Формирование навыка чтения на уроках обучения грамоте в 1 классе
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

В данной статье представлены методы и приёмы формирования навыка чтения на уроках обучения грамоте в 1 классе по "Азбуке" Н.В. Нечаевой и К.С. Белорусец (Система Л.В. Занкова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ многопрофильный лицей №20

г. Ульяновск

Формирование навыка чтения

на уроках обучения грамоте

в 1 классе

(Система Л.В. Занкова)

Учитель Терехина Т.М.

2012 год

  Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей.

И этому  информационному  обществу нужен человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей  жизни, готовый к самостоятельным действиям и принятию решений. Новые социальные запросы и определяют цели нашего школьного образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.  Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. 

   “Чтение - вот лучшее учение.» Наверное, нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. Хорошее овладение техникой чтения в начальных классах – это основа для дальнейшей успешной учёбы на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится понятным, какое огромное значение должен уделять учитель начальной школы обучению чтению и какую ответственность он несёт перед  учеником, его родителями, учителями средней школы.

   Как сделать, чтобы учение не превращалось в горькую пытку? Что придумать, чтобы урок чтения стал любимым? Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу? Эти вопросы всегда волновали меня; заставляя искать новые приёмы, методы в этом непростом деле.

   С первых дней обучения я уделяю особое внимание урокам обучения грамоте, потому что здесь закладываются основы правильного, сознательного и выразительного чтения. На первых уроках даётся представление о предложении, слове, звуке, слоге. Эти представления материализуются с помощью схем, фишек. Ребёнок множество раз должен соотнести первое со вторым и наоборот. В результате этих действий возникает  не только понимание изучаемых представлений, но и потребность ( и умение) при выполнении умственных операций опираться на практические действия. Схемы предназначены, прежде всего, для того, чтобы научить детей правильному звуковому анализу.

   В 1 классе я работала по учебнику “Азбука” (авторы Н.В. Нечаева и К.С. Белорусец). ( Система Л.В. Занкова.) Этот учебник содержит разные формы обучения, материал как для не читающих, так и для хорошо читающих детей, материал для развития речи и мышления учащихся. Кроме того в комплекте с “Азбукой” идут 3 книги “Я читаю?” “Я читаю.” “Я читаю!”. В первой книге ребёнок “считывает” рисунки, слова, расшифровывает различные знаки, играет с буквами.

   Во второй книжке – продолжает расшифровывать знаки, играть с буквами, из словесного материала читает почти всё.

   В третьей книге – читает весь материал.

   В “Азбуке” изучение букв идёт парами, например а – у, г-д,  к – п и т.д. Это позволяет значительно увеличить объем читаемого текста.

   На уроках знакомства с новой буквой предлагаю детям такое задание: в тетради для печатания, где мы составляем для этого схемы слов, предложений, учимся определять ударный слог, печатаем изучаемую букву, большую и маленькую, слова и предложения с этой буквой, воспроизводятся рисунки по клеткам.

   На уроках часто использую упражнения, связанные со зрительным восприятием, направленным на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа и темпа чтения.

   Для воспитания зоркости к буквенной строке слова, развития внимания предлагаю такие задания, например;

- Какая буква лишняя?

а, у, р, о, ы

- Какой слог лишний?

ма, ра, ла, ны, са

- Какое слово лишнее?

река, речка, ручей, ручка

Что общего в словах и чем они различаются?

мел – мель, мал – мял, мыл – мил

Даётся группа букв, среди них нужно подчеркнуть заданную букву.

Приведу пример задания на формирование способности правильно (без пропусков) и быстро просматривать целые строчки текстов. Даётся текст  считалки. Вначале читаю я. Затем читают слайд на экране, заучивают. После этого открывают Азбуку. Предлагаю задание: Возьмите карандаши, поставьте на первую букву первого  слова (показываю на доске). По моему сигналу , не читая, как можно быстрее просмотрите все четыре строчки и подчеркните все буквы ы. Задание на победителя. Начали. Далее -  проверка Сколько букв Подчеркнули?

Напиши спрятанные буквы, среди которых встречаются неизученные и т.д.

   Со временем это упражнение усложняется: требуется найти и подчеркнуть изучаемую букву в слогах, подчеркнуть односложные слова, найти самое длинное слово и т.д.

   Хорошие результаты даёт применение на уроках обучение грамоте игр, которые передают учебное содержание, а с другой стороны придают развлекательный характер, в результате учебная задача выступает как игровая.

   Например, игра “Тим и Том”. Образы этих героев взяты из “Букваря” Д.Б. Эльконина. Том – длинный угловатый человечек, с твердыми, волевым характером, и имя его начинается твёрдо: Т-т-том. Тим – круглощёкий, пухленький человечек, с мягким, покладистым характером, и имя у него начинается мягко: Тттим. Он поселился в зелёном домике (зелёным – обозначают мягкие согласные), а Том – в синем домике (твёрдые согласные).

   Когда, мы изучаем буквы о, у, ы, и, я, е и т.д., мы “расселяем их по домикам” Тима и Тома. Провожу разнообразные упражнения, которые учат детей классифицировать гласные. Учимся на слух определять, кто произнёс: Том или Тим [ы]-[и],[ну]-[н'у] и т.д.

   С целью совершенствования произношения провожу  работу над дикцией и постановкой дыхания.

Например:

А – звук этой буквы произносится долго, на одном выдохе.

ААА – данное количество звуковой этой буквы произносится кратко на одном выдохе и т.д.

Чтение шепотом и медленно:

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у нас в руках шары.

Громко и быстро:

гарь – парь – жарь

Чтение пословиц, скороговорок для выработки навыков сохранения чёткости произношения при любом темпе речи и т.п.

Отрабатывается чтение труднопроизносимых словосочетаний, даю установку на выразительно чтение.

   Ребёнок не может понять значение хорошо известного ему слова в силу неразвитости техники чтения. Он прочитывает знакомое слово несколько раз и лишь потом осознаёт его значение. Это происходит потому, что понимание значения слова у первоклассника возникает после прочтения слова и только при беглом чтении целыми словами оно осуществляется в процессе чтения. С целью быстрейшего восприятия, произнесения и понимания можно использовать логические упражнения, при которых ребёнок должен не только прочитать слова, но и сопоставить, обобщить, сгруппировать, например:

Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж - (птицы)

Раздели слова на группы.

К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, щавель.

Насекомые:…, …., …

   На своих уроках я часто включала упражнения из “Сборника текстов  и упражнений  по развитию навыков техники чтения” для 1 класса , автор Кондранина Т.И.:

Читай по кругу целыми словами столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыдущие слова максимально быстро. Например: дом, дом – зуб, дом – зуб – нос, дом – зуб – нос – лес и т.д.

Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к которому они относятся. Например:  в лесу,  по реке, и сказала.

Читай скороговорку многократно от начала до конца, по кругу, постепенно, увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово.

Прочитай, расставляя логические ударения в вопросе и ответе:

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

Совместное хоровое чтение небольших отрывков. Дети, читающие по слогам, работая с читающими бегло, значительно увеличивают темп чтения и начинают читать целыми словами.

Чтение отрывков в разных темпах и т. д.

   Научить читать детей, конечно же, трудно. Но ещё труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребёнка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Посмотреть мультфильм – и быстрее, и проще, и интереснее.

   Чтобы совершенствовать технику чтения, кроме разнообразных приёмов работ на уроке, где-то в начале 3 четверти мы заводили “Дневник чтения”, в котором родители делают следующие графы: Дата, название произведения, автор, время чтения, кол-во страниц, роспись родителей, роспись учителя. Это ½ тетради или блокнотик – для связи учителя  и родителей. По нему учитель может следить за ежедневным чтением, объёмом прочитанного, временем, которое затратил ученик на чтение. В конце недели проверяю, пишу поощрения.

   В целях развития интереса, активизации детей на урок “приходят” сказочные герои (Чебурашка, Красная шапочка и др.) “приносят” в своих карманчиках, корзиночках письма детям: слоги, буквы, слова. Дети читают их, составляют предложения. Проводила и сюжетные уроки: урок – сказка, урок – путешествие по островам. Сюжет увлекает детей, в результате удаётся выполнить на уроке большой объём будничной работы. Такие уроки затрагивают чувства детей, будят их фантазию, развивают.

   Навык чтения, кроме техники, включает понимание прочитанного и выразительность чтения. Для подготовки и выразительному чтению на страницах азбуки часто даётся такое задание: Театр –антракт-театр. Он может предоставить детям возможность выступить  в несвойственных им ролях: лидерам – в роли мышки или зайчика, а ведомы – в роли петуха или лисы. После театрализации идёт обсуждение представленных вариантов, здесь глубже понимается разыгрываемая ситуация, характеры героев.

   Таким образом, к концу букварного периода у детей формируется способ чтения (уровень разный у кого-то быстрого, у кого-то пока ещё медленного), правильность чтения или с одной ошибкой – 2мя, понимание прочитанного и начальные навыки выразительного чтения.

 Низкая готовность 20 сл.

Хорошая готовность 30-40-50 сл.

Читающие до 70 слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Конспект урока обучения грамоте 1 класс. (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Тема. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.

Тема урока. Повторение изученного. Формирование действий чтения и письма.Тип урока. Урок решения частных задач.Цель урока. Продолжить работу над формированием действий чтения и письма.Задачи урока.1) ...

Урок Обучение грамоте. 1 класс. Формирование первоначальных представлений о слове. Связь слов в высказывании.

Урок-закрепление для 1 класса по теме: "Формирование первоначальных представлений о слове. Связь слов  в высказывании"...

Комплекс дидактических игр, направленных на формирование познавательных УУД на уроках обучения грамоте.

Игровые технологии являются уникальной формой обучения, которая позволяет делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребёнка. Сделать интересным и увлекательным не только ра...

Формирование выразительного чтения в процессе обучения грамоте

Аннотация: обучение грамоте представляет собой начальный этап обучения русскому языку, задачами которого выступает в первую очередь формирование элементарных навыков письма и чтения. Навык чтения вклю...