Кукушка и Петух. Басня.
презентация урока для интерактивной доски по чтению (4 класс)

Рыжанова Елизавета Андреевна

Презентация для работы над басней: "Кукушка и Петух". Подходит для работы с глухими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylov_basnya_petuh_i_kukushka.pptx2.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кукушка и петух Автор: Рыжанова Елизавета Андреевна ГБОУ школа-интернат № 1 Выборгского района Санкт -Петербурга

Слайд 2

Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. О ком эти строки?

Слайд 3

Кто такой И.А. Крылов? Баснописец/ был баснописцем/ писатель/ был писателем. Кто такой баснописец? Баснописец – человек, который пишет басни./ Автор басен. Что такое басня? Краткий иносказательный (скрывающий смысл) нравоучительный рассказ, стихотворение. Как называется приём, когда изображают животных, а имеют в виду людей? Иносказание. По иному сказано/ иначе/ по-другому. Где заключен главный смысл басни? Обычно, в заключении басни. Это мораль басни. Что же такое мораль? Мораль басни – это лаконичное/ краткое заключение, которое находится в конце либо в начале произведения. ... Обычно мораль высмеивает какой-либо человеческий порок и призывает читателей быть более нравственными. Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Слайд 4

А теперь давайте вспомним некоторые басни И.А. Крылова. «Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела…» «Стрекоза и Муравей» «Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет…» «Лебедь, Щука и Рак» «Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит…» «Ворона и Лисица»

Слайд 5

Посмотрите на картинки. Догадайтесь, как называется эта басня?

Слайд 6

На уроке мы: 1. познакомимся с басней «Кукушка и Петух» 2. найдём в ней мораль – узнаем, чему учит нас эта басня; 3. будем работать над её выразительным чтением.

Слайд 7

Назовите всех персонажей басни. Назовите главных героев басни. Расскажите, как Кукушка и Петух хвалят друг друга? Словарная работа В этой басне так же, как и в других есть устаревшие или непонятные слова. Давайте прочитаем и попробуем заменить более понятными, т.е. подберём к ним синонимы. Ребята, давайте мы с вами вспомним, что такое синонимы? Синонимы – это близкие по значению слова.

Слайд 8

Куманёк – крёстный отец Отколь – откуда Невелички – маленькие Райская птица – очень красивая Ссылаюсь – указываю Протяжно – длительно Божусь – клянусь Промолвил - сказал

Слайд 9

Чтение по роялям. Попробуем пояснить мораль этой басни, но прежде, давайте попробуем описать внешний вид Кукушки. Какая она? Она действительно так поёт, как говорит Петух? Зачитайте! А Петух, он действительно поёт, как говорит Кукушка? Зачитайте! Для чего так Кукушка расхваливала Петуха? А Петух для чего хвалит Кукушку? Правду ли сказал Петух Кукушке? Как его можно назвать?

Слайд 10

Прочитайте определение этому слову. Лесть - преувеличенное или ложное восхваление/ похвала кого-либо, чьих-либо качеств или действий с целью извлечь/ получить из этого выгоду. Где лесть, там и хитрость . А кто в басне не льстит, не хочет угодить, а говорит правду? А что сказал об их пении Воробей? Зачитайте! В каких строчках заключена главная мысль басни? В чём её мораль?

Слайд 11

Найдём слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Почему их так много в этой басне?

Слайд 12

Нужно дать характеристику героям басни Крылова. 1 группа: Н айдите и назовите слова, которые охарактеризовали бы Петуха. 2 группа: Кукушку. Можно ли воспользоваться этими же словами, чтобы дать характеристику Воробью? А какие вы бы подобрали слова для характеристики Воробья?

Слайд 13

Что же осуждается в басне, какие человеческие качества? Мораль басни "Кукушка и Петух" заключается в том, что бездарные, ограниченные люди нередко хвалят друг друга, потому что обоим это приятно и, возможно, даже выгодно. При этом очевидно, что оба героя не обладают теми достоинствами и талантами, о которых идет речь. Кроме того, Кукушка и Петух хвалят друг друга, потому что их объединяют некоторые личные связи - кумовство. И Кукушке, и Петуху выгодно хвалить друг друга, чтобы создать нужное впечатление в обществе и, возможно, даже извлечь выгоду.

Слайд 14

Что же осуждается в басне, какие человеческие качества? С каким произведением мы сегодня познакомились? Давайте вспомним, что такое басня? Назовите главных героев басни. Какой герой басни вам понравился и почему? Что такое мораль? Чему учит басня?

Слайд 15

Ребята, кто сегодня был самым активным на уроке? Ребята, кто сегодня на уроке лучше всех читал по ролям? За что вы себя можете похвалить? А одноклассников? Домашнее задание - читать басню по ролям, нарисовать рисунок по содержанию басни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по чтению в 3 классе. Басня Крылова "Кукушка и петух".

УРОК ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕПО ТЕМЕ: «БАСНЯ И. А. КРЫЛОВА«КУКУШКА И ПЕТУХ»....

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Басни И.А.Крылова. Кукушка и Петух"

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока литературного чтения во 2-ом классе по теме "Басни И.А.Крылова. Кукушка и Петух". Автор учебника - Ефросинина. Программа "Начальная школа XXI века"...

Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни.

Тема урока: Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни.Цель:  Познакомить с басней И.А.Крылова «Слон и Моська»Задачи: - Уметь определять басню как жанр литературы по характерным признакам (а...

Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.

Урок по теме  «Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Сравнительная характеристика героев басни. Чтение басни по ролям.» разработан для обучающихся 2 класса по УМК «Школа России»....