Конспект урока по литературному чтению 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Полканова Олеся Павловна

Конспект урока по литературному чтению 3 класс Л.Н.Толстой "Акула"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolstoy_akula.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению 3 класс

Тема: Л.Н.Толстой «Акула»

Цель: Знакомство с произведением Л.Н.Толстого «Акула»

Задач:

  1. Обучающие задачи:

- продолжить знакомство с жизнью и творчеством писателя;

- знакомство с содержанием произведения.

  1. Развивающие задачи:

- развивать навыки чтения (осмысленное чтение, выразительность, правильность);

- развивать умение анализировать произведение

  1. Воспитательные задачи:

- воспитывать эмоциональную способность сопереживания героям произведения;

- воспитывать уважительное отношение к родному языку.

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II. Проверка домашнего задания:

- О каком писателе вы прочитали? (Л.Н.Толстом)

- Что интересного вы прочитали о детстве Толстого? (ответы детей)

- От какого лица написан рассказ? (от первого, Лев Николаевич вспоминает свое детство)

- Правильно, вы прочитали отрывок из воспоминаний самого писателя.

- О каком муравьином братстве Лев Николаевич вспоминал? (ответы детей)

III. Подготовка к восприятию.

- Ребята, а кто помнит когда Лев Николаевич жил? (почти 200 лет назад)

- А что вы еще помните об этом писателе? (ответы детей)

- Какое произведение Льва Николаевича Толстого мы уже читали? (Филипок)

- Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением этого замечательного писателя.

- Откройте с.152 в учебнике. Прочитайте название рассказа.

- Как вы думаете о чем будет рассказ? (ответы детей)

IV. Первичное чтение.

- А теперь послушайте это произведение. Внимательно глазками следим за тем, как я читаю: с какой скоростью, интонацией, как ставлю ударение.

(чтение рассказа учителем).

V. Анализ произведения.

- Понравился ли вам рассказ? (ответы детей)

- Какие вы испытали чувства при прослушивании рассказа? (ответы детей)

- Что вас поразило больше всего? (ответы детей)

Словарная работа

(На доске записаны слова: артиллерист, фитиль, ропот)

 - Как вы понимаете слова, записанные на доске? (ответы детей)

(Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты). (Словарь С.И.Ожегова)

 Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов. (Словарь С.И.Ожегова)

Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами. (Словарь С.И.Ожегова)

- Какие слова вам были непонятны?

Продолжение анализа произведения

- Где происходило действие? (у берегов Африки)

- Почему капитан разрешил матросам и детям купаться? (стало очень душно, жарко)

- С чем автор сравнивает погоду? (с печкой)

 - Где матросы устроили купальню? (в парусе)

-  Почему мальчики решили сплавать в открытое море? (им было тесно в парусе)

- С кем автор сравнивает детей во время плавания? (с ящерицами). Почему?

- Как отнесся к плаванию детей капитан? (ответы детей)

- Как капитана описывает автор?

- Как вы думаете, какие чувства испытывал капитан, гладя на своего сына? (ответы детей)

- Что произошло потом? (увидели акулу)

- Какими словами автор описывает акулу? (морское чудовище)

-  Почему мальчики не слышали криков капитана? (ответы детей)

-  Почему капитан, не шевелясь, смотрел на детей? (ответы детей)

- С чем автор сравнивает лицо капитана? (с полотном, «бледный как полотно»)  

- Что сделали матросы? (спустили лодку и бросились спасать мальчиков)

- Найдите глаголы, которые описывают действия матросов (спустили, бросились, понеслись)

- Как действуют матросы? (они действуют быстро).

- Как мы будем читать этот эпизод? (быстро и с чувством волнения)

-  На каком расстояние акула была от мальчиков? (не дальше 20 шагов)

- Как отреагировали ребята, увидев акулу? (ответы детей)

- Что означает фраза «пронзительный визг»? Почему автор употребил именно это сочетание слов? (ответы детей)

- В чем разница между словами визг и крик? ( ВИЗГ - это  пронзительный, резкий крик) - Представьте, что чувствовали ребята…

- Как подействовал визг мальчика на отца? («будто разбудил»)

- Что сделал капитан (сорвался с места, побежал к пушкам)

- Как он все делал? (Он делал все быстро).

-  Какое решение принимает артиллерист? (выстрелить из пушки)

- Какой будет темп чтения этого эпизода?

- Какое чувство испытывает отец мальчика? (Чувство страха, отчаяния, волнения).

- Почему вся команда замерла от страха? (ответы детей)

- Как ведет себя артиллерист после выстрела? (Он упал, закрыл лицо руками)

- Чего он боялся? (Он боялся, что убил своего сына).

- Что привело старого артиллериста в чувства?(Со всех сторон раздался громкий, радостный крик)

- Что он сделал? (Он открыл лицо, поднялся а посмотрел на море).

- Какое он сейчас он испытывает чувство? (Чувство счастья, успокоения)

VI. Вторичное чтение.

- Найдите эпизод, в котором описывается появление акулы.

- С каких слов он начинается? («Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула»»)

- Какими словами эпизод заканчивается? («Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей»)

- Как нужно читать этот эпизод, какие чувства передать? (страх, тревогу за детей)

- Глеб, прочитай этот отрывок. (чтение эпизода)

- Найдите эпизод, который описывает мальчиков, увидевших акулу.

- С каких слов он начинается? («Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали…»)

- Какими словами заканчивается? («…и мальчики поплыли в разные стороны»)

- Как нужно читать этот эпизод? (передавая страх детей)

- Диана, прочти этот отрывок.(чтение эпизода)

- Найдите эпизод, который описывает решение, принятое артиллеристом. С каких слов он начинается? («Визг этот как будто разбудил артиллериста.»)

- Какими словами заканчивается? («Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.»)

- Какие чувства мы будем передавать, читая этот отрывок? (чувство страха, отчаяния, волнения, ожидания)

- Иван, прочитай этот отрывок. (чтение отрывка)

- С каких слов начинается последняя часть? («Но, когда дым разошелся над водою…»)

- Какие чувства будем передавать при чтении этого отрывка? (ожидание, тревогу, облегчение, радость)

- Маша, прочти этот эпизод. (чтение последней части)

VII. Обобщение.

- Ребята, кто главный герой этого рассказа? (старый артиллерист)

- Что можно сказать об этом человеке, какой он? (Он сильный, храбрый, мужественный).

- Почему с мальчиками произошла беда, чуть не закончившаяся трагедией? (ответы детей)

- Что хотел показать нам автор этим рассказом? (ответы детей)

VIII. Домашнее задание

Пересказать текст от лица одного из мальчиков

IX. Подведение итогов. Выставление оценок.

.

Литературно - методический анализ рассказа Л.Н. Толстого «Акула»

1. Определение жанра.

Это художественный рассказ, т.к. в нем есть ясный сюжет, события, описанные в рассказе, могли произойти в реальной жизни.

2. Тема рассказа.

«Широкая тема» -  о смелости и храбрости.

«Узкая  тема» – самоотверженная любовь артиллериста.

3. Особенности сюжета.

Это рассказ о том, как отец спасает сына, проявляет находчивость в трагический момент.

Текст

Название этапа

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «Купаться!»— и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! понатужься!»

 Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

— Назад! назад! вернитесь! акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше 20-ти шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся а посмотрел на море.

По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

Экспозиция

 

Завязка

 

Развитие действия

 

 

Кульминация

Развязка действия

Концовка

5. Анализ образа героев

Артиллерист - сильный духом, смелый мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет  находчивость в трагические моменты.

6. Идея

В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства  всегда помогают  решительно действовать, не терять самообладание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...