Урок литературного чтения в 4 классе "М. Пришвин. Лягушонок" с использованием приема ТРКМ (Чтение текста с предвосхищением)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Горбачёва Светлана Викторовна

Данный материал учит детей осознанно воспринимать содержание произведений словесного искусства, заключенное в художественных образах, созданных силой писательского таланта, опираясь на глубокий анализ текста, развивать в юном читателе творческую фантазию, способность к ассоциативному мышлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа № 4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Урок литературного чтения в 4 классе

"М. Пришвин. Лягушонок"

с использованием приема ТРКМ

(Чтение текста с предвосхищением)

                                          Автор:

Горбачёва Светлана Викторовна

учитель начальных классов

2022-2023учебный год

Цель. Научить детей осознанно воспринимать содержание произведений словесного искусства, заключенное в художественных образах, созданных силой писательского таланта, опираясь на глубокий анализ текста, развивать в юном читателе творческую фантазию, способность к ассоциативному мышлению.

Задачи.

1.Отработка полноценного навыка чтения с присущими ему качествами – правильностью, беглостью, выразительностью и, главное, осознанностью, высоким уровнем понимания читаемого.

2.Развивать языковые способности ребёнка, его мыслительную и эмоциональную сферы, речевое общение, которое устанавливается между читателем и автором текста.

3.Развивать эстетическую функцию чтения, которая проявляется в том, что побуждает читателя воспринимать произведения как явления словесного искусства, возможно, наиболее трудного и сложного из всех видов искусства.

Оборудование: текст без названия, разделённый на фрагменты; карточки с заданиями; листы  А – 3 и фломастеры.

План урока.

1.Организационный момент.

2.Постановка целей и задач.

3.Вызов.

4.Осмысление прочитанного текста.

5.Итоговая рефлексия.

6.Итог урока.

7.Домашнее задание.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Наш девиз: »Минута час бережёт».

2.Цели и задачи.

«Чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других»

                                                          А. Рубакин (русский учёный)

Как вы понимаете данную фразу? Какую мудрость она таит в себе? Сделайте выводы.

Исходя из сделанных выводов, какие цели и задачи ставите перед собой?

3.Вызов.

Произведение, с которым мы с вами познакомимся сегодня, называется «Лягушонок». Это произведение Михаила Михайловича Пришвина, который работал биологом и агрономом, занимался краеведением, увлекался охотой.

К какому жанру вы отнесёте данное произведение? Определите стиль речи и тип текста.

Как вы думаете, о чём будет идти речь в данном тексте? Ваши предложения.

4.Осмысление.

Фрагмент №1.

О чём прочитали? Прояснилась ли ситуация? Подтвердились ли предположения? Подберите синонимы к глаголу – СТАЛ ПЛАВИТЬСЯ (таять, растапливаться).  Поясните смысл слов – В ПОЛДНЯХ, РАСПАРИВАЕТ  (полдень  –  середина дня,  время высшего стояния солнца над горизонтом, соответствующее обычно 12 часам дня; распаривает –  пригревает, припекает).

Поясните смысл 2-го предложения (вступит в свои права, придёт настоящая весна) Что вас особенно заинтересовало в этом отрывке. Почему? Ваши предложения.

Фрагмент №2.

Подтвердились ли ваши предположения? Какие чувства испытали, когда читали отрывок?

Что вас удивило? Почему на снегу образовалось белое пятно?

Как автор называет жучков?

Почему?

Вы видели такую картину весной?

Откуда же появились эти жучки ранней  весной? Поясните смысл 3-го предложения. Что значит ОЖИВАЮТ?

О каких животных рассказывает автор? Как он их называет? Какой стилистический приём использует и почему?

Почему лягушонок проснулся? Какую метафору использует автор в последнем предложении? Зачем он это делает?

Какие чувства испытываете по отношению к лягушонку?

Предположения.

Фрагмент №3.

Подтвердились ли ваши предположения? Почему лягушонок так поступил? Какие чувства вы испытываете? Какие чувства испытывает автор? Докажите. Подберите синоним к слову  ГЛУПЫЙ. Что же случилось?

Почему же так себя вёл лягушонок? Какие чувства он испытывал? Докажите.

Какие стилистические приёмы использует автор, чтобы передать состояние бедного лягушонка? (Градация действий, повтор глаголов – усиление действия) Расположите слова, описывающие действия лягушонка, в нарастающей последовательности.

Ваши предложения.

Физкультминутка.

Загадка.  (Попробуйте с помощью мимики и жестов изобразить описываемый предмет).

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Цапля важная носатая целый день стоит как статуя.

Очень трудно так стоять, ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться, за соседа не держаться.

Фрагмент №4.

Оправдались ли ваши предположения? О каком клубке идёт речь? Какие испытываете чувства? Какой приём использует автор, чтобы усилить трагичность ситуации?

Ваши предположения.

Фрагмент №5.

Подтвердились ли предположения?

Что такое вожжи?  (Вожжи – часть упряжи, ремни, верёвки, с двух сторон прикрепляемые к удилам для управления лошадью)  О каких вожжах говорит автор? В прямом значении употребляется это выражение? Как называется этот приём?  (Олицетворение)

Подберите синониму к слову «СУНУЛСЯ». Можно ли этот глагол заменить синонимом? Почему? Сможет ли лягушонок встретить настоящую весну?

 Что интересного заметили в этом фрагменте? Для чего автор повторяет именно это

Предложение? Объясните смысл выражения «мы стали помогать весне». Как будут развиваться события дальше. Как бы вы поступили на месте автора?

Фрагмент №6.

Подтвердились ли предположения?

Задания.

  1. Какой урок вынесли из прочитанного произведения? Чтобы вы посоветовали маленькому лягушонку?
  2. Прочитайте 1-2 предложения. Устно нарисуйте портрет несчастного лягушонка. Какие чувства вы испытываете? Попробуйте их передать при описании лягушонка.
  3. Прочитайте 3-е предложение, что хотел сказать автор читателям? Какие чувства выразил в этом предложении?
  4. Определите стиль речи, жанр и тип текста. Подтвердились ли ваши предположения?

Ваши предположения, как будут развиваться события? Какой  пословицей вы закончили бы рассказ?

Фрагмент №7.

Какое чувство испытали читая последний фрагмент текста? Оправдались бы предположения? Какое у вас настроение в данный момент? Давайте вспомним, как оно менялось по мере прочтения текста? Попробуйте схематично изобразить смену настроения. В каком из фрагментов вы испытали самые сильные чувства? Прошу вас выразить чувства с помощью синквейна.

  1. Итоговая рефлексия.

Составление синквейна в группах.

1.Понятие.

2.Прилагательное и прилагательное.

3.Глагол, глагол, глагол.

4.Предложение.

5.Эмоциональная оценка.

Например:

«Лягушонок.

Маленький и несчастный

Мечется, ищет, не понимает

И чуть ли не умирает.

Глупышка!»

  1. Итог урока.

Вернёмся к мудрым словам русского учёного А.Рубакина. Удалось ли вам создать собственные мысли, опираясь на великолепный рассказ М. Пришвина? Какой урок для себя вы вынесли из прочитанного произведения?

       М.М. Пришвин утверждает:

«Мир полон чудес. Это чудеса не как в сказке о живой воде и мёртвой, а настоящие, они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши не слышим».

М.М. Пришвин видит и слышит эти чудеса, раскрывает их перед читателями. Писатель считает, что чем богаче духовный мир человека, тем больше он видит в природе, потому что привносит свои переживания, ощущения.

   Удалось ли вам увидеть и услышать те чудеса, которые писатель хотел донести до читателя? Смогли вы сделать богаче свой духовный мир? Докажите. Захотелось ли вам прочитать другие произведения Пришвина?

6.Домашне задание.

Прочитать произведения М. Пришвина.

Карточки для работы в группах

Михаил  Пришвин. Лягушонок.

1.В полднях от горячих лучей солнца стал плавиться снег. Пройдёт два дня, много три – и весна загудит. В полднях солнце так распаривает, что весь снег вокруг нашего домика на колёсах покрывается какой-то чёрной пылью.

2.Мы думали, где-то угли жгли. Приблизил я ладонь к грязному снегу, и вдруг – вот те угли! – на сером снегу стало серое пятно: это мельчайшие жучки – прыгунки разлетелись в разные стороны.

 В полдневных лучах на какой-нибудь час ли два оживают на снегу разные жучки-паучки, блошки, даже комарики перелетают. Случилось, талая вода проникла вглубь снега и разбудила спящего на земле под снежным одеялом маленького розового лягушонка.

3. Он выполз из-под снега наверх, решил по глупости, что началась настоящая весна, и отправился путешествовать. Известно, куда путешествуют лягушки: к ручейку, к болотцу.

Случилось, в эту ночь как раз хорошо припорошило, и след путешественника легко было разобрать. След вначале был прямой, лапка за лапкой к ближайшему болотцу…  Вдруг почему-то след сбивается, дальше больше и больше. Потом лягушонок мечется туда и сюда, вперёд и назад, след становится похож на запутанный клубок ниток.

4. Что случилось? Почему лягушонок вдруг бросил свой прямой путь к болотцу и пытался вернуться назад?

 Чтобы разгадать, распутать этот клубок, мы идём дальше и вот видим: сам лягушонок, маленький, розовый, лежит, растопырив безжизненные лапки.

5.Теперь всё понятно. Ночью мороз взялся за вожжи и так стал подхлёстывать, что лягушонок остановился, сунулся туда, сюда и круто повернул к тёплой дырочке, из которой почуял весну.

В этот день мороз ещё крепче натянул свои вожжи, но ведь в нас самих было тепло, и мы стали помогать весне.

6.Мы долго грели лягушонка свои горячим дыханием – он всё не оживал. Но мы догадались: налили тёплой воды в кастрюльку и опустили туда розовое тельце с растопыренными лапками.

 Крепче, крепче натягивай, мороз, свои вожжи – с нашей весной ты теперь больше не справишься!

7.Не больше часа прошло, как наш лягушонок снова почуял своим тельцем весну и шевельнул лапками. Вскоре и весь он ожил.

 Когда грянул гром, и всюду зашевелились лягушки, мы выпустили нашего путешественника в то самое болотце, куда он хотел попасть раньше времени. И сказали ему в напутствие: »Живи, лягушонок, только, не зная броду, не суйся в воду».

Литература.

  1. 1.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998. – 154 с.
  2. М. Пришвин. Рассказ «Лягушонок"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Евсина О.В. Урок окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" с использованием приемов ТРКМ, 3 класс

1. Класс: 32. Предмет: окружающий мирТема: Экологическая безопасность3. Этап обучения по данной теме: основной4. Цель урока: воспитание экологической культуры школьника.Задачи: Познавательные:· А...

Урок литературного чтения 4 класс " Выскочка" Пришвин

Тема моего урока - работа с художественным произведением М. М. Пришвина " Выскочка". При планировании данного урока мной были учтены следующие учебные возможности учащихся: владение навыками сознатель...

Методическая разработка урока по литературному чтению 2 класс Михаил Пришвин «Ребята и утята»

Индивидуализация на уроке литературного чтения реализуется на протяжении всех его этапов. При рассадке детей учтены рекомендации психолога и врача гимназии. В течение урока дети могут свободно встават...

Урок литературного чтения 1 класс М. Пришвин "Предмайское утро"

Урок литературного чтения ОС ШКОЛА РОССИИ...

Технологическая карта урока математики в 1 кл( с использованием приемов ТРКМ). Тема "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"

Технологическая карта урока математики во 1 классе по теме «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность». Тип урока: изучение нового материала с  использованием приемов технологии развития...

Урок математики во 2 классе "Квадрат "с использованием приема ТРКМ («Верные и неверные утверждения», или «верите ли вы»)

На данном уроке с помощью применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо дети знакомятся с геометрической фигурой – квадрат, учатся чертить его на клетчатой бумаге; р...

Фрагменты уроков с использованием приема ТРКМ "Ромашка Блума"

Данный материал будет полезен для уроков Окружающего мира 1-3 классы....