Конспект урока по литературному чтению 3 класс В.Осеева "Почему"
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Материал для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_oseeva_otkrytyy_urok.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения.

Тема: В.Осеева «Почему»

Цель: научить детей отыскивать в произведении глубокий смысл – подтекст, понимать главную мысль произведения; выразительно, осознано читать; показать что в центре самого произведения – человек, научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам, то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.

Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.

Оборудование: портрет В.А. Осеевой, презентация.

І. Организационный момент. Психологический настрой.

Рады слышать мы звонок,

Начинается урок!

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять!

        Сегодня на уроке много гостей. А гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Мне очень приятно видеть в ваших глазах радостное настроение. Пусть оно не покидает Вас в течении всего урока.

Речевые разминки. Скороговорки.

Нечистая совесть спать не даёт.

Совесть без зубов, а грызёт.

ІІ. Актуализация знаний.

Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной;

И я спросила их, поднявши веки:

« Что главное, скажите, в человеке?»

«Конечно, разум, - первый мне ответил:

С ним каждый путь и правилен и светел.

« Благодарю, что просветил меня»

Я поклонилась, голову склоняя.

Второй ответил: « Воля на пути,

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу»

Я поклонилась в пояс мудрецу.

«Да нет, не то – заволновался третий,

Дослушайте, что строго он ответил:

« Невелика моя об этом повесть:

Но главное у человека – совесть».

Слайд № 2.

Мудрецы считают одними из главных качеств человека – разум, волю, совесть.

Блиц – турнир.

( если человек должен это делать вы хлопайте в ладошки, если нет, то топайте).

1). Быть воспитанным, сдержанным.

2). Обманывать, хвастаться.

3). Признавать свои ошибки.

4). Хорошо учиться, много читать.

5). Кричать, когда кто – то отдыхает.

6). Говорить правду.

ІІІ. Сообщение темы и цели урока.

        Прочитайте эпиграф нашего урока : «Самое главное украшение – чистая совесть» ( Цицерон).

Слайд № 3.

Дайте, объяснение значения слова совесть.

« Мозговая атака»

Что такое совесть ?

Нужна ли совесть человеку?

Что значит поступать по совести?

(честно, откровенно, чистосердечно).

Когда совесть чиста?

Сегодня, ребята, мы продолжаем работу над текстом, с которым познакомились вчера.

Кто автор этого произведения?

Как называется произведение?

Слайд № 4., слайд № 5.

        Давайте попробуем предположить о том, чему будет посвящен этот урок.

        Мы будем читать, пересказывать текст, обсуждать поступок мальчика, почему он поступил так, а не иначе.

Работа в парах. Как вы внимательно прочитали текст,  сейчас я узнаю, Вам надо: восстановить последовательность событий в рассказе В. Осеевой « Почему?».

План неправильный.

  1. Бум наказан.
  2. Мальчик с собачкой
  3. Сын признался.
  4. Чашка разбилась.
  5. У каждого своё «почему?»
  6. Это … Бум!
  7. Ночью.
  8. Расстроенный лай.
  9. Все дома!
  10.  Он будет жить в будке.
  11.  Бум один на крыльце.

План правильный.

  1. Мальчик с собакой.
  2. Чашка разбилась.
  3. Это … Бум!
  4. Он будет жить в будке.
  5. Бум наказан.
  6. Бум один на крыльце.
  7. Ночью.
  8. Расстроенный лай.
  9. Сын признался.
  10.  Все дома!
  11.  У каждого своё « Почему?».

Слайд № 6,7,8.

Проверка. Читаем «цепочкой». У кого так, поднимите руки.

Молодцы!

ІV. Осознание изученного материала.

  1. Пересказ первого пункта.

Что однажды случилось с мальчиком?

  1. Как мама отреагировала, услышав звон разбитой чашки.

          Читают по ролям .

  1. Как вы думаете, он обманывал раньше? ( нет). Как он выглядел в этот момент? (Тихонько сполз, опустил глаза, колени дрожали, язык заплетался, уши горели).
  2. Почему мальчик не признался маме сразу? ( Сильно испугался, чашка была папина, а в семье после смерти отца берегли каждую его вещь. Чашка была дорога и маме и сыну).
  3. Как вы думаете, мама догадалась, кто разбил чашку?

Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?

  1. Выборочное чтение. Найдите в тексте слова:

« Ты очень испугался? Если ты нечаянно…».

  1. Жужжащее чтение абзаца!!!

Мальчик испытывал тревогу, страх, переживания, мучение совести. Как об этом пишет автор прочитайте абзац,  начало « Время шло..»,

« на сердце тяжело», « мурашки пробегали по спине» , « вина становилась больше», « кусал ногти», « не мог ни на что решиться»,

« утыкался лицом в подушку».

  1. Как вы думаете почему автор приводит описание природы.

Кубик с явлениями природы.

Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу,  начинается дождь.

Слайд № 10.

Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу.

Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя.

Таким образом, описание природы помогает сильнее почувствовать переживания мальчика.

-Подведем итог. Каждый человек имеет право на ошибку. Главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.

Произведения В.Осеевой проникнуты огромным желанием научить детей различать добро и зло в своём сердце.

Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правило жить и правильно поступать.

Я думаю, что в жизни очень важно научится прислушиваться к голосу совести.

Творческое задание.

Ребята, какого цвета сердце у доброго человека с чистой совестью.

( красное).

 Детям раздаю конверты.

        Возьмите с конверта по сердечку и напишите, какое оно должно быть сердце с чистой совестью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...