Технологическая карта урока "Согласные звуки [к], [к'], буквы К, к".
методическая разработка по чтению (1 класс)

Русяева Ирина Александровна

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте), 1 класс. УМК «Школа России».

Тема урока: Согласные звуки [к], [к'], буквы К, к.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Дидактическая цель: создать условия для формирования новых умений (выделять в словах звуки [к], [к'], обозначать их буквой «ка»/ Кк).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx34.6 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение (обучение грамоте), 1 класс. УМК «Школа России».

Тема урока: Согласные звуки [к], [к'], буквы К, к.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Дидактическая цель: создать условия для формирования новых умений (выделять в словах звуки [к], [к'], обозначать их буквой «ка»/ Кк).

Обучающая задача: 

формировать у детей представления о звуках [к] и [к'];

умения

– различать звуки и буквы (буква как знак звука), в том числе звуки [к] и [к'];


– находить слова с заданным звуком, в том числе звуками [к] и [к'];

– моделировать звуковой состав слова, используя фишки разного цвета;

– выделять в словах звуки [к] и [к'] и обозначать их буквой;

– анализировать поэлементный состав печатных заглавных и строчных букв К к, моделировать эти буквы;

– читать слова, предложения.

Развивающие: развивать связную речь школьников,  логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

 

Воспитательные:  воспитывать внимательное отношение к слову,   организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач. 

Методы обучения: проблемный,  частично-поисковый, практический, репродуктивный, словесный, наглядный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая,  работа в парах, индивидуальная.

Средства обучения (для учителя, для учащихся): учебник, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, доска, экран,

образцы  букв, схемы слогов, карточки со слогами, счётные палочки.

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые

результаты

I.Самоопределение к деятельности 

Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда –
Вниманье ваших умных глаз.
Пускай сегодня наша встреча
Оставит след в душе у вас.
Общенье, радость и познанье
Пусть вам подарит наш урок.

Учащиеся психологически настраиваются на учебную деятельность, на совместную работу с товарищами, проверяют наличие учебных принадлежностей на столе.

Личностные УУД:

должны выражать положительное отношение к учебному процессу.

II. Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности.

 

Сегодня к нам на урок придёт необычный гость. Он тоже хочет научиться читать. Поможем ему исполнить желание. Отгадайте, кто это.

У него четыре лапы,
Рыжий хвостик полосатый.
Мышь у норки стережет,
Быстрый, сильный, ловкий...

Игра « Буква рассыпались» (На доске два домика – синий и красный)

Котёнок в школе – новичок. Стал с буквами играть и рассыпал их. Давайте поможем ему отправить буквы в свои домики.

 у н и ы с а о

Назовите буквы, которые живут в красном домике. Какие они – гласные или согласные? Почему?

Какие буквы живут в синем домике? Почему?

- С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?

- Какие звуки имеет эта буква?

(на доске слайд)

- Я буду называть слова, если услышите твёрдый согласный, поднимают правую руку мальчики, если мягкий – поднимают руку девочки:

сахар, карась, серп, колос, Сеня, рис, кисель, соловей, семья

Учащиеся внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

 

Отгадка: кот

у, и, ы, а, о

Гласные.

н, с

Согласные

Мы познакомились с буквой С.

Согласный глухой твёрдый звук [с]; согласный глухой мягкий звук [с'].

Учащиеся внимательно слушают учителя. Если дети слышат твёрдый согласный [с], поднимают правую руку мальчики, если мягкий [с'] – поднимают руку девочки

Коммуникативные УУД:

уметь слушать и понимать других;

уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

уметь оформлять свои мысли в устной форме;

Познавательные УУД:

уметь выделять звуки [с], [с'];

уметь находить, выделять, перерабатывать ранее полученную информацию;

Личностные УУД: формировать способность к самооценке.

III. Постановка учебной            задачи.

IV. Построение выхода из затруднений. Реализация построенного проекта.

 

V. Первичное закрепление   с проговариванием во внешней речи. 

- Котик очень благодарен вам, ребята, за помощь. Он хочет вам рассказать своё любимое стихотворение.

Как-то кот друзей созвал,
Всем конфеты раздавал:
Кролику, кроту, козе.
Только отказались все.

- Назовите звук, который чаще всего слышали в стихотворении.

-Догадайтесь, с какой буквой вы сегодня познакомитесь на уроке.                 

- А какой звук [к]? Гласный или согласный? Звонкий или глухой?

Исследуем звук [к] и дадим его краткую характеристику.  Для этого проведём эксперименты по группам:

1группа определяет гласный или согласный звук?

Первый эксперимент – поем песенку со звуком [к]. Получилась ли песня? Значит, какой это звук?

Первый вывод мы сделали. Он - согласный.

2 группа определяет – звонкий или глухой звук.

Второй эксперимент - надеваем наушники (закрываем ушки), произносим звук [к], слышим в наушниках звон?

- Значит, звук какой получается?

Второй вывод мы сделали - он глухой

Сделаем общий вывод, что мы узнали о новом звуке?

- Как по-другому можно называть кота?

- Какой звук слышите в начале слова «котик», «киска»? ([к] - [к’])

- Какие это звуки?

3.Наш помощник  предлагает вам отгадать загадку.                                Длинный тонкий стебелек,
Сверху - алый огонек.
Не растенье, а маяк -
Это ярко-красный

– Какой звук слышите в конце слова? Составьте схему слова мак.

А теперь послушайте другую загадку:

Эти красные цветки
Потеряют лепестки.
Потеряют лепестки,
Превратятся в сундуки,
А что прячут сундуки -
Попадёт на пироги…                   (маки).
Составьте схему слова маки.

2.Игра «Твёрдый – мягкий».

-Покажите синий квадрат, если услышите твёрдый звук[к], зелёный квадрат, если услышите мягкий звук [к'].

Картина, кино, кровать, колесо, кит, кисель, квартира, компот.

С какой буквой мы познакомились?

- Какие звуки она имеет?

Звуки [к] и [к’] обозначаются буквами К, к.

Показ букв К, к.                                        - Сделайте из счетных палочек букву к.

- В русском языке встречается большая буква К и маленькая к.

- В своих тетрадях напечатайте большую и маленькую буквы К - к.

Букву новую узнали, а теперь мы будем учиться читать слоги с этой буквой, дружить с ее  гласными.

ка   ко  ки   ку

ак   ок  ик   ук

Откройте учебники на стр.49

- С какой буквой мы познакомились?

- Какие звуки она имеет?

- Рассмотрите рисунок.

- Что делают мальчики?

- Сколько слов в предложении?

- Нарисуйте схему к предложению.

Проверьте схемы друг у друга.

Посмотрите на текст. Какие знаки препинания стоят в конце предложений?

- Прочитайте текст  негромко вслух, соблюдая необходимую интонацию.

- Прочитайте диалог по ролям.

- В каких словах встретили букву к?

Учащиеся слушают учителя, смотрят на слайды, отвечают на вопросы.

Звук [к]

Сегодня познакомимся с буквой

к.

Дети затрудняются ответить, т.к. звук [к] новый.

Песня не получилась.

Звук [к] - согласный

Звук [к] - глухой

Звук [к] – согласный, глухой.

                                                       

Котик, киска.

В слове «котик» звук [к] – согласный глухой твёрдый.                   В слове «киска» звук [к,] – согласный глухой мягкий

Отгадка: мак

Согласный глухой твёрдый звук [к]

Дети моделируют звуковой состав слова, используя фишки разного цвета

Согласный глухой мягкий звук [к']

Дети моделируют звуковой состав слова, используя фишки разного цвета.

Учащиеся слушают учителя, показывают сигналы синего или зелёного цвета.

Мы познакомились с буквой К.

Согласный глухой твёрдый звук [к]; согласный глухой мягкий звук [к'].

Учащиеся выкладывают из счетных палочек букву К.

Учащиеся открывают тетради, печатают по образцу большую букву К и маленькую к, чередуя.

Чтение открытых  и закрытых слогов по слайду хором.

Учащиеся работают по учебнику, отвечают на вопросы

Мальчики косят траву.

3 слова в предложении.

Дети составляют схему предложения в тетради. (Взаимопроверка)

Вопросительный знак, восклицательный знак, точка.

Жужжащее чтение.

Чтение диалога детьми по ролям.

Дети читают слова с буквой к. (Выборочное чтение)

Коммуникативные УУД:

уметь участвовать в диалоге, учитывая разные мнения;

уметь аргументировать своё мнение;

уметь договариваться, приходить к общему мнению;

Познавательные УУД: 

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

уметь определять в звучащем слове твёрдый и мягкий звуки;

уметь объяснять значение слова;                      

Личностные УУД: формировать способность к самооценке;

Регулятивные УУД:

уметь контролировать, оценивать и корректировать свою деятельность.

Коммуникативные УУД:

уметь участвовать в диалоге, учитывая разные мнения;

уметь аргументировать своё мнение;

уметь договариваться, приходить к общему мнению;

Познавательные УУД: 

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

уметь определять в звучащем слове твёрдый и мягкий звуки;

уметь объяснять значение слова;

Личностные УУД: формировать способность к самооценке;

Регулятивные УУД:

уметь контролировать, оценивать и корректировать свою деятельность

Коммуникативные УУД:  

уметь ориентироваться на позицию партнера;

уметь высказывать свои мысли в устной форме

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

уметь отвечать на вопросы учителя;

уметь определять в звучащем слове твёрдый и мягкий звуки;

уметь объяснять значение слова;

уметь составлять и преобразовывать модели и схемы слов;                      

анализировать поэлементный состав печатных заглавных и строчных букв Кк,  моделировать эти буквы;

уметь составлять и преобразовывать схемы предложений;

Личностные УУД: 

осознавать алгоритм учебного действия, формировать способность к самооценке

Регулятивные УУД: 

уметь принимать и сохранять учебную задачу;

уметь контролировать и оценивать свои действия, проявлять самостоятельность

Физкультминутка 

Учащиеся выполняют упражнения по заданию учителя.

Личностные УУД:

уметь понимать ценности здоровья

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

1.Составьте из слогов слова.  Работайте в парах.

(Слоги детям даны на карточках)

ки   ко  но ни

2. Какие схемы подходят к составленным словам?  Объясните свой выбор.                                      (Схемы слов показаны на слайде)

Дети выполняют задание в парах.

Ученики составляют слова:

 кино     кони

(Самопроверка по слайду)

Дети выбирают схемы, которые подходят к словам. Объясняют свой выбор.

Коммуникативные УУД:

уметь участвовать в диалоге, учитывая разные мнения;

уметь аргументировать своё мнение;

Познавательные УУД: 

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

уметь составлять из слогов слова;  

уметь определять в звучащем слове твёрдый и мягкий звуки;

уметь составлять и преобразовывать модели и схемы слов                          

Личностные УУД: формировать способность к самооценке;

Регулятивные УУД:

уметь контролировать, оценивать и корректировать свою деятельность.

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Работа с учебником, стр.48

- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете?

- Рассмотрите рисунок.

- Как называется сказка?

- Кто главный герой?

- Кто её автор?

- Какой эпизод нарисован?

Назовите слова, обозначающие предметы на рисунке, в которых встречается звук [к].  

- Составьте предложение к рисунку. Сколько слов в вашем предложении?

- Прочитайте пословицы под картинкой. Почему так говорят?

Найдите в словах пословиц  букву к. Посчитайте сколько их?

В какой части слова они стоят?

Учащиеся работают по учебнику, отвечают на вопросы.

«Кот в сапогах»

Шарль Перро

Дети называют слова: кот, колесо, карета, коса, замок, кнут, кучер.

Дети придумывают предложения  к рисунку. Считают слова в предложениях.

Ученики объясняют смысл пословиц.

Находят в словах буквы к, считают их.

Буквы к стоят в начале и в конце слов.

Коммуникативные УУД:  

уметь ориентироваться на позицию партнера;

уметь высказывать свои мысли в устной форме

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний;

уметь отвечать на вопросы учителя;

Личностные УУД: 

осознавать алгоритм учебного действия, формировать способность к самооценке

Регулятивные УУД: 

уметь принимать и сохранять учебную задачу;

уметь контролировать и оценивать свои действия, проявлять самостоятельность

VIII. Рефлексия деятельности.

Давайте подведём итог нашей работы.

Продолжите предложения:

- Я сегодня познакомился с …

- Буква К имеет ….

- Я читал …

Наш урок подошёл к концу.

- Сделайте подарок котику .

На партах у вас рисунки мячиков разного цвета. Выберите и поднимите один из них.

1. Зелёный - если было интересно работать. У вас всё получилось.

2. Жёлтый - если было спокойно, но у вас что-то не совсем получилось.

3. Красный - если вас работа не заинтересовала, вы не довольны своей работой.

Давайте  посмотрим,  каких мячиков  больше? Мне сегодня было очень приятно с вами работать.

Спасибо вам  за урок.

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы. Осуществляют самооценку учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

уметь оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД: 

уметь контролировать и оценивать свои действия и действия класса;

уметь оценивать степень работы на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обучения грамоте. Тема:Буква Х,х. Звуки [х],[х\'].

Технологическая карта урока составлена по УМК "Перспектива", 1 класс....

Технологическая карта к уроку обучения грамоте "Буквы М,м и звуки[ м], [ м’]", умк "Перспектива", 1 класс.

Задачи:Предметные:1.      Познакомить обучающихся со звонкими звуками [м], [м’]2.      Учить выделять звуки [м], [м\'] в словах, давать им характеристи...

Технологическая карта урока Звук [ж], буква Ж.,ж.

Технологическая карта урока Звук [ж], буква Ж.,ж....

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"

Предмет: обучение грамоте;УМК: Школа РоссииТип урока: открытие новых знаний...

Технологическая карта урока. Звуки [б, б’]. Буквы Б, б

Данный урок составлен в соотвествии с ФГОС НОО, использованы различные методы и приемы. В состав урока вошли дидактические игры, театрализованные минутки....

Технологическая карта урока "Звуки [т], [т′]. Буква Тт".

Представлена технологическая карта урока для 1 класса по предмету "Обучение грамоте" по теме "Звуки [т], [т′]. Буква Тт."...