Урок литературного чтения "Басни как литературный жанр", 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Еньшина Наталия Викторовна

Данный урок литературного чтения может быть проведен как урок введения в новую тему, т.к. к третьему классу у учеников уже есть определенные знания о таком литературном жанре, как "басня". Иносказательный смысл басни даёт простор для аналитической деятельности ума, развития абстрактного мышления. Но данная мыслительная деятельность сложна для третьеклассников, поэтому фронтальное использование технологии проблемно-диалогического обучения,  приёмов технологии РКМ даёт возможность работать учителю в «зоне ближайшего развития» своих учеников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока61.65 КБ
Файл Приложения26.34 КБ
Файл презентация2.61 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. учителя: Еньшина Наталия Викторовна                                                  

Класс: 3

УМК: «Школа России»

Учебный предмет: литературное чтение

Тема урока: Басни как литературный жанр.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель (цели):

- организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению особенностей басенного жанра, открытия басни как литературного жанра;

- создать условия для формирования и развития читательской грамотности.

Задачи:

- формирование умения работать с басней: правильно определять основные признаки басни, выделять части басни; находить литературные приемы и понимать мораль, используя различные виды чтения (смысловое, выборочное, поисковое).

- развитие умения работать с художественным и публицистическим текстом, анализировать и оценивать информацию из разных источников, аргументировать свою точку зрения; работать в парах и группах, оценивать чужую точку зрения;

- развитие исследовательской деятельности учащихся, а также их коммуникативных способностей,
- воспитание интереса и положительного отношения к басне как литературному жанру.

Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

- формирование общего понятия о басенном жанре, особенностях построения и выразительных средствах;

- умение интерпретировать публицистический текст;

- развитие способности понимать литературные художественные произведения;

- выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

- пользоваться основными теоретико – литературными терминами и понятиями;

- выразительно читать с листа.

Регулятивные УУД:

- принимают учебную задачу, сформулированную как вместе с учителем, так и самостоятельно;

- выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,

- планируют свои действия для решения учебной задачи;

- работают по составленному плану;

- оценивают правильность выполнения действий (самооценка и взаимооценка), рефлексия;

Познавательные УУД:

- извлекают информацию из текстов;

- осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала;

- находят примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;

- устанавливают аналогии, причинно – следственные связи, строят умозаключения и делают выводы;

- ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного.

Коммуникативные УУД:

- слушают и понимают других, ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

- работают индивидуально и в группе

Личностные УУД:

- умеют ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; - проявляют чувства доброжелательности, эмоционально – нравственной отзывчивости;

- владеют навыками сотрудничества.

Оборудование: компьютер, проектор

Материалы: у учащихся: листы для индивидуальной и групповой работы (составления кластера «Басня», тексты для чтения и анализа), карточки с иллюстрациями животных, мини-словарики, ручка и цветные карандаши; у педагога: карточки с обозначением этапов урока, целей, для составления связного высказывания и с названиями человеческих пороков.

Цель этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1 этап. Мотивация

1. Организационный момент.

2. Самоопределение к деятельности

 

Цель:

Включение в деловой ритм, создание положительного психологического настроя на урок.

Мотивация к деятельности.

Выработка у учащегося внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Включение в деловой ритм, создание положительного психологического настроя на урок, мотивация к деятельности.

- Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Викторовна. Сегодня я буду вашим учителем.

- Закройте глаза, расслабьтесь, глубоко вдохните и выдохните.

- Сегодня на уроке у вас обязательно все получится. Будьте внимательными, активными, работайте дружно. Ваш ум, внимание, знания помогут на уроке. Желаю вам успешных поисков и решений!

- Откройте глаза! Начинаем урок!

А на уроке у нас будут действовать такие правила:

Глаза не просто смотрят, а всё видят.

Уши не просто слушают, а всё слышат.

Сначала думаю, а потом говорю.

Помню, что в классе я не один,

умею слушать и уважать мнения других.

Говорю, когда меня спросят,

Не выкрикиваю с места.

Настраиваются на работу на уроке. 

Личностные: сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств;

Регулятивные: целеполагание, самоконтроль за выполнением действий; положительный настрой на работу. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2 этап. Актуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности

Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в учебном действии.

Выявление уровня имеющихся у учащихся знаний по данной теме.

.

Выявление уровня имеющихся у учащихся знаний по данной теме.

Слайд 1

1. Прием «Группировка» классификация предметов по неизвестному признаку.

- Ребята, посмотрите на доску

(на доске иллюстрации ворона, лисица, лебедь, щука, рак, мартышка, очки, зеркало, виноград, лев, мышь)

- Что объединяет все эти изображения? (персонажи басен)

- Докажите, объединив их в группы? (названия басен)

- Почему вы не смогли назвать все возможные варианты басен? Почему вам понадобилась моя помощь? (выход на понимание того, что что дети еще знают не все о баснях)

- Спрогнозируйте тему урока.

- Совершенно верно, сегодня мы будем говорить о таком жанре литературы, как басня.

Тема для вас не совсем новая. Давайте посмотрим, что же вам уже известно по этой теме.

2. Прием «Ассоциация»

- Возьмите лист №1. Внутри овала напишите слово «басня», а вокруг

слова (имена существительные), которые связаны с этим словом и значение которых вам понятно. Время – 45 секунд.

- У кого более 5 слов? 10? 15? Прочтите, пожалуйста.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Проводят анализ, синтез и классификацию по установленному самостоятельно признаку.

Размышляют, выводят общие признаки, дают ответ (это все герои басен, в доказательство объединяют их в названия басен).

Актуализируют имеющиеся знания по теме, записывают ассоциативный ряд к слову «басня».

У детей лист бумаги с овалом в середине.

Личностные:
- формирование потребности в самовыражении и самореализации.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

- умение задавать вопросы,
- формулирование собственного мнения.

Познавательные:  

- умение  строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков, сравнение;
- выбор оснований и критериев для сравнения,
- классификация объектов,
- выдвижение гипотез; их обоснование,
Регулятивные:
- планирование своих действий,
- различение способа и результата действий.

3 этап. Выявление места и причины затруднения

Цель:

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений.

Создание проблемной ситуации.

Мотивирование к дальнейшей познавательной деятельности

Подведение к проблеме, к мысли о том, что, чтобы ответить на проблемный вопрос детям еще пока не хватает знаний.

Прием «Инсерт» (модификация)

- Итак, тему урока мы с вами определили. Продолжаем определять тот круг знаний, который есть у нас по этой теме.

В этом вам поможет текст (первая часть). Но текст вы будете не просто читать, а делать пометки цветными карандашами: зеленым будете подчеркивать то, что вам известно, ясно и понятно, а красным – то, что для вас новое и требует пояснения.

На работу дается 1,5 минуты (работа индивидуальная)

Текст. Ч.1:

Басни, как и сказки, возникли в далекие времена, когда человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном мире.

Ба́сня — короткое произведение в стихах или в прозе, которое носит иносказательный характер. В басне содержится мораль, которая может быть как заключена в словах одного из героев басни, так и вынесена отдельно. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи, но могут быть и люди. Баснописцы используют в своих произведениях аллегорию и сатиру. В басне высмеиваются пороки людей.  Когда мы слышим слово «басня», то сразу вспоминаем Ивана Андреевича Крылова. Однако история басни начинается не с него. Известными баснописцами были Эзоп, Лафонтен.

- Что же вы подчеркнули зеленым карандашом и отнесли к известному?

- А что для вас новое?

Отвечают на вопросы, рассуждают, подходят к мысли о том, что по данной теме многое неизвестно.

Поэтому необходимо приложить усилия, чтобы получить новые знания.

Известно: басня – в прозе или стихотворной форме, мораль, Крылов, герои – животные.

Неизвестно: иносказание, аллегория, пороки, сатира, Эзоп, Лафонтен.

Личностные:

развитие познавательных интересов,

развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;

формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и «незнания».

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные:

- поиск и выделение информации,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
- формулирование проблемы.

Регулятивные:

выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме.

4 этап. Формулировка темы урока и постановка учебной задачи

Цели:

Постановка целей учебной деятельности с позиции ученика «хочу», «могу», «надо» и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Построение проекта выхода из затруднения.

Активизация знаний учащихся, уточнение/корректировка темы и целей.

Прием «Лесенка успеха».

Знание – это всегда движение вверх. Как по лесенке. По такой лесенке, сами того не замечая, вы поднимаетесь на каждом уроке. Вот и сейчас мы с вами стоим на самой нижней ступеньке этой лесенки (прикрепляется фигурка человечка). Это то, что вы уже можете (т.е. умеете, знаете). А самая верхняя ступенька – это то, чего вы ходите достичь (хочу получить новые знания). А все остальные ступеньки – это то, что нам надо, необходимо для достижения цели.

А вот что для этого надо, вы поймете, когда сформулируете цели нашего урока.

- В этом вам помогут слова:

- Уточнить… понятие басни как литературного жанра;

- Узнать… значение новых слов (литературных терминов);

- Познакомиться… с баснописцами.

- Научиться…отличать басню от других литературных жанров.

- Повторить… признаки басни.

 

Вторая часть цели записана на отдельных листах в неправильном порядке. Детям надо закончить предложения, соединив первую и вторую части.

Отсыл на результат: «А в конце урока я попрошу снова вернуться к этому листу и посмотрим, допишите ли вы туда новые слова, поднимемся ли мы на самую верхнюю ступеньку лестницы».

Прием «Кластер»,

 

Слайд 2 На слайде открывается кластер: тема и связанные с ней понятия.

Формулируют тему урока, ставят цели.

Формулируют пути выхода из проблемной ситуации:

ХОЧУ – получить новые знания о басне как литературном произведении.

МОГУ – знаю некоторые басни, авторов (Крылов), героев басни, умею выразительно читать и т.п.

НАДО – ответить на вопросы, прочитать новые тексты и т.п.

Личностные:

развитие познавательных интересов,

развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;

формирование мотивов достижения. Регулятивные:

- целеполагание, принятие учебной задачи;

- планирование своей деятельности, осуществление ее контроля и оценки Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

5 этап. Открытие нового знания (способа действия)

Цели:

Открытие нового (знания, способа действия).

Построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Организует работу учащихся по выходу из затруднения, решения проблемы.

- Что ж, начинаем подниматься по ступенькам (по мере реализации целей урока около каждой ступеньки прикрепляется общее понятие: напр.: литературные термины и т.д.).

Задание 1. Уточнить понятие басни как литературного жанра

 

- Используя первую часть текста, выберите слова, словосочетания и предложения, которые помогут вам уточнить понятие о басне, как литературном жанре (составить определение басни). Басня – это…

Ба́сня — короткое произведение в стихах или в прозе, которое носит иносказательный характер. В басне содержится мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи, но могут быть и люди. Баснописцы используют в своих произведениях аллегорию и сатиру. В басне высмеиваются пороки людей.

Слайд 3 Понятие басни

Задание 2. Узнать значение новых слов (литературных терминов).

2.1. Даны три слова: иносказание, животные, пороки (слова вывешены на доске).

- Возникнут ли затруднения, если я попрошу вас составить предложение (связное высказывание) с этими словами по теме урока? (да, не знают значение всех слов)

- Значение каких слов вам требуется уточнить? (иносказание, пороки)

- Как это можно сделать? (толковый словарь, интернет)

- Я приготовила для вас небольшой словарь. Посмотрите и прочитайте значение этих слов.

- А теперь, зная значения всех слов, скажите, как эти слова между собой связаны? (через образ животных и их поступки показываются людские пороки. Это и есть иносказание или аллегория - синоним).

2.2. Игра «Аллегория» - «Найди пару» (Физкультминутка).

- Мы уже знаем, что людские пороки в баснях показываются через образы животных. У каждого из вас картинки с изображением животного. Если я называю соответствующую вашему животному черту характера – вам надо встать, назвать животное и быстро подойти к доске и прикрепить картинку. (вариант: просто встать из-за парты)

Хитрость - Лиса

Глупость - Мартышка

Упрямство - Осел

Злость - Волк

Трудолюбие - Муравей

Неуклюжесть – Медведь

- Вы еще не читали басни, в которых героями были бы волк, осел, медведь. Как же вы догадались, какие пороки высмеиваются через образы этих животных? (используются характерные черты из народных сказок о животных).

Задание 3. Научиться отличать басню от других литературных жанров

- Так скажите мне, с каким литературным жанром связана басня? Что у них общего? А чем отличаются? (мораль, нет зачина, концовки)

- Попробуйте сформулировать, используя имеющий опыт знакомства с басней, что такое мораль.

- Прочитайте, как об этом написано в нашем словаре.

В басне обязательно будет как минимум две части: повествование (сама история, сюжет) и нравоучение (мораль). Мораль может стоять как в начале, так и в конце басни, может быть заключена в слова одного из героев (пример на слайде).

Задание 4. Познакомиться с баснописцами.

 Индивидуальная работа

- А познакомиться с известными баснописцами нам поможет вторая часть нашего текста – первый абзац (минута на чтение текста) и ответы на вопросы:

- Кого называют баснописцем?

- Кто считается основоположником басни?

- Кто переложил басню в стихотворную форму?

- В чьем творчестве басня достигла своего высшего расцвета?

- Какой известный советский поэт писал басни?

- Еще раз внимательно прочитайте текст и расположите баснописцев в порядке их жизни (лента времени).

Эзоп, Лафонтен, Крылов, Михалков.

- Сделайте вывод: какой есть еще один отличительный признак басни в сравнении со сказками и животных? (басня – авторское произведение)

Дополнительный вопрос:

- В чем состоит главная цель басни?

- Как вы думаете, почему этот литературный жанр имеет такую долгую жизнь?

Ответ в случае затруднения есть в тексте во 2 абзаце 2 части (подсказка)

Вопрос возможно вынести в конец урока.

Текст. Ч.2.

Басня — один из древнейших литературных жанров. Писателей, которые сочиняли басни, называли баснописцами. В Древней Греции был знаменит Эзоп (6 — 5 века до нашей эры), писавший басни в прозе, его принято считать основателем басен. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Жан де Лафонтен (1621 – 1695 гг). Лафонтен заключил басню в изящную стихотворную форму. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве Ивана Андреевича Крылова (1769 – 1844 гг.). В советское время приобрели популярность басни Сергея Владимировича Михалкова (1913 – 2009 гг.)  и других авторов.

Мир изменяется: новые изобретения, открытия влияют на общество, но сущность человека остается неизменной. Поэтому басни о недостатках людей не могут потерять свою актуальность. Мудрость басни состоит в том, что это забавная маленькая история, способная научить своим примером, как правильно жить. Главная цель басни не осмеять человеческие пороки, а помочь людям увидеть их в себе через образы животных и исправить.

После каждого задания учащиеся «поднимаются» по лесенке успеха.

Выбирают необходимые слова, словосочетания и предложения для формулировки понятия басни как литературного жанра (определения).

Сравнивают с эталоном на слайде.

Результат: повторение и уточнение понятия басни как литературного жанра.

Определяют проблему (не могут составить высказывание, т.к. не знают лексического значения слов).

Определяют пути решения (словари, справочники, интернет).

Работают с мини-словарем.

Составляют требуемое высказывание.

Результат: усвоение новых литературных терминов.

В зависимости от выбранного варианта проведения физкультминутки учащиеся выходят к доске или встают на местах.

Результат: закрепление понятия «пороки» и «аллегория».

Учащиеся проводят аналогию со сказками о животных, называют общие признаки этих произведений, различия.

Формулируют понятие «мораль» с учетом имеющихся знаний, сравнивают его с образцом из словаря.

Результат: умение отличать басню от сказки, закрепление понятия «мораль».

Учащиеся читают текст, готовясь отвечать на вопросы. (вопросы им неизвестны).

Отвечают на вопросы, используя информацию, извлеченную из текста.

Проводят анализ и извлекают неявную информацию (по годам жизни распределяют баснописцев на ленте времени), рассуждают о том, что басня – авторское произведение.

Результат: знакомство с баснописцами, понимание их роли в истории басенного жанра.

Личностные:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов. Коммуникативные:
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных задач;

- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи,
- структурирование знания,

- овладение логическими действиями сравнения, анализа;

- установления причинно – следственных связей, построения рассуждений;

- переработка и преобразование информации из одной формы в другую.

6 этап. Закрепление с проговариванием во внешней речи, самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Цели:

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным. Первичное закрепление. Самостоятельная работа в группах с самопроверкой по критериям (эталону).

Устанавливает осознанность восприятия, координирует работу групп.

- А сейчас мы поработаем группами. Группы сегодня создадим в рядах. Выберите ответственного, того, кто будет отвечать от группы. И выберете того, кто будет выразительно читать произведение.

1. Прием «Игра «Верно - Неверно»

- Но прежде, чем вы получите задание, давайте вспомним основные отличительные признаки басни. Я читаю высказывание. Если высказывание верно – то хлопаете в ладоши, если нет – то молчите.

1. У басни есть автор (да).

2. Басня бывает народной и авторской (нет).

3. Басня – это небольшое по объему произведение (да).

5. Героями басен могут быть животные, предметы, люди (да).

6. В баснях происходят чудеса, волшебство (нет).

7.  Басня состоит из сюжета и морали (да).

8. Басня состоит из зачина, сюжета, концовки и морали (нет).

9. Басня может быть прозаической или стихотворной формы (да).

10. Басня – литературное произведение только стихотворной формы (нет).

11. В басне используются приемы: аллегория (иносказание), олицетворение, сатира (да).

- Вот мы с вами и составили алгоритм определения басни как литературного жанра по основным признакам (на слайде):

1. У басни есть автор.

2. Басня – это небольшое по объему произведение.

3. Героями басен могут быть животные, предметы, люди.

4.  Басня состоит из сюжета и морали.

5. Басня может быть прозаической или стихотворной формы.

6. В басне используются приемы: аллегория (иносказание), олицетворение, сатира.

2. А теперь задание. Каждая группа получает текст. Ваша задача найти признаки басни и по алгоритму, который вы сейчас оставили, заполнив таблицу «Да» или «Нет» доказать, является ли этот текст басней (устно приведя примеры из текста). Если это басня, то найти в ней мораль и объяснить, что хотел сказать автор. Выразительно прочитать.

Задания у групп м.б. одинаковые, повторяться или быть у всех разные (зависит от наличия времени и подготовленности учащихся). Если произведения одинаковые, то группы проверяют друг друга и комментируют согласие или несогласие с ответом.

Самостоятельная работа в группах с осуществлением само и взаимопроверки. Разбиваются на группы, выбирают ответственного от группы и лучшего чтеца. Вспоминают правила работы в группе. Решают типовые задания, анализируют, делают выводы. Выступают и аргументируют свой вывод.

Личностные:

- умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;

- уважение к мнению других.

Познавательные:

- осуществлять анализ, синтез, сопоставление, обобщение языкового материала, как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям; - находить языковые примеры, строить несложные рассуждения, высказывания в устной форме;

- уметь добывать новые знания, используя уже известные.

Регулятивные:

- работать по коллективно составленному плану;

- оценивать правильность выполнения

действия;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, о правилах общения и поведения;

- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

7 этап. Рефлексия учебной деятельности.

Цели:

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Формирование ценностного отношения к полученным знаниям.

- А сейчас я снова попрошу вернуться вас к листу, с которого мы начали нашу работы. Посмотрите, какие слова вы уже написали. Подумайте, что нового вы узнали сегодня на уроке о таком литературном жанре, как басня? Допишите еще слова.

- Сколько еще слов вы дописали? Прочитайте слова (выборочно, не повторяя).

- Достигли ли мы цели своего урока? Можем ли подняться на верхнюю ступеньку нашей лесенки? Докажите.

- У каждого из вас на столе есть герой какой-нибудь басни. Оцените свою работу сегодня на уроке

Если оценили себя на 5, все получилось, все поняли, было интересно – то поднимите своего героя вверх - на самую верхнюю ступеньку.

Если не все получилось, еще необходимо поработать над этой темой – то поднимите его на уровень глаз.

Ну а если не понял данную тему, буду работать еще – тогда оставьте его на парте.

- Сегодня мы узнали много о баснях, но не все. Каждый год вы будете узнавать новое, делать открытия там, где казалось все знакомым. Желаю вам удачи на этом пути.

До свидания. Спасибо за урок.

Повторно записывают (дописывают другим цветом) слова (ассоциации) на первом листе. Делают вывод о приобретении новых знаний и достижении результата.

Проводят самоанализ своей учебной деятельности (рефлексия).

Личностные:
- формирование адекватной позитивной самооценки и самоуважения.

Регулятивные:

- умение делать выводы;

 - умение совместно с учителем определять степень успешности выполнения своей и чужой работы;
- восприятие оценки учителя.

Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной форме.



Предварительный просмотр:

Текст. Ч.1:

Басни, как и сказки, возникли в далекие времена, когда человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном мире.

Ба́сня — краткий рассказ, стихотворение, которое носит иносказательный характер. В басне содержится мораль, которая может быть как заключена в словах одного из героев басни, так и вынесена отдельно. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи, но могут быть и люди. Баснописцы используют в своих произведениях аллегорию и сатиру. В басне высмеиваются пороки людей.  Когда мы слышим слово «басня», то сразу вспоминаем Ивана Андреевича Крылова. Однако история басни начинается не с него. Известными баснописцами были Эзоп, Лафонтен.

Текст. Ч.2.

Басня — один из древнейших литературных жанров. Писателей, которые сочиняли басни, называли баснописцами. В Древней Греции был знаменит Эзоп (6 — 5 века до нашей эры), писавший басни в прозе, его принято считать основателем басен. Виднейшим баснописцем нового времени был французский поэт Жан де Лафонтен (1621 – 1695 гг). Лафонтен заключил басню в изящную стихотворную форму. Высшего своего расцвета басня достигла в творчестве русского баснописца Ивана Андреевича Крылова (1769 – 1844 гг.). В советское время приобрели популярность басни Сергея Владимировича Михалкова (1913 – 2009 гг.)  и других авторов.

Мир изменяется: новые изобретения, открытия влияют на общество, но сущность человека остается неизменной. Поэтому басни о недостатках людей не могут потерять свою актуальность. Мудрость басни состоит в том, что это забавная маленькая история, способная научить своим примером, как правильно жить. Главная цель басни не осмеять человеческие пороки, а помочь людям увидеть их в себе через образы животных и исправить.

Задание:

Ж. Лафонтен, И.А. Крылов, С.В. Михалков, Эзоп

Объект исследования (признак, утверждение)

Соответствует «+»,

не соответствует « - »

Есть автор.

Это небольшое по объему произведение.

Может быть прозаической или стихотворной формы.

Состоит из сюжета и морали.

Используются приемы:

аллегория,

иносказание (скрытый смысл),

олицетворение,

сатира.

Вывод: это …

Муравей и муравейник

Один задира-муравей,
Решив повоевать немного,
Мальчишку укусил за ногу
И, гордый дерзостью своей,
В траве высокой затерялся.
«Поймаешь – как же! – думал он, –
Таких, как я, здесь миллион!
Пойди найди, какой кусался!»
Но, слезы утерев, малец
Искать виновных и не думал –
Он в муравейник спичку сунул,
И всем, кто в нём, пришел конец.

Мы редко думаем о том,
Что не одни живем на свете,
Что близкие за нас в ответе,
И звать беду не стоит в дом.

С.В.Михалков, 1956 г.

Объект исследования (признак, утверждение)

Соответствует «+»,

не соответствует « - »

Есть автор.

Это небольшое по объему произведение.

Может быть прозаической или стихотворной формы.

Состоит из сюжета и морали.

Используются приемы:

аллегория,

иносказание (скрытый смысл),

олицетворение,

сатира.

Вывод: это …

Муравей и муравейник

Один задира-муравей,
Решив повоевать немного,
Мальчишку укусил за ногу
И, гордый дерзостью своей,
В траве высокой затерялся.
«Поймаешь – как же! – думал он, –
Таких, как я, здесь миллион!
Пойди найди, какой кусался!»
Но, слезы утерев, малец
Искать виновных и не думал –
Он в муравейник спичку сунул,
И всем, кто в нём, пришел конец.

Мы редко думаем о том,
Что не одни живем на свете,
Что близкие за нас в ответе,
И звать беду не стоит в дом.

Олеся Емельянова, 2007 г.

СЛОВАРЬ

Иносказание – выражение, содержащее иной, скрытый смысл.

Аллегория - иносказательное изображение предмета или явления (например, под образами животных подразумеваются человеческие качества: лев — сила, власть или царственность, заяц – трусость).

Сатира – насмешка, изображение персонажа в смешном виде (злой смех).

Порок - плохие поступки людей, в результате которых человек причиняет зло себе и другим людям. Пороки это и недостатки человека, некоторые черты характера, которые его позорят, такие как лень, жадность, ложь, хвастовство и др.

Мораль - поучение, нравоучительный вывод, нравственное наставление.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Басни как литературный жанр Урок литературного чтения 3 класс Учитель: Еньшина Наталия Викторовна

Слайд 3

Отличительные признаки басни Общее понятие о басне Литературные термины Действующие лица басни Баснописцы Тема: Басня как литературный жанр

Слайд 4

Ба́сня — короткое произведение в стихах или в прозе, которое носит иносказательный характер. В басне содержится мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи, но могут быть и люди. Баснописцы используют в своих произведениях аллегорию и сатиру. В басне высмеиваются пороки людей.

Слайд 6

Знаменитые баснописцы ЛЕНТА ВРЕМЕНИ Эзоп – 5 – 6 века до нашей эры Жан де Лафонтен – 1621 – 1695 гг. Иван Андреевич Крылов – 1769 – 1844 гг. Сергей Владимирович Михалков – 1913 – 2009 гг.

Слайд 7

1. У басни есть автор. 2. Басня – это небольшое по объему произведение. 3. Басня может быть прозаической или стихотворной формы 4. Героями басен могут быть животные, предметы, люди. 5. Басня состоит из сюжета и морали. 6. В басне используются приемы: аллегория (иносказание), олицетворение, сатира. Особенности басни как литературного жанра

Слайд 8

Объект исследования (признак, утверждение) Соответствует «+», не соответствует « - » Есть автор. Это небольшое по объему произведение. Может быть прозаической или стихотворной формы. Состоит из сюжета и морали. Используются приемы: аллегория, иносказание (скрытый смысл), олицетворение, сатира. Вывод: это …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2-м классе "Жанры устного творчества русского народа."

Приглашаю вас на импровизированный урок литературного чтения "Жанры устного творчества русского народа"! Урок обобщения и систематизации знаний проводится с элементами игры и соревнования. Желаю прият...

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Нетрадиционный урок "Игра-путешествие" по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс

Выбор нетрадиционной формы прведения уроков в начальной школе, особенно в первом классе, считаю первостепенным, для достижения основной задачи учителя:  развивать интерес и желание ребёнка учитьс...

Урок-проект "Сказка как литературный жанр" 2 класс

Презентация к уроку-проекту "Сказка как литературный жанр"....

Конспект урока и презентация по литературному чтению «Весна» 3-4 класс.

Главная дидактическая цель: обобщить знания детей о весне.Задачи:Ø формировать умение понимать содержание текстаØ формировать умение понимать авторский замыселØ продолжить работу над выразительным чте...

Технологическая карта комплексного урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 4-м классе на тему: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Урок продолжает знакомство с произведениями К.Паустовского, знакомит детей с творчеством Э.Грига, формирует у детей представление о нравственности, эстетических ценностях на основе комплексного изучен...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3-ем классе на тему «К.Паустовский «Кот Ворюга»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Литературное чтение» в 3-ем классе на тему «К.Паустовский «Кот Ворюга»...