конспект урока обучения грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Конспект урока обучения грамоте. Буквы Ш, ш

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

урока обучения грамоте.

Тема: Звук [ш], буквы Ш,щ 

Цель: Знакомство с новыми звуком и буквой

Задачи: 1) уточнить представление детей о согласных и гласных звуках, познакомить с новыми звуком и буквой, учить отличать новый звук и букву от изученных ранее, совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения, навык работы с текстом;

        2) развивать память, речь, творческие способности, наблюдательность, фонематический слух;

        3) воспитывать дружелюбное отношение к одноклассникам, характеру поведения.

Оборудование: набор предметных картинок с изображением шара, ландыша, шубы, шапки, мыши; касса букв, счетные палочки, карточки с буквами, смайлики.

Этап урока.

Цели.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые

результаты

  1. Организационный момент

Цель: организация, контроль готовности к уроку, эмоциональный настрой

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книжка ручка и тетрадка? (сажаю детей)

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно следят?

Все ль готовы слушать?

Контролируют и по необходимости корректируют свои действия

Регулятивные УУД (умение проявить себя на предмет готовности к уроку)

  1. Самоопределение к деятельности, целеполагание. Цель: включение в учебную деятельность, формулирование темы и цели урока, развитие памяти.

На доске картинки с изображением шара, ландыша, шубы, шапки, мыши. Назовите предметы, изображенные на картинках в указанном порядке и постарайтесь их запомнить.

- А сейчас закройте глаза. (меняю местами картинки)

- Откройте глаза и расскажите, что изменилось?

Подводит детей к формулировке темы и цели урока.

- Что общего у этих слов? [ш]

- Значит, тема сегодняшнего урока «звук [ш]»

На доске карточки с буквами: А, О, Ш, У, И.

- Найдите лишнюю букву.

- Значит, вторая часть темы сегодняшнего урока…[буква ш].

- И так чем мы будем сегодня заниматься?

- На доске опорная запись в виде предложений с пропущенными словами:

Познакомимся с новым ____ и новой ____.

Научимся читать сло__ и сло__ с новой __.

Дети стараются запомнить порядок картинок

Дети воспроизводят первоначальный порядок и находят изменения, формулируют учебные задачи урока

Выделяют букву Ш по двум признакам: согласные-гласные, изученные-неизученные.

Проговаривают цель урока

Регулятивные УУД:

Включение в учебную деятельность, умение формулировать учебную задачу, осознание ее и принятие.

Познавательные УУД:

Анализ, сравнение, умение запоминать и сравнивать порядок предметов.

Познавательные УУД:

Умение производить классификацию, находить лишний элемент

  1. Изучение нового материала
  1. Знакомство со звуком [ш].

Цель: научиться выделять новый звук из речи, развивать фонематический слух, продолжить работу по звуко-буквенному анализу.

- произведите звуковой анализ слов «шкаф» и «карандаш» по схемам в красной рамке на странице 17 «Азбуки».

Осуществляет выборочный контроль.

- подумайте, новый звук относится к гласным или согласным звукам? Докажите.

- это звонкий или глухой звук? Ответ обоснуйте.

- твердый или мягкий?

- дайте полную характеристику новому звуку.  Осуществляет выборочный контроль.

Делают звуко-буквенный анализ, отвечают на вопросы учителя. высказывают свое мнение, дискутируют, доказывают свое мнение.

Дают характеристику звуку[ш].

Предметные УУД:

Характеристика звука [ш] (согласный, всегда твердый, глухой).

Коммуникативные УУД.

  1. Творческое задание.

Цель: развивать творческие способности, артикуляционный аппарат

-придумайте чистоговорку.

Я начну, а Вы закончите.

Ша-ша-ша---…

Шу-шу-шу---…

Аш-аш-аш---…

Придумывают чистоговорки. Например, «ша-ша-ша, дети моют малыша».

Коммуникативные УУД, личностные УУД:

Ребенок выражает личностную позицию.

Предметные УУД:

Умение находить рифму.

Физкультминутка.

-давайте немного подвигаемся: если услышите слово, в котором есть звук [ш], будете радостно прыгать и хлопать в ладоши. Если этого звука нет, быстро убегаем (бег на месте).

Учитель называет слова: лошадь, корова, ромашки, васильки, шиповник, крылышки, бабочка, орел, коршун, машина, самолет.

Делают разминку

Предметные УУД:

Умение выделять новый звук в словах.

  1. Продолжение работы по теме урока
  1. Знакомство с буквами Ш, ш

Цель: познакомить с буквой Ш

Организовывает работу по изучению буквы Ш

- на что похожа буква Ш

Дети находят новую букву в кассе букв, составляют ее из счетных палочек Дают ей характеристику, сравнивают.

Предметные УУД:

Знакомство с новой буквой

  1. Чтение слогов, слов.

Цель: совершенствование навыка чтения.

Прочитать с доски:

Шу        ши        аш        шалаш        Шарик

Ша        ше        ыш        камыш        Шурик

Уш        иш        шут        ландыш        Шукшин

Аш        еш        шум        Шура        Шитов

Организует работу обучающихся разными способами (по цепочке, хором, тихо, громко)

Читают разными способами слоги слова

Предметные УУД:

совершенствование навыка чтения

  1. Работа с иллюстрацией

Цель: учить высказывать мысль, расширять словарный запас.

Организует работу по иллюстрации.

- кто изображен?

- попробуйте ответить на вопросы к иллюстрации в учебнике.

- объясните свой выбор.

Работают по иллюстрациям, доказывают свое мнение

Коммуникативные УУД:

Умение строить устное высказывание, доказывать свое мнение, слушать других.

  1. Работа над смыслом пословиц

Цель: развивать речь, мышление, учить работать в паре

Организует работу над пословицами. Побуждает к высказыванию своего мнения.

Знай больше, а говори меньше.

Поспешишь, людей насмешишь.

Мало уметь читать, надо уметь думать.

Добрая шутка дружбы не рушит.

- обсудите с другом, может ли шутка разрушить дружбу.

- подчеркните букву Ш в пословице

Высказывают свое мнение.

Работают в паре.

Находят букву Ш в предложениях и подчеркивают.

Коммуникативные УУД, познавательные УУД

  1. Закрепление изученного
  1. Работа с текстом

Цель: совершенствование навыка чтения, умения отвечать на вопросы.

Организует работу с текстом разными способами: про себя, чтение текста вслух с одновременным хлопаньем в ладоши при прочтении слов с новой буквой.

- прочитайте текст.

- рассмотрите иллюстрацию

- какое время года наступило?

- какие деньки стояли ?

- где горели кисти рябины?

- что собирали дети в лесу?

Читают текст разными способами, отвечают на вопросы.

Предметные УУД:

Осознанное чтение

  1. творческое задание.

Цель: побуждать к творчеству, учить подбирать заголовок к тексту.

- Придумайте имена детям, которые пошли в лес.

Условие: в словах должен быть звук [ш]

- озаглавьте текст.

Придумывают имена, озаглавливают текст

Предметные УУД:

Умение подбирать подходящий заголовок.

  1. Пересказ

Цель: учить подробному пересказу, творческому пересказу

- перескажите текст подробно.

- перескажите текст распространяя предложение, добавляя свои картинки, свои имена и т.д.

Творческий пересказ

Предметные УУД:

Умение пересказывать подробно, умение составлять творческий пересказ.

  1. Беседа

Цель: повторить  правила безопасности

Откройте «Азбуку» на странице 18.

- что нарисовано в верхней части страницы?

Разбор слов «кисть», «гроздь»

- как называются плоды сосны, ели, кедра? (шишки)

- какие еще шишки бывают?

- когда может вырастить шишка на лбу?

Организует работу в группах (беседу о поведении, о правилах безопасности во время перемен, на лестнице и т.д.)

Участвуют в беседе, отвечают на вопросы.

Работают в группах, проговаривают правила поведения, составляют схематические рисунки.

Коммуникативные УУД.

Предметные УУД: объяснение значения многозначных слов.

Личностные УУД: анализ собственного поведения, нравственно-эстетическая оценка.

Познавательные УУД: умение работать со схемами

  1. Чтение текста

Цель: совершенствование навыка сознательного, беглого, выразительного чтения

- прочитайте стихотворение В.Берестова «Петушки» на стр.18, найдите и подчеркните слова со слогом ШИ.

- когда о детях говорят: «они распетушились»?

- как таких детей можно назвать одним словом? (драчуны)

- как относятся к драчунам?

Организует повторное чтение текста: цепочкой, парами, хором.

Читает текст, подчеркивают слоги, участвуют в беседе

Предметные УУД: осознанное выразительное чтение.

Личностные УУД.

  1. Подведение итогов, рефлексия.

Цель: подвести итоги, учить самоанализу.

- в чем секрет буквы Ш?

- что Вам понравилось на уроке (что не понравилось)?

- что бы Вы хотели проделать еще раз?

- продолжите предложение: «теперь Я знаю….», «теперь я не умею….»

Оцените себя:

  1. Пока я испытываю трудности.
  2. Хорошо, но могу лучше.
  3. Хочу знать больше.

Спасибо за улыбки

Отвечают на вопросы, анализируют, оценивают свою деятельность на уроке, подводят итоги.

Показывают смайлики.

Регулятивные УУД: оценить свою работу на уроке, результаты

  1. рекомендации для самостоятельной работы

Выучить стихотворение о петушках или сделать «знаки-схемы» о правилах поведения в школе.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направление: Начальная школа.

Урок обучения чтению в период обучения грамоте

Тема: Звук [ш], буквы Ш,ш 

УМК «Школа России». В.Г.Грецкий, В.А.Кирюшкин и др. «Азбука» 1 класс, 2ч; «Просвещение». 2015 г. стр.16-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....

Конспект урока обучения грамоте по теме "Знакомство со строчными согласными "п", "т" и соответствующими звуками.

Конспект урока составлен по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной "Моя любимая азбука"....

Конспект урока обучения грамоте по теме "Живая природа. Знакомство с предложением"

Цель: систематизировать знания о живой природе.Задачи: 1)обобщить знания детей о слове, развивать умение слышать звучащее слово2) познакомить с понятием "предложение", ввести схему предложения3)способ...

Конспект урока обучения грамоте Тема урока: «Гласные и согласные звуки» (УМК « Система Л.В.Занкова»)

Конспект урока обучения грамоте  с использованием интерактивной доски, нетбуков для детей, Единой Коллекции ЦОР,  CD Программно-методического комплекса "Развитие речи"для интерактивной доски...

Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.

Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...

Конспект урока обучения грамоте 1 «В» класс. Тема урока: «Век живи, век учись. Как образуется слог?»

1.      Обсудить тему «Век живи, век учись».2.      Вспомнить сказку «Волк и семеро козлят».3.      Р...

Конспект урока обучения грамоте (чтение). УМК «Перспектива». Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».

Тема урока: «Буквы В, в. Согласные звуки [В] и [В̓]».Тип урока: урок открытия нового знанияЦель. Создать условия для формирования новых знаний  учащихся о звуках [в] и [в̓]...