Технологическая карта по уроку литературного чтения, 3 класс, УМК «Перспектива»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Тема урока «И. Соколов - Микитов «Март в лесу», А. Майков «Весна»»
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с рассказами и стихами о природе; ознакомление учащихся с творчеством И. Соколова - Микитова и А. Майкова; развитие умения анализировать лирические произведения и сравнивать их с произведениями живописи.
Задачи урока
Дидактические:
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дата: 11.04.2021г. Школа: МАОУ «СОШ №104» Класс: 3 «Б» Урок: 3 Время: 09:50 - 10:30Кабинет: 203 | Студент: Хамидуллина А. Группа: № 31 Учитель: Артемьева И.Э. Руководитель практики: Солопова Т.В. |
Тема урока «И. Соколов - Микитов «Март в лесу», А. Майков «Весна»»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с рассказами и стихами о природе; ознакомление учащихся с творчеством И. Соколова - Микитова и А. Майкова; развитие умения анализировать лирические произведения и сравнивать их с произведениями живописи.
Задачи урока
Дидактические:
- Научить различать разные виды текстов: текст-описание, текст-рассуждение, текст- повествование;
- Формировать умение анализировать произведения живописи и сравнивать их с художественными текстами;
- Научить определять средства художественной выразительности в тексте лирических произведений.
Развивающие:
- Развивать читательскую речь, образное и логическое мышление в процессе работы над произведением;
- Способствовать развитию воссоздающего и творческого воображения при знакомстве со стихотворением;
- Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Воспитательные:
- Укреплять положительное отношение к литературному чтению и процессу обучения;
- Овладеть навыками самостоятельной, групповой работы в процессе выполнения творческих заданий.
Оборудование: учебник УМК «Перспектива», автор:Климанова Л.Ф., 3 класс, 2 часть, презентация, раздаточный материал.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности 1 мин. | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Психологический настрой. Словесный: беседа. | 1. Приветствует учащихся. -Добрый день ребята. Меня зовут Анжела Римовна, сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. -Прочитайте высказывание: «Книги — это и самолет, и поезд, и дорога. Они и пункт назначения , и путешествие.» - А. Квиндлен. - Как вы понимаете данное выражение? - Верно, книги могут перенести читателей на разные точки земного шара и за его пределы, нужно лишь включить воображение. 2.Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Приветствуют учителя. Читают высказывание. Отвечают на вопрос. | Р: самоопределение к деятельности; Л: мотивация учебной деятельности. | Презентация: |
Актуализация знаний и мотивация мин 6 мин. | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа, инструктаж. Эвристический метод: предположение. Практический: работа в парах. Имитативный метод. Игровой метод. Метод проблемного изложения. | 3. Беседует с детьми о пройденном материале. - Начнем наш урок с повторения. -Кто мне скажет, Какой раздел мы начали изучать? -С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? 4.Организует работу в парах, формулирует задание. - Для того, чтобы закрепить изученный материал, вам нужно выполнить задание. -Знаете ли вы что такое стихотворение? -А рассказ, сказка? -Сейчас вам предстоит заполнить памятку «Литературные жанры», где вы должны будете определить соответствие жанра и определения, а также произведений. Сказка — это произведение фантастического или бытового характера с установкой на вымысел. Рассказ — это небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом. Стихотворение — это художественное произведение, организованное по законам стихотворной речи. (Примеры пройденных произведений). Работать вы будете в парах, на работу дается 3 минуты. Время пошло. -Ребята, какая пара хочет рассказать, что же вы помните и знаете про литературные жанры? -Остальные, проверьте у всех ли так? - Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие, а куда вы сейчас скажете. - Посмотрите на экран, здесь представлены предметы которые нам пригодятся (палка, палатка, костер, головной убор) - Как вы думаете куда мы оправимся? - Верно, на природу. - Ребята, кто мне назовет авторов, которые писали про природу? - Молодцы, а какое у нас сейчас время года? - Да, а каждый приход весны пробуждает самые разные чувства. А какие ассоциации вызывает у вас слово «весна»? - Действительно, весна - одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, появляются первые новые живые звуки жизни: Какие звуки? - Весенняя природа побуждает людей творить: художников – красками, композиторов – звуками, а поэтов и писателей – словом. Они не только сами видят красоту, но и нас учат нас видеть в ней то, мимо чего мы часто проходим не замечая. - Мы с вами отправимся в небольшое путешествие, встречая весну и познакомимся с несколькими произведениями, посвященными этому прекрасному времени года. - Давайте еще раз вспомним, какие писатели писали о природе? Посмотрите на экран, сможете ли вы мне сказать, какой из авторов писал о весне? А есть ли на экране незнакомые, новые для вас авторы? | -Картины родной природы. - Б.Заходер «Что такое стихи?» -Да. Слушают задание. Выполняют задание в парах. Озвучивают ответ. -На природу, в лес. - Пришвин, Тютчев.. -Весна. - Тепло, птицы поют, капель, на деревьях появляются почки. - Пение птиц, капель. Высказывают предположения. | П: определение и выделение известных орфограмм; К: оформление мыслей в устной и письменной форме; К: проявление сотрудничества с соседом по парте; П: проведение классификации, обобщения, сравнения, выбирая наиболее эффективный способ решения задачи. Л:смыслообразование. Р: контроль процесса и результата деятельности. | Презентация: |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа, разъяснение, анализ | 5. Побуждает обучающихся к формулированию темы и цели урока. - Назовите неизвестные вас имена авторов. Откройте учебник на стр.138, 139. -Сформулируйте тему урока. 6.Вовлекает учащихся в определение последовательности действий на уроке. - Давайте сформулируем цели урока. В помощь на экране вам представлены слова- опоры: Повторим… Познакомимся… Научимся… - Молодцы ребята, а сейчас я предлагаю вам составить план действий на урок. Давайте составим его вместе, кто выйдет к доске и соединит пункты плана? 7.Организовывает знакомство с критериями оценки деятельности обучающихся. -Ребята, также у нас есть Речевая карта, в которой вы будете оценивать свои способности на уроке. Критерии: Правильность, умение пересказать, умение выразительно читать, умение находить и определять художественные средства выразительности. Плюс — соответствует пункту, Минус — нужно потрудиться. -Молодцы, а мы идем дальше. | - И. Соколов — Микитов, А. Майков -Тема урока «И. Соколов - Микитов «Март в лесу», А. Майков «Весна»» -Повторим литературные жанры и их особенности; Познакомимся с произведениями И. Соколов - Микитов «Март в лесу», А. Майков «Весна; Научимся определять средства художественной выразительности в тексте лирических произведений. | Л: смыслообразование; сформированность мотивации у познанию и учению; Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Р: адекватное оценивание своих достижений, осознание возникающих трудностей. | Презентация: Дидактический материал на доску (план действий) Раздаточный материал «Речевая карта» |
"Открытие" детьми нового знания
| Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Практический: работа с учебником, работа у доски Словесный: беседа Частично-поисковый метод. Работа с правилом. Объяснительно-иллюстративный. | 8.Формулирует задание. 9.Организует поисковую работу в учебнике; проводит беседу по прочитанному. 10.Организует работу учащихся в парах. - Начнем наше путешествие с «Леса Новых знакомств». -Как вы думаете, что мы будем здесь делать? - Верно. А работать будем по вариантам. 1 вариант: И. Соколов — Микитов. Иван Сергеевич Соколов-Микитов – русский писатель – путешественник. Родился он в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье. 2 вариант- Аполлон Николаевич Майков – русский поэт. Родился в Москве в старинной дворянской семье с богатыми культурными традициями. Его отец был известным художником, академиком живописи, мать - писательница. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, которые часто посещали художники и литераторы. - Ребята, сейчас у вас есть 1 минута чтобы рассказать соседу по парте про автора, с которым вы познакомились. - Отметим свои успехи в Речевой карте. - Продолжаем наше путешествие в «Лесу предположений», на странице 138. - Прочитайте название текста. | - Изучим биографию авторов. Знакомятся с биографией авторов по вариантам. Делятся полученными знаниями и информацией в парах. -Отмечают в речевой карте «Умею пересказать биографию автора». - О том, как меняется природа в марте. | П:проведение классификации по различным признакам, анализ, синтез, обобщение; П: чтение и понимание текста, извлечение нужной информации ; П:осознание познавательной задачи. Р: планирование необходимых действий по заданию. | Презентация: Раздаточный материал «Биографии» |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Имитативный метод: упражнение. Практический: Аналитический. | - Какое настроение передает писатель в своем произведении? - Прочитайте текст еще раз про себя. -Чему учит нас данный рассказ? - Найдите выразительные слова и словосочетания, которые помогают услышать звуки весеннего леса: - Ребята, автор в тексте говорит нам о том, что изменения, которые произошли в марте в лесу, разбудили не всех. Что ещё не пробудилось от зимнего сна? 11.Проводит динамическую паузу. Динамическая пауза(видеофрагмент) –Перед тем, как продолжить работу, немного разомнемся. | Высказывают предположения. - Что постепенно приходит весна и все меняется -звонкая барабанная трель; - приветствуют приход весны Отвечают на вопросы по тексту рассказа. - Не пробудились деревья. - Они стоят неподвижно. - Метафора, олицетворение. | П: умение осуществлять сравнение и анализ объектов. К: активное использование речевых средств и средств крммуникационны технологий. | Презентация: Раздаточный материал «Речевая карта» |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Частично-поисковый: упражнение Практический: взаимопроверка | - Продолжаем наше путешествие в «Лесу новизны» на стр. 139. Перед началом анализа стихотворения, я хочу рассказать вам один интересный факт: - Посмотрите, кому посвящено стихотворение? Данное стихотворение Аполлон Николаевич посвятил Коле Трескину, как вы считаете кто этот человек?
- Первичное чтение (самостоятельно учениками). - Перечитайте стихотворение и скажите, Похоже ли это стихотворение на сказку? Докажите, используя поэтические строки. | Участвуют в анализе произведения. - Коле Трескину. - Сын, друг, племянник, знакомый мальчик, ученик, важный для Майкова человек, кто-то родной. - Есть. Знакомятся со стихотворением самостоятельно. - Олицетворение. - Т.к. весна победила зиму, и зима отступает, весна – победительница. | Л: самооценка и взаимооценка поступков и деятельности; П: осознание поставленной задачи; осуществлять сравнение и анализ, классификацию объектов. Р: адекватное оценивание своих и чужих достижений, поступков. | Презентация: |
Включение в систему знаний, повторение 8 мин | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: опрос Практический: упражнение, взаимопроверка,задание в группах Имитативный. | - Давайте проследим по тексту, какими себе представляет Майков зиму и весну. - Итак, читаем 1 четверостишие. (1 ученик) - Почему колесница у весны золотая?
- Читаем 2 четверостишие. (1 ученик)
- Что делает зима? - Автор выбрал слово поползла. Почему не побежала или пошла? - И читаем 5 четверостишие. - Ребята, а как догадались что птички, здесь нет такого слова? - Ребята, а почему поэт бабочек сравнивает с победны флагом? - Рассмотрите репродукции картины Е.Волкова. 12.Формулирует задание, наблюдаем за правильностью его выполнения. - Ребята, подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. (под фоновую музыку). - В каком темпе и с какой интонацией следует читать стихотворение? - Мы все слушаем и будем оценивать по критериям в Речевой карте. - Молодец, замечательно, кто еще желает? - Ребята, легко ли вам было выразительно читать стихотворение? Как вы думаете что вам помогало? 13.Организует, групповую работу. 14.Следит за выполнением работы, помогает. - Ребята, сейчас мы с вами проверим насколько вы были внимательными на уроке и в путешествии. Прочитайте еще раз рассказ и стихотворение пройденные на уроке. Сейчас на экране будут появляться высказывания, ваша задача ставить + верно или — неверно рядом с номером высказывания в бланке ответов. Для начала вспомним правила работы в группах. Задание выполняется в группах, на задание дается 3 минуты. (Высказывание про авторов произведений, про сюжет и главную мысль). - Кто справился с заданием, прочитайте высказывание и ваш ответ. 15. Организует повторение раннее изученного. 16. Предлагает выполнить упражнения для конкретизации первичных знаний. Организует работу в группах. -Ребята, вернемся к вопросам, которые в начале урока вызвали у нас затруднения. Сможем ли мы сейчас на них ответить? Мы познакомились с авторами, у которых есть произведения про весну? | - седая. - красавица, на золотой колеснице. - Солнечный день, много света, ярко светит солнце. - мчится. - Она старая, тщедушная - Царица - Чтобы передать своё трепетное отношение к весне. - шум, гуденье, чириканье, пенье. - к зиме. - улыбку. - добрая, тёплая. - Погребальная одежда. - поползла. - Снег дольше сохраняется там, где прохладнее, куда не сразу попадают солнечные лучи. - Т.к. снег стаивает медленно на пригретых солнцем местах, вот и создаётся впечатление, что он уползает туда, где прохладнее. - рои пчёл, отряды бабочек, благовонные ветерки, птички. - Поэт говорит о чиликанье и пень, а это могут делать только птицы. - Они как пестрый флаг, развивающийся на ветру, порхают в воздухе. Высказывают предположения. - радостную картину прихода весны. Готовятся к выразительному чтению. Оценивают по критериям Речевой карты. Слушают задание. Выполняют работу в группах. Проводят взаимопроверку по эталону. | П: формулирование правила на основе выделения существенных признаков; К: формирование умения работать в паре, осуществлять взаимопроверку. Р: адекватное оценивание своих достижений, осознание возникающих трудностей. | Презентация: |
Рефлексия деятельности 3 мин | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа, рассуждение. Аналитический. Практический: работа с Картой успеха. | 17. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке. 18.Организует подведение итогов по пройденному материалу. - С какими авторами и произведениями мы сегодня познакомились? -Какие цели мы ставили? -Достигли ли мы целей? -Все ли пункты плана мы выполнили? - Оцените свою работу на уроке. Посмотрите на свою Речевую карту, поднимите руку те, у кого больше плюсов. Поднимите руку те, у кого есть минусы. - А сейчас все поднимите руки вверх, погладьте себя правой рукой по голове те, у кого на уроке все получилось и ему понравились произведения. Левой те, у кого были затруднения. -Спасибо за работу, вы большие молодцы. Урок окончен. Готовьтесь к следующему предмету. | - «И. Соколов - Микитов «Март в лесу», А. Майков «Весна»» - Повторим литературные жанры и их особенности; Познакомимся с произведениями И. Соколов - Микитов «Март в лесу», А. Майков «Весна; Научимся определять средства художественной выразительности в тексте лирических произведений. - Да. - Все. - Оценивают работу на уроке. Подводят результаты урока совместно с учителем. | Л:осознание трудностей и стремление к их преодолению; Р:саморегуляция собственной деятельности, контроль и самооценка своих действий и поступков. | Презентация: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/04/picture-73258-1357309031.jpg)
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.
Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....
Технологическая карта к уроку литературного чтения "Е. Чарушин "Страшный рассказ" 2 класс УМК Перспектива
РазделЛюблю всё живоеТемаЕ. И. Чарушин «Страшный рассказ»Цели деятельности педагогаОзнакомить учащихся с творчеством Е.И. Чарушина;Развивать навыки выразительного, безошибочного чтения;Сформиров...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-702346-1476809664.jpg)
Технологическая карта к уроку литературного чтения. Л.Н. Толстой "Акула", 3 класс, УМК "Школа России". Фрагмент урока (для аттестации).
3 класс, УМК "Школа России"....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/02/picture-405639-1456903465.jpg)
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...
Технологические карты к урокам литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива"
Технологические карты в помощь учителю при составлении плана урока....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/29/picture-1104074-1603972272.jpg)
УМК "Перспектива". Технологическая карта к уроку литературного чтения для 2 класса на тему "Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Текст из энциклопедии «Заяц" "
Цели деятельности учителя : показать сходство и различие научных и художественных текстов на примере новых произведений; научить сравнить художественный и научно-по...
Технологическая карта проектного урока литературного чтения «Н.Н. Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина»
Технологическая карта разработана с целью формирования читательской компетентности, способности к осмыслению прозаических текстов и рефлексии на них, развития знаний и возможностей, использования их с...