Конспект урока по литературному чтению. Тема - В.М. Гаршин "Лягушка-путешественница"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Солодских Татьяна Борисовна
Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
Цели:
Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и основной мысли произведения посредством анализа содержания
сказки, освоение позиции читателя-исследователя; исследование внутреннего мира героя и автора произведения.
Развивающие: способствовать развитию навыков анализа художественного текста, внимательного отношения к слову,
обогащению словарного запаса детей, умений работать с текстом, формировать систему читательских умений.
Воспитывающие:содействовать воспитанию нравственных качеств на примере произведения В. М. Гаршина.
Тип урока.открытие новых знаний.
Оборудование: учебник “Литературное чтение” Л.А.Ефросинина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_lyagushka-puteshestvennitsa.docx261.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Цели:

Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки, освоение позиции читателя-исследователя; исследование внутреннего мира героя и автора произведения.

Развивающие: способствовать развитию навыков анализа художественного текста, внимательного отношения к слову, обогащению словарного запаса детей, умений работать с текстом, формировать систему читательских умений.

Воспитывающие:содействовать воспитанию   нравственных качеств   на примере произведения В. М. Гаршина.

Тип урока.открытие новых знаний.

Оборудование: учебник “Литературное чтение” Л.А.Ефросинина.

 

Планируемые результаты и формирование УУД.

Личностные.  Обучающиеся научатся осознавать и определять свои эмоции;

 ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.                                                                                              Метапредметные.  Обучающиеся будут стремиться адекватно оценивать результаты своей деятельности, активно использовать речь для решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной   проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД: пользоваться разными видами чтения, извлекать и перерабатывать информацию, пользоваться словарями, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения; задавать вопросы.

Предметные. Обучающиеся обогатят словарный запас, осознанно, правильно, выразительно будут читать вслух; самостоятельно находить ключевые слова; формулировать основную мысль текста; аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям.


Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний.

1 мин.

-Что вы можете сказать об этих изображениях? Что их объединяет?

https://illustrators.ru/uploads/illustration/image/922621/main_%D0%9B%D1%8F%D0%B3%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D1%83%D1%82.%D0%BC%D0%B0%D0%BB..jpg

https://fb.ru/media/i/1/3/2/2/1/7/2/i/1322172.jpg

- Путешествие

Постановка цели и задач урока

3 мин.

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

-Какого автора мы сейчас проходим?

- Чем для нас интересны произведения этого писателя?

-

В   произведении Гаршин «зашифровал» свое видение на мир, отношение к герою, а мы- читатели, постараемся воспринять и понять этот мир.

 - Какие задачи будем решать при исследовании текста?

- Как вы предлагаете поработать?

- О произведении, связанным с путешествием.

-В.Г. Маршин

-В его произведениях, герои и события учат нас чему-то, но не говорят об этом прямо, а намекают, чтобы мы сами сделали вывод

-Увидеть: героя, его поступки и их мотив, отношение автора к герою) 

-Высказывать свое мнение, доказывать свою точку зрения, учитывать мнение одноклассников, работать парами, оценить свою работу на уроке

Основной этап урока

35 мин.

Начальный этап моделирования обложки (автор+заголовок) на листе бумаги. 2 мин.

Чтение произведения-2 страницы

- Какие автор использует выражения и слова, чтобы показать своё отношение к лягушке?

-  Для ответа на этот вопрос, давайте ещё раз перечитаем первые четыре абзаца и найдём слова и выражения, которые использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке.

- Докажите словами автора.

-Вывод: именно эти выражения характеризуют   доброжелательное  отношение к героине. 5 мин.

Последующее чтение произведения. 15 мин.

-Какие черты характера проявляет героиня?

Работа в парах.

-Найдите в сказке подтверждение тому, что лягушка была:

1 пара "осторожная"

2 пара "изобретательная"

3 пара"смелая"

3 мин.

Определение   проблемы произведения

- Какая проблема лежит в основе сказки?

- Прочитайте выписанные на доске черты характера лягушки.

- Разделите названные качества на положительные и отрицательные.

 - Как же автор относится к своей героине?

-Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории- поведения лягушки? 3 мин.

-Давайте доработаем нашу обложку. 2 мин.

Составление синквейна про лягушку.

Тема, одно существительное (кто? что?)

Описание темы в двух словах прилагательных (какая?)

Описание действия в рамках темы, 3 глагола.

( что делает?)

Предложение по теме.

Синоним из одного слова по теме

5 мин.

https://cloud.prezentacii.org/19/06/153010/images/screen7.jpg

Вызванные дети читают вслух.

Дети отвечают на поставленный вопрос. 

-Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается. 

-НАСЛАЖДАЛАСЬ       КАКАЯ ПРЕКРАСНАЯ      ВОСХИТИТЕЛЬНО  ПРИЯТНО     НЕЖИЛАСЬ     ПРИШЛА В ВОСТОРГ (эти слова записываются на доске)

Вызванные дети читают вслух.

УМНАЯ         ГЛУПАЯ        НАХОДЧИВАЯ

ХВАСТЛИВАЯ        ЗАСТЕНЧИВАЯ        СКРОМНАЯ

БОЛТЛИВАЯ        МЕЧТАТЕЛЬНАЯ        ЛЮБОПЫТНАЯ (эти слова записываются на доске)

Дети формулируют вывод: за эти качества: осторожность, любознательность, находчивость, смелость - лягушку можно похвалить, они вызывают у автора хорошее отношение к лягушке.

-Проблема хвастовства лежит в основе сказки В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница

-Он видит в ней не только хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость, любознательность. 

-Образ лягушки из сказки Гаршина – это аллегория хвастовства и нескромности. Автор иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых

https://cloud.prezentacii.org/19/06/153010/images/screen7.jpg

Дети зачитывают получившиеся синквейны

Рефлексия

5 мин.

- Какой совет вы дали бы нашей героине?

Закончите фразы.

Я сегодня на уроке узнал _____________________

Самым интересным на уроке было ________________________

- Где вы можете применить полученные знания?

Дети отвечают на поставленный вопрос 

-В общении с одноклассниками, друзьями нужно быть воспитанными, не зазнаваться, не хвастаться, всегда доводить дело до конца, верить в себя, добиваться успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. Тема урока: «Мы по-разному видим одно и то же. Почему?»

Цели деятельности учителя: создать условия для ознакомления учащихся со стихотворениями А. Усачева «Эх!» и Г. Сапгира «У прохожих на виду....»; формировать умение анализировать стихотворение и видеть ...

Конспект урока по литературному чтению.Тема урока Виктор Юзефович Драгунский Тайное всегда становится явным.

Конспект урока по литературному чтению. 2 класс  Виктор Драгунский "Тайное вскгда  становится явным"...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники». 2 урок. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники»Цели деятельности учителя: продолжать знакомство с  М. М. Зощенко ; формирование умения анализ...

Конспект урока по литературному чтению Тема: «Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов»» (3 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; развитие правильной связную речи. Планируемые результаты Предметные: - знать авторов и названия рассказов раздела;- знать с...

Конспект урока по литературному чтению Тема: «Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»» (3 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; развитие правильной связную речи. Планируемые результаты Предметные: - знать авторов и названия рассказов раздела; - знать ...