

А. Барто

Сравнить стихотворения и рассказы. Определить героев произведения. Распределить роли и разыграть диалог

Самостоятельно читать стихи и рассказы. Рассказывать наизусть знакомые стихотворения. Определять нравственный смысл рассказов.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, контролировать ее выполнение.

Познавательные: совершенствует технику смыслового чтения текста; анализирует литературные произведения, строить логические рассуждения, проводить аналогии.

Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»

Раздел № 1. Жили – были буквы (1 ч)

1

03.04

С.Чёрный

«Живая азбука»

Учить читать текст в лицах; выработать умение работать со словарем; развивать творческие способности, речь, внимание, мышление

Научатся анализировать произведение по вопросам, сочинять продолжение истории; читать по ролям, анализировать и сравнивать произведения одного раздела, выразительно читать текст, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, проверять и оценивать свои достижения (с помощью учителя)

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. 

Коммуникативные: определять цели, функции участников, способы взаимодействия

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире

Раздел № 2. Апрель, апрель! Звенит капель… (1 ч)

2

17.04

Разноцветные страницы.

учить читать стихи, воссоздавая в своём воображении их содержание, передавать в речи свои впечатления о весне, используя понравившиеся слова и словосочетания из прочитанных стихотворений;

Научатся приводить примеры художественных произведений по изученному материалу, выразительно и осознанно читать целыми словами, составлять простейший рассказ о своих впечатлениях по прочитанному

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, эстетические потребности, ценности и чувства

Раздел № 3. Я и мои друзья (1 ч)

3

08.05

С.Маршак

«Хороший день»

Познакомить с произведением С. Маршака; обучать правильному, выразительному чтению; развивать умения прогнозировать содержание произведения, понимать мысль автора, анализировать текст и делить его на части

Учащиеся научатся выразительно читать произведение, отражая его настроение; высказывать свое мнение о прочитанном; определить тему и главную мысль текста; соотносить содержание произведения с пословицами; высказывать суждения о дружбе, друзьях, правилах общения; сравнивать произведения разных авторов на одну тему.

Регулятивные: в  сотрудничестве  с  учителем  определять последовательность  изучения  материала, опираясь  на  иллюстративный  ряд.

Познавательные: установление причинно-следственных связей.  Построение  логической цепи  рассуждений.  

Коммуникативные: соблюдать  простейшие  нормы  речевого  этикета:  здороваться, прощаться,  благодарить  просить разрешения.

Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

Раздел № 4. О братьях наших меньших (1 ч)

4

22.05

Внеклассное чтение. Любимые произведения о братьях наших меньших

Совершенствовать навыки плавного слогового чтения и умение читать целыми словами; воспитывать интерес к животным
и бережное, заботливое отношение к ним

Познакомятся с произведениями, научатся анализировать события текста, их последовательность.

Научатся читать целыми словами, с элементами слогового чтения, понимать содержание прочитанного, пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку, упражняться в темповом чтении отрывков из произведений, развивать навык самостоятельного чтения

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. 

Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное поведение
и поведение окружающих

Этические чувства, прежде всего доброжелательность
и эмоционально-нравственная отзывчивость

9. Планируемые результаты изучения учебного предмета к концу 1 класса

     К концу изучения блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» обучающиеся научатся:

        - называть все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);

        - вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность; различать гласные и согласные звуки и буквы;

        - правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;

        - выделять слоги, различать ударные и безударные;

        - определять место ударения в слове, вычленять слова из предложений;

        - устно составлять 3-5 предложений, а определенную тему.

К концу изучении блока «Литературное чтение. Обучение грамоте» обучающиеся получат возможность:

        -  слышать интонацию конца предложений, определять количество произнесенных предложений; выделять из предложения слова, определять их количество;

        - выделять и характеризовать отдельные звуки слова, определять их последовательность, обозначать звуковой состав слова в виде модели;

        - различать буквы гласных, обозначающие твердость или мягкость согласных; различать позиции, когда буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или один;

        - правильно, плавно читать по слогам и целыми словами небольшие тексты со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка;

        - соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого.

К концу изучения блока «Литературное чтение» обучающиеся научатся:

        - под руководством учителя создавать короткие устные высказывания на основе различных источников;

        - различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу, потешку;

        - знать элементы книги: обложка, иллюстрация, оглавление;

        - ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

        - делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

        - предавать содержание  прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого);

        - высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста.

К концу изучении блока «Литературное чтение» обучающиеся получат возможность:

        - понимать прочитанное по ходу чтения;

        - определять авторскую позицию и выражать свое отношение к герою и его поступкам;

        - эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

10.Описание учебно- методической и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

1.А.А.Плешаков. Сборник рабочих программ «Школа России»1-4классы

2.Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. Литературное чтение. 1 класс: рабочие программы по системе учебников «Школа России». 

3. Рабочие программы. Начальная школа. 1 класс. УМК «Школа России». Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. С.А. Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. – 2-е изд., стереотип. – М.: Планета, 2014. – 224 с.

4. Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В.Г. Горецкий, Н.М. Белянкова. – М.: Просвещение, 2012. – 301 с.

5. Жиренко О.Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс. – М.: ВАКО, 2015. – 448 с.

6. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 1 класс. – М.: ВАКО, 2013. – 144 с.

7. Стефаненко Н.А. Литературное чтение. Методические разработки. 1 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.А. Стефаненко. -.: Просвещение, 2012. – 110 с.

В программе определены цели и ценностные ориентиры начального курса литературного чтения; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение.

Обучение грамоте.

1.Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч 1.

2.Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч 1.

3. Обучение грамоте: 1класс: контрольно-измерительные материалы / О.Н. Крылова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 96 с.

Учебники.

1. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградекая).

2. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская).

3. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 1 класс / Сост. С.В. Кутявина. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2014. – 80 с.

Методический аппарат учебников организует ориентировку учащихся при формировании важнейших учебных действий (читать выразительно, делить текст на части, выделить главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т. д.) и обеспечивает их поэтапную отработку. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учащихся, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений. Текстовой материал учебников способствует духовно-нравственному развитию младших школьников, осознанию ими важнейших нравственно-этических понятий (дружба, доброта, взаимопонимание, уважение к старшим, любовь к родителям и др.). Методический аппарат учебников позволяет учителю на каждом уроке выстраивать систему работы как с нечитающими, так и уже с читающими учениками. В содержание учебников включены задания  для диагностики («Проверь себя»), а также материалы для проектной деятельности первоклассников.

Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в примерной программе по литературному чтению (в том числе в цифровой форме). Словари по русскому языку.

Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей

Комплекты для обучения грамоте используются для организации практической работы на уроке. Их применение обеспечивает реализацию деятельностного метода.

Технические средства обучения

Интерактивная  доска

Настенная  магнитная доска (3шт.) с набором магнитов для крепления таблиц

Компьютер

Мультимедийный проектор

Сканер

Принтер лазерный

Экранно-звуковые пособия

Климановой Л.Ф. Литературное чтение. 1 класс. Электронное приложение

Аналог учебника используется при объяснении и закреплении программного материала. Содержит задания для работы со словарными словами, по развитию речи, игровые задания. Пособие может быть использовано для организации фронтальной и индивидуальной работы в класса, а также для самостоятельного изучения программного материала дома.

Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектов стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Держатели для схем и таблиц

Приложение к программе:

Сведения о контроле

Название раздела

Кол-во часов

Проверка техники чтения

Тест

Проверочная  работа

Проект

Подготовительный период

20 ч

Букварный период

56 ч

Послебукварный период

16 ч

1

Вводный урок

Жили-были буквы

8 ч

1

Сказки, загадки, небылицы

5 ч

Апрель, апрель! Звенит капель.

5 ч

1

И в шутку и всерьёз

6 ч

Я и мои друзья

8 ч

1

О братьях наших меньших

7 ч

1

Итого

132

часов

1

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс...

Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1

Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 3 класс.

Программа рекомендована для общеобразовательных школ с УМК Школа России для ведения предмета "Литературное чтение на родном языке" в 3 классе....

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3-4 классы

Рабочая программа содержит все необходимые разделы и приложения....