Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Фролова Наталья Сергеевна

Урок применения новых знаний, умений и навыков.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 1.12

Класс: 3б

 Тема урока:  Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя).

  Тип урока: урок применения новых знаний, умений и навыков.

 Форма проведения:  урок-размышление.

  Цель урока:  ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого.

Задачи: развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умение анализировать прочитанный текст; научить выражать собственное отношение к событиям и героям и их поступкам; пробуждать чувства любви и доброты.

Оборудование: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова «Родная речь». 3 класс. Москва «Просвещение» 2008;

 выставка книг Л.Н. Толстого, памятки по литературному чтению; презентация Microsoft Power Point; цветы, 3 вазы, раздаточный дидактический материал, стихотворение «Тайна», аудиозаписи.

Методы и формы учебной деятельности: метод проблемного обучения, устного изложения материала, организация самостоятельной работы, работа с книгой. Формы организации обучения: коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная.

                                 

Структура урока:

 1. Организационный момент.

2. Речевая разминка

3. Проверка домашнего задания. Работа в группах.

4. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

5. Актуализация знаний.

6. Изучение нового материала.

7. Закрепление.

8.Итог.

9. Домашнее задание.

10.Рефлексия.

                                                                                                             Ход урока.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организацион-ный момент

II. Речевая разминка.

III.Проверка домашнего задания. Работа в группах.

IV.Актуализация знаний.

V.Целеполагание

.

VI. Изучение нового материала.

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока

VII. Домашнее задание.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Цель: подведение итогов совместной  и индивидуальной деятельности учеников; способность к самооценки на основе критерий успешной УД.

Встали ровненько, красиво.

Посмотрю-ка, я на вас!

Молодцы, все встали прямо.

 Ах, какой хороший класс!

Пожелаю вам удачи  

За работу, в добрый час!

Присаживайтесь.

Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения.

- Есть ли у вас особые пожелания друг для  друга?

- Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас всё получится!

- Ребята, скажите, что нужно уметь делать на уроках литературного чтения?

Давайте разговаривать… (и будем выговаривать)

Всё правильно и внятно,…(чтоб было всем понятно)

Правильно, осознанно и выразительно читать – это целое искусство и поэтому мы с вами осваиваем это искусство. Для красивого чтения нужно хорошее дыхание. Сядьте правильно, плечи расправьте, животик подтяните.

А сейчас прочитайте стихотворение про себя:

        Я тебе открою тайну,

        Никому не говори!

        Если рано ты проснёшься,

        Если встанешь до зари,

        Если тихо выпьешь чаю,

        Если выйдешь из дверей,

        Если ты пойдёшь направо,

       А потом чуть-чуть  левей,

   Обогнёшь  большой колодец,

   Обойдёшь  засохший пруд...

    Там, у старой водокачки,

    Под забором две собачки

    Громко косточку грызут!

                          И. Пивоварова

- Прочитать про себя стихотворение «Тайна».

-Прочитайте «птичьим базаром».

-Прочитайте быстро, скороговоркой.

-Прочитайте выразительно.

-Ребята, скажите, что такое тайна?

- О какой тайне говорит автор?

-Сегодня мы с вами «откроем» ещё одну тайну. Но это будет чуть позже.

-Ребята, скажите пожалуйста, какое задание вы выполняли к сегодняшнему уроку?

   Я предлагаю вам объединится в группы. После того, как вы объединитесь в группы прослушайте каждого товарища, дайте ему свою оценку и обоснуйте её.

Объединитесь в группы.

-Кто из 1 группы желает выступить перед всем классом? Пожалуйста. И т.д.

Закончили обсуждать. Послушаем 1 группу, и т.д.

Спасибо за проделанную работу.

Добро, доброта…

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите эти слова?

- Перед вами цепочка слов, связанных с главным словом – ДОБРО. Посмотрите на эти слова, выберите любое, которое больше других притягивает ваше внимание – подарите его себе. А сколько хороших слов подарили нам писатели: мудрейшие высказывания. С некоторыми из них мы сегодня познакомимся.

-А что вы можете рассказать про слово ДОБРЕНЬКИЙ?

-Прочитайте высказывание.

ЧТОБ ПОВЕРИТЬ В ДОБРО, НАДО НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ ЕГО

Л.Н. ТОЛСТОЙ

- Как мы понимаем эти слова?

Люди видят добро, стремятся к нему и ненавидят зло. Надо учиться быть добрым. Добрые чувства проявляются уже в детстве: они рождаются уже в труде, заботе о людях, о животных, восхищении красотой окружающего мира.

- Обратите внимание, кто автор этих слов.

-Итак, сегодня и следующие несколько уроков мы посвятим Льву Николаевичу Толстому.

-Вспомните, что мы знаем об этом писателе?

Сегодня мы пролистаем ещё некоторые страницы альбома жизни Л.Н.Толстого и узнаем много нового и интересного.

1) Биография.

-Посмотрите на разворот в учебнике. Вглядитесь в фотографии писателя. Ведь лицо человека, его глаза могут рассказать о многом. Послушайте о нём рассказ.

1 ученик.

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. В Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни.

“ Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней”.

По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.  Отца звали– Николай Ильич, мать- Мария Николаевна.

2 ученик.

В семье, кроме Льва Николаевича, было ещё трое сыновей: Николай, Сергей, Дмитрий и дочь Мария, сестра писателя. Лёвушка был предпоследним ребёнком.  К сожалению, дети рано осиротели. Воспитательницей детей была их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Она сохранила детские сочинения Л.Н. Толстого.

3 ученик.

В 1851 году Толстой с братом Николаем отправился на Кавказ, чтобы поступить на военную службу. На Кавказе Л.Н. Толстой написал свою первую повесть «Детство». Под названием «История моего детства». В 1859 году он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Толстой сам обучал ребят грамоте. В 1870-х годах он создал «Азбуку» и книги для чтения. Эти короткие рассказы и басни знают все с раннего детства.

Эти рассказы хорошо запоминаемы потому, что рассказы Л.Н. Толстого учат только добру и справедливости. 

28 октября 1910 году Толстой навсегда покинул Ясную Поляну. Он направлялся на юг России. В дороге он заболел воспалением лёгких и вынужден был сойти с поезда на станции Астапово. В доме начальника станции прошли последние семь дней жизни писателя.

7 ноября  в 6 часов утра Л.Н. Толстого не стало. Лев Николаевич прожил долгую жизнь. Он умер, когда ему было 82 года. Похоронили его, как он завещал, в Ясной Поляне, среди деревьев, на краю оврага.

В своём рассказе о творчестве Толстого ребята упоминала о повести «Детство». Эта повесть родилась на Кавказе. Именно там Лев Николаевич сделал свой самый главный выбор в жизни - он стал писателем. На Кавказе написана первая часть задуманного романа – «Детство».

2) Чтение текста «Детство Л.Н.Толстого» (с.150-151)

А сейчас я вам предлагаю познакомиться с отрывком из этой повести.

-Как вы думаете, от чьего имени излагается это произведение?

Я начну читать, а вы мне поможете.

- Что нового узнали о детстве писателя из воспоминаний?

- Мы дружно трудились,

Немного устали,

А теперь все тихонечко встали.

- Проводится с помощью электронного приложения.

Ребята, я предлагаю ещё раз обратиться к тексту, прочитаем его цепочкой, отметьте карандашом непонятные для вас слова.

А)Чтение цепочкой.

-Вам встретились непонятные для вас слова?

На партах лежат листочки, на которых написаны слова. Каждому слову даётся несколько объяснений. Выберите одно правильное.

-Объясните, что значит…?

                       умерла

скончалась - ушла

                      исчезла

                                                         испытывал нежное чувство к чему-то трогательному

испытывал чувство умиления -         чувство неуверенности

                                                                                                   чувство злобы

                                           

                                                              прижиматься, прикасаться

любовно льнущих -     убирать лён

                                       подарить дорогой подарок

                                       делать добро

дать великое благо-     дать им совет

                                     правдивое утверждение, проверенное опытом, временем

истина - закон

                клад

Б) Обмен мнениями. Выборочное чтение.

-Сколько лет было Толстому,  когда он потерял маму? Прочитайте отрывок “воспоминания о маме”

-Сколько детей было в семье Толстого? Назовите их.

-О ком говорит Лев Николаевич Толстой “Он был удивительный мальчик и потом удивительный человек.” Прочитайте этот отрывок.

-Какую тайну поведал Николенька своим братьям?

-В чём была главная тайна этого братства? Найдите в тексте и прочитайте.

-Где была записана эта тайна?

-Сохранил ли Л.Н.Толстой веру в существование зелёной палочки? Прочитайте.

- Важны ли для писателя его детские воспоминания? Почему?

-Какое у него было детство?

В) Рассказы учащихся.

-Ребята, а есть ли у вас какие-то яркие моменты из жизни вашего детства? Расскажите о них. 

Ребята, скажите, с каким высказыванием Толстого мы знакомились в начале урока?

Толстой написал много романов, повестей, рассказов для нас. Как вы думаете можно это назвать добром?

Ребята, а давайте мы с вами создадим свою книгу, книгу о доброте. Каждый оформит страничку для будущей книги, выберите себе область заданий.

 

Работу  можно украсить рисунками, аппликациями. Подумайте, как мы назовём книгу.

А сейчас я хочу вам предложить продолжить предложения

Сегодня на уроке

Я узнал….

Я заинтересовался…

Я удивился…

Я задумался…

Я благодарна вам за работу на уроке, вы были замечательные слушатели, мыслители, помощники, вас было интересно слушать

              Цветы, как люди, на добро щедры,

             И щедро нежность людям отдавая.

             Они цветут, сердца отогревая,

             Как маленькие тёплые костры.

   Оцените смайликами свою работу

Вот с таким  хорошим настроением мы и завершаем урок.  Спасибо за работу.

Проверяют готовность к уроку.

Хорошее настроение, чтобы у каждого всё получилось, чтобы все были внимательны, желаю, чтобы все достигли цели урока и смогли решить поставленные задачи.

Слушать (внимательно)  

Говорить (красиво)

Думать (хорошо)

Читать (выразительно)

Отвечать на  вопросы.

-Нечто скрываемое от других, известное не всем. 

-Под забором две собачки громко косточку грызут!

Чтение наизусть стих. М.Ю.Лермонтова «Осень».

Слушают товарищей в группе, анализируют и оценивают друг друга.

 Красота, душевность, ласка, тепло, счастье, жизнь, любовь, радость, семья и т.д.

Доброта приносит радость окружающим, она как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов.

-Рассказ детей о творчестве Л.Н.Толстого.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Лев Толстой очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей.

-Работают с текстом

1,5 года

5 человек, Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, Машенька.

Старший брат Николай.

Тайна о муравьином братстве.

Когда тайна откроется, все люди сделаются счастливыми: не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравьиными братьями…

На зелёной палочке, а палочка была зарыта у дороги на краю оврага.

 -Да.

 Счастливое.

Рассказы уч-ся.

-Выписать из толкового словаря значение слова “ДОБРО”.

-Выписать пословицы и поговорки о доброте

-Выписать стихотворения о доброте.

-Выписать высказывания великих людей о доброте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Л. Н. Толстой в воспоминаниях С. Толстого.

Конспект урока и презентация к уроку литературного чтения 4 класс "Л. Н. Толстой в воспоминаниях С. Толстого. "...

ДЕТСТВО Л.Н. ТОЛСТОГО

ДЕТСТВО Л.Н. ТОЛСТОГО...

ДЕТСТВО Л.Н. ТОЛСТОГО

ДЕТСТВО Л.Н. ТОЛСТОГО...

Детство Л. Н.Толстого

Конспект урока по литературному чтению...

Литературно-музыкальная гостиная "Л.Н. Толстой - человек, мыслитель, писатель"

Задачи:закрепить сведения о жизни и творчестве писателя;познакомиться с мировоззрением Л.Н. Толстого, его духовными исканиями;прививать интерес к искусству слова, музыке, живописи;формировать умения о...

Конспект урока литературного чтения 3 класс Детство Л. Толстого (из воспоминаний писателя).

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством JI.H. Тол­стого;развивать умения выразительно читать произведение, пере­давая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопрос...

Л.Н. Толстой. Детство Л.Н. Толстого конспект урока

Тема: Л.Н. Толстой. Детство Л.Н. ТолстогоЦель: формирование умения составлять план статьи «Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)»Тип: открытие новых знанийКласс: 3Задачи:Обеспеч...