Конспект урока литературного чтения Тема: С. А. Есенин, «Бабушкины сказки» 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Денисенко Елизавета Сергеевна

Конспект урока литературного чтения

Тема: С. А. Есенин, «Бабушкины сказки»

4 класс

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация

средняя общеобразовательная школа «Димитриевская»

__________________________________________________________

Конспект урока литературного чтения

Тема: С. А. Есенин, «Бабушкины сказки»

4 класс

Учитель-логопед,

Денисенко Е.С.

Москва, 2022 год

Конспект урока литературного чтения

Тема: С. А. Есенин, «Бабушкины сказки»

Цели: познакомить учащихся с творчеством С. А. Есенина; прививать любовь к поэзии; показывать красоту, точность, звучность поэтического слова.

Задачи:

Образовательные:

  • Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”
  • Учить анализировать поэтическое произведение
  • Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу

Развивающие:

  • Развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз
  • Развитие познавательной активности
  • Развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности
  • Формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля

Воспитательные:

  • Способствовать пониманию понятия “родина”, воспитывать любовь к родине, к семье
  • Воспитывать любовь к русской поэзии

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, дети, ….

Речевая разминка

Начнем урок с речевой разминки. Прочитайте предложение громко все вместе.

Теперь читаем, выделяя голосом по одному слову.

  • Читаем с радостью.
  • Читаем грустно.
  • Читаем с вопросительной интонацией.
  • Читаем тихо.

2. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением уже знакомого вам поэта. Послушайте стихотворение и вы узнаете, какого.

(Чтение учителем стихотворения Н. Брауна «Сергей Есенин».)

В этом имени – слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что – то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёзы и синь – рассвет.

Что – то есть в нём и от весенней,

Грусти, Юности и Чистоты…

Только скажут: «Сергей Есенин», -

Всей России встают черты…

О ком стихотворение?

Какие стихи С. Есенина вы знаете, помните? Что знаете о самом поэте?

3. Изучение нового материала.

Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии — расположено на берегу реки Оки, недалеко от Рязани. Сейчас это село называется Есенино.

Родители его – Александр Никитич и Татьяна Фёдоровна – были бедными крестьянами. Вскоре после рождения сына им пришлось уехать на заработки в город. Мальчика отдали на воспитание в семью деда (отца матери).

"Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.»

Можно сказать, что Есенин вырос на руках у бабушки Натальи Евтихиевны, которая знала много народных сказок и преданий. В доме у бабушки всегда было шумно и весело, сюда приезжали погостить и другие внуки. Детвора, после надоевших за день игр, спешила домой, к любимой бабушке, уговаривая её рассказать очередную сказку. Делала она это настолько мастерски и увлекательно, что каждый из присутствующих, включая Есенина, ощущал себя героем рассказанной истории, совершая подвиги. Став взрослым поэт часто вспоминал свою бабушку с нежностью и теплотой.

– Любите ли вы сказки?

– Какие сказки вам нравятся больше всего (народные или авторские, волшебные, о животных или бытовые)?

– Нравится ли вам самим читать сказки или вы любите их слушать?

4. Работа по теме урока

Работа над стихотворением «Бабушкины сказки»

Словарная работа

Уточним значения некоторых слов:

  • по задворкам – задворки – часть крестьянского двора за домом, место за двором
  • разухабистой гурьбой – молодцеватой, задорной
  • бредём – синоним – шагаем

Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше? А почему автор так написал – бредём домой? (Устали.)

Опостылели – надоели

Салазки – маленькие деревянные ручные санки

загалдели – заговорили одновременно, громко говорить

Попробуйте заменить слово “загалдели” словом “заговорили”. Как лучше?

А почему ребята загалдели? (Хотят продолжения сказок.)

– Поэт Сергей Есенин в детстве тоже очень любил сказки. Сказки, рассказанные бабушкой, остались в его душе, его памяти на всю жизнь. Вот как он вспоминает об этом.  

Прослушивание стихотворения

Во время прослушивания, вы постарайтесь представить себе картины, описанные автором в стихотворении.

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идем, бредем домой.

Опостылеют салазки,

И садимся в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана-дурака.

И сидим мы, еле дышим.

Время к полночи идет.

Притворимся, что не слышим,

Если мама спать зовет.

Сказки все. Пора в постели...

Но, а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

«Что ж сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело —

Говори да говори.

Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

Какие картины вы представили?

– Какое настроение оставило у вас стихотворение?

– Какими вам показались дети?

– На какие хитрости они шли, чтобы подольше послушать бабушкины сказки?

– Случалось ли с вами подобное?

– С каким чувством поэт вспоминает детские годы и бабушкины сказки? Из каких слов это видно?

5. Физминутка

У  Есенина много стихотворений о природе,  о временах года. Давайте с вами перенесемся в лес и представим, что мы деревья.

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растём,

И тянемся к солнышку ночью и днём.

А осенью листья стряхнем постепенно.

И кружит, и кружит их ветер осенний.

6. Работа по теме урока.

Дети выполняют тест. См. приложение

7. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

- О чем мы сегодня с вами говорили? 

Домашнее задание:  перечитать  ещё  раз стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки», подготовить выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить его наизусть.


Приложение

Фамилия, Имя

1.  Кто главный герой?

1) дедушка

2) дети

3) Иван-дурак

2. В какое время происходит событие?

1) Лето

2) Осень

3) Зима

4) Весна

3.  Во что играли дети днем?

1) Ходили на рыбалку

2) Собирали грибы

3) Катались с горки на салазках

4.  Чем занимались вечером дома?

  1. Слушали сказки
  2. Читали книги
  3. Рисовали

5.  Кто рассказывал сказки?

  1. Мама
  2. Няня
  3. Дедушка
  4. Бабушка

7.  Как слушали дети?

Напишите самостоятельно:____________________

____________________________________________

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения. Тема: «Б. Житков. Про обезьянку» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Б. Житков. Про обезьянку»Цели урока: учить видеть  и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступ...

Конспект урока литературного чтения. Тема: В.П. Астафьев «Капалуха». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».Цели урока:  продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль ...

Конспект урока литературного чтения. Тема - А.А.Блок «Россия»4 класс.

МБОУ "Погореловская СОШ"Цели: Образовательные: создание условий для ознакомления со стихотворением А. А. Блока «Россия»;учить находить слова в тексте, которые помо...

Конспект урока литературного чтения. Тема: «Б. Житков. Про обезьянку» 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: «Б. Житков. Про обезьянку»Цели урока: учить видеть  и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступ...

Конспект урока литературного чтения. Тема: В.П. Астафьев «Капалуха». 3 класс (УМК Школа России)

Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».Цели урока:  продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль ...

Презентация+ конспект урока литературного чтения. Тема: "Овсей Дриз. Синий дом.". 2 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: ознакомление с картиной М.Шагала «Синий дом»; ознакомление со стихотворением «Синий дом» О.Дриз.; формирование умений анализировать художественный те...

Конспект урока литературного чтения, тема: Урок обобщение «Узнай сказку», 1 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Урок обобщение «Узнай сказку»Цели деятельности учителя: создание условий для обсуждения прочитанного; совершенствование навыка чтения целыми словами и...