Развитие читательских интересов младших школьников
статья по чтению

Вычегжанина Ксения Львовна

В данной статье описывается работа, которую может предложить учитель детям для повышения читательского интереса младшего школьника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chitatelskih_interesov_ml.shk_.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

В эпоху бурно развивающихся информационных технологий книга остается и источником знаний, и духовным наставником, и собеседником как для взрослого читателя, так и для ребенка. Но под влиянием современной медиакультуры в обществе меняется статус чтения, круг чтения, способы восприятия печатного текста, мотивация обращения к книге. С введением ФГОС начального общего образования обозначились новые цели современного образования: развитие личности, владеющей обобщенными способами учебной деятельности, умеющей учиться самостоятельно. Это умение напрямую связано с формированием читательского интереса.

Сегодня вопрос о формировании читательского интереса стоит особенно актуально. Актуальность обусловлена тем, что чтение играет важную роль в формировании личности и нравственном её воспитании, способствует развитию смыслового восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения ребенка. Читательский интерес является одним из факторов развития познавательной активности, а значит, имеет большое значение в формировании грамотного человека.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход (Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника), предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, личности, свободно ориентирующейся в потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии сформированности у современного школьника самостоятельной читательской деятельности. Моя цель как педагога – обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем, целенаправленно и последовательно формируя его читательские интересы.

Для успешного достижения этой цели мне необходимо создать условия для формирования читательского интереса младших школьников и решить следующие задачи:

- развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной и внеклассной деятельности;

- развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;

- стимулирование творчества детей.

Показателями читательского интереса младших школьников я рассматриваю:

- положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");

- заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");

- увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");

- стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").

Развитие читательского интереса я могу реализовать по средствам следующих видов работы:

- урок литературного чтения;

- внеклассные занятия;

- совместная работа с библиотекой;

- работа с родителями.

На уроках литературы я могу использовать следующие приемы:

 «Толстые и тонкие вопросы»

Тонкие вопросы- можно дать однозначный ответ. Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

 «Чтение с остановками». Чаще используется на уроках, построенных на основе ТРКМ

Данный прием содержит все стадии технологии:

  • 1 стадия – вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
  •  2 стадия – осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
  •  3 стадия – рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Прием «Перепутанные логические цепочки»

На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.

Внеурочная деятельность является отличной почвой для развития читательского интереса, т.к дает возможность использовать различные формы (групповая, индивидуальная, экскурсия и тд) и приемы на занятии. Так, для бОльшей заинтересованности детей я могу использовать следующие приемы:

  • литературный праздник;
  • литературная игра;
  • литературная гостиная;
  • театральный фестиваль;
  • концерт;
  • интервью;

Кроме перечисленных выше видов деятельности по развитию читательского интереса в начальной школе я предполагаю делать:

  • Сценическое представление эпизода из книги, разыгрываемого детьми.
  • Рисунки и плакаты к книге, читаемой самостоятельно каждым.
  • Школьный спектакль по тексту книги.
  • Посещение театрального спектакля по литературному произведению.
  • Консультация библиотекаря в помещении библиотеки.
  • Создание маленькой обменной библиотеки класса.
  • Плакатная форма рекомендуемой книги для самостоятельного чтения.
  • «Тихое чтение» в группе (все читают свою любимую книгу).
  • чтение с целью нахождения подходящего отрывка к рисунку

Таким образом, можно сделать вывод, что работа по развитию читательского интереса учеников начальных классов должна вестись систематически. Правильная организация различных форм и методов работы по развитию интереса к чтению способствует: формированию устойчивого читательского интереса младших школьников; умению работать с литературой определенного рода; умению правильно анализировать, сопоставлять, высказывать или описывать свое мнение; формированию первичных навыков самостоятельной исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС НОО

Этот проект раскрывает эффективные способы и приемы работы для развития интереса к чтению у младших школьников...

Уроки внеклассного чтения как средство развития читательских интересов младших школьников

Внеклассное чтение в начальной школе является необходимым и важным звеном в области обучения младших школьников языку. Цель этих занятий - обеспечить целенаправленное руководство самостоятельным чтени...

Методы развития читательских интересов младших школьников

В статье описаны методы и приемы развития читательских интересов младших школьников, которые могут быть использованы на уроках литературного чтения....

"Развитие читательского интереса младших школьников»

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом: 2003 – 2013 годы объявлены десятилетием грамотности. 2015 год назван годом Литературы. Однако в России, как и...

Использование активных форм и методов для развития читательских интересов младших школьников при организации уроков литературного чтения.

Процесс работы над произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Для организации этого процесса  использую различные...

Развитие читательского интереса младших школьников на внеурочной деятельности посредством создания буктрейлеров

Определение методических возможностейиспользования во внеурочной деятельности буктрейлеров как средства,способствующего развитию читательского интереса младших школьников.Гипотеза : использование во в...