Урок математики во 2 классе "Квадрат "с использованием приема ТРКМ («Верные и неверные утверждения», или «верите ли вы»)
план-конспект урока по математике (2 класс)

Горбачёва Светлана Викторовна

На данном уроке с помощью применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо дети знакомятся с геометрической фигурой – квадрат, учатся чертить его на клетчатой бумаге; развивают логическое мышление, пространственное воображение, умение наблюдать и сравнивать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ярцевская средняя школа № 4

имени Героя Советского Союза О.А.Лосика

Урок математики

во 2 классе

"Квадрат"

с использованием приема ТРКМ

(«Верные и неверные утверждения», или «верите ли вы»)

                                          Автор:

Горбачёва Светлана Викторовна

учитель начальных классов

2010-2021 учебный год

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Совершенствовать умения работы с текстом: ознакомить детей с геометрической фигурой – квадрат, научить чертить его на клетчатой бумаге;

Метапредметные:

  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.
  • Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: проявление познавательных мотивов, сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни, стремление к самоизменению.

Цель:

  • познакомить детей с помощью применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо с геометрической фигурой – квадрат, научить чертить его на клетчатой бумаге;

Задачи:

  • развивать логическое мышление, пространственное воображение, умение наблюдать и сравнивать;
  • закреплять устные и письменные приёмы вычислений;
  • воспитывать доброжелательность по отношению к товарищам и окружающим людям.

Оборудование

для учителя:

  1. учебник (Моро М.И., Бантова М.А., Волкова С.И. Математика 2 класс, часть 2),
  2. оформленная доска к уроку (см. конспект),
  3. прямоугольники из бумаги – квадраты и не квадраты,
  4. для каждого ребёнка задание – сюрприз;

для учеников:

  • рабочая тетрадь,
  • учебник (Моро М.И., Бантова М.А., Волкова С.И. Математика 2 класс, часть 2),
  • ручка,
  • простой карандаш,
  • линейка,
  • модель прямого угла,
  • абак.

Ход урока

1.Организационный момент. Актуализация знаний.

Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...(КВАДРАТ)

-Какие геометрические фигуры вам знакомы

- Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в удивительную страну Геометрию и познакомимся с одним из её жителей. Но чтобы запомнить всё, что мы там увидим, нам надо быть очень внимательными. Поэтому как всегда перед путешествием потренируем своё внимание и память.

 Устный счёт.

Итак, отправляемся в волшебную Математическую страну. Посмотрите на царицу Математики. Как она красива!  Хозяйка гостеприимно предлагает нам выполнить несколько заданий.

Задание 1

Весёлая разминка

1)сколько пальчиков на руках у 4 мальчиков?

2)Летели  3 страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают)

3)назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели (позавчера, вчера. сегодня, завтра, послезавтра)

4)сколько яиц можно съесть натощак?

Задание 2.

Решение задач в группах.                                   

Прочитайте задачи и соотнесите их со схемой и решением.

  1. К уроку Математики царица приготовила 5 задач, а примеров на 3 больше, чем задач. Сколько примеров приготовила царица для учеников?
  2. К уроку Математики царица приготовила 5 задач, а примеров на 3 меньше, чем задач. Сколько примеров приготовила царица для учеников?
  3. К уроку Математики царица приготовила 5 задач, а примеров на 3 меньше, чем задач. Сколько задач и примеров приготовила царица для учеников?
  4. К уроку Математики царица приготовила 5 задач, это на 3 меньше, чем примеров. Сколько задач и примеров приготовила царица для учеников?
  5. К уроку Математики царица приготовила 5 задач, а примеров на 3 больше, чем задач. На сколько задач меньше, чем примеров приготовила царица для учеников?

- Хорошо, ребята, и с этим заданием вы справились.

Задание 3. Работа с геометрическим материалом.

Если сможете выполнить это задание, то царица Математика покажет нам путь в страну Геометрию.


Какие фигуры ты заметил, расскажи.
Сколько четырёхугольников

И треугольников, покажи.

 

Дети считают и показывают свои ответы на абаках. Затем следует проверка

- Молодцы, ребята, вы выполнили все задания, путь в страну Геометрию открыт

2. Стадия вызова. Работа в группах.

«Верные и неверные утверждения», или «верите ли вы»

  1. Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил);

  1. Учащиеся устанавливают, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ;

  1. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция на данную тему) учащиеся оценивают достоверность утверждений, используя полученную на уроке информацию

«Верные и неверные утверждения»

(до чтения текста) + или-

«Верные и неверные утверждения»

(после чтения текста)  + или -

У прямоугольника противоположные

стороны равны, углы все прямые.

У прямоугольника противоположные стороны равны, углы все прямые.

Только у прямоугольника 4 угла и 4 стороны.

Только у прямоугольника 4 угла и 4 стороны.

У четырёхугольника все углы прямые.

У четырёхугольника все углы прямые.

У любого прямоугольника все стороны равны.

У любого прямоугольника все стороны равны.

У любого четырёхугольника противоположные стороны равны.

У любого четырёхугольника противоположные стороны равны.

У прямоугольника с четырёхугольником два общих признака.

У прямоугольника с четырёхугольником два общих признака.

У прямоугольника с четырёхугольником четыре общих признака.

У прямоугольника с четырёхугольником четыре общих признака.

У прямоугольника с квадратом два общих признака.

У прямоугольника с квадратом два общих признака.

У прямоугольника с квадратом четыре общих признака.

У прямоугольника с квадратом четыре общих признака.

Все углы прямые и противоположные

стороны равны, значит это четырёхугольник.

Все углы прямые и противоположные стороны равны, значит это четырёхугольник.

3.Стадия осмысления

 Вот теперь вы прочитаете сказку, затем вернитесь к табличке и выполните работу. Сравните ответы до начала чтения и после чтения текста. Только сказка эта необычная, а геометрическая.  Называется

“Родственники”.

-Жила на свете важная фигура. Всем хвалилась: “Посмотрите на меня: противоположные стороны мои равны, углы все прямые”.

- Как же зовут тебя? – спрашивали встречные.

- А зовут меня… Прямоугольник

 - Ходил прямоугольник по свету, и стало тяготить его одиночество.  И прямоугольник решил поискать родственников.

Однажды встречает он на пути фигуру. Спрашивает:

- Как зовут тебя?

- Меня зовут… Четырёхугольник

- А как же ты докажешь, что мы родственники?

- Просто. Все мы имеем два общих признака. (4 угла и 4 стороны)

- Значит и фамилия у нас одна – Четырёхугольник.

- Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали вдвоём по белу свету гулять. Отдыхают они однажды на опушке леса. Вдруг какая-то фигура направляется прямо к ним. Поздоровались фигуры вежливо. Новая фигура говорит:

- Наконец-то нашёл своих близких родственников.

- А как же зовут тебя? –  спросили родственники новую фигуру.

- А зовут меня – Квадрат!

- А как же ты докажешь, что мы родственники?

- Очень просто. Мы с Четырёхугольником имеем два общих признака – 4 угла, 4 стороны.

- А с Прямоугольником – 4 общих признака. (4 угла, все углы прямые, 4 стороны, противоположные стороны равны).

Стали жить-поживать вместе три родственные фигуры, которые назывались теперь одним словом – Четырёхугольники.

4. Стадия рефлексии.

- Понравилась сказка? Что для вас стало новым? (О квадрате)

- Как, одним словом назывались фигуры в сказке? (Четырёхугольники)

- На чертеже проверьте с помощью модели прямого угла, какие из этих четырёхугольников можно назвать прямоугольниками. Есть ли на чертеже квадрат?

- Докажите с помощью линейки (среди этих прямоугольников есть фигура, у которой все стороны равны.

- Эти фигура называется – квадрат.

Дети читают определение, проговариваем его хором, затем 1-2 ученика проговаривают самостоятельно.

Дополнительно. В справочнике найдите название фигур. (Дом. задание)

                                           

 4. Физкультминутка.

5. Закрепление новой темы.

Начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 2см. Как найти периметр этого квадрата.

Среди этих фигур есть квадраты и треугольники; большие, маленькие и средние, черные и белые. Сколько фигур имеют с фигурой А только два одинаковых свойства?

Решение. Фигура А – большой белый квадрат. Только два одинаковых свойства с ним имеют большой белый треугольник (размер и цвет), большой черный квадрат (размер и форма), маленький и средний белые квадраты (цвет и форма).

6. Работа над пройденным материалом.

 Самостоятельная работа.

1. Реши одну из двух задач на выбор.

1В. Начерти квадрат, периметр которого равен периметру прямоугольника со сторонами 2 см 6 см.

2В. Начерти квадрат, периметр которого равен периметру прямоугольника со сторонами 5 см и 3 см.

2. Вставьте пропущенные числа так, чтобы равенства стали верными

7. Итог урока.

- С какой новой геометрической фигурой мы познакомились?

(- Квадрат).

- А кто мне скажет какая фигура называется квадратом?

(Дети дают определение квадрата. Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны).

8. Домашнее задание.

За хорошую работу царица Математики дарит вам волшебную карточку с сюрпризом.

Каждому ребёнку раздаётся карточка с заданием–сюрпризом.

Рефлексия.

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Литература:

1. Лазутина В.Ф., Устный счёт с улыбкой. – М.: 1990г.

2. Моро М.И., Бантова М.А., Волкова С.И. Математика. Учебник для 2 класса. Часть 2. – М.: Просвещение,2011г.

3. Семакина Л.И., Сбоева Н.А. Методическое пособие по математике. 2 класс. М.: Вако, 2003г.

4. Чилингирова Л. Играя учимся математике. – М.: Просвещение, 1995г.

5. Издательская группа «Основа» Развитие критического мышления через чтение и письмо (опыт работы по внедрению технологии в учебный процесс)

. М.  заместитель директора по УВР, г. Северодвинск

Интернет -ресурсы

  1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru - Статья по теме:
    Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»..  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-cherez-chtenie-i-pis-0
  2. Сказка «Родственники» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rud.exdat.com/docs/index-614528.html
  3. Картинки «Яндекс»
  • http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?p=13&text=поделки из геометрических фигур картинки&pos=401&uinfo=sw-1330-sh-610-fw-1105-fh-448-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fwww.poznayka.ru%2Fuploads%2Fpainting%2Fbutterfly.png
  • http://images.yandex.ru/#!/yandsearch?text=царица математики&uinfo=sw-1330-sh-610-fw-1105-fh-448-pd-1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока мастерской с использованием технологии ТРКМ

УМК "Школа России", литературное чтение 2 класс, В.Бианки "Музыкант" Урок построен на основе базовой модели: вызов-осмысление-рефлексия.Основным приёмом стал приём "чтение со стопом"....

Евсина О.В. Урок окружающего мира по теме "Экологическая безопасность" с использованием приемов ТРКМ, 3 класс

1. Класс: 32. Предмет: окружающий мирТема: Экологическая безопасность3. Этап обучения по данной теме: основной4. Цель урока: воспитание экологической культуры школьника.Задачи: Познавательные:· А...

Урок математики в 3-м классе "Верные и неверные высказывания"

Урок напроавлен на изучение нового материала по теме "Высказывания" для учащихся 3 класса (УМК "Школа 21 века)....

Технологическая карта урока математики в 1 кл( с использованием приемов ТРКМ). Тема "Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность"

Технологическая карта урока математики во 1 классе по теме «Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность». Тип урока: изучение нового материала с  использованием приемов технологии развития...

Урок литературного чтения в 4 классе "М. Пришвин. Лягушонок" с использованием приема ТРКМ (Чтение текста с предвосхищением)

Данный материал учит детей осознанно воспринимать содержание произведений словесного искусства, заключенное в художественных образах, созданных силой писательского таланта, опираясь на глубокий анализ...

Фрагменты уроков с использованием приема ТРКМ "Ромашка Блума"

Данный материал будет полезен для уроков Окружающего мира 1-3 классы....