Конспект урока литературного чтения по теме В. Крупин «Первый букварь» 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Конспект урока литературного чтения по теме В. Крупин «Первый букварь» 1 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_1.docx23.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения по теме В. Крупин «Первый букварь»

Класс - 1

Тема – В. Крупин «Первый букварь»

Цель урока – познакомить учащихся с произведением В. Крупина «Первый букварь»; совершенствование навыков выразительного чтения.

Задачи урока:

  • Закрепить знания по тексту «Первоучители словенские»;
  • Познакомиться с историей происхождения первого букваря;
  • Выяснить значение незнакомых слов.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

(1 мин)

-Здравствуйте, дети! Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Давайте проверим готовность к уроку. На парте должны быть: учебник, тетрадь и дневник.

- Начинаем урок. А начнем мы его с проверки домашнего задания.

Слушают учителя, настраиваются на урок, проверяют готовность.

Проверка домашнего задания

(3 мин)

- Дома вы читали текст «Первоучители словенские». Как вы поняли, кто такие первоучители словенские?

- Прочитаем текст еще раз, а потом я задам вам вопросы (чтение по абзацу).

- Кто такие Кирилл и Мефодий?

- Какая у них была семья?

- Что придумали Кирилл и Мефодий?

- Кто был старшим братом, а кто младшим?

- Рассмотрите изображение на странице 89. Как вы думаете, кто здесь Кирилл, а кто Мефодий? Как вы это поняли?

- Как вы думаете, почему Кирилла и Мефодия изображают с ореолом на голове? (показать ореол).

- Ореол на изображениях людей означает то, что они признаны святыми. За свои заслуги, за создание славянской азбуки Кирилл и Мефодий были признаны людьми святыми.

Отвечают на вопросы по домашнему заданию, читают.

Постановка цели и темы урока

(1 мин)

- Сегодня на уроке мы продолжим говорить о значимых событиях нашей страны. А именно, мы с вами поговорим о возникновении славянской письменности.

- Ребята, как называется учебник, по которому мы учимся читать? (Азбука)

- А кто знает, как назывался учебник, по которому учились читать ваши родители? (Букварь)

- А знаете ли вы, кто и когда написал первый букварь?

Слушают учителя, ставят цель, отвечают на вопросы.

Изучение нового материала

(10 мин)

- Ребята, давайте посмотрим презентацию и узнаем о происхождении первого букваря.

- Так выглядит наша современная азбука, которая написана по русскому алфавиту. Азбука — название появилось из сочетания первых двух букв алфавита «аз» и «буки». Слово «букварь» появилось позже и образовано оно от слова «буква».

- На экране представлены изображения букварей, по которым учились ваши мамы и папы. Но даже они являются более современными. Давайте посмотрим, как же появился самый первый букварь.

- На экране вы видите памятник Ивану Федорову, который находится в Москве.

- Обратите внимание на узоры, буквицы и заставки, которые использовал Иван Федоров в своем букваре.

- На экране вы видите изображение букв, которые использовал Иван Федоров, а также наш современный алфавит. Какие буквы похожи? Какие буквы различаются?

- Попробуем напечатать свое имя славянскими буквами? (Раздаю карточки со славянским алфавитом).

Внимательно слушают рассказ учителя и смотрят презентацию, выполняют практическое задание.

Словарная работа

(5 мин)

- Кто мне скажет, для чего на доске вывешена карточка со словами?

- А что это за слова? (словарные)

- Открываем тетрадь и записываем слова в тетрадь, не забывая выделять буквы, которые нужно запомнить, зеленым цветом.

- Давайте посчитаем слоги.

Вызвать к доске ученика, перевернуть карточку и проверить.

- Кто согласен? Кто не согласен?

Записываю слова в тетрадь, считают слоги, осуществляют проверку.

Физкультминутка

(3 мин)

Гимнастика для рук

- Этот пальчик маленький.

- Этот пальчик слабенький.

- Этот пальчик длинненький.

- Этот пальчик сильненький.

- Ну, а это - толстячок.

- А все вместе кулачок.

Гимнастика для глаз

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)

Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

Выполняют упражнения.

Первичное восприятие текста

(10 мин)

- Ребята, прежде чем мы с вами начнем читать тест о первом букваре, давайте обратим внимание на трудные слова. Они записаны на доске.

Первопечатник. Что означает это слово? (Человек, который впервые занимался печатанием книг). Разделим слово на слоги. (хлопками)

Грамматика. Что означает это слово? (От слова «грамота», так называли книгу, в которой содержались сведения о правильном написании слов). Разделим слово на слоги.

Молитва. Что такое молитва? (это произведение, с которым люди обращаются к Богу, просят у него что-то). Разделим на слоги.

Поучение. Как вы думаете, что такое поучение. (Это указ о том, как надо себя вести)

Чадо. Что такое чадо? Может быть вы слышали как бабушки говорят это слово. Оно означает ребенок.

Заповедь. Что такое заповедь? (Заповедь – это священное правило, которое нельзя нарушать).

- Сейчас откроем в учебнике страницу 90, текст «Первый букварь». Я прочитаю, а вы меня внимательно слушайте, я буду задавать вопросы.

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют деление слов на слоги, слушают чтение учителем текста.

Проверка первичного восприятия текста

(1 мин)

- Когда появился первый букварь и кто его создал?

- Где находится памятник Ивану Федорову?

- Отличается ли первый букварь от наших букварей?

Отвечают на вопросы.

Вторичное восприятие текста

(3 мин)

- Прочитаем еще раз по цепочке, по одному предложению. Внимательно следите.

- Посмотрим на страницу старинной азбуки, которая изображена в учебнике. Где больше букв, в древнем алфавите или в алфавите, которым мы с вами пользуемся сейчас?

Читают по цепочке.

Домашнее задание

(2 мин)

- Откроем дневники и запишем домашнее задание.

Страница 90-91 прочитать.

Знать, кто такие Кирилл и Мефодий и Иван Федоров.

Записывают домашнее задание.

Итог урока, рефлексия

(2 мин)

- Внимание! Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Что нового вы узнали?

- Понравился вам урок литературного чтения?

- Нарисуйте в тетради зеленый смайлик те, у кого все получилось, кто собой доволен.

- Нарисуйте в тетради желтый смайлик те, у кого не все получилось, кто будет стараться лучше.

- Нарисуйте красный смайлик те, у кого ничего не получилось.

- Спасибо за работу, урок окончен.

Подводят итог урока, выполняют самоанализ работы на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.

Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...

Конспект урока литературного чтения по теме: Что видит и слышит поэт. С. Воронин «Необыкновенная ромашка».1 класс. По программе "Перспективная начальная школа"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО (стандарт второго поколения) по комплекту учебников «Перспективная начальная школа». К уроку прилагается презентация....

Конспект урока литературного чтения по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» 2 класс.

Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2010 год. Курс рассчитан на 136 учебных часов, по 4 час...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА ТЕМУ: «Грачи открыли весну» 3 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТехнология формирования правильного типа читательской деятельности...

Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)

Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...

Конспект урока литературного чтения по теме "На горке" Н.Н.Носов для 2 класса

Конспект урока с презентацией по литературному чтению во 2 классе по теме "На горке" Н.Н.Носов.Программа "Школа России".Учебник Литературное чтение в 2-ух частях 2 класс.Авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Гор...

Конспект урока литературного чтения по теме: А.Куприн " Слон"(3 класс)

На данном уроке используются различные творческие задания, сочетается коллективная и индивидуальная работа, работа в группах. На уроке присутствует викторина, электронная физминутка, в конце урока пок...