М.М.Пришвин. «Моя Родина».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Карапетян Аида Викторовна

Открытие новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.m._prishvin_moya_rodina_28.03.22g.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

                               

Предмет:

Литературное чтение

Дата:

28.03.22г.

Класс:

3 «В»

Учитель начальных классов :

Карапетян Аида Викторовна

УМК:

Школа России

Тема :

М.М.Пришвин. «Моя Родина».

 Тип урока:

Открытие новых знаний.

Цель : формирование  читательских умений на основе работы  с рассказом М. М. Пришвина «Моя Родина», используя технологию продуктивного чтения.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Прогнозировать содержание произведения.

Определять основную мысль произведения.

Объяснять смысл пословицы и высказывания.

Регулятивные:

Принимать учебную задачу;

Находиться в позиции слушателя и читателя.

 Строить устное высказывание.

Осуществлять самопроверку.

Познавательные:

Осуществлять поиск нужной информации в тексте.

Сравнивать и делать выводы.

Коммуникативные:

Работать в группе и паре.

Развивать

Потребность в бережном отношении к природе,  к Родине.

Способность замечать красоту природы, видеть в обычном удивительное.

Эмоционально- эстетическое восприятие текста.

Межпредметные связи: окружающий мир. русский язык

Ход урока

Этап урока

Содержание деятельности  учителя

Содержание деятельности обучающихся

1).Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Прочитайте высказывание выразительно.

Думаешь - чудеса далеко.

А они тут -  рядом!

- Как вы думаете , о каких чудесах говорится?  ( (солнце всходит, капелька росы на листочке, паутинка)

Как одним словом это назвать? (природа)

 о тех, которые, мы не замечаем, а их нужно уметь открывать  и показывать другим.

Я вам желаю  на уроке сделать какое-то маленькое открытие.

читают

высказывают свои мысли

2).Этап актуализации и выявление  причины затруднения.

1. Прогнозирование содержания.

На уроке мы познакомимся с произведением удивительного человека, писателя, который умел увидеть в природе что-то чудесное, необычное. то, что может быть, никто ещё не видел.

Отгадайте анаграмму и  узнаете его фамилию. (Пришвин) Подсказки.

 Мы читали его рассказ"Ребята и утята"

Показываю портрет писателя. О чем он писал  произведения?

 Откройте учебник на с.58 и прочитайте название произведения. О чём оно?

Кто знает известное высказывание М. Пришвина со словами природа и Родина?

На уроке мы узнаем это высказывание, попытаемся понять и  объяснить  его значение.

Отгадывают фамилию

3).Этап построения проекта выхода из затруднения.

Что для этого нам нужно сделать?

Выяснить значение слов природа и Родина

 как мы их  понимаем

 и как  Пришвин понимает ,

значит , надо прочитать произведение  и поработать с текстом

Постановка учебной задачи с помощью учителя

4).Этап реализации построенного проекта.

Работа с текстом до чтения.

1.  Выяснение представлений детей о понятиях "природа, Родина"

Прием "Ассоциативный куст"  

Что такое природа и Родина? Вы поработайте в группах и  напишите это на листочках. 1 группа подбирает однокоренные слова к слову Родина

Результаты вывесить на доску и обобщить. Назовём и выделим фломастером разные ответы

 Работа с текстом во время чтения.

1. Чтение текста с остановками. Приём "диалог с автором". Составление плана текста. ( на листе)

Работа с текстом после чтения.

1.Работа над понятиями "природа и Родина" в понимании Пришвина и сопоставление с детскими ответами.

Дополните понятие природа словами Пришвина.

-А что для него Родина? (мама, деревня, чай с молоком)

- А можно ли всё, что мы назвали природой отнести к слову  Родина.

Значит, какой вывод можно сделать?  Родина - это и есть природа, все природные богатства.

2. Работа с родственными словами.

Посмотрите на написание этих слов. Что- то интересное заметили? Слова природа и Родина имеют  корень -род. Сделайте вывод.

Чтение однокоренных слов , которые написали дети.

Вывод:

  Охранять природу -значит охранять Родину

А кем является человек? (Хозяин природы). А хозяин должен ко всему, что он имеет, относиться... бережно.

3. Знакомство с термином "очерк"

 Как вы считаете, к какому жанру мы отнесём это произведение?

Где можно посмотреть лексическое значение слова?

«Очерк – это небольшой  документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д.». 

3. Чтение стих. "Старик" ????

Работа в группах.

5).Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

1.Целостное восприятие текста. Чтение учителем.

Ребята, сейчас я вам  прочитаю текст. А после чтения вы расскажите, какие картины вы себе представляли во время слушания

2. Словесное рисование

Слушание и представление

6).Этап самостоятельной работы с самопроверкой по образцу.

Тестирование покажет, как точно вы запомнили некоторые фразы и образные выражения, которые  встречались в тексте.

Проверьте  тест. Кто  верно выполнил?  ?????????

7).Вовлечение  в систему знаний.

1.Составление пословиц. Работа в парах.

Прочитайте пословицы.

Нет в мире краше Родины нашей.

Береги землю родимую, как мать любимую.

Тот герой, кто за Родину стоит горой.

2. Выбор пословицы к тексту и объяснение смысла

- Какая пословица подходит по смыслу к рассказу?

Береги землю родимую, как мать любимую.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, о  

своей Родине. 

А как вы, дети, можете заботиться о природе?

- Почему слова мама, солнце, природа, Родина Пришвин объединил в одном рассказе?

В нашей школе идет месячник по окружающему миру. Ребята принесли фото для стенгазеты.

Какая пословица подойдет к ним?

Дети работают в парах и отвечают на поставленные вопросы.

8).Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Дом. задание: с.58-59. пересказ от 3лица, по желанию творч. задание: сочинить рассказ о чудесах, которые рядом с нами или нарисовать что необычного вы наблюдали в природе .

Поделитесь, какие открытия вы сделали на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения М.Пришвин "Моя Родина"

урок был открытым в рамках школы....

М. М. Пришвин «Моя Родина».

Учащиеся знакомятся с творчеством М. М. Пришвина с помощью рассказа учителя,  посредством проекта ученицы, через произведение «Моя Родина» и с помощью книжной выставки.     Развит...

Открытый урок чтения Пришвин "Моя Родина"

Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.  Воспитывать любовь к Родине, к природе....

Открытый урок чтения Пришвин "Моя Родина"

Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.  Воспитывать любовь к Родине, к природе....

Открытый урок чтения Пришвин Моя Родина

Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.  Воспитывать любовь к Родине, к природе....

Урок литературного чтения по теме: Родина, родная природа в произведении М. М. Пришвина «Моя Родина». 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Урок литературного чтения по теме:  Родина, родная природа  в произведении М. М. Пришвина  «Моя Родина».3 класс УМК «Начальная школа XXI века»...