Технологическая карта по чтению на тему М. Бородицкая. «Разговор с пчелой», И. Гамазкова. «Кто как кричит?»
методическая разработка по чтению (1 класс)

Инна Владимировна Горбатова

Технологическая карта по чтению на тему  М. Бородицкая. «Разговор с пчелой», И. Гамазкова. «Кто как кричит?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Горбатова Инна Владимировна

Тема: М. Бородицкая. «Разговор с пчелой», И. Гамазкова. «Кто как кричит?»

Тип урока: изучение новых знаний

Цель: познакомить с произведениями авторов; обучать выразительному чтению, чтению целыми словами.

Основные термины, понятия: интонация, рифма.

Формы и методы, применяемые на уроке:

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый

Используемые приемы оценивания: самооценка

Технологии: ИКТ технологии, здоровьесберегающая

Ресурсы урока: компьютер, интерактивная доска, меловая доска, учебник, карточки

Планируемые результаты

Предметные результаты: знать, что такое рифма в стихотворном произведении; замечать юмор в стихотворном произведении; находить в стихотворном произведении звукоподражательные слова; читать выразительно с нужной интонацией. 

Регулятивные УУД: умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации, ориентироваться в учебнике;

Познавательные УУД: достраивать незаконченные строки в произведении; домысливать их в соответствии с рифмой; 

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; формирование умения действовать в парах.

Личностные: выражать собственные чувства при чтении стихотворений, в ходе размышлений, анализа; осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением; соблюдать правила общения при работе в паре.

       

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Организационный момент

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, фиксирует отсутствующих.

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место проверяют наличие учебных принадлежностей, отвечают на вопросы.

  1. Актуализация необходимых знаний

Вместе с обучающимися читает чистоговорки медленно, чётко произнося слова, затем быстрее. (Слайд 2)

Предлагает обучающимся отгадать загадки. (Приложение 1) 

Открывает на доске карточки с изображение животных и спрашивает у обучающихся на какие группы можно разделить животных.

Читают чистоговорки хором.

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы учителя.

  1. Мотивационная познавательная деятельность

Предлагает догадаться, о ком пойдет речь в произведениях и поставить цели урока.

Если обучающиеся затрудняются, то предлагает обратиться к перечисленым целям к разделу (учебник стр.3)

Высказывают предположения.

  1. Организация познавательной деятельности

Предлагает рассмотреть иллюстрацию на стр. 16 (часть 1) учебника и ответить на вопросы:

- Как называется произведение? (Разговор с пчелой)

- Как вы думаете, о ком это произведение? (о пчеле)

- Кто автор произведения? (М. Бородицкая) (Слайд 3, 4)

Рассказывает об авторе М.Я. Бородицкой (Приложение 2)

Просит прочитать стихотворение хорошо самостоятельно.

Организует беседу по вопросам:

- Кто участвует в беседе? (мальчик и пчела)

- Почему поссорились мальчик и пчела? (ответы детей)

- С какой интонацией надо прочитать слова мальчика? (возмущенно)

- Как надо прочитать слова пчелы? (сердито)

- Какие звуки в словах нужно произнести протяжно? (слова пчелы)

- Можно ли это стихотворение прочитать по ролям? (да)

Предлагает подготовиться к выразительному чтению по ролям. (работа в парах)

Предлагает вслух выразительно прочитать стихотворение по ролям в парах выборочно.  

- К какому жанру отнесем это произведение? Докажите. (стихотворение)

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию, читают и отвечают на вопросы учителя.

Слушают рассказ учителя.

Самостоятельно читают стихотворение (жужжащее чтение)

Отвечают на вопросы учителя, находят ответы в тексте.

 

Зачитывают слова пчелы (уж-жасно, нуж-жен, уж-жин)

Самостоятельно читают стихотворение в парах по ролям.

Читают по ролям выборочно. Оценивают чтение одноклассников.

Высказывают свое мнение на поставленные вопросы.

ФИЗМИНУТКА

  1. Организация познавательной деятельности

Предлагает рассмотреть иллюстрацию на стр. 17 (часть 1) учебника и ответить на вопросы:

- Как называется произведение? (Кто как кричит?)

- Как вы думаете, о ком это произведение? (ответы детей)

- Кто автор произведения? (И. Гамазкова) (Слайд 5, 6)

Рассказывает об авторе И.Л. Гамазковой (Приложение 3)

Читает стихотворение и просит обучающихся досказать строчки так, чтобы они были созвучны последнему слову предыдущей строки.

- На что вы должны ориентироваться при досказывании строчек стихотворения? (на последнее слово предыдущей строки)

Организует беседу по вопросам:

- Как вы думаете, можно назвать это стихотворение юмористическим? Почему?

- Как называется созвучие последних слов в строчках? (рифма)

Предлагает подготовиться к выразительному чтению. (работа в парах)

Обучающиеся рассматривают иллюстрацию, читают и отвечают на вопросы учителя.

Слушают рассказ учителя.

Досказывают вторую строчку словом, подходящим по звучанию

( на суку – ку-ку, заря – кря-кря, почему – му, ко мне – ме-е, напугав – гав)

Отвечают на вопросы учителя.

Читают в парах по строчке. (жужжащее чтение).

  1. Подведение итогов

Проводит беседу по вопросам:

- С произведениями каких авторов познакомились?

- Что объединяет эти произведения? (это стихотворения о животных)

- Чем отличается стихотворение от сказки и рассказа? (в стихотворении есть рифма)

- Какое стихотворение понравилось больше всего? (ответы детей)

 Отвечают на вопросы учителя.

  1. Рефлексия

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.

- Оцените свою работу на уроке, выбрав соответствующую фишку.

Зеленая – у меня все получилось

Желтая – мне нужно еще стараться

- Зафиксируйте свое настроение, которое вы уносите с урока фишкой нужного цвета

Желтая – веселое

Зеленая – огорченное

Красная - грустное

Анализируют и оценивают свою работу на уроке, показывают соответствующую фишку.

Приложение 1

Ходит длинный, пасть с клыками, 
Ноги кажутся столбами, 
Как гора, огромен он, 
Ты узнал, кто это?.. 
(слон) 

На ветке птичка – 
Зверек-невеличка, 
Мех теплый, как грелка. 
Кто же это? ... 
(белка) 

Я в любую непогоду 
Уважаю очень воду. 
Я от грязи берегусь – 
Чистоплотный серый... (
гусь). 

Лесники ее котят 
Взять домой не захотят. 
Ей не скажешь: «Кошка, брысь», 
Потому что это ... 
(рысь). 

Всех перелетных птиц черней, 
Чистит пашню от червей, 
Целый день по пашне вскачь, 
И зовется птица... 
(грач). 

Приложение 2

Мари́на Я́ковлевна Бороди́цкая родилась 28 июня 1954 в Москве — российский поэт, переводчик поэзии, автор книг для детей. В детстве мечтала стать медсестрой, актрисой, лётчиком-паршютистом. Окончила Московский государственный педагогический институт иностранных языков. Работала учителем в школе, гидом-переводчиком.

Первая книга стихов для детей – «Убежало молоко» (1985). Потом появились другие тонкие книжки, одна лучше другой: «Давайте мириться», «В один прекрасный день», «На кого же он похож», «Последний день учения», «Перелётный штукатур». Бородицкая много переводит, в основном произведения английской поэзии.

 

Приложение 3

И́на Ли́повна Гамазко́ва родилась в 1945 году в Омске. Она популярный автор детских журналов. Если собрать все эти стихи вместе, получится целая коллекция, в которую войдут загадки и считалки, дразнилки и частушки, песенки. По профессии Инна Гамазкова энтомолог, изучала насекомых, преподавала биологию! А в девяностые годы у неё стали выходить книжки для самых маленьких: «Это я говорю», «Азбука в загадках», «Кто летает», «У кого какие мамы». Последние годы Инна Гамазкова работает редактором в сказочном журнале «Жили-были».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Г.Сапгир. «Про медведя» М.Бородицкая. «Разговор с пчелой» И.Гамазкова. «Кто как кричит?»

.Способствовать формированию основного способа чтения - целыми словами. Развивать речевые умения и познавательные интересы...Тренировать выразительно  читать произведения, передавая при чтении ра...

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "М. Бородицкая. «Разговор с пчелой», И. Гамазкова. «Кто как кричит?" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по литературному чтению на тему: "М. Бородицкая. «Разговор с пчелой», И. Гамазкова. «Кто как кричит?" 1 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Разработка урока по литературному чтению в 1 классе Тема: Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая "Разговор с пчелой", И. Гамазкова "Кто как кричит?"

Урок открытия новых знаний с использованием современных технологий: системно- деятельностного подхода, дифференцированного обучения. ИКТ. С целью развития мыслительных способностей учащихся использова...

Конспект урока по литературному чтению "М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?" (УМК Школа России, 1 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»Цели: знакомство с произведениями М. Бородицкой «Разговор с п...

Конспект урока чтения в 1 классе. М.Бородицкая. «Разговор с пчелой», И. Гамазкова. «Кто как кричит?»

Конспект урока чтения в 1 классе. М.Бородицкая. «Разговор с пчелой»,  И. Гамазкова. «Кто как кричит?»...