«БУКВА Ь – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ»
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Чайкина Марина Михайловна

Цели: познакомить учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных; развивать речь, память, логическое мышление.

Тип урока: урок открытия нового знания

Технология построения урока: проблемно-диалогическая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_literaturnoe_chtenie_1_kl.docx62.99 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Конспект  урока по литературному чтению

по теме «БУКВА Ь – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ»

в 1 классе А (вариант 5.2)

Цели: познакомить учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных; развивать речь, память, логическое мышление.

Тип урока: урок открытия нового знания

Технология построения урока: проблемно-диалогическая

 

Планируемые результаты:

Предметные

Знать:

– особенности мягкого знака (звука не обозначает, но обозначает мягкость предшествующего согласного)

Уметь:

– отличать букву «мягкий знак» от других букв, читать слова с новой буквой.

Метапредметные

Личностные УУД:

        внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

        учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД:

        ставить и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в  громкоречевой и умственной форме,

        осуществлять самоконтроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД:

        Осуществлять поиск необходимой информации, в том числе в  учебнике, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения поставленной задачи.

        Осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, моделировать выводы, подводить факты языка под понятие, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные:

        уметь слушать и слышать учителя;

        строить речевые высказывания в устной форме;

        задавать вопросы;

        использовать речь для регуляции своих действий;

        умение формулировать собственное мнение и позицию.

Средства обучения : учебник, предметные картинки, доска, тетрадь по чтению.

Ход урока

I.                   Этап самоопределения к деятельности

Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинаем мы  урок.

 

II.                Этап актуализации знаний и фиксирование затруднения в деятельности

 

1.      Беседа.

Чтобы книги нам читать, Надо буквы повторять.

    Буквы сделала рука, а увидят глазки,

              Чтоб потом мы без труда прочитали сказки.

 

- Назовите изученные гласные буквы.

- Какие гласные буквы  показывают мягкость согласного звука? Твердость согласного звука?

- Какие гласные буквы мы называем «хитрыми»? Почему?

- Когда буквы Е и Я обозначают два звука?

- А теперь давайте поиграем в игру и заодно понаблюдаем за работой гласных звуков. Я буду называть вам слоги, если вы услышите мягкий согласный – поднимаете зелёную карточку, а если твердый – синюю.

 

Ма, мя, ра, ни, се, пя, ло,  ро, чи, ве, гу, ди.

- Как вы думаете, есть ли в русском языке буквы, которые не обозначают звуков? 

- Об этом мы  узнаем, изучив сегодня новую тему.

 

2.      Постановка целей и определение темы урока.

Учитель показывает детям предметную картинку с изображением одного гуся и просит составить звуковую схему этого слова.

- Сколько слогов в этом слове? (Слог-слияние и мягкий согласный, образующий один слог).

- Как обозначим слог слияния? А последний согласный звук?

- Сколько звуков получилось в этом слове?

- А теперь ниже под схемой напечатаем слово ГУСЬ в тетради. (Ученик работает у доски и может напечатать слово без мягкого знака)

- Прочитайте записанное слово. (ГУС)

- А нам нужно слово ГУСЬ.

- Какой звук мы слышим на конце слова ГУСЬ? (Мягкий согласный)

- А какие буквы показывают мягкость согласного? Давайте попробуем их поставить и прочитать, что получится? (ГУСИ, ГУСЯ)

- Тогда почему мы произносим звук [с'] мягко? Что-то указывает на мягкость согласного?

- Послушайте сказку и скажите, что ещё  может указывать на мягкость согласного?

 

-Жили-были в азбуке буквы, разные — гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.

Буквы жили — не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку буквы Ы, только без палочки, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

— Что ты за буква? — возмущались они.

Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, И никто с ней не дружил, не разговаривал. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Решили они составить слово гвоздь.

Стали буквы составлять слово гвоздь. ГВОЗД — получается.

— Что-то у нас не получается! — говорили буквы. — Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый.

— Буква И вдруг говорит: — Встану я и обозначу мягкость Д, — и быстро пристроилась в конце.

— Но получилось «гвозди», на нужно было составить слово гвоздь.

— Лучше я встану, — сказала буква Я. Получилось гвоздя, опять не то. Все буквы попробовали встать в слово, но никому не удалось составить нужное слово.

Что же делать? И тут все вспомнили, что есть еще одна буква – она тихо стоит в сторонке.

— Иди к нам, мягкий знак, — позвали буквы.

Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец слова. Получилось гвоздь.

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.

Так мягкий знак стал дружить с остальными буквами.

- Какую же букву нужно поставить, чтобы получилось слово ГУСЬ?

- Давайте напечатаем ее в конце слова. Теперь получилось слово ГУСЬ.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с буквой мягкий знак , которая обозначает мягкость согласного звука, но сама по себе звука не обозначает

 

3.      Физминутка

 

III. Этап построение проекта выхода из затруднений

 

1.      Знакомство с новой буквой.

Букву Р перевернули

И уселись как на стуле,

И назвали букву так —

Мягкий знак — «Ь».

 

2.      Чтение буквосочетаний с мягким знаком

- Попробуем прочитать эти сочетания. Какая буква стоит после согласных? (Мягкий знак)

- Значит как мы должны прочитать эти согласные звуки? (Мягко)

ль  вь  пь  рь   сь   мь  нь   бь  ть

- Сколько букв в каждом сочетании? (две)

- А звуков? (один)

- Звуков меньше чем букв?

- В чем же секрет мягкого знака? (Он не обозначает звука, но показывает, что согласный перед ним нужно читать мягко)

 

Мягкий знак — хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.

 

3.      Звуко-буквенный анализ слов.

– Отгадайте загадки и напечатайте слова отгадки.

 

Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он  хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый …
(Лось)

 

- Теперь составим звуковую схему этого слова. Сколько в нем слогов? (слог-слияние и согласный звук вне слога слияния)

 

Из малых кошек, из пятнистых,
А на ушах, представьте, кисти!
Короткий хвост. Не скажешь «брысь»,
Она ведь хищник грозный …

(Рысь)

 

- Теперь составим звуковую схему этого слова. Сколько в нем слогов? (слог-слияние и согласный звук вне слога слияния)

- Сравним количество букв и звуков в этих словах? Почему звуков меньше, чем букв?

 

 IV.             Этап реализации построенного проекта и самостоятельная работа

 

1.      Чтение слов в столбиках (с. 11) Образование слов единственного и множественного числа.

 

- В каких словах встретился мягкий знак? (они обозначают один предмет или стоят в единственном числе)

- А давайте придумаем свои пары слов и образуем единственное число (окуни – окунь, лоси – лось, гуси – гусь, кони – конь)

- А в каких словах встретился мягкий знак? Что они обозначают? (один предмет)

 

2.       Чтение текста на (с. 11)

Вопросы:

– О ком говорится в рассказе?

– Чем питается лось?

– Что насыпали мальчики лосю?

– Как можно назвать рассказ? («Лось», «Что едят лоси?», «Помогли лесным великанам».)

Дети повторно читают рассказ, подчеркивая слова, в которых встречается ь. Определяют, мягкость каких звуков обозначена с помощью ь?

 

3.      Самостоятельная работа (карточка для каждого ученика)

 


https://documents.infourok.ru/3f0cc713-699e-4102-85e7-aca28a01693b/0/image003.png

 

 

V.                Этап рефлексии учебной деятельности

– С какой буквой мы познакомились сегодня на уроке?

- В чем секрет этой буквы?

- Что она обозначает?

- Оцените свою работу на уроке. Если было все понятно – поднимите весёлый смайлик, если нужно ещё поработать с этой темой – поднимите смайлик, ну а если ничего не понятно – поднимите грустный смайлик.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

Разработка включает презентацию, технологическую карту и индивидуальный маршрут к уроку   « Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков».Учебный предмет: обучение грамоте....

Урок литературного чтения в 1 классе по теме: "Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков".

Урок литературного чтения в 1 классе по теме:"Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"....

Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Урок обучения грамоте в 1 классе по литературному чтению: "Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков"...

«Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков»

Обучающие·         познакомить  с особенностями буквы  ь;·         учить выполнять звуко-бу...

Технологическая карта урока по обучению грамоте "Буква Ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков"

Предмет: обучение грамоте;УМК: Школа РоссииТип урока: открытие новых знаний...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе , тема "Буква ь-показатель мягкости предшествующих согласных звуков"

Урок строился  в соответствии с ФГОС на  основе  системно- деятельностного  подхода,  где детям надо было самим определить тему и учебные задачи урока, справиться с реальными ...