Анализ рассказа А.П. Гайдара «Совесть».
учебно-методический материал по чтению

Немчинова Мария Николаевна

Анализ рассказа А.П. Гайдара «Совесть».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_rasskaza_a.p._gaydara_sovest.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ рассказа А.П. Гайдара «Совесть».

Произведение А.П. Гайдара «Совесть» написано в жанре рассказа. Основная тема рассказа  – тема  совести.

            В рассказе можно выделить следующие композиционные части: завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Завязка – это событие, которое является началом действия. В рассказе действие начинается с того, что Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила прогулять школу. Далее действие развивается. Чтобы знакомые случайно не увидели, она прошла в рощу. Затем  Нина наткнулась на  малыша и решила подшутить над мальчиком. Мальчик рассказал,  как  он заблудился. Нина,  оставив связку книг и завтрак под кустом,  повела мальчика через рощу. Большая собака вышмыгнула из–за ветвей и съела завтрак Нины. Самым напряжённым моментом рассказа (кульминацией) является то, что Нина вернулась, села и заплакала. Действие заканчивается тем, что Нине стало стыдно за свой проступок.

Главными героями рассказа являются Нина и мальчик. Характер Нины дан в развитии. Сначала она  – ленивый, хитрый, даже лицемерный человек, но потом мы видим, что девочка способна совершать добрые поступки, значит она - добрый, ответственный, заботливый и совестливый человек. Мальчик – честный, безобидный, беззащитный. У него добрые, доверчивые глаза. Диалог помогает раскрыть характер героев. Нина обвиняет мальчика в том, что он прогуливает уроки и с юных лет обманывает родителей и школу. Эти слова относятся к ней самой. Таким образом она сама себя характеризует. Мальчик же оказался беспомощным и ждал помощи от кого-то. Он рассказал Нине, как испугался собаки и заблудился. Эмоционально-экспрессивная лексика также помогает раскрытию характеров героев: подшутить, нахмурилась, добрые, доверчивые глаза, стыдно, несчастный прогульщик.  Автор - повествователь является наблюдателем и тонким психологом. Он выражает идею рассказа: «Нет! Не жалко ей было украденного завтрака… тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

А.Гайдар "Совесть"

Урок литературного чтения во 2 классе по технологии критического мышления через чтение и письмо....

Гайдар. Совесть. 2 класс Гармония.

Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть». Цели: 1.Познакомить с рассказом А.П.Гайдара «Совесть»; помочь детям проанализировать этот рассказ. 2.Развивать навыки чтения: беглое, осозн...

Аркадий Петрович Гайдар «Совесть» (урок обучения чтению нового текста)

На урок литературного чтения во 2-А классе МОУ «Железногорская СОШ № 3» по теме «Совесть» А.П.Гайдара учителя начальных классов Ревенковой Татьяны Анатольевны.На уроке чётко поставле...

А.П.Гайдар "Совесть"

Урок и презентация....

А.П.Гайдар "Совесть"

Урок и презентация....

Конспект урока по литературному чтению "Тема раскаяния в рассказе А. Гайдара "Совесть""

Данный конспект можно использовать и на уроках внеклассного чтения.Цель урока: создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с...