ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
методическая разработка по чтению (3 класс)

открытый урок для обучающихся по программе ОВЗ "Д. Хармс «Весёлые стрижи»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_dlya_obuch_ovz.docx49.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №131 г. Карталы

имени Героя Советского Союза К.С. Заслонова»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тип урока:  изучение нового материала

Дата:  05.10.21г

Класс: 3

Тема урока: Д. Хармс «Весёлые стрижи»

Учитель начальных классов : Игуменщева Галина Валентиновна

Тип урока

  изучение нового материала познакомить учащихся с журналами для детей 1920-1940-х гг.; рассказать о Д.Хармсе, его творчестве; развивать у детей навыки выразительного осознанного чтения, интерес к чтению, внимание к авторскому слову.

 Задачи

 познакомить обучающихся с журналами для детей  1920-1940-х гг.; рассказать о Д.Хармсе,  его творчестве; познакомить с весёлыми  стихами, развивать у детей навыки выразительного осознанного чтения, интерес к чтению, внимание к авторскому слову. 

Планируемые результаты

Предметные:

Знать и называть стихи Хармса. Уметь отражать при чтении ритм стихотворения

Познакомить с детскими журналами; учить отличать журнал от книги.

Личностные:

Понимать мотивы поведения героев стихов
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные УУД- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение

Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Образовательные ресурсы

 Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 2-го класса. Часть 1; презентация, детские журналы, портрет Д. Хармса и С. Маршака

                                                                                        ХОД   УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся. Описание деятельности учащихся с ОВЗ

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Все дружно встали.  

 СЛАЙД №1

День погожий, день весёлый, небо – золото и синь! Белокаменная  школа - среди елок и осин.

Рядом роща, рядом поле,

Знают заяц и сурок, Если тихо в нашей школе, значит там идёт урок.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. И подарим хорошее настроение друг- другу на весь урок.  

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Поприветствуем их. Мы чуть позже с нашими гостями познакомимся поближе.

- В  начале  урока мы проведем дыхательную, речевую  зрительную разминку.  (дых.  упр «Свеча», «Шарик»).  

Реч.упражнения, развивающие быстроту и выразительность чтения.

 Ча-ча-ча-горит в комнате свеча.

Чу-чу-чу-есть я больше не хочу.Чо-чо-чо-молоко так горячо.Чи-чи-чи-продавали кирпичи.

Работа с таблицей «Шульте».

Мотивация к познавательной деятельности: Реч.упражнения, развивающие быстроту и выразительность чтения.

- Учимся читать выразительно.

-Читаем быстро, скороговоркой, проговаривая каждое слово:  Строчки из стихотворения  на карточках у каждого на столе.

 Жили в квартире сорок четыре

Сорок четыре веселых чижа.

- Прочитайте медленно ( жужжащее чтение)

- Прочитайте с интонацией удивления,

- Прочитайте с восхищением,

- Прочитайте все вместе с ускорением (хоровое чтение).

- А для чего проводится речевая разминка?

- О каких животных мы читали?

- И пришли чиж и еж к нам на урок, чтобы посмотреть на вас как вы читаете, как вы отвечаете.

-А вы помните, кто автор этих строк?

- Молодцы, не забыли!

-Прежде, чем перейти к знакомству с новым произведением, давайте проверим дом. задание.

 - Вы, ребята, знаете, что кроме книг для детей издаются и разнообразные детские журналы. На прошлом уроке мы познакомились со многими детскими журналами.  Какие журналы вы видели, читали?

  -  Что было задано на дом? На дом было задано, что надо найти интересные вопросы из детских журналов?

- Мы сейчас проверим ваше домашнее задание, сыграв в игру «Ты мне, я тебе»

-У кого готов вопрос? Поднимаем быстро руки.

   

Пожимают друг другу руки.

Смотрят друг на друга, кивают головой.

Обращаются к гостям.

каждая группа хором проговаривает речевую разминку

чиж и еж

Личностные УУД -Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Просмотр выставки детских журналов «Мурзилка», «Чижи».

 . – Когда ваши родители были детьми, они читали детские журналы «Веселые картинки» и «Мурзилка». Эти журналы выходят и сейчас, с интересными стихами, загадками, головоломками, сказками, рассказами.
(Знакомство с выставкой  журналов. Учитель  показывает детям журналы.)

Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД-. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение

3) Этап выявления места и причины затруднения.

Слайд 2:  Детские журналы 1929 года

Слайд 3: портреты писателей Д. Хармса и С. Маршака

 -А вот когда малышами были ваши прабабушки и прадедушки, как вы думаете, они какие журналы читали? –Конечно, трудно сказать. Но в те далёкие времена тоже были и издавались журналы и  назывались они так: «Еж» и «Чиж». Сейчас вряд ли можно найти эти журналы, но некоторые произведения, которые печатались в них, мы прочесть сможем. Одним из авторов, который печатался в журналах «Еж» и «Чиж» был Даниил Хармс.( Биография Д. Хармса).

 – Вот посмотрите, если бы сейчас продолжали печатать такие журналы, нам бы так же интересно было их читать.

- А теперь послушайте о самом писателе!

– Слушайте внимательно, в ходе урока я проверю то, что вы запомнили о Данииле Ивановиче Хармсе

- Что вы запомнили из рассказа о Данииле Хармсе?

- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с творчеством этого писателя и ещё одним его произведением, которое называется « Весёлые Чижи». Это произведение  печаталось  в детских журналах того времени. И  написал его  Д.Хармс  вместе с С.Я.Маршаком  в 1929 году.

 

Ответы детей

 

Регулятивные УУД-.Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке

Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания

4) Этап построения проекта выхода из затруднения.

Показ слайдов о детском доме

Звучит гимн детского дома ( песня «Дорогою добра»)

–  На предыдущих уроках мы с вами говорили, что стихи -это особые произведения,  отличные от других произведений.

- Чем же они отличаются?

- Правильно. Поэзия- это особый жанр, где авторы хотят поделиться с нами своими мыслями, чувствами. Стихи могут  быть посвящены разным темам: природе, животным, людям.

- Прослушайте стихотворение  и просмотрите мультфильм.

- Почему стихотворение называется « Весёлые Чижи?»

- Как вы думаете, кому мог автор посвятить это стихотворение?

- Да, чижи – это такие птицы (рассказ о птицах)

 А теперь откройте учебник  и прочтите, кому на самом деле  Д.Хармс посвятил это произведение?

- Как вы думаете, из каких двух корней состоит это слово?

- А что это за дом? Какие дети в нём живут?

- Правильно, это дом для детей, которые остались без родителей. В те далёкие времена, шла гражданская война, наше государство было молодое, только начинало зарождаться и много детей потеряли своих родителей и , чтобы эти дети не жили на улице и у них был свой дом, наша молодая страна заботилась о них, строила дома, которые так и назывались «Детский дом». В них такие детки и жили, чтобы им было  хорошо и  тепло и , чтобы они не чувствовали себя брошенными и одинокими.

- Давайте прочтём это стихотворение. Но в нём встречаются трудные, незнакомые слова. Читаем и находим эти слова.  

Судомойка. Как вы понимаете это слово?

  Работа с толковым  словарём.

-Найдите в толковом словаре значения слов:

Кухарка. На цимбале.  На тромбоне.

Остальные значения неизвестных слов прочтите на экране:

На моторе. На запятках. На оглобле. В таратайке.

Физминутка.

Чтение и анализ стихотворения

-Приготовились читать стихотворение вслух.

- Как жили чижи? (дружно, всё делали вместе)

А что именно они вместе делали?

-Каждый из вас живёт в семье, где родители очень  много для вас делают, заботятся о вас, берегут, любят.

-А в детских домах кто всё делает?

Правильно, в этих домах дети стараются всё делать сами:  помогают поварам на кухне мыть посуду, гладят утюгом свои вещи, убирают свои спальные комнаты, игровые. Им, конечно, помогают взрослые, стараются научить их всему. Но дети не только  трудятся, но и отдыхают, причем вместе с взрослыми. У нас в районе тоже есть детский дом. Я вам хочу показать слайды о их жизни.

- В детском доме свой гимн ! Послушайте и посмотрите.

-И, как я вам и обещала, что мы ближе познакомимся с нашими гостями, так сейчас я вам их  представлю.

Представляю гостей. Приглашенный воспитатель и воспитанники детского дома рассказывают о жизни в детском доме .

 

 

Ответы детей

Просмотр мультфильма

Ответы детей

 

Регулятивные УУД-.Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке

Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме

5) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

 - А как живут и всё делают наши чижи, давайте прочтём в стихотворении ещё  раз про себя (чтение про себя) и прослушаем в  стихотворение в записи.

 Звучит аудиозапись стихотворения «Чижи».

Работа в парах.

-Какая пара быстрее найдёт нужный отрывок:

-Какую работу Чижи выполняют?

-Где чижи спят?

-На каких музыкальных инструментах играют?

-Как и на чём едут в гости?

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

-А почему автор сравнивает чижей и детей?

- К какому жанру относится это произведение?

Выберите карточку и поднимите вверх с правильным ответом

Сказка

Пословица

Рассказ

Стихотворение

Басня

Загадка

Скороговорка

- Почему вы так решили? 

-И   мы будем также вести себя дружно, на уроках друг друга слушать и при ответе поднимать руки. На переменах отдыхать так, чтобы мы никому не мешали. Будем выручать  и помогать друг другу.

 - А сейчас посмотрите на экран. На экране разбросаны словосочетания, высказывания,  попробуйте  собрать правильно и прочитать их.

- А можете вы определить к какому виду жанра устного народного творчества, относятся эти высказывания?

- Правильно, это пословицы.

Вместе тесно,                                               а врозь скучно.

Один за всех                                                  все за одного.

Доброе братство,                                     дороже богатства.

-Подходят ли эти пословицы  к нашему произведению?

-Когда так говорят?

 

 

 

 

Выборочное чтение

Слушают аудиозапись

Отвечают на вопрос

Работа с карточками.

Ответы детей

На экране вразброс частями пословицы. Дети их собирают.

 

дружно, никто ни кого не перебивает

Регулятивные УУД-.Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение

Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

7) Этап включения в систему знаний и повторения.

Игры со словами.

- Помните ли вы, что такое рифма?

- Сейчас нам понадобится ваше умение подбирать рифмы. Д.Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети.

- Вы уже поняли, что Даниил Хармс и его друзья по литературному объединению любили играть со словами. Поиграем и мы.

- На слайде презентации будут показаны строки, но у них не будет конца, вы должны его отгадать.

Та-та-та-та –

В нашем доме три …(кота)

Ты-ты-ты-ты –

У них рыжие… (хвосты)

То-то-то-то –

Почитай стихи ...(Барто)

Ту-ту-ту-ту –

Ты любимому…(коту)

Пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»

А ты ответишь: («низко»).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь: («близко»).

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: («пол»).

Скажу я слово «потерял»,

А скажешь ты: («нашел»).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты: («храбрец»).

Теперь «начала» я скажу.

Ну, отвечай: («конец»).

- Доскажите строчку. Будьте внимательны!

Весной венки из одуванчиков

Плетут, конечно, только…(мальчики).

Коньком на льду чертили стрелочки,

В хоккей играли только … (девочки).

Созвучие слов в конце стихотворных слов

Ответы детей

Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

8) Этап рефлексии учебной деятельности.

- Назовите тему раздела.

- Какие животные пришли к нам на урок?

- Кто догадался, зачем именно они пришли к нам на урок?

- С каким стихотворением Хармса мы сегодня познакомились?

- Как вы думаете, это стихотворение нас чему научило? Какую главную мысль автор хотел донести до нас?

-Цените свою семью, своих родителей, родных, дарите им своё тепло - этого так не хватает детям, которые живут в детских домах. А им  очень хочется дарить тепло, но нет мам и пап. А у вас , дети есть такая возможность.

-Старшеклассники приготовила подарок для всех деток детского дома. Это скворечник. 

-Как  вы думаете, почему  скворечник?( это дом, только для птиц)

-Правильно, скворечник- это символ дома. Хочется  пожелать , чтобы у каждого из детей детдома был свой дом, своя семья. И мы  хотим его вручить нашим гостям, а они в свою очередь передадут этот дом для птиц всем  ребятам и повесят его во дворе, чтобы в нём поселились птицы , жили там счастливо, выводили потомство и радовали детей своими   трелями.

8. Оценивание.

- А теперь давайте оценимте свои достижения на уроке светофором.

Наши маленькие животные остались очень довольными вашими результатами.

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

Оцените свою работу. На какую лесенку вы себя поставите? (На доске «Лесенка».)

-Чем запомнился вам урок?

Д\З

Тема раздела «Из детских журналов»

Чиж и еж

они пришли к нам, потому что наши бабушки читали журнал «Чиж и еж» Автор нашего стихотворения был самым первым писателем этого журнала

 

ответы детей

Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; Личностные УУД -Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...