Урок литературного чтения в 3 классе. Сергей Есенин "Черёмуха"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Дудкина Елена Вячеславовна

Разработка урока литературного чтения предназначена учителю начальных классов. Урок соответствует требованиям ФГОС НОО, хорошо прописана методика ознакомления с поэтическим произведением, есть справочный материал и презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по литературному чтению 3 класс

Тема: Сергей Есенин «Черемуха» …

3 класс. Литературное чтение. Л.Ф. Климанова    УМК «Школа России»

Цель: создание условий для эмоционального восприятия поэтического произведения, понимания созданного автором художественного образа черемухи.

Задачи:

  • выяснить, как с помощью художественных средств автор передает читателю свои чувства и настроение в поэтическом произведении;
  • провести исследование поэтического произведения;

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  • логические: анализ поэтического произведения, поиск средств художественной выразительности эпитетов, метафоры, олицетворения, сравнения;
  • сопоставление близких явлений и особенностей их изображения в искусстве и в литературе;

Коммуникативные УУД:

  • умение высказывать личные впечатления, переживания, связанные с первичным восприятием поэтического произведения;
  • умение использовать в речи новые слова и выражения;
  • умение взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;
  • умение отстаивать свою точку зрения, понимать и принимать точку зрения автора;

Регулятивные УУД:

  •  умение принимать учебную задачу, планировать ход её решения;
  • умение выполнять самоконтроль и самопроверку

Предметные результаты:

  • умение видеть в поэтическом произведении художественные средства, с помощью которых автор передает настроение и чувства;
  • умение находить средства художественной выразительности эпитет, метафору,   олицетворение, сравнение;
  •  интонационная выразительность речи при чтении стихотворения;
  • освоение способов выразительного чтения: соблюдение пауз, логического ударения, тембра и темпа речи;

Личные результаты:

  • умение восхищаться картинами природы, находить необычное в повседневной жизни;
  • проявлять эмоционально-ценностное отношение к поэтическому произведению;

Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Эмоциональный настрой

  1. Актуализация знаний:

У: Какой раздел мы изучаем?

Д: «Поэтическая тетрадь»

У: Какие собраны произведения в этом разделе?

Д: Стихотворения

У: В чем особенность этого жанра?

Д: Наличие рифмы.

У: Запомните эту важную особенность поэтического произведения. Это нам пригодится на уроке.

  1. Проверка домашнего задания

У: Какое произведение читали на прошлом уроке?

Д: Рассказ М.М. Пришвина «Моя Родина»

У: Какова тема этого произведения?

Д: Темы: Родина, любовь к матери, к природе.

У: Напомните, каким было домашнее задание.

Д: Творческое задание к произведению Михаила Михайловича Пришвина «Моя Родина» - составить рассказ о своем наблюдении в природе.

(Ученики читают свои рассказы)

  1. Ознакомление с темой урока, целеполагание

У: Тема Родины, природы звучит в произведениях многих поэтов. Какое произведение будем сегодня читать?

Д: Сергей Александрович Есенин «Черемуха»

У: Какова цель нашего урока?

Д: Познакомиться с произведением С. Есенина

У: Какие учебные задачи помогут нам достичь цели урока?

Д: - узнать о творчестве поэта;

     - исследовать стихотворение, найти средства художественной выразительности;

     - постараться понять замысел автора, почувствовать замысел автора;

  1. О творчестве Сергея  Есенина.

У: Кто может показать портрет Сергея Есенина? Знаете ли вы что-либо о его творчестве?

Д: Сообщают, если что-то известно.

(Видеофильм о творчестве поэта для младших школьников)

У: Задайте вопросы друг другу по представленной информации.

Физкультминутка по СанПиН

  1. Обращение к опыту детей.

У: Приходилось ли вам видеть, как цветет весной черемуха?

Д: Высказывания детей.

         У: Черемуха-необычное дерево, весной, во время цветения, словно белым облаком окутана. Много песен сложено о ней, которые вызывают особенные чувства. Предлагаю вам видеозарисовку, которая поможет  почувствовать красоту русской природы.

(Видеоролик песни «Под окном черемуха колышется» в исполнении уральского народного хора, первый куплет)

  1.  Работа с поэтическим произведением.

У: Послушайте стихотворение Сергея Есенина в исполнении артиста.

Слушание стихотворения в записи (Электронное приложение к учебнику В.Климановой Л.Ф.)

  1. Беседа по первичному восприятию стихотворения. Целостное восприятие художественного образа.

У: Я заметила, что вы внимательно слушали стихотворение. Кто желает поделиться впечатлением?

Д: Высказывания детей.

2)Вторичное ознакомление с произведением. Анализ стихотворения.

  1. У: Давайте прочитаем это стихотворение в учебнике и попробуем понять, как автору удалось создать это веселое, праздничное настроение.

Чтение стихотворение вслух учащимися (дети читают бегло и очень выразительно)

3) Словарная работа

У: Есть ли непонятные вам слова в этом стихотворении?

Д: Объясняют новые слова с использованием толкового словаря в учебнике.

 4)Организация исследования стихотворения. Поиск и наблюдение средств выразительности.

У: Для работы нам нужно составить план исследования стихотворения.

1.Автор, название

2.Жанр (Рифма, ритм)

3.Средства художественной выразительности: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение

4.Настроение, замысел автора

    5)Работа в группах

Каждая группа проводит исследование стихотворения по плану, находит и объясняет заданные средства выразительности.

  6)Представление группами результатов исследования.

Эпитеты: душистая черемуха, ветки золотистые, роса медвяная, зелень пряная, маленький серебряный ручей, зелень золотистая, волной гремучею

Метафоры: роса сползает, зелень сияет в серебре, зелень горит

Сравнения: ветки, что кудри

Олицетворения: бежит ручей, вкрадчиво поет

7)Особые приемы создания образа в поэтическом произведении

У: Как автор передает яркость цвета, запах черемухи, весеннее движение в природе, звуки?

Запах: -черемуха душистая, роса медвяная, зелень пряная;

Цвет: -ветки золотистые, зелень сияет в серебре, серебряный ручей, зелень золотистая, на солнышке горит;

Звуки: -бежит, струится маленький ручей, волной гремучею ветки обдает, песенки поёт;

8)Выразительное чтение стихотворения.

У: Учитывая характер произведения, настроение автора и собственные впечатления, кто попробует прочитать это стихотворение выразительно?

У:Что требуется еще для выразительного чтения?

Д: Соблюдение темпа, логического ударения, пауз.

(Дети читают стихотворение вслух индивидуально)

У: Как вы отнесетесь к прочитанному?

Д: Стихотворение прочитано красиво, чувствуется настроение автора.

У: Ребята, мы с вами были внимательными слушателями, исследователями, поэтому смогли раскрыть замысел поэта, почувствовать настроение автора, красоту поэтического слова.

  1. Итог урока.

  У: Какую цель ставили на урок?

Д: Мы читали стихотворение Сергея Есенина «Черемуха»

У: Какие открытия мы сделали на уроке?

Д: Поэт описывает черемуху, использует эпитеты, метафоры, сравнение и мы чувствуем, как автор любуется черемухой.

  1. Рефлексия

У: Что в уроке вам показалось особенно интересным?

Д: Высказывания детей

У: Что на уроке вызвало у вас наиболее приятные эмоции?

Д:Высказывания детей.

У: Пришлось ли вам испытывать трудность на каком-либо этапе урока?

Д: Нет, все было легко.

У: Встаньте те ребята, кто считает, что он принял активное участие в уроке, успешно провел исследование и заслуживает отметки «5».

                          (Учитель соглашается или нет с мнениями детей. Если нет –                          аргументирует почему)

У: Спасибо всем за урок. Домашним заданием будет выразительное чтение стихотворения и творческое задание в ТПО на с.63 (С. Есенин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения. 4 класс. Тема "Литературные сказки. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"."

Цели урока:1) Обучающая: ознакомление с жизнью и творчеством писателя; обучение выразительному чтению (отдельных эпизодов, отрывков), обогащение словарного запаса учащихся;2) Развивающа...

Конспект урока литературного чтения 3 класс. Сергей Есенин «С добрым утром!»

В современной школе изменяется роль учителя: из носителя знаний и информации  он превращается в консультанта и коллегу по решению проблемы, координатора самостоятельной работы учащихся.Во многом ...

Урок литературного чтения 4 класс (II вид) Сергей Есенин стихотворение "Пороша"

Данный урок проводился в классе для детей с нарушениями слуха (слабослышащие, имплантированные). На уроке использовались прием моделорования для создания обложки книжки-малышки....

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Сергей Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Сергей Михалков "Мой щенок"...

Презентация к уроку Литературное чтение. Анализ рассказа. Сергей Алексеев. Капитан Гастелло

Презентация к уроку Литературное чтение. Анализ рассказа Сергея Алексеева "Капитан Гастелло"...