План-конспект урока с презентацией "Разделительные ъ и ь знаки"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Шилова Светлана Валериевна

Разделительные Ъ и Ь знаки.

 

Урок литературного чтения с интеграцией элементов урока русского языка.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, кружки бумаги (25 шт.), ватман, магниты, клей-карандаш, карточки.

Цель урока

Повторить буквы Ъ и Ь знаки, раскрыть значение Ъ и Ь для обозначения твердости (мягкости) согласного звука, показать роль разделительного Ъ и Ь знаков в словах. Совершенствовать навыки чтения. Развивать речь, логическое мышление, память.

Задачи урока

  1. Сформировать представление о том, в каких случаях употребляется твердый или мягкий знак.
  2. Сформировать навыки чтения слов с данными буквами.
  3. Научиться правильно употреблять эти знаки в словах.
  4. Способствовать развитию орфографической зоркости, пополнить активный словарный запас;
  5. Развить речь, внимание, логику, внимание и воображение. Воспитывать чувство дружбы, доброты и уважения.

Планируемые результаты:

Предметные:

- осознавать разделительную функцию Ь и Ъ.

- демонстрировать умение выполнять задания в соответствии с указанием учителя.

- провести тренировку навыка чтения и навыка письма.

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия;

– оценивать совместно с учителем результат своих действий;

– выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

– в сотрудничестве с учителем и классом находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные УУД.

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

– осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;

– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

– устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

– видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД.

– иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;

– использовать в общении правила вежливости; адекватно реагировать на обращение учителя.

– принимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– строить понятные высказывания;

– задавать вопросы.

Личностные:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.

Используемые методы: системно-деятельностный подход и формирующее оценивание (создание ситуации успеха, проблемная ситуация, поиск ответа учениками, самооценивание и взаимооценивание по ходу урока, рефлексия и самоанализ в конце урока).

План урока:

  1. Поприветствовать детей и уважаемое жюри.
  2. Уточнить знают ли дети алфавит, умеют ли читать.
  3. Загадка. Чтение алфавита.
  4. Вопросы. Считаем количество букв. Какие буквы не обозначают звуки? Зачем они нам нужны?
  5. Давайте вместе с Вами сформулируем тему нашего сегодняшнего урока?
  6. Обозначение темы урока. А что такое разделительная функция нам с Вами еще предстоит узнать.
  7. Чтение слов с ь знаком. Вывод: мягкий знак нужен для смягчения согласных, стоящих перед ним.
  8. Чтение «семя» и «семья». Вывод: мягкий знак выполняет не только смягчающую, но и разделительную функцию в середине слова.
  9. Учимся читать. Играем в «Жадину».
  10. Чтение слов с ъ знаком. Вывод: твердый знак нужен для обозначения твердости согласных, стоящих перед ним.
  11. Чтение «сел» и «съел». Вывод: твердый знак выполняет не только смягчающую, но и разделительную функцию в середине слова.
  12. Учимся читать. Играем в «Жадину». 9:00
  13. Сейчас мы с Вами потренируемся писать слова с твердым и мягким знаками. Но перед этим нам нужно размять наши пальчики. Поиграем в игру обезьянка.
  14. Записываем дату, классную работу, начинаем писать с красной строки, с большой буквы.
  15. После того, как Вы все дописали, мы с Вами снова поиграем. На этот раз в учителя. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, приготовьте красный и зеленый карандаши. Вам нужно найти 3 самые некрасиво написанные буквы и подчеркнуть их красным карандашом. После этого нужно найти три самые красивые и аккуратно написанные буквы – их Вы подчеркиваете зеленым карандашом. На выполнение задания дается одна минута, время пошло. После этого возвращаем тетради владельцам, внимательно ознакомьтесь с тем, какие буквы Вам удались, а какие нет. 9:10
  16. Физминутка: я буду произносить слова, если произнесено слово с твердым знаком – Вы садитесь, если с мягким – встаете.

Слова: съезд, счастье, отъезд, льётся, съел, перья, большой, подъезд, листья, подъел, въехал, колья, отъехал.

  1. Сейчас я раздам Вам карточки, и мы с Вами выполним новое задание: необходимо разделить слова на группы: 1 группа – слова с мягким знаком, 2 – с твердым знаком. При разборе слова каким цветом Вы обозначаете твердые звуки? Синим. Слова с ъ будем отмечать синей галочкой. А мягкие звуки каким цветом обозначаете? Слова с ь будем обозначать зеленой галочкой. На выполнение задания отводится 5 минут. Начинаем. 9:20
  2. Если осталось время: выполняем задание на карточках: вставь твердый и мягкий знаки. На выполнение дается 3 минуты. После этого проверяем себя вместе с учителем. Ставим ручкой + если ответ верный, минус – если неверный.
  3. Физминутка: берем оба листочка и сминаем их левой и правой рукой.
  4. Чтение слов.
  5. Рефлексия. Какие буквы были у нас сегодня в гостях? Какую функцию они выполняют?
  6. Я Вам сейчас раздам заготовки смайликов. Если урок Вам понравился, и Вы все поняли на уроке – рисуете веселый смайлик, если что-то не понятно, остались вопросы – грустный. Как закончите – приносите их мне, я наклею смайлики на ватман, чтобы увидеть какое у Вас осталось впечатление от нашего урока.
  7. Спасибо Вам за работу на уроке. Урок окончен. 9:25

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тридцать три сестрички Ростом невелички, Если знаешь наш секрет, Мы покажем целый свет. Алфавит

Слайд 2

Сколько гласных букв в русском языке ? 10 Сколько согласных букв в русском языке? 21 Какая буква не обозначает звука ? Ь, Ъ.

Слайд 3

Тема: «Разделительная функция Ь и Ъ знака».

Слайд 4

Прочитайте слова: конь день соль моль пальто письмо деньки мальчик

Слайд 5

– обозначает мягкость согласного звука и выполняет разделительную функцию семя семья

Слайд 6

Учимся читать шью друзья льёт пью варенье вьёт лью вьюга печенье Поиграем в «Жадину»

Слайд 7

Прочитайте слова: съезд объём изъян съел объявил разъём

Слайд 8

– обозначает твердость согласного звука и выполняет разделительную функцию сел съел

Слайд 9

Учимся читать подъехал объяснил съела подъезд съёмка объявление Поиграем в «Жадину»

Слайд 10

Физминутка

Слайд 11

Минутка чистописания

Слайд 12

Раздели слова на 2 группы КОЛЬЯ ОСЕНЬЮ ПОЛЬЕТ ВЪЕЗД КУШАНЬЯ СЪЕЛ СЪЕСТ ОБЪЕДКИ ХЛОПЬЯ ОБЪЕЗД СЪЕЗД СУЧЬЯ ПОДЪЕЗД ИЗЪЯН ВЬЮН НЕОБЪЯТНА ОБЪЯСНИЛ РУЧЬИ КОПЬЁ СЪЕСТНОЕ ПЬЁТ ЗДОРОВЬЕ СЪЁМКА БРАТЬЯ ОБЪЕМ

Слайд 13

Задание «Карточки»: вставьте в пропуски ъ или ь знак

Слайд 14

Физминутка

Слайд 15

ДЕНЬ ДЕНЬКИ ЛЬЮ ОБЪЕЗД ПЕНЬ ПЕНЬКИ ПЬЮ ВЪЕЗД ЛЕНЬ ПИСЬМО ЛЬЁТ СЪЕЗД ОСЕНЬ ВОЗЬМИ ДЕРЕВЬЯ СЪЕЛ ТЕНЬ ПАЛЬТО ВЬЮН СЪЕМ ЧИТАТЬ БОЛЬШЕ МУРАВЬИ СЪЕШЬ ЗНАТЬ МЕНЬШЕ ШЬЁТ ОБЪЁМ ВЯЗАТЬ ТОНЬШЕ ВОРОБЬИ ИЗЪЯТЬ Учимся читать

Слайд 16

Итог урока Какие буквы были гостями нашего урока? Зачем нам нужны эти буквы? Молодцы!



Предварительный просмотр:

Разделительные Ъ и Ь знаки.

Урок литературного чтения с интеграцией элементов урока русского языка.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, кружки бумаги (25 шт.), ватман, магниты, клей-карандаш, карточки.

Цель урока

Повторить буквы Ъ и Ь знаки, раскрыть значение Ъ и Ь для обозначения твердости (мягкости) согласного звука, показать роль разделительного Ъ и Ь знаков в словах. Совершенствовать навыки чтения. Развивать речь, логическое мышление, память.

Задачи урока

  1. Сформировать представление о том, в каких случаях употребляется твердый или мягкий знак.
  2. Сформировать навыки чтения слов с данными буквами.
  3. Научиться правильно употреблять эти знаки в словах.
  4. Способствовать развитию орфографической зоркости, пополнить активный словарный запас;
  5. Развить речь, внимание, логику, внимание и воображение. Воспитывать чувство дружбы, доброты и уважения.

Планируемые результаты:

Предметные:

- осознавать разделительную функцию Ь и Ъ.

- демонстрировать умение выполнять задания в соответствии с указанием учителя.

- провести тренировку навыка чтения и навыка письма.

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия;

– оценивать совместно с учителем результат своих действий;

– выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

– в сотрудничестве с учителем и классом находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные УУД.

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

– осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;

– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

– устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

– видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД.

– иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;

– использовать в общении правила вежливости; адекватно реагировать на обращение учителя.

– принимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– строить понятные высказывания;

– задавать вопросы.

Личностные:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.

Используемые методы: системно-деятельностный подход и формирующее оценивание (создание ситуации успеха, проблемная ситуация, поиск ответа учениками, самооценивание и взаимооценивание по ходу урока, рефлексия и самоанализ в конце урока).

План урока:

  1. Поприветствовать детей и уважаемое жюри.
  2. Уточнить знают ли дети алфавит, умеют ли читать.
  3. Загадка. Чтение алфавита.
  4. Вопросы. Считаем количество букв. Какие буквы не обозначают звуки? Зачем они нам нужны?
  5. Давайте вместе с Вами сформулируем тему нашего сегодняшнего урока?
  6. Обозначение темы урока. А что такое разделительная функция нам с Вами еще предстоит узнать.
  7. Чтение слов с ь знаком. Вывод: мягкий знак нужен для смягчения согласных, стоящих перед ним.
  8. Чтение «семя» и «семья». Вывод: мягкий знак выполняет не только смягчающую, но и разделительную функцию в середине слова.
  9. Учимся читать. Играем в «Жадину».
  10. Чтение слов с ъ знаком. Вывод: твердый знак нужен для обозначения твердости согласных, стоящих перед ним.
  11. Чтение «сел» и «съел». Вывод: твердый знак выполняет не только смягчающую, но и разделительную функцию в середине слова.
  12. Учимся читать. Играем в «Жадину». 9:00
  13. Сейчас мы с Вами потренируемся писать слова с твердым и мягким знаками. Но перед этим нам нужно размять наши пальчики. Поиграем в игру обезьянка.
  14. Записываем дату, классную работу, начинаем писать с красной строки, с большой буквы.
  15. После того, как Вы все дописали, мы с Вами снова поиграем. На этот раз в учителя. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, приготовьте красный и зеленый карандаши. Вам нужно найти 3 самые некрасиво написанные буквы и подчеркнуть их красным карандашом. После этого нужно найти три самые красивые и аккуратно написанные буквы – их Вы подчеркиваете зеленым карандашом. На выполнение задания дается одна минута, время пошло. После этого возвращаем тетради владельцам, внимательно ознакомьтесь с тем, какие буквы Вам удались, а какие нет. 9:10
  16. Физминутка: я буду произносить слова, если произнесено слово с твердым знаком – Вы садитесь, если с мягким – встаете.

Слова: съезд, счастье, отъезд, льётся, съел, перья, большой, подъезд, листья, подъел, въехал, колья, отъехал.

  1. Сейчас я раздам Вам карточки, и мы с Вами выполним новое задание: необходимо разделить слова на группы: 1 группа – слова с мягким знаком, 2 – с твердым знаком. При разборе слова каким цветом Вы обозначаете твердые звуки? Синим. Слова с ъ будем отмечать синей галочкой. А мягкие звуки каким цветом обозначаете? Слова с ь будем обозначать зеленой галочкой. На выполнение задания отводится 5 минут. Начинаем. 9:20
  2. Если осталось время: выполняем задание на карточках: вставь твердый и мягкий знаки. На выполнение дается 3 минуты. После этого проверяем себя вместе с учителем. Ставим ручкой + если ответ верный, минус – если неверный.
  3. Физминутка: берем оба листочка и сминаем их левой и правой рукой.
  4. Чтение слов.
  5. Рефлексия. Какие буквы были у нас сегодня в гостях? Какую функцию они выполняют?
  6. Я Вам сейчас раздам заготовки смайликов. Если урок Вам понравился, и Вы все поняли на уроке – рисуете веселый смайлик, если что-то не понятно, остались вопросы – грустный. Как закончите – приносите их мне, я наклею смайлики на ватман, чтобы увидеть какое у Вас осталось впечатление от нашего урока.
  7. Спасибо Вам за работу на уроке. Урок окончен. 9:25



Предварительный просмотр:

Самоанализ

открытого урока литературного чтения, проведенного в 1 классе

учителем начальных классов Шиловой Светланой Валериевной.

Урок русского языка был проведен в 1 классе 17.02.2022 г.

Согласно календарно-тематическому планированию тема урока «Разделительные Ъ и Ь знаки».

Целью данного урока является: повторить буквы Ъ и Ь знаки, раскрыть значение Ъ и Ь для обозначения твердости (мягкости) согласного звука, показать роль разделительного Ъ и Ь знаков в словах. Совершенствовать навыки чтения. Развивать речь, логическое мышление, память.

Были определены задачи:

1.        Сформировать представление о том, в каких случаях употребляется твердый или мягкий знак.

2.        Сформировать навыки чтения слов с данными буквами.

3.        Научиться правильно, употреблять эти знаки в словах.

4.        Способствовать развитию орфографической зоркости, пополнить активный словарный запас;

5.        Развить речь, внимание, логику, внимание и воображение. Воспитывать чувство дружбы, доброты и уважения.

По типу урока – это комбинированный урок, при использовании проблемно-деятельностной технологии.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, парная.

Структура урока выстроена в соответствии требованиям ФГОС:

  1. Осуществляется практический, деятельностный подход.
  2. Урок направлен на формирование универсальных учебных действий (УУД).
  3. Урок имеет личностно-ориентированный, индивидуальный характер

Планируемые результаты:

Предметные:

- осознавать разделительную функцию Ь и Ъ.

- демонстрировать умение выполнять задания в соответствии с указанием учителя.

- провести тренировку навыка чтения и навыка письма.

Метапредметные:

Регулятивные УУД.

– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

– понимать выделенные учителем ориентиры действия;

– оценивать совместно с учителем результат своих действий;

– выполнять учебные действия в устной речи и в уме.

– в сотрудничестве с учителем и классом находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные УУД.

– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;

– осуществлять сравнение, классификацию изученных фактов языка с опорой на выделенные учителем критерии;

– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

– устанавливать причинно - следственные связи в изучаемом круге явлений;

– видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД.

– иметь представление о возможности существования различных точек зрения, о возможности договариваться, приходить к общему решению;

– использовать в общении правила вежливости; адекватно реагировать на обращение учителя.

– принимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– строить понятные высказывания;

– задавать вопросы.

Личностные:

– положительное отношение к школе и учебной деятельности;

– первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

– представления о языке как средстве общения, о разнообразии ситуаций общения.

Во время урока использовались современные образовательные технологии – проблемно-деятельностный подход, технология здоровье-сбережения и формирующего оценивания, двигательные физкультминутки, упражнения для моторики, частая смена видов деятельности учащихся.

Анализ структуры и организации урока. Тип урока – комбинированный урок: мы вспомнили ранее изученные буквы ъ и ь знак, изучили их роль в русском языке, сформировали навык чтения слов с этими буквами. Структура урока соответствует его целям (психологический настрой учащихся, первичное введение материала при высокой мыслительной активности обучающихся, с опорой на полученные ранее знания, мотивация запоминания, контроль результатов первичного запоминания, регулярное систематизирующее повторение, включение опорного материала и контроль знаний). Урок построен на основе деятельностного метода. Время на каждом этапе урока распределено рационально. Использовалась индивидуальная, парная и групповая форма работы, так как они наиболее соответствуют задачам урока.

Анализ содержания урока. Содержание урока соответствует требованиям государственных программ по литературному чтению. Доступность изложения, полнота, достоверность просматривается в материале урока на всем его протяжении. Для открытия новых знаний мною была создана проблемная ситуация. Актуализация опорных знаний представлена в виде работы на карточках, таким образом я проверила насколько хорошо дети усвоили материал, чтобы логически перейти к следующему этапу урока.

Анализ методики проведения урока. Использование групповой работы и работы в парах было направлено на формирование коммуникативных компетенций (умение договариваться, учитывать разные мнения, приходить к совместному решению в совместной деятельности). На уроке были использованы различные виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, ученик-учитель. Применение различных видов работы, чередование устной и письменной речи, - все это позволило снять утомляемость у обучающихся, избежать перегрузки и стресса у учащихся.

Анализ работы и поведения учащихся на уроке. Обучающиеся работали на уроке активно, с интересом, увлеченно. План урока полностью реализован. Поставленные цели и задачи достигнуты. Отследить вовлеченность в урок каждого ученика позволила рефлексия в конце урока.

Дети сами сформулировали тему урока через проблемный вопрос, дети приходят к решению самостоятельно. После дети самостоятельно формулируют выводы. Используемые методы: системно-деятельностный подход и формирующее оценивание (создание ситуации успеха, проблемная ситуация, поиск ответа учениками, самооценивание и взаимооценивание по ходу урока, рефлексия и самоанализ в конце урока).

        Урок расширяет кругозор, развивает навыки и умения, углубляет предметные знания.

        Используются современные технологии: презентация на проекторе, работа ведется одновременно индивидуальная (каждый ребенок формулирует свой ответ), групповая (правильность ответов оценивает совместно весь класс) и парная (совместное обсуждение, взаимопроверка). Также в данном уроке отсутствует теоретическая информация от учителя, дети на практике получают результат и делают выводы. 

Учитывая данный факт, считаю, что проведенный урок достиг поставленной цели и поставленных задач. Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на уроке, подбор заданий помог каждому ребенку на занятии продвинуться в своём индивидуальном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.

Тема урока: Баскетбол.Задачи:   1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна»,                    развивать внимание, монологи...

План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"

Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...