Малые жанры устного народного творчества. Побасенка.
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Сергеева Галина Юрьевна

Цель: - пополнить знания детей о малых жанрах УНТ;

           - выяснить задачу жанра “Побасенка”.

 

Задачи: - совершенствовать навык выразительного чтения;

              - продолжить обучение анализировать литературные произведения;

              - расширить кругозор учащихся, познакомив с новым жанром УНТ;

              - воспитать любовь, уважение и гордость за свой народ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нетрадиционный урок по литературному чтению

в 1 классе

Тема: “Малые жанры устного народного творчества. Побасенка.

Методическая тема: “Формирование языковой компетентности средствами малых жанров  фольклора”.

                                                                       Подготовила: учитель начальных классов

                                                                                             Сергеева Галина Юрьевна

                                                                                                    ГБОУ Школа №2026 г. Москва

2020 г.

Цель: - пополнить знания детей о малых жанрах УНТ;

           - выяснить задачу жанра “Побасенка”.

Задачи: - совершенствовать навык выразительного чтения;

              - продолжить обучение анализировать литературные произведения;

              - расширить кругозор учащихся, познакомив с новым жанром УНТ;

              - воспитать любовь, уважение и гордость за свой народ.

План урока

  1. Организационный момент

– Игра “Угадай настроение”

- Литературная викторина по сказкам (загадки в стихах)

  1. Вступительное слово учителя о возникновении УНТ и его жанрах.

  1. Высвечивание темы урока “Побасенка"

- беседа по теме

- чтение побасенки; разбор и характеристика героев побасенки

- театрализованное представление

      4. Закрепление навыков чтения

  1. Итог урока. Рефлексия

  1. Домашнее задание.

Ход урока.

  1. 1.Организационный момент (вступление).

- Здравствуйте, ребята! Я вижу ваши сверкающие глаза, приподнятое настроение,  доброжелательные улыбки…

- Поделитесь с гостями своим настроением, улыбнитесь им.

- А я желаю вам, чтобы улыбки озаряли не только ваши лица, но и дела, поступки, мысли.

- Садитесь.

2.Стимулирование активности учащихся, мотивация.

- Каждый человек стремится к совершенству: кто-то, чтобы быть самым сильным,  кто-то, чтобы быть самым ловким, кто-то самым смелым, самым умным…Для этого они много тренируются, занимаются, учатся.

- Чему бы вы хотели научиться сегодня  на уроке литературного чтения? (ответы детей).

3.Связь с ранее изученным, определение темы урока.

- Давайте  мысленно «перенесёмся» в далёкое прошлое, посидим на завалинке и побаем. Ребята, всем понятно, что мы будем сейчас делать? Как вы думаете, почему? (т.к. не понятны слова, ведь мы их не используем в своей речи, они уже устаревшие).

- А каким образом можно узнать смысл таких слов? (обратиться к словарям, спросить у родителей, бабушек или дедушек).

- Завалинка – это земляная насыпь вдоль стены деревянного дома, побаять – это значит рассказывать, сочинять.

- Ребята, как вы думаете, для чего и почему люди рассказывали, сочиняли и мы с вами это делаем  и будем еще делать? ( Чтобы выразить своё отношение к происходящему, свои чувства, мысли, переживания, свои мечты…)

- Только через рассказы и сочинения человек может раскрыться, самореализоваться? (Нет. И через муз. произведения, и через произведения живописи, скульптуры, и через произведения устного народного творчества).

       Ребята, в каждом произведении мы улавливаем настроение, заложенное автором. Мы уже знаем много настроений, его оттенки и умеем их определять. Сейчас мы закрепим эти умения.

  1. У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том…               (сказочное)

  1. Унылая пора,

Очей очарованье…                           (грустное, осеннее)

  1. Скажи – ка, дядя,

Ведь недаром…                                 (героическое)

  1. Весна, весна на улице,

Весенние деньки.

Как песни заливаются

Трамвайные гудки…                        (весеннее, весёлое, радостное)

  1. Дорожка лесная

Петляет меж пней.

И сами мы не знаем,

Куда придём по ней.  

Дорожка нам не скажет

И лес нам не знаком.

Под горкой есть овражек

С поющим ручейком.                       (таинственное)

  1. Баю-баю-баю-бай

Ты собаченька не лай.

Белобока не скули

Мою Таню не буди.                          (сонное)    

        Ребята, мы изучили раздел “сказки” и сейчас вспомним их, отгадывая загадки в стихах.

  1. Литературная викторина по сказкам.
  1. Книжку, ребята, в руках я держу,

А как называется, вам не скажу…

Там бабушка девочку очень любила

Отличную шапочку ей подарила.

Девочка имя забыла своё

А-ну, подскажите, как звали её?    (Красная шапочка; Шарль Перро)

  1. Сейчас потолкуем о книжке другой.

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю

Он невод забросит,

Кого-то поймает и что-то попросит.

О жадной старухе рассказ тут пойдёт

А жадность, ребята, к добру не ведёт.

И кончится дело всё тем же корытом,

Но только не новым,

А старым, разбитым.     (Сказка о рыбаке и рыбке А. С. Пушкин)

  1. Возле леса на опушке,

 Трое их живёт в избушке.

Там три стула, три подушки,

Три кровати и три кружки.

Угадайте без подсказки.

Кто герои этой сказки?  (Три медведя.РНС)

  1. А теперь про чей-то дом

Разговор мы заведём.

В нём богатая хозяйка припеваючи жила,

Но беда пришла нежданно.

Этот дом сгорел дотла.  (Кошкин дом. Самуил Маршак)

  1. Скорей бы приблизился вечер

 И час долгожданный настал.

Чтоб мне в золочёной карете

Приехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает

Откуда я, как я зовусь.

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.   (Золушка . Шарль Перро)

  1. Носик – круглым пятачком.

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький, крючком.

Вместо туфелек – копытца

Трое их, и до чего же

Братья дружные похоже!

Отгадайте без подсказки.

 Кто герои этой сказки?   (Три поросёнка. Сергей Михалков)

         Задолго до возникновения письменности, возникло УНТ. Это произведения в поэтической форме отражали мечты, чаяния и ожидания народа, веру в торжество справедливости, в победу над злом, правды над ложью.

         Какие жанры УНТ мы знаем?  (Сказки, загадки, скороговорки, небылицы…)

Почему это творчество называется устным?  (Оно передавалось из уст в уста.)

 Почему – народным?   (Автор не известен – народ! Передавая содержания, оставалась неизменной только главная мысль).

            Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться  с жанрами фольклора. Мы поговорим об одном из малых жанров УНТ – побасенках.

  1. Коммуникативная технология.

(общее взаимодействие, добыча информации)

-ученики читают побасенки в учебнике

- работа с содержанием текстов

-Ты пирог съел?

- Нет, не я.

- А ещё хочешь? (А вкусный был?)

- Хочу. (Да, очень.)

Физкультминутка

На доске:

- Тит, иди молотить!

- Живот болит!

- Тит, иди щи есть!

- А где моя большая ложка?!

Мы прочитали побасенку. Нарисуем схему к этому произведению (работа в тетради).

-у нас есть произведение

- у произведения есть автор

- мы с вами читатели

Как вы думаете, сколько героев в этом произведении? (2)

Они разговаривают друг с другом? (диалог)

Как вы думаете, кто эти герои? (мама и сын; папа и сын)

Да, может быть по-разному…

Можно это произведение разыграть, как сценку в театре? (да)

Что нам нужно, кроме текста, чтобы получилась игра? (артисты, герои, действующие лица)

Прежде чем выбрать актёров, определим характер героев. (Тит- ленивый, хитрый; мама- добрая, трудолюбивая, ласковая, заботливая) Значит, актёры должны так и сыграть!

  1. Игровая технология.

(Моделирование жизненных ситуаций. Ролевая игра.)

Дети оценивают качество игры аплодисментами.

  1. Исследовательская технология.

(Совместный поиск решения ситуации)

А теперь представим другую картину. У нас будут не артисты, а рассказчик-герой.

- представим, что мама рассказывает эту историю своей соседке. (сценка)

- Тит рассказывает эту историю своему другу .  (сценка)

- эту историю обсуждают два друга Тита   (сценка)

Рефлексия.

Итак, нам осталось определить задачу жанра “побасенка”.

- чтобы высмеять плохие черты характера;

-  показать весёлость и остроумие героя.

Домашнее задание.

Подумайте, как можно разыграть побасенку про пирог.

     

           

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

Урок литературного чтения "Малые жанры устного народного творчества"

Урок литературного чтения для учащихся 2 класса является итоговыммероприятием в работе над проектом "Создадим книги сами"....

Тест по литературному чтению "Малые жанры устного народного творчества".2 класс.

Данный материал можно использовать в качестве закрепления или проверочной работы по литературному чтению по теме "Устное народное творчество"....

Малые жанры устного народного творчества

Урок литературного чтения по программе "Школа России"...

Конспект урока c презентацией литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: «Малые жанры устного народного творчества»Цели:1.Образовательные –  расширить представление учащихся о жанрах устного народного творч...

Малые жанры устного народного творчества

К уроку литературного чтения...