Технологическая карта урока обучения грамоте. «Изучение звуков [д], [д’] и букв Дд»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Магеррамова Айсель Видадиевна

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе.

Тема урока: Изучение звуков [д], [д’] и буквы Д, д.

Цель урока: Создание условий для изучения звуков [д], [д’] и буквы Дд, формирование умения читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_uroka_og_zvuki_d_d_i_bukvy_dd.docx446.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 594 Московского района Санкт-Петербурга

Технологическая карта урока обучения грамоте

Предмет, УМК

Русский язык по прописям, «Школа России»

Класс:

-, 1

Тема:

«Изучение звуков [д], [д’] и буквы Дд»

Тип урока:

Обобщение материала


Разработала:

Магеррамова Айсель Видадиевна

Санкт-Петербург

2022 год

Тема:

Изучение звуков [д], [д’] и буквы Дд

Цель:

Создание условий для изучения звуков [д], [д’] и буквы Дд, формирование умения читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Задачи урока:

Дидактические

  • учить выделять звуки [д] [д’], обозначающие согласные в словах,
  • узнавать графический образ буквы;
  • давать характеристики звукам;
  • учить читать слоги, слова, предложения с буквой;

Развивающие

  • развивать умение соотносить звуки [д] [д’] с буквой д, Д;
  • развивать фонематический слух, речь, внимание, память, мышление

Воспитательные

  • воспитывать любознательность, интерес к чтению, навыки речевого общения.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать:

звуки [д], [д’] и букву «д», их обозначающую; место буквы на «Ленте Букв»

Понимать:

что буквыД д обозначают два звука; отличие звуков [д], [д’], в каком месте слова они находятся;

Применять:

узнавать графический образ буквы Дд; определять ударный слог;

Анализировать:

выполнять звуковой анализ слов «забор, рыси, крикнула»

Синтезировать:

составление характеристики звуков [д], [д’], чтение слов и предложений с буквой Дд, составление звуковых схем слов; жужжащее чтение и чтение карточек-горок.

Оценивать:

значимости полученных знаний о звуках [д], [д’] букве Дд для составления схем и проведения звукового анализа, а также правильного чтения.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Формирование умения понимать причины успешной/неуспешной собственной учебной деятельности и способности конструктивно действовать в условиях успеха/неуспеха.
  • Способность оценивать собственные результаты учебной деятельности.

Познавательные:

  • Закрепление умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, добывать новые знания и ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
  • Умение находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Овладение операциями анализа и синтеза.

Коммуникативные:

  • Развитие умений оформлять свои мысли в устной форме и формулировать собственное мнение, работать в паре и группе.
  • Активное использование речевых умений для решения коммуникативных задач.
  • Навык слушать собеседника, понимать речь других и вести диалог на уроке и в жизненных ситуациях

Личностные

  • Самоопределение и определение общих для всех учащихся правил поведения, осознание ответственности за выполнение заданий.

Межпредметные связи:

Окружающий мир

Основные понятия:

звук, буква, звуковая схема, твёрдость/мягкость, звонкость/глухость

Методы, технологии:

личностно-ориентированная дидактическая система, пропедевтика чтения (Гребёнкина Р.Т.), методика громкого чтения (Засорина), оптимальное чтение (Зайцев В.Н.)

Ресурсы урока для учителя:

мультимедийный проектор, компьютер, презентация, доска.

Ресурсы урока для учащихся:

учебник «Азбука»В.Г.Горецкого, тетрадь для печатания, канцелярские принадлежности.


Ход урока.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности
обучающихся

1.  Актуализация необходимых знаний

1.1. Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Давайте встанем красиво, выпрямим спинки. Проверьте внимательно ваше рабочее место. Все ли готово к нашему уроку? Пишущие принадлежности, Азбука, раздаточный материал?
-Вспомним, как нужно вести себя на уроке?
-Для чего нужно соблюдать эти правила?
-И не мешать другим ученикам узнавать новое и интересное.
-Отлично, приступим к нашему уроку.
-Ребята, согласны ли вы с пословицей «Кто грамоте горазд, тому не пропасть»?
-Что же такое грамота? Кто знает?
-Как вы думаете, к окончанию урока мы станем грамотнее?

1.2. Повторение изученного/диагностика уровня обученности.

Начнём с повторения. У вас на столе лежит листок, возьмите его и выполните задание по выбору:
Задание №1: найти слова с буквой З, подчеркнуть буквы Зз– группа №1

Буква З — ушастый Зайка,
Зайка — маленький зазнайка.
Знает всех зверей в лесу,
Даже хитрую лису.

Задание №2: придумать и написать слова с буквой Зз, подчеркнуть букву Зз. – группа №2
Задание №3: составить и написать предложение со словом/словами, в которых есть буква Зз, и составить слого-звуковую схему слова– группа №3

Фронтальная проверка выполнения задания

Настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку.

Сидеть за партой красиво, прямо, не разговаривать, не поворачиваться, не выкрикивать с места, если знаешь ответ, поднимать руку, не мешать другим.
Для того, чтобы не терять время. Чтобы сделать всё, что запланировали. Узнать больше нового и интересного.

Выполняют задание диагностики по выбору.

2. Мотивация познавательной деятельности

2.1. Проверка диагностики/самостоятельная работа детей.

Ребята, а я прочитала в книге вот что:

«В маленьком –омике, возле лесной –орожки жил .има, и была у него собачка по кличке –ружок. Около -ома был пру. . В пру.у плавают рыбы.»

Только я ничего не могу понять.

Ребята, подскажите, какие звуки потерялись?

Подумайте и скажите, как будет звучать тема нашего урока?

Какую же цель мы перед собой поставим?

Потерялась звуки [д] и [д’].

Буквы Дд, звуки [д], [д']

Изучить букву Д и звуки [д], [д’].

3. Организация познавательной деятельности

Теперь вы разделитесь на 3 группы: тот, кто выбрал задание №1 – первая группа, тот, кто выбрал задание №2 – вторая группа, тот, кто выбрал задание №3 – третья группа.

Поиск решения проблемы-открытие нового знания:

Вчера мы изучали? (Звуки [б], [б’], Букву Бб).

Что мы о нем знаем?

Сегодня будем изучать звуки [д], [д’], которые чем-то очень похожи на звуки [б], [б’], а вот чем – об этом вы и скажете в конце урока.

Скажите, какой это звук, гласный или согласный?

Почему?

Понаблюдайте за язычком. Значит, это согласный или гласный звук?

К нам в гости пришли ребята, давайте посмотрим, как их зовут.

Составьте схему, к слову, Дима.

А теперь внизу, к слову, Даша

(дети работают самостоятельно, двое по очереди у доски)

Проверка:

Сколько гласных в слове Дима, а в слове Даша?

А сколько согласных в слове Дима, а в слове Даша?

Сколько слогов? Почему? Куда падает ударение? (на первые гласные звуки). Что вы заметили? Ребята, а почему это у вас первые фишки получились разного цвета? (характеристика звуков). Вы сказали, что этот звук согласный. Если он согласный, то, что ещё мы можем узнать про него? Положите пальчики на горло и произнесите этот звук. Дрожит горлышко? Тогда какой это звук?

Ребята, а есть у звуков [д], [д’] глухая пара?

Чтение слогов, слов и работа со звуковой схемой слова:

Посмотрите на с

Откройте азбуку на странице 105 (учитель показывает открытую страницу для тех, кто не знает чисел).

Прочитайте слоги, данные в рамке. Скажите, что вы заметили?

Далее будем читать с «договариванием». Вы читаете слог и договариваете его до слова, которое придумаете.

Посмотрите на странице учебника представлена звуковая схема слова «два», давайте ее прокомментируем.

В слове один слог, он ударный. Слово состоит из звука вне слияния д и слияния ва.

Звук [д] – согласный, твердый парный, звонкий парный

Звук [в] – согласный, твердый парный, звонкий парный

Звук [а] – гласный, ударный

Чтение слов

Прочитайте слова.

Дуб                           Дым

Одет                       Дети

Есть ли в этих словах звуки [д] или [д`]?

В каких частях слова вы слышите звук [д]/[д`]

Теперь вам нужно выполнить задание в своих группах.

Слабая группа

Задание: составьте звуковую схему слова «вода» (графич. обозначения Гребёнкиной – отработка продуктивного чтения целым словом)

Средняя группа

Задание: из предложенных звуковых схем выбрать ту, которая подходит к слову «детвора» (выбор ответа из нескольких предложенных вариантов) (графич. обозначения Гребёнкиной – отработка продуктивного чтения целым словом)

Сильная группа

Задание:

1. Составить и записать звуковую схему слова «детвора» (графич. обозначения Гребёнкиной – отработка продуктивного чтения целым словом)

2.Составить предложение с данным словом.

Проверка - выступление представителя от группы.

Физминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – не место тихо сесть.

Упражнение «Карточки-горки».

Далее мы с вами потренируемся в чтении. Работать вы будете в парах. Один читает слова, а второй следит за тем, чтобы при прочтении столбика не возникло заминки. Как только один столбик будет прочитан, его начинает читать сосед. Так вы читает до тех пор, пока не прочтёте все без остановок.

а

о

и

да

же

до

лук

дуб

код

дома

вода

день

доска

дрова

забор

трудна

водные

звезда

дедушка

капуста

красота

медленно

садовник

работает

подводные

береговой

профессии

нарисовала

объединяет

участвовал

Проверка осуществляется посредством чтения вслух по столбикам

Чтение и анализ текста, соотнесение текста с иллюстрацией.

Работа в парах.

Посмотрите на иллюстрацию. Что на ней изображено? О каких реках говорится в тексте? Какие реки вы знаете? Что плывет по реке? Как вы думаете, какие товары везут по рекам? Придумайте рассказ, дополняя друг друга.

Жужжащее чтение по Зайцеву:

Давайте прочитаем текст. Каждый читает текст вполголоса в своем темпе (жужжащее чтение)

Цель: подготовка к выразительному чтению вслух.

А теперь выполним задания в своих группах.

Слабая группа

Задание: Найдите в тексте предложение, которое соответствует данной схеме.

                                                                          .

Средняя группа

Задание: Составьте своё предложение, которое соответствует данной схеме, так, чтобы в предложении встретилось слово с буквой Д в начале слова.

                                                 И                .

Сильная группа

Задание: Составьте предложение, которое соответствует данной схеме, так, чтобы встретилось слово с буквой Д, которая прочитывается мягко и слово с буквой д, которая читается твердо.

                                                       .

Согласный.

Язык создаёт преграду. Согласный.

Выполняют звуковую схему слова.

Две гласные.

Два согласных.

По два слога.

Потому что 2 гласных звука.

На первые слоги.

Мягкий и твёрдый.

Звонкий или глухой.

Звонкий.

Пара есть. Этим они и похожи на звуки [б], [б’]

Перед буквами И, Е произносится мягкий звук [д'], а перед остальными буквами – твердый звук [д].

Дача, дыня, дом, дикарь, дудочка, дерево.

Да.

-В словах «дуб, дым» звук [д] находится вначале, в слове «дети» звук [д’] тоже стоит в начале, а в слове «одет» звук [д] находится в середине слова.

4. Подведение итогов

Ребята, давайте повторим! Какие звуки мы сегодня изучили?

Дадим характеристику этим звукам.

Сравним со звуками [б], [б’]. Что общего? Чем отличаются?

Приведите пример слова, в котором слышится звук [д].

Приведите пример слова, в котором слышится звук [д’].

Какой буквой на письме обозначаются эти звуки?

Почему эта буква согласная?

Лидия Николаевна Засорина «Методика громкого чтения» - пословное чтение.

1 столбик

2 столбик

3 столбик

4 столбик

Дол

Вода

Доска

Дерево

Дом

Даль

Дымок

Далеко

Дуб

Дама

Дятел

Доктор

Дар

Дано

Дамба

Диплом

Док

Дети

Дырка

Дорога

Дым

Дела

Десна

Десерт

Ребята, у вас на партах лежат карточки столбики, если у вас будет возможность, прочитайте их перед сном, чтобы хорошо запомнить, как читаются эти слова (4 резерв Всеволод Николаевич Зайцев).

Если вам трудно прочитать все слова сразу, то вы можете читать по 1-2 строчки, потом отдыхать, и продолжать чтение (5 резерв Всеволод Николаевич Зайцев)

Домашнее задание (разноуровневое и вариативное, на карточках):

Выбери задание, которое ты легко можешь выполнить на отлично, можешь выполнить все задания, если ты уверен в своих возможностях:

  1. Нарисуй на 2-3 реки, в названии которых есть буква Д.

Напечатай внизу название реки (слабая группа) значками-точками (графич. обозначения Гребёнкиной).

  1. Подчеркни слова, в которых есть буква Д (средняя группа)

Дерево, дрова, пила, топор, Кама, осина, клад, звезда, труды, даль, суда, Родина, Дон, мосты, Двина, поезд, кони, аист, салат, капитан, повар, метро, мир, звонок, бутылка, коса, Амур.

Напечатай значками-точками (графич. обозначения Гребёнкиной) названия рек, в которых есть буква Дд.

3. Вставь пропущенную букву и подчеркни букву Д,

ятел на стволе сиит,
ырку в ереве олбит.
остает вреителя,
Портить ствол любителя.
ятел постучал везе,
Превратился в букву
.

Напечатай значками-точками (графич. обозначения Гребёнкиной) слова, в которых букву д читаем мягко.

Рефлексия.                      

Закончите предложение:  Виды, приёмы и образцы рефлексии в начальной школе на уроках математики,  физкультуры и прочих


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока обучения грамоте Тема: «Звук [ж]. Буква Ж,ж. сочетания жи-ши», 1 класс УМК "ШР"

Цели деятельности учителя:закрепление знаний о букве ж и правиле жи-ши; формирование навыка чтения вслух слов и предложений с буквой ж; повторение характеристики звука [ж].Планируемые результаты...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ Тема: «Звуки [г], [г\']. Буквы Г г» 1 класс

Тема: «Звуки [г], [г']. Буквы Г г»Тип урока: урок рефлексия...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук [а]. Буквы А, а."

Технологическая карта урока обучения грамоте "Гласный звук  [а]. Буквы А, а."...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Согласные звуки [х], [х,]. Строчная буква х» (1 класс)

Цель урока: формирования представлений о согласных звуках [х], [х,] и строчной буквы х; совершенствование умений читать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Задачи урокаДидактические: Формиров...

Технологическая карта урока обученя грамоте "Изучение звуков [л], [л\'] и букв Л, л" (УМК "Начальная школа XXI века"); 1 класс

Тип урока: “открытие нового знания”Цель урока: создание условий для усвоения учащимися представления о звуках «л» и «л’», букве «л», знакомст...

Технологическая карта урока обучения грамоте "«Гласные звуки [й\'э], [\'э]. Буква Е, е»" (УМК "Школа России, 1 класс).

Цель урока: формирование представления о гласных звуках [й'э], ['э] и букве Е, е и алгоритме написания строчной буквы «е»; совершенствование умения читать слоги, слова, предложения...