Урок-игра «Что говорят стихи». Поэзия С. Я. Маршака.
план-конспект урока по чтению

Овчинникова Ольга Анатольевна

Разработка урока по творчеству С. Я. Маршака

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_ramkah_rossiyskogo_festivalya.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в рамках Российского фестиваля «Библиобраз-2022».

Тема: урок-игра «Что говорят стихи».

Поэзия С. Я. Маршака.

1. Вступительное слово учителя.

В 2012 году С. Я. Маршаку исполняется 135 лет со дня его рождения.

С. Я. Маршак является основоположником советской, а ныне российской детской литературы. Он писал:

Читатель мой особенного рода:

Умеет он под стол ходить пешком.

Но радостно мне знать, что я знаком

С читателем двухтысячного года.

        Нет в России ни одного ребенка, которому в детстве не читали стихи этого поэта, нет ни одного взрослого, который бы всю жизнь не вспоминал строчки из произведений С. Я. Маршака.

        У литераторов ходит такая шутка, что Маршак в литературе живет не один, а целых семь: Маршак – детский поэт, Маршак – автор лирических стихов для взрослых, Маршак – сатирик, писавший острые эпиграммы и тексты плакатов, Маршак – драматург, пьесы которого идут во многих театрах, Маршак – сказочник, и, наконец, Маршак – литературный критик.

2. Прослушивание стихов С. Я. Маршака в исполнении учащихся.

3. Слово учителя.

Маршак живет заботами своих читателей, живо отзывается на все события школьной жизни. Например, стихотворение «Первый день календаря».

Потому что в этот день

Все девчонки и мальчишки

Городов и деревень

Взяли сумки, взяли книжки,

Взяли завтраки под мышки

И помчались в первый раз в класс!

Какой это день? (1 сентября.)

Написал «Азбуку в стихах». Я покажу букву, а вы вспомните двустишие на эту букву.

(Буква «О». Ослик был сегодня зол, он узнал, что он осел.)

(Буква «Ж». Жук упал и встать не может. Ждет он, кто ему поможет.)

(Буква «К». Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.)

Писал загадки. ( Ученик читает наизусть загадки.)

Скороговорки, чтобы дети лучше произносили звуки. Одну из них мы сейчас разучим.

Ела, ела дуб, дуб. Поломала зуб, зуб.

Писал правила для школьников: «Школьнику на память».

Парта – это не кровать,

И нельзя на ней лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Мы с вами можем провести физкультминутку по стихотворению С. Я. Маршака.

4. Физкультминутка.

 - Эй, кузнец,

 Молодец,

Захромал мой жеребец.

Ты подкуй его опять.

- Отчего ж не подковать!

Вот гвоздь,

Вот подкова.

Раз, два – и готово!

Дети шагают,

припадают то на одну, то на другую ногу,

разводят руки в стороны,

ударяют кулаками перед собой в воздухе на каждое слово – всего восемь раз.

5. Слова учителя.

Мы знаем, что С. Я. Маршак был еще и прекрасным переводчиком с английского языка. Какие переводные его произведения вы знаете? (Ученик читает наизусть стихотворение-перевод.)

Маршак писал детские считалки. Сейчас я вызову по одному представителю от каждого ряда, мы посчитаем, кто останется, тот ряд выступает с инсценировкой любого стихотворения.

Что я купил?

В сад я к бабушке пошел

И копейку там нашел.

Что купил я? Шапку, кепку,

А в придачу тряпку, щепку,

Ложку, плошку, шайку, лейку –

Все купил я за копейку!

6. Конкурсы «Знаешь ли ты произведения С. Я. Маршака?»

I тур. «Угадай стихотворение».

«Полон силы богатырской,

Он от дома до ворот

Целый поезд пассажирский

На веревочке ведет». («Великан»)

«Разве так спят? Перевернула она котенка,

уложила, как надо: Под спинку –

                          Перинку.

                         На перинку –

                         Простынку.

                         Под ушки –

                         Подушку». («Усатый – полосатый»)

«Завязала кошка глазки,

Но глядит из-под повязки,

Даст мышонку отбежать

И опять бедняжку – хвать!» («Сказка об умном мышонке»)

«Заклубился дым угарный.

Гарью комната полна.

На руках Кузьма-пожарный

Вынес Лену из окна». («Пожар»)

«Под пальмами Бразилии,

От зноя утомлен,

Шагает дон Базилио,

Бразильский почтальон». («Почта»)

«Весь день по квартире

Катал да катал,

Старушку опутал,

Кота обмотал». («Пудель»)

«Как ударил молотком –

Гвоздь свернулся червячком.

Забивать я стал другой,

Да согнулся он дугой.

Третий гвоздь заколотил –

Шляпу на бок своротил». («Мастер-ломастер»)

II тур. «Продолжи стихотворение».

«Ищут пожарные,

Ищет милиция,…

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати». («Рассказ о неизвестном герое»)

«Замяукал жалобно

Серый кот:

Мне, коту усатому,

Скоро год…

И красив я, лодыри,

И умен,

А письму и грамоте не учен». («Кот и лодыри»)

«А вот это цифра два.

Полюбуйся какова:…

Выгибает двойка шею,

Волочится хвост за нею». («Веселый счет»)

«Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко…

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка». («Круглый год. Февраль»)

«Стала свинка хрипло хрюкать,

Непослушного баюкать:…

Баю-баюшки, хрю-хрю.

Успокойся, говорю». («Сказка о глупом мышонке»)

III тур. «Угадай с десяти слов».

Ведущий называет по очереди слова предложений, играющие должны назвать произведение.

«- Уже полную корзину набрала? Проворные у тебя руки.

Да ведь их там…» («Двенадцать месяцев»)

«Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя». («Где обедал, воробей?»)

«Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки!» («Вот какой рассеянный»)

IV тур. «Вспомни».

Сколько вещей сдавала дама в багаж? (Семь)

Кто очень долго не мог уснуть? ( Мышонок)

В какой город ехал человек рассеянный? (Ленинград)

Где и чем пишут лодыри? (Коньками на катке)

В какой сказке зимой собирали цветы? («Двенадцать месяцев»)

V тур. Кроссворд.

7. Подведение итогов конкурсов.

8. Вывод.

Я убедилась, что вы прочитали очень много произведений С. Я. Маршака. А сейчас обратимся к теме нашего урока «Что говорят стихи?» Попробуйте ответить на этот вопрос. (Высказывания детей)

Самуил Яковлевич так написал о своих стихах.

«О чем твои стихи? – Не знаю, брат.

Ты их прочти, коли придет охота.

Стихи живые сами говорят.

И не о чем-то говорят, а что-то».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – игра по русскому языку по теме «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. Обобщающий урок».

Обобщающий урок по теме "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" проводится в форме игры "Что? Где? Когда?". Урок разработан для проведения в 3 классе с учётом регионального компонент...

Урок – игра «На острове здоровья». Раздел «Подвижные игры.

Цель: Развитие двигательных способностей учащихся посредствам подвижных игр.Задачи:Образовательные: -  совершенствовать упражнения  в равновесии;-  закрепить метание мяча в вертик...

Мир поэзии С. Я. Маршака. (для детей 6 - 8 лет)

"Шалтай-Болтай сидел на стене..." (Мир поэзии С.Я. Маршака)...

Урок-игра "Своя игра"

Урок разработан к учебнику Матвеева Н.В. «Информатика и ИКТ»  4 класс.Это урок повторения и закрепления знаний по темам: «Компьютер», «Понятие», «Объект», «Информация».В содержание урока...

Урок - презентация на тему: « Поэзия С. Я.Маршака».

Путешествие по произведениям С.Я. Маршака....

УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока:УРОК – ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ ЧАСЫ» Тема урока: «Сложение и вычитание в пределах 1000» 4 класс

Конспект урока по математике в 3 классе на тему  «Сложение и вычитание в пределах 1000» УМК "Школа России"...

Тема: "Урок-игра, подвижные игры" (1 класс)

Конспект по физической культуре. Тема: "Урок-игра, подвижные игры" (1 класс)...