Технологическая карта урока литературного чтения Н.Н.Носов "Затейники" УМК "Школа России" 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Шпигер Валерия Олеговна

Технологическая карта урока литературного чтения Н.Н.Носов "Затейники" для 2 класса. 

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя Н. Н. Носовым и его рассказом «Затейники».

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Развивать навык чтения по ролям;
  2. Развивать навык работы в группе.

Развивающие:

  1. Развивать устную связанную речь через подбор синонимов, работы с толковым словарём;
  2. Развивать память, логическое мышление, речь, через развёрнутые ответы на вопросы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, через работы в парах и группах;
  2. Воспитывать интерес к предмету литературное чтение путём использования занимательных материалов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА литературное чтение

Дата: 18.02.2022

Школа: 148

Класс: 2 «г»

Урок: 4

Время: 15:10-15:50  Кабинет: 203

Студент: Шпигер Валерия Олеговна

Группа: 34

Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

Методист: Солопова Татьяна Викторовна

Тема урока: «Н.Н. Носов «Затейники»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя Н. Н. Носовым и его рассказом «Затейники».

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Развивать навык чтения по ролям;
  2. Развивать навык работы в группе.

Развивающие:

  1. Развивать устную связанную речь через подбор синонимов, работы с толковым словарём;
  2. Развивать память, логическое мышление, речь, через развёрнутые ответы на вопросы.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважительное отношение друг к другу, через работы в парах и группах;
  2. Воспитывать интерес к предмету литературное чтение путём использования занимательных материалов.

Оборудование: презентация, учебник, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Психологический настрой

Наглядный метод: показ

Здравствуйте, ребята, меня зовут Валерия Олеговна. Давайте подарим друг другу хорошее настроение, повернитесь к своему соседу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения.

Вы готовы начать урок?

Здороваются с учителем.

Дарят друг другу хорошее настроение.

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности;

 Слайд 1

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Сейчас мы разделимся. Девочки читают часть, которая написана большими буквами, а мальчики маленькими.

Девочки читают радостно, а мальчики серьёзно.

МА – МА – МА - деревянные дома                                                                                                  

МА – МА – МА - высокие дома          

Теперь девочки читают испуганно, а мальчики грустно.                                                                                                        

ОМ – ОМ – ОМ - мы построим дом                                                        

ОМ – ОМ – ОМ – многоэтажный дом                                                                

ОМ – ОМ - ОМ- двухэтажный дом          

Девочки читают шепотом, а мальчики громко                                                                                  

ОМУ – ОМУ – ОМУ - мы подходим к дому                                                          

ЦО – ЦО – ЦО – заходим на крыльцо                                                

АЕМ – АЕМ – АЕМ – двери открываем                                                                

НА – НА – НА – покрашена стена                            

Теперь наоборот, девочки громко, мальчики шепотом.                                      

ПЕНИ – ПЕНИ – ПЕНИ – бетонные ступени                                                      

ИРА – ИРА – ИРА - огромная квартира                                                        

ИРА – ИРА – ИРА - новая квартира

Теперь меняемся, мальчики читаю большие буквы, а девочки маленькие.

Мальчики читают вопросительно, а девочки уверенно.                                                                    

ИРЕ – ИРЕ – ИРЕ - играем мы в квартире                                                  

ИРУ – ИРУ – ИРУ - моем мы квартиру  

Мальчики читают сонно, как будто хотят спать, а девочки вопросительно.                                                                                            

НО – НО – НО – мама чистила окно                                                                                                  

АН – АН – АН - в комнате диван                                                              

АНЕ – АНЕ – АНЕ – мы сидели на диване  

Мальчики читают запыхавшись, как будто долго бежали, а девочки сонно.                                                    

АН – АН - АН- кожаный диван                                                                                

УЛ – УЛ – УЛ - папа чинит стул                                                                        

ЛА – ЛА – ЛА - нет у нас стола  

Мальчики читают быстро, а девочки медленно                                                                                

АФ – АФ – АФ - вот высокий шкаф                                                                

ОДЕ – ОДЕ – ОДЕ - ваза на комоде

УР – УР – УР - мы купили гарнитур                                                  

АТЬ – АТЬ – АТЬ - железная кровать

Молодцы, как думаете, зачем мы выполняли речевую разминку?

У вас на партах лежит лист «Моя успешность на уроке» Если вы правильно выполнили речевую разминку поставьте плюс, если у вас не получилось поставьте минус.

Читают чистоговорку

Читают с разной интонацией

-Чтобы размяться, перед чтением текстов

Л:Развитие  навыков  сотрудничества  со сверстниками

П:Использование знаково-символических средств представления   информации   для   создания   моделей изучаемых объектов и процессов

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

У вас на партах лежит карточка 1. Это экспресс-опрос. Ваша задача соединить автора со строчками его произведения, так как это экспресс опрос времени у вас не много.

Давайте проверим. Посмотрите на слайд.

Кто может назвать названия произведений, из которых взяты эти строчки.

Что объединяет всех авторов?

Были ли у вас затруднения?

Почему остались две строчки и автор?

Попробуйте сформулировать тему урока, с каким автором мы сегодня познакомимся?

Возьмите карточку успешности, у кого нет ошибок или одна – ставьте плюс, у кого больше одной ошибки минус.

Выполняют карточку

- они в одном разделе, это детские авторы, которые пишут весёлые произведения

- Да, одного автора мы не знаем

-Николай Носов

Оценивают себя

К:Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования

П: умение различать существительные мужского и женского рода

Слайд

Карточка

Слайд

Карточка моя успешность

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

- Да, сегодня мы с вами познакомимся с детским писателем Николаем Носовым. Чтобы узнать с каким рассказом мы познакомимся вам нужно из слогов составить слово. Какое слово получилось?  Как думаете, какую цель мы поставим на урок?

1. Познакомиться с…

- Для достижения поставленных целей нам нужно составить план. Продолжите:

1. Узнать…

2. Прочитать…

3. Ответить…

 

-Затейники

-Познакомиться с Николаем Носовым и его рассказом «Затейники»

- Узнать про Николая Носова

- Прочитать рассказ «Затейники»

- Ответить на вопросы по рассказу

Л:сформированность мотивации к учению и познанию

Р:Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи   учебной   деятельности,   поиска   средств   ее осуществления.

Слайд

План

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября  1908 году в Киеве. Его папа был актёром эстрады, а мама – рукодельницей и певуньей. В детстве Носов увлекался музыкой, театром, сочинительством, шахматами, фотографией. Но писателем он стал не сразу.

Он работал режиссером, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов. О том ,чтобы стать  писателем, он не думал. А знаете почему он стал писателем?

Об этом нам расскажет его сын. «Я рос, и просил у папы всё больше новых сказок, и вот папа начал сочинять для меня весёлые и забавные рассказы, которые теперь читаете вы»

Посмотрите на выставку книг Н.Носова. Как вы думаете, кто главные герои его рассказов?

Мы с вами узнали с каким рассказом сегодня познакомимся, но вы знаете кто такие затейники? Выскажите свои предположения.

Давайте посмотрим какое определение даёт нам толковый словарь. Назовите синонимы к слову затейники.

А вы встречались с такими людьми? Или может кто-то сам затейник?

И так, затейник - это организатор веселья.

Рассмотрите иллюстрацию к тексту.

    Как вы думаете, о чём будет рассказ?

    Как вы думаете,  каким будет рассказ  грустным или веселым?

   Почему вы так считаете?

Давайте послушаем рассказ.

Вы прослушали рассказ.

Наши предположения были правильными о характере произведения?                                                                                      Грустный или веселый рассказ?

 Понравилось произведение?

Какие чувства вы испытали, когда слушали произведение?

 Могла ли такая история произойти с вами?

Кто главный герой произведения?

 Что можно сказать про них?

 Что можно сказать о характерах героев?

 Затрудняетесь ответить?

Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

Динамическая пауза

Но перед этим предлагаю вам немного отдохнуть.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

  Руки в стороны развёл,

  Ключик видимо нашёл,

  Чтобы ключик тот достать,

  Надо на носочки встать.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

-Нет

- Дети, школьники.

-Те, кто постоянно что-то затевают, что-то делают.

-фантазёры, выдумщики, шутники.

О двух друзьях

-Весёлым

Отвечают на вопросы

-Да, оно смешное

-Да

- Сначала испугались за героев, а потом было смешно

-Да

-Петя и Валя

- Они смешные

-Прочитать текст

К:Активное  использование  речевых  средств  и  средств информационных и коммуникационных технологий

К:Готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Слайд

Видео

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Предлагаю вам прочитать текст по цепочке, чтобы ответить на вопрос.

Каждый читает по одному предложению

Что можно сказать о характере героев? Какие они?

Как называли себя дети?

В какую игру они играли? Кого изображали?

Оцените свою работу в карточках «Моя успешность на уроке», в строке чтение текста, ответы на вопросы

Отвечают на вопросы

-весёлые, пугливые, фантазёры

-три поросёнка

-поросят

П:Овладение  логическими  действиями  сравнения,  анализа, синтеза,  обобщения,  классификации

П: умение определять число имен существительных

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Предлагаю вам почитать по ролям. Сколько в рассказе ролей?

Какие?

Предлагаю вам разбиться на группы по три человека.

Вы должны ответить на вопрос фрагментом из текста, читая его по ролям. Роли распределяете сами

1 ряд- ищет ответ на вопрос: как дети организовали игру. Какой дом у них получился.

2 ряд: что испугало детей вначале рассказа.

3 ряд: что увидели дети, когда открыли дверь в комнату?

Читаем не громко, чтобы не сбивать других.

1 ряд (спрашиваю одну группу) Ребята, с первого ряда, оцените работу группы, если их ответ правильный и отрывок выразительно прочитан, поднимите большой палец вверх, если ответ не правильный и читали не выразительно, палец вниз.

2 ряд, (спрашиваю одну группу) Ребята, со второго ряда, оцените работу группы, если их ответ правильный и отрывок выразительно прочитан, поднимите большой палец вверх, если ответ не правильный и читали не выразительно, палец вниз.

3 ряд, (спрашиваю одну группу) Ребята, с третьего ряда, оцените работу группы, если их ответ правильный и отрывок выразительно прочитан, поднимите большой палец вверх, если ответ не правильный и читали не выразительно, палец вниз.

Не забудьте оценить свою работу. Напротив строки «Чтение по ролям» поставьте смайлик, оценивающий вашу работу.

Может ли кто-то рассказать была ли у вас похожая ситуация, когда вы испытывали неоправданный страх.

Читают по ролям, отвечают на вопросы.

Л:Развитие самостоятельности и личной ответственности

П:Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Слайд

Слайд

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический метод: взаимопроверка

Ребята, у вас на партах лежит план рассказа, но он перепутан. Вам нужно поставить правильную последовательность плана (напротив цифру) и в тексте отметить карандашом начало и конец каждой части плана.

Давайте проверим план. Сравните с образцом на слайде.

Отметьте свой успех напротив строки «План текста»

Откройте дневники и запишите домашнее задание: учебник страница 50-52 пересказ.

Составляют план, отмечают в тексте

Отвечают на вопросы

Л:готовность и способность обучающихся к саморазвитию

П:Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям

Слайд

Слайд

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

-Достигли ли мы целей, поставленных на урок?

Ребята, как вы думаете, чему хотел научить Вас Николай Носов?

А вы боитесь темноты? Почему?

Откуда берутся страхи?

Как с ними можно справиться?

Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят?

А за что поругать?

Что бы вы изменили в этой игре?

-Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

Теперь посмотрите на свою карточку успеха, есть ли те, у кого все +, у кого один -, у кого два -. Что нужно сделать, чтобы минусов было меньше? Урок окончен, а если вы хотите узнать новые, весёлые, забавные истории читайте книги Н.Н.Носова.

Отвечают на вопросы, заполняют лист самооценивания

П:Овладение  логическими  действиями  сравнения,  анализа, синтеза,  обобщения,  классификации

Игра «Закончи предложение»

Карточка успеха



Предварительный просмотр:

Моя успешность на уроке

1. Разминка

2. Экспресс-опрос

3. Чтение текста, ответы на вопросы

4. Чтение по ролям

5. План текста

Моя успешность на уроке

1. Разминка

2. Экспресс-опрос

3. Чтение текста, ответы на вопросы

4. Чтение по ролям

5. План текста

Моя успешность на уроке

1. Разминка

2. Экспресс-опрос

3. Чтение текста, ответы на вопросы

4. Чтение по ролям

5. План текста

Моя успешность на уроке

1. Разминка

2. Экспресс-опрос

3. Чтение текста, ответы на вопросы

4. Чтение по ролям

5. План текста

Моя успешность на уроке

1. Разминка

2. Экспресс-опрос

3. Чтение текста, ответы на вопросы

4. Чтение по ролям

5. План текста

Экспресс-опрос

«Рады, рады, рады                                                  Н. Носов

  Светлые берёзы…»                                                

«Весна, весна на улице,                                         С. Маршак

  Весенние деньки…»

« Собирались лодыри                                             К. Чуковский

   На урок…»

«Вдруг меня кто-то схватит за ногу!...»

                                                                                  А. Барто

«Чего же ты раньше не сказала?...»

Экспресс-опрос

«Рады, рады, рады                                                  Н. Носов

  Светлые берёзы…»                                                

«Весна, весна на улице,                                         С. Маршак

  Весенние деньки…»

« Собирались лодыри                                             К. Чуковский

   На урок…»

«Вдруг меня кто-то схватит за ногу!...»

                                                                                  А. Барто

«Чего же ты раньше не сказала?...»

План текста:

___ Может быть, это серый волк?

___ Мы читали сказку «Три поросёнка».

___ Давай сделаем себе домик.

___ Так и не стали играть в «три поросёнка».

План текста:

___ Может быть, это серый волк?

___ Мы читали сказку «Три поросёнка».

___ Давай сделаем себе домик.

___ Так и не стали играть в «три поросёнка».

План текста:

___ Может быть, это серый волк?

___ Мы читали сказку «Три поросёнка».

___ Давай сделаем себе домик.

___ Так и не стали играть в «три поросёнка».

План текста:

___ Может быть, это серый волк?

___ Мы читали сказку «Три поросёнка».

___ Давай сделаем себе домик.

___ Так и не стали играть в «три поросёнка».

План текста:

___ Может быть, это серый волк?

___ Мы читали сказку «Три поросёнка».

___ Давай сделаем себе домик.

___ Так и не стали играть в «три поросёнка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «Песенка Винни-пуха» 2 класс, УМК "Школа России"

Предмет: литературное чтениеТема урока: «Песенка Винни-пуха»Цели урока: познакомить учащихся с «Песенками Винни-Пуха» Б. Заходера; учить читать стихотворения с помощью различных интонаций и темпа чтен...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: "Федина задача" (3 класс)

Цели деятельности учителя: формировать навык осознанного и выразительного чтения; познакомить детей с биографией Н.Н. Носова и произведением «Федина задача».Планируемые результатыПредметны...

Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения Г. Сапгир "Лошарик" 1 класс

Надеюсь этот материал поможет вам в проведении урока...

Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе

Учебный предмет: литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1аАвтор учебника: Букварь /Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева /М.: «Баласс», 2011Тема урока: К.Ушинский. Наше Отечество.Тип урока: ...

Технологическая карта урока литературного чтения «И. Бунин «Матери» 2 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения И. Бунина «Матери», понимания текста и специфики его литературной формы.Тип урока: &la...