Формирование выразительного чтения в процессе обучения грамоте
статья по чтению

Oksana64

Аннотация: обучение грамоте представляет собой начальный этап обучения русскому языку, задачами которого выступает в первую очередь формирование элементарных навыков письма и чтения. Навык чтения включает в себя четыре качества: беглость, правильность, выразительность и сознательность.
В статье описаны условия и основные приемы формирования навыков выразительного чтения в период обучения грамоте.

Ключевые слова: чтение, навык чтения, выразительное чтение, обучение грамоте, средства выразительности.

 

 

Выразительное чтение в общем представлении есть правильное осмысление и в необходимых случаях эмоциональное прочтение текста художественного произведения. Только при таком чтении значительно повышается и понимание, и осмысление и, самое главное, качество усвоения материалов литературных произведений.

Под навыком выразительного чтения следует понимать навык правильного, осмысленного и эмоционального чтения текстов, который обеспечивает качество усвоения литературного материала.

Л.А. Горбушина выделила три этапа формирования выразительного чтения:

1. Формирование представлений о выразительности, ее средствах и способах.

2. Восприятие выразительности на слух. Формирование выразительности в речи.

3. Практика по самостоятельному выразительному чтению [1, с.35].

 В состав выразительности чтения можно отнести:

1.         Наличие словесного ударения. С точки зрения акустики здесь имеется в виду выделение определенного слога из слога при помощи высоты голоса, длительности звучания и т.д.

2.         Логические ударение (синтагматическое)– выделение посредством высоты и силы голоса определенного слова в предложении (не на последнем ударном гласном).

3.         Интонация – значимый компонент фонетической системы, посредством которого ученик объединяет слова в синтагмы и фразы.

Для повышения выразительности чтения можно применять следующие средства:

– лексические;

– фонетические;

– синтаксические.

К лексическим средствам относят тропы, фразеологизмы, метафоры, неологизмы. К фонетическим средствам выразительности можно отнести: аллитерацию, ассонанс, повторение, звукоподражание, повышение интонации, высота голоса и т.п. К синтетическим средствам выразительности относят: анафору, антитезу, градацию, инверсию, умолчание и т.д.

Детям младшего школьного возраста доступы фонетические средства выразительности чтения.

Б.Н. Головин подчеркивает, что выразительность чтения выразительность чтения не создается только тропами и стилистическими фигурами, на это влияют все единицы языка на всех его уровнях (от фонетического до синтаксического) [2]. Фонетические средства являются наиболее простыми для применения детьми.

Чтение должно быть связным, точным и выразительным, а для этого необходимо не просто понимать выразительность чтения, но и активно употреблять средства выразительности в процессе речи и чтения.

Среди условий развития выразительности чтения в период обучения грамоте можно назвать такие, как: интерес к чтению, знание родного языка, понимание средств выразительности, самостоятельность чтения.

Выразительность чтения же вступает фактором, который определяет сохранение внимания слушателей к сообщению на всем протяжении его реализации.

При развитии выразительности важно вспомнить основные этапы развития навыка чтения. На первой стадии, выделенной Т.Г. Егоровым, происходит знакомство со звуками и буквами. На второй стадии осуществляется чтения по слогам [3].

Третий этап характеризуется чтением целых слов, попытками чтения предложений. Здесь уже ученик осознает прочитанный текст, устанавливает связи между словами. На этом этапе ученик предпринимает попытки выразительного чтения, или делает это неосознанно (повторяет за учителем).

На 4-ой стадии – на ступени синтетического чтения, уже можно говорить о целостном чтении. Главная задача на этом этапе – осмысление читаемого материала.  Здесь уже ребёнок начинает осваивать качества беглости и выразительности чтения.

Переход на выразительное чтение начинает на ступени синтетического чтения. По мнению Т.Г. Егорова, синтетический этап чтения наступает примерно в 1-2 классе. На этом этапе также наблюдается развитие основных компонентов чтения одновременно (осознанность, правильность и выразительность) [3].

Ученик на этапе синтетического чтения уже демонстрирует интонирование при чтении. Ранее уже говорилось о том, что интонация в чтении – это важный компонент выразительности чтения.

Выразительности чтения у детей способствует не только наличие средств выразительности, но и понимание знаков препинания в тексте. Имеющиеся знаки препинания между предложениями подсказывают ребенку, какую интонацию или высоту голосу лучше всего применять в предложении (восклицательные знаки, знак вопрос, троеточие и т.д.).

При чтении вслух ученик на этапе автоматизации уже может использовать более сложные средства выразительности (лексические, синтетические).

В целом, развитие выразительности чтения следует осуществлять параллельно с работой над смысловой стороной чтения. Когда ребенок научится понимать текст, то он сам будет пробовать показать это за счет известных ему способов выразительности [4, с.12]. 

При чтении небольших текстов уже следует проводить работу по формированию элементов выразительности - верным употреблением пауз, повествовательной, вопросительной, восклицательной интонаций. При этом необходимо установить связь между соответствующими знаками печатного текста (точкой, запятой, вопросительным, восклицательным знаками и т.п.) и их функциональной нагрузкой. Важным средством в образовании условных связей между выразительностью устной речи и структурными компонентами письменной будут выступать жесты и мимика учителя.

Таким образом, выразительное чтение способствует выработке у учеников навыков и умений, связанных с произносительной культурой речи.

Каждый составляющий компонент выразительности чтения (интонация, темп, логическое ударение и т.д.) очень важен для благозвучности, эмоциональной окраски текста.

Формирование навыков выразительного чтения осуществляется в три основных этапа: этап знакомства с сущностью и средствами выразительности, этап формирования выразительности в речи и восприятия выразительности на слух, этап самостоятельного выразительного чтения (когда ребенок использует паузы, разные интонации при чтении). Развитие выразительного чтения необходимо реализовывать параллельно с развитием смысловой стороны чтения. Ведь понимание прочитанного текста на этапе обучения грамоте во многом зависит от использованных средств выразительности.

 

Список источников

  1. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. Пособие для учителей/ Л.А. Горбушина. – М.: Просвещение. 1981. – 160 с.
  2. Головин Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. – М.: Высшая школа, 2015. – 336 c.
  3. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. – СПб.: Типография Наука, 2015. – 296 с.
  4. Касьянова З.А. Формирование навыков выразительного чтения в период обучения грамоте / З.А. Касьянова // Начальная школа. – 2010. – № 4. – С.11-14.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

ФИО

Должность

Место работы

Аннотация: обучение грамоте представляет собой начальный этап обучения русскому языку, задачами которого выступает в первую очередь формирование элементарных навыков письма и чтения. Навык чтения включает в себя четыре качества: беглость, правильность, выразительность и сознательность.
В статье описаны условия и основные приемы формирования навыков выразительного чтения в период обучения грамоте.

Ключевые слова: чтение, навык чтения, выразительное чтение, обучение грамоте, средства выразительности.

FORMATION OF EXPRESSIVE READING SKILLS DURING LITERACY TRAINING

        Name

Abstract: literacy training is the initial stage of teaching the Russian language, the tasks of which are primarily the formation of elementary writing and reading skills. The reading skill includes four qualities: fluency, correctness, expressiveness and consciousness. The article describes the conditions and basic techniques for the formation of expressive reading skills during literacy training.

Keywords: reading, reading skill, expressive reading, literacy training, means of expression.

Выразительное чтение в общем представлении есть правильное осмысление и в необходимых случаях эмоциональное прочтение текста художественного произведения. Только при таком чтении значительно повышается и понимание, и осмысление и, самое главное, качество усвоения материалов литературных произведений.

Под навыком выразительного чтения следует понимать навык правильного, осмысленного и эмоционального чтения текстов, который обеспечивает качество усвоения литературного материала.

Л.А. Горбушина выделила три этапа формирования выразительного чтения:

1. Формирование представлений о выразительности, ее средствах и способах.

2. Восприятие выразительности на слух. Формирование выразительности в речи.

3. Практика по самостоятельному выразительному чтению [1, с.35].

 В состав выразительности чтения можно отнести:

1.        Наличие словесного ударения. С точки зрения акустики здесь имеется в виду выделение определенного слога из слога при помощи высоты голоса, длительности звучания и т.д.

2.        Логические ударение (синтагматическое)– выделение посредством высоты и силы голоса определенного слова в предложении (не на последнем ударном гласном).

3.        Интонация – значимый компонент фонетической системы, посредством которого ученик объединяет слова в синтагмы и фразы.

Для повышения выразительности чтения можно применять следующие средства:

– лексические;

– фонетические;

– синтаксические.

К лексическим средствам относят тропы, фразеологизмы, метафоры, неологизмы. К фонетическим средствам выразительности можно отнести: аллитерацию, ассонанс, повторение, звукоподражание, повышение интонации, высота голоса и т.п. К синтетическим средствам выразительности относят: анафору, антитезу, градацию, инверсию, умолчание и т.д.

Детям младшего школьного возраста доступы фонетические средства выразительности чтения.

Б.Н. Головин подчеркивает, что выразительность чтения выразительность чтения не создается только тропами и стилистическими фигурами, на это влияют все единицы языка на всех его уровнях (от фонетического до синтаксического) [2]. Фонетические средства являются наиболее простыми для применения детьми.

Чтение должно быть связным, точным и выразительным, а для этого необходимо не просто понимать выразительность чтения, но и активно употреблять средства выразительности в процессе речи и чтения.

Среди условий развития выразительности чтения в период обучения грамоте можно назвать такие, как: интерес к чтению, знание родного языка, понимание средств выразительности, самостоятельность чтения.

Выразительность чтения же вступает фактором, который определяет сохранение внимания слушателей к сообщению на всем протяжении его реализации.

При развитии выразительности важно вспомнить основные этапы развития навыка чтения. На первой стадии, выделенной Т.Г. Егоровым, происходит знакомство со звуками и буквами. На второй стадии осуществляется чтения по слогам [3].

Третий этап характеризуется чтением целых слов, попытками чтения предложений. Здесь уже ученик осознает прочитанный текст, устанавливает связи между словами. На этом этапе ученик предпринимает попытки выразительного чтения, или делает это неосознанно (повторяет за учителем).

На 4-ой стадии – на ступени синтетического чтения, уже можно говорить о целостном чтении. Главная задача на этом этапе – осмысление читаемого материала.  Здесь уже ребёнок начинает осваивать качества беглости и выразительности чтения.

Переход на выразительное чтение начинает на ступени синтетического чтения. По мнению Т.Г. Егорова, синтетический этап чтения наступает примерно в 1-2 классе. На этом этапе также наблюдается развитие основных компонентов чтения одновременно (осознанность, правильность и выразительность) [3].

Ученик на этапе синтетического чтения уже демонстрирует интонирование при чтении. Ранее уже говорилось о том, что интонация в чтении – это важный компонент выразительности чтения.

Выразительности чтения у детей способствует не только наличие средств выразительности, но и понимание знаков препинания в тексте. Имеющиеся знаки препинания между предложениями подсказывают ребенку, какую интонацию или высоту голосу лучше всего применять в предложении (восклицательные знаки, знак вопрос, троеточие и т.д.).

При чтении вслух ученик на этапе автоматизации уже может использовать более сложные средства выразительности (лексические, синтетические).

В целом, развитие выразительности чтения следует осуществлять параллельно с работой над смысловой стороной чтения. Когда ребенок научится понимать текст, то он сам будет пробовать показать это за счет известных ему способов выразительности [4, с.12].  

При чтении небольших текстов уже следует проводить работу по формированию элементов выразительности - верным употреблением пауз, повествовательной, вопросительной, восклицательной интонаций. При этом необходимо установить связь между соответствующими знаками печатного текста (точкой, запятой, вопросительным, восклицательным знаками и т.п.) и их функциональной нагрузкой. Важным средством в образовании условных связей между выразительностью устной речи и структурными компонентами письменной будут выступать жесты и мимика учителя.

Таким образом, выразительное чтение способствует выработке у учеников навыков и умений, связанных с произносительной культурой речи.

Каждый составляющий компонент выразительности чтения (интонация, темп, логическое ударение и т.д.) очень важен для благозвучности, эмоциональной окраски текста.

Формирование навыков выразительного чтения осуществляется в три основных этапа: этап знакомства с сущностью и средствами выразительности, этап формирования выразительности в речи и восприятия выразительности на слух, этап самостоятельного выразительного чтения (когда ребенок использует паузы, разные интонации при чтении). Развитие выразительного чтения необходимо реализовывать параллельно с развитием смысловой стороны чтения. Ведь понимание прочитанного текста на этапе обучения грамоте во многом зависит от использованных средств выразительности.

Список источников

  1. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. Пособие для учителей/ Л.А. Горбушина. – М.: Просвещение. 1981. – 160 с.
  2. Головин Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. – М.: Высшая школа, 2015. – 336 c.
  3. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. – СПб.: Типография Наука, 2015. – 296 с.
  4. Касьянова З.А. Формирование навыков выразительного чтения в период обучения грамоте / З.А. Касьянова // Начальная школа. – 2010. – № 4. – С.11-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательской деятельности в процессе обучения в школе I ступени

Александр Ильич Савенков пишет о том, что: «Проектирование и исследование– изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный п...

Формирование навыка чтения на уроках обучения грамоте в 1 классе

В данной статье представлены методы и приёмы формирования навыка чтения на уроках обучения грамоте в 1 классе по "Азбуке" Н.В. Нечаевой и К.С. Белорусец (Система Л.В. Занкова)...

"Формирование звукобуквенного анализа и синтеза в процессе обучения грамоте обучающихся 1 класса специальной (коррекционной)общеобразовательной школы VIII вида"

В работе раскрыты теоретические проблемы готовности к обучению грамоте детей с интеллектуальной недостаточностью. А также представлены методические рекомендации по формированию звукобуквенного анализа...

Формирование информационной компетентности в процессе обучения литературному чтению.

В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» говорится о необходимости формирования целостной системы универсальных качеств, включающих самостоятельную деятельность обучающихся. Меж...

Педагогическая мастерская. Занятие – практикум по формированию выразительного чтения на внеурочных занятиях «Мир книг».

На занятии коллеги знакомятся с некоторыми видами работы над выразительным чтением в начальных классах на внеурочной деятельности...