Технологическая карта по уроку литературного чтения, 3 класс, УМК «Перспектива»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Хамидуллина Анжела Римовна

Тема урока «И. Соколов - Микитов  «Март в лесу», А. Майков  «Весна»»

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с рассказами и стихами о природе; ознакомление учащихся с творчеством И. Соколова - Микитова и А. Майкова; развитие умения анализировать лирические произведения и сравнивать их с произведениями живописи.

Задачи урока

Дидактические

1. Научить различать разные виды текстов: текст-описание, текст-рассуждение, текст- повествование;
2. Формировать умение анализировать произведения живописи и сравнивать их с художественными текстами;
3. Научить определять средства художественной выразительности в тексте лирических произведений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 11.04.2021г.

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс: 3 «Б»

Урок: 3

Время: 09:50 - 10:30Кабинет: 203

Студент: Хамидуллина А.

Группа: № 31

Учитель: Артемьева И.Э.

Руководитель практики: Солопова Т.В.

Тема урока «И. Соколов - Микитов  «Март в лесу», А. Майков  «Весна»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства с рассказами и стихами о природе; ознакомление учащихся с творчеством И. Соколова - Микитова и А. Майкова; развитие умения анализировать лирические произведения и сравнивать их с произведениями живописи.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Научить различать разные виды текстов: текст-описание, текст-рассуждение, текст- повествование;
  2. Формировать умение анализировать произведения живописи и сравнивать их с художественными текстами;
  3. Научить определять средства художественной выразительности в тексте лирических произведений.

Развивающие:

  1. Развивать читательскую речь, образное и логическое мышление в процессе работы над произведением;
  2. Способствовать развитию воссоздающего и творческого воображения при знакомстве со стихотворением;
  3. Развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Воспитательные:

  1. Укреплять положительное отношение к литературному чтению и процессу обучения;
  2. Овладеть навыками самостоятельной, групповой работы в процессе выполнения творческих заданий.

Оборудование: учебник УМК «Перспектива», автор:Климанова Л.Ф., 3 класс, 2 часть, презентация, раздаточный материал.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

1 мин.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Психологический настрой.

Словесный: беседа.

1. Приветствует учащихся.

-Добрый день ребята. Меня зовут Анжела Римовна, сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.

-Прочитайте высказывание:

«Книги — это и самолет, и поезд, и дорога. Они и пункт назначения , и путешествие.» - А. Квиндлен.

- Как вы понимаете данное выражение?

- Верно, книги могут перенести читателей на разные точки земного шара и за его пределы, нужно лишь включить воображение.

2.Проверяет готовность обучающихся к уроку.
- Я вам желаю на уроках литературного чтения быть внимательными и путешествовать вместе с авторами, вникая в каждую строчку их произведений.

Приветствуют учителя.

Читают высказывание.

Отвечают на вопрос.

Р: самоопределение к деятельности;

Л: мотивация учебной деятельности.

Презентация:

 Актуализация знаний и мотивация

 мин

6 мин.

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа, инструктаж.

Эвристический метод: предположение.

Практический: работа в парах.

Имитативный метод.

Игровой метод.

Метод проблемного изложения.

3. Беседует с детьми о пройденном материале.

- Начнем наш урок с повторения.

-Кто мне скажет, Какой раздел мы начали изучать?

-С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

4.Организует работу в парах, формулирует задание.

- Для того, чтобы закрепить изученный материал, вам нужно выполнить задание.

-Знаете ли вы что такое стихотворение?

-А рассказ, сказка?

-Сейчас вам предстоит заполнить памятку «Литературные жанры», где вы должны будете определить соответствие жанра и определения, а также произведений.

Сказка — это произведение фантастического или бытового характера с установкой на вымысел.

Рассказ — это небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом.

Стихотворение — это художественное произведение, организованное по законам стихотворной речи.

(Примеры пройденных произведений).

Работать вы будете в парах, на работу дается 3 минуты. Время пошло.

-Ребята, какая пара хочет рассказать, что же вы помните и знаете про литературные жанры?

 -Остальные, проверьте у всех ли так?

- Ребята, сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие, а куда вы сейчас скажете.

- Посмотрите на экран, здесь представлены предметы которые нам пригодятся (палка, палатка,  костер, головной убор)

- Как вы думаете куда мы оправимся?

- Верно, на природу.

- Ребята, кто мне назовет авторов, которые писали про природу?

- Молодцы, а какое у нас сейчас время года?

- Да, а каждый приход весны пробуждает самые разные чувства. А какие ассоциации вызывает у вас слово «весна»?

- Действительно, весна - одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, появляются первые новые живые звуки жизни: Какие звуки?

- Весенняя природа побуждает людей творить: художников – красками, композиторов – звуками, а поэтов и писателей – словом. Они не только сами видят красоту, но и нас учат нас видеть в ней то, мимо чего мы часто проходим не замечая.

- Мы с вами отправимся в небольшое путешествие, встречая весну и познакомимся с несколькими произведениями, посвященными этому прекрасному времени года.

- Давайте еще раз вспомним, какие писатели писали о природе? Посмотрите на экран, сможете ли вы мне сказать, какой из авторов писал о весне? А есть ли на экране незнакомые, новые для вас авторы?

-Картины родной природы.

- Б.Заходер «Что такое стихи?»

-Да.

Слушают задание.

Выполняют задание в парах.

Озвучивают ответ.

-На природу, в лес.

- Пришвин, Тютчев..

-Весна.

- Тепло, птицы поют, капель, на деревьях появляются почки.

- Пение птиц, капель.

Высказывают предположения.

П: определение и выделение известных орфограмм;

К: оформление мыслей в устной и письменной форме;

К: проявление сотрудничества с соседом по парте;

П: проведение классификации, обобщения, сравнения, выбирая наиболее эффективный способ решения задачи.

Л:смыслообразование.

Р: контроль процесса и результата деятельности.

Презентация:

Постановка учебной задачи
4 мин

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа, разъяснение,

анализ

5. Побуждает обучающихся к формулированию темы и цели урока.

- Назовите неизвестные вас имена авторов. Откройте учебник на стр.138, 139.

-Сформулируйте тему урока.

6.Вовлекает учащихся в определение последовательности действий на уроке.

- Давайте сформулируем цели урока.

В помощь на экране вам представлены слова- опоры:

Повторим…

Познакомимся…

Научимся…

- Молодцы ребята, а сейчас я предлагаю вам  составить план действий на урок.

Давайте составим его вместе, кто выйдет к доске и соединит пункты плана?

7.Организовывает знакомство с критериями оценки деятельности обучающихся.

-Ребята, также у нас есть Речевая карта, в которой вы будете оценивать свои способности на уроке. Критерии:

Правильность, умение пересказать, умение выразительно читать, умение находить и определять художественные средства выразительности.

Плюс — соответствует пункту,

Минус — нужно потрудиться.

-Молодцы, а мы идем дальше.

- И. Соколов — Микитов, А. Майков

-Тема урока «И. Соколов - Микитов  «Март в лесу», А. Майков  «Весна»»

-Повторим литературные жанры и их особенности;

Познакомимся с произведениями  И. Соколов - Микитов  «Март в лесу», А. Майков  «Весна;

Научимся определять средства художественной выразительности в тексте лирических произведений.

Л:  смыслообразование;   сформированность мотивации у познанию и учению;

Р: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Р: адекватное оценивание своих достижений, осознание возникающих трудностей.

Презентация:

Дидактический материал на доску (план действий)

Раздаточный материал «Речевая карта»

"Открытие" детьми нового знания


7 мин

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практический: работа с учебником, работа у доски

Словесный: беседа

Частично-поисковый метод.

Работа с правилом. Объяснительно-иллюстративный.

8.Формулирует задание.

9.Организует поисковую работу в учебнике; проводит беседу по прочитанному.

10.Организует работу учащихся в парах.

- Начнем наше путешествие с «Леса Новых знакомств».

-Как вы думаете, что мы будем здесь делать?

- Верно. А работать будем по вариантам.

1 вариант: И. Соколов — Микитов.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов – русский писатель – путешественник. Родился он в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье.
Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету
Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.
Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.
С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов. В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа.

2 вариант-

Аполлон Николаевич Майков – русский поэт. Родился в Москве в старинной дворянской семье с богатыми культурными традициями. Его отец был известным художником, академиком живописи, мать - писательница. Детские годы прошли в московском доме и подмосковном имении, которые часто посещали художники и литераторы.
Художественная атмосфера дома способствовала формированию духовных интересов будущего поэта, который рано начал рисовать и сочинять стихи.
Майков писал о природе, о красоте земли, живо интересовался историей России и других народов. Стихи его, написанные в разные годы и в молодости, и в старости одинаково светлы. Они полны спокойной ясности, доверии к жизни и нежного внимания к душе человека.

- Ребята, сейчас у вас есть 1 минута чтобы рассказать соседу по парте про автора, с которым вы познакомились.

- Отметим свои успехи в Речевой карте.

- Продолжаем наше путешествие в «Лесу предположений», на странице 138.

- Прочитайте название текста.
О чём поведает нам автор в своём произведении?
- Вы попытались выдвинуть свои предположения, опираясь только на название. Познакомимся с текстом и узнаем, совпали ли ваши предсказания.

- Изучим биографию авторов.

Знакомятся с биографией авторов по вариантам.

Делятся полученными знаниями и информацией в парах.

-Отмечают в речевой карте «Умею пересказать биографию автора».

- О том, как меняется природа в марте.

П:проведение классификации по различным признакам, анализ, синтез, обобщение;

П: чтение и понимание текста, извлечение нужной информации ;

П:осознание познавательной задачи.

Р: планирование необходимых действий по заданию.

Презентация:

Раздаточный материал «Биографии»

Первичное закрепление
6 мин

Усвоение нового способа действий

Имитативный метод: упражнение.

Практический: Аналитический.

-  Какое настроение передает писатель в своем произведении?

- Прочитайте текст еще раз про себя.
- Какова главная мысль в тексте?

-Чему учит нас данный рассказ?

- Найдите выразительные слова и словосочетания, которые помогают услышать звуки весеннего леса:

- Кто издаёт эти звуки?
Как вы понимаете значение слова торжественно? Почему они так звучат?

-Найдите предложения, в которых автор говорит о том, что не каждый может услышать эти звуки.
- Как вы понимаете выражение чуткое ухо?
Чуткое ухо - быстро и легко воспринимающее что-нибудь
- Этими словами автор обращает наше внимание на то, что только чуткий, внимательный, любящий природу человек может услышать первые звуки весны.

- Ребята, автор в тексте говорит нам о том, что изменения, которые произошли в марте в лесу, разбудили не всех. Что ещё не пробудилось от зимнего сна?
Почему вы так решили?
Найдите средства художественной выразительности в тексте: тяжелая белая шапка рассыпалась (как словно). Вспомните, как называется этот приём.
- Как вы считаете: Это текст – рассуждение, описание или повествование?  Обоснуйте свой ответ.

11.Проводит динамическую паузу.

Динамическая пауза(видеофрагмент)

–Перед тем, как продолжить работу, немного разомнемся.

Высказывают предположения.

- Что постепенно приходит весна и все меняется

-звонкая барабанная трель;
- торжественно звучат;
- сухое звонкое дерево.

- приветствуют приход весны

Отвечают на вопросы по тексту рассказа.

- Не пробудились деревья.

- Они стоят неподвижно.

- Метафора, олицетворение.

П: умение осуществлять  сравнение и анализ объектов.

К: активное использование речевых средств и средств крммуникационны технологий.

Презентация:

Раздаточный материал «Речевая карта»

Самостоятельная работа с самопроверкой
5мин


Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Частично-поисковый: упражнение

Практический: взаимопроверка

- Продолжаем наше путешествие в «Лесу новизны» на стр. 139.

Перед началом анализа стихотворения, я хочу рассказать вам один интересный факт:

- Посмотрите, кому посвящено стихотворение? Данное стихотворение Аполлон Николаевич посвятил Коле Трескину, как вы считаете кто этот человек?


Вы правы в том, что Коля Трескин был важен для поэта, даже являлся в какой-то степени родственником. Есть в классе те, у кого есть крестные мама и папа?
Вот и для Коли Трескина Аполлон Николаевич был крестным отцом. Теперь вы примерно представляете, с какими чувствами поэт сел за произведение и что его на это подвигло.

- Первичное чтение (самостоятельно учениками).

- Перечитайте стихотворение и скажите, Похоже  ли это стихотворение на сказку? Докажите, используя поэтические строки.
- Как называется приём, когда поэт говорит о временах года, как о живых существах?
- Действительно, в основе этого стих-я лежит олицетворение. Для поэта времена года так одушевлены, что он пишет слово Весна с заглавной буквы.
- Как вы думаете, а почему слово зима написано с маленькой буквы?
- В своём стихотворении поэт рисует два образа. Образ зимы и образ весны.

Участвуют в анализе произведения.

- Коле Трескину.

- Сын, друг, племянник, знакомый мальчик, ученик, важный для Майкова человек, кто-то родной.

- Есть.

Знакомятся со  стихотворением самостоятельно.

- Олицетворение.

-  Т.к. весна победила зиму, и зима отступает, весна – победительница.

Л: самооценка и взаимооценка поступков и деятельности;

П: осознание поставленной задачи; осуществлять сравнение и анализ, классификацию объектов.

Р: адекватное оценивание своих и чужих достижений, поступков.

Презентация:

Включение в систему знаний, повторение

 8 мин

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: опрос

Практический: упражнение, взаимопроверка,задание в группах

Имитативный.

- Давайте проследим по тексту, какими себе представляет Майков зиму и весну.

- Итак, читаем 1 четверостишие. (1 ученик)
- Какая здесь зима?
- А весна?

- Почему колесница у весны золотая?


-А что делает весна?
- Она мчится, т.е. наступает очень быстро.

- Читаем 2 четверостишие. (1 ученик)
- А что здесь поэт говорит о зиме?
- Подберите синоним к слову тщедушная.
- Ребята, а весна здесь кто?
- Весна появляется с армией. Это говорит о том, что весна победительница.
- А далее поэт употребляет слово ветерков. Почему не ветров?


- А теперь переходим к 3 четверостишию, послушайте его.
- Какой здесь показана весна?
- Поэт передаёт звуки весны, какие?


- Прочитайте 4 четверостишие (1 ученик)
- К кому обращается поэт?
- А какое оружие выбрала весна, чтобы прогнать зиму?
- Значит весна какая?
- А как здесь описана зима?
- Она одета в саван белый. Что такое саван?

- Что делает зима?
- Как вы думаете, почему она поползла в овраг, в кусты?


- Автор выбрал слово поползла. Почему не побежала или пошла?

- И читаем 5 четверостишие.
- Дальше мы понимаем, что снег не вечен. Найдут его и по оврагам.
- И вот оно войско весны летит, шумит. Кто же служит в этом войске?

- Ребята, а как догадались что птички, здесь нет такого слова?

- Ребята, а почему поэт бабочек сравнивает с победны флагом?
- Весна побеждает, она победительница.
- Итак, какой представил поэт зиму?
- А какой поэт нам показывает весну?
- И мы с вами убедились, что весна победительница. Так чему же научило нас данное стихотворение А.Майкова?

- Рассмотрите репродукции картины  Е.Волкова.
Сходны ли они по настроению со стихотворением А.Майкова «Весна»?
-Какую картину стремился изобразить А.Майков?

12.Формулирует задание, наблюдаем за правильностью его выполнения.

- Ребята, подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. (под фоновую музыку).

- В каком темпе и с какой интонацией следует читать стихотворение?

- Мы все слушаем и будем оценивать по критериям  в Речевой карте.

- Молодец, замечательно, кто еще желает?

- Ребята, легко ли вам было выразительно читать стихотворение? Как вы думаете что вам помогало?

13.Организует, групповую работу.

14.Следит за выполнением работы, помогает.

- Ребята, сейчас мы с вами проверим насколько вы были внимательными на уроке и в путешествии. Прочитайте еще раз рассказ и стихотворение пройденные на уроке.

Сейчас на экране будут появляться высказывания, ваша задача ставить + верно или — неверно рядом с номером высказывания в бланке ответов. Для начала вспомним правила работы в группах. Задание выполняется в группах, на задание дается 3 минуты.

(Высказывание про авторов произведений, про сюжет и главную мысль).

- Кто справился с заданием, прочитайте высказывание и ваш ответ.

15. Организует повторение раннее изученного.

16. Предлагает выполнить упражнения для конкретизации первичных знаний. Организует работу в группах.

-Ребята, вернемся к вопросам, которые в начале урока вызвали у нас затруднения.

Сможем ли мы сейчас на них ответить? Мы познакомились с авторами, у которых есть произведения про весну?

- седая.

- красавица, на золотой колеснице.

- Солнечный день, много света, ярко светит солнце.

- мчится.

- Она старая, тщедушная

- Царица

- Чтобы передать своё трепетное отношение к весне.

- шум, гуденье, чириканье, пенье.

- к зиме.

- улыбку.

- добрая, тёплая.

- Погребальная одежда.

- поползла.

- Снег дольше сохраняется там, где прохладнее, куда не сразу попадают солнечные лучи.

- Т.к. снег стаивает медленно на пригретых солнцем местах, вот и создаётся впечатление, что он уползает туда, где прохладнее.

- рои пчёл, отряды бабочек, благовонные ветерки, птички.

- Поэт говорит о чиликанье и пень, а это могут делать только птицы.

- Они как пестрый флаг, развивающийся на ветру, порхают в воздухе.

Высказывают предположения.

-  радостную картину прихода весны.

Готовятся к выразительному чтению.

Оценивают по критериям Речевой карты.

Слушают задание.

Выполняют работу в группах.

Проводят взаимопроверку по эталону.

П: формулирование правила на основе выделения существенных признаков;

К: формирование умения работать в паре, осуществлять взаимопроверку.

Р: адекватное оценивание своих достижений, осознание возникающих трудностей.

Презентация:

Рефлексия деятельности

 3 мин

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа, рассуждение.

Аналитический.

Практический: работа с Картой успеха.

17. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке.

18.Организует подведение итогов по пройденному материалу.

- С какими авторами и произведениями мы сегодня познакомились?

-Какие цели мы ставили?

-Достигли ли мы целей?

-Все ли пункты плана мы выполнили?

- Оцените свою работу на уроке. Посмотрите на свою Речевую карту, поднимите руку те, у кого больше плюсов. Поднимите руку те, у кого есть минусы.

- А сейчас все поднимите руки вверх, погладьте себя правой рукой по голове те, у кого на уроке все получилось и ему понравились произведения. Левой те, у кого были затруднения.

-Спасибо за работу, вы большие молодцы. Урок окончен. Готовьтесь к следующему предмету.

-  «И. Соколов - Микитов  «Март в лесу», А. Майков «Весна»»

- Повторим литературные жанры и их особенности;

Познакомимся с произведениями  И. Соколов - Микитов  «Март в лесу», А. Майков  «Весна;

Научимся определять средства художественной выразительности в тексте лирических произведений.

- Да.

- Все.

- Оценивают работу на уроке.

Подводят результаты урока совместно с учителем.

Л:осознание трудностей и стремление к их преодолению;

Р:саморегуляция собственной деятельности, контроль и самооценка своих действий и поступков.

Презентация:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения "Е. Чарушин "Страшный рассказ" 2 класс УМК Перспектива

РазделЛюблю всё живоеТемаЕ. И. Чарушин «Страшный рассказ»Цели деятельности педагогаОзнакомить учащихся с творчеством Е.И. Чарушина;Развивать навыки выразительного, безошибочного чтения;Сформиров...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

Технологические карты к урокам литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива"

Технологические карты в помощь учителю при составлении  плана урока....

УМК "Перспектива". Технологическая карта к уроку литературного чтения для 2 класса на тему "Сравнение художественного и научно-познавательного текста. Н. Рубцов «Про зайца». Текст из энциклопедии «Заяц" "

Цели деятельности учителя : показать сходство и различие научных и художественных текстов на примере  новых произведений; научить сравнить      художественный и научно-по...

Технологическая карта проектного урока литературного чтения «Н.Н. Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина»

Технологическая карта разработана с целью формирования читательской компетентности, способности к осмыслению прозаических текстов и рефлексии на них, развития знаний и возможностей, использования их с...