«М.Ю. Ефремов «Проговорился»»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Колесник Наталья Николаевна

Тема: «М.Ю. Ефремов «Проговорился»»

Цель урока: познакомить с биографией М. Ю. Ефремова, а также с рассказом «Проговорился» показать его мудрость и многогранность.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Познакомить со сказкой М. Ю. Ефремова «Проговорился»

Развивающие:

1. Расширять словарный запас детей, формировать навыки правильной и выразительной устной речи.

2. Развивать интерес и внимательное отношение к художественному слову, умение глубокого понимания произведения.

4. Развивать фантазию детей, умение слушать, доказывать, выдвигать предположения.

Воспитательные:

Воспитывать уверенность в себе и эмпатию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_29.04.2020.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Класс: 3 «А»

УМК «Школа России»

Тема: «М.Ю. Ефремов «Проговорился»»

Цель урока: познакомить с биографией М. Ю. Ефремова, а также с рассказом «Проговорился» показать его мудрость и многогранность.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Познакомить со сказкой М. Ю. Ефремова «Проговорился»

Развивающие:

1. Расширять словарный запас детей, формировать навыки правильной и выразительной устной речи.

2. Развивать интерес и внимательное отношение к художественному слову, умение глубокого понимания произведения.

4. Развивать фантазию детей, умение слушать, доказывать, выдвигать предположения.

Воспитательные:

Воспитывать уверенность в себе и эмпатию.

Оборудование: учебник Кубасова О. В. Литературное чтение 3 класс, карточки, смайлики, презентация к уроку, карточки для работы в парах, видеофрагмент.

Формируемые УУД:

Коммуникативные УУД (КУУД)

1. Уметь аргументировать свой ответ;

2. Слушать и понимать речь других;

3. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

4. Формировать умение выслушивать и уважать мнение другого человека.

Регулятивные УУД (РУУД)

1. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2. Развивать умение контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

3. Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД (ЛУУД)

1. Умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

2. Проявлять интерес к изучению данной темы.

3. Ценностное отношение к здоровому образу жизни

Познавательные УУД (ПУУД)

1.  Добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

2. Перерабатывать полученную информацию;

3. Формировать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия; познавательный интерес к науке.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Здравствуйте!

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок.

Расскажите, как нужно вести себя на уроке?

Давайте проверим вашу готовность к уроку! Все ли у вас есть на столах? Карандаш, ручка, тетрадь, учебник.

Здравствуйте!

- не шуметь

- слушать учителя

-проверяют готовность к уроку

К (2)

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Разминка. Игра «Счастливый билетик».

- Возьмите маленькие карточки белого цвета и запишите ответы на мои задания. К нам в гости на урок чтения пришла математика.

- 0 увеличить во столько раз, сколько уроков чтения у нас в неделю (0)

- 81 уменьшить в 9 раз (9)

- Кот Леопольд поймал 8 рыбок и угостил двух мышат. Каждому дал по 4. Сколько рыб у кота осталось?(0)

- 35 уменьшить на 30? (5)

- Проверьте, какой ряд чисел у вас получился.

- У кого счастливый билетик?

- Внимательно посмотрите на ряд чисел.

-   Разделите парами, поставьте точку после первой пары. Что получилось? Что это за число?

- А имеет ли она какое-то отношение к уроку?

- Действительно, эта дата имеет отношение к ВОВ, так же, как и произведение, которое мы читали на прошлом уроке.

- А какое произведение вам было задано на дом?

-0.

-9.

-0.

-5.

09.05

- «Отметки Риммы Лебедевой».

К (2)

П (1,2)

Л (1)

Этап выявления места и причины затруднения.

- Давайте проверим, насколько внимательны вы были при изучении этого произведения.

– Поработайте в парах. Найдите пословицы, которые выражают главную мысль рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой».

•  Была бы охота, а выучиться можно.

•  Знание и мудрость украшают человека.

•  Наука даром не дается – наука трудом берется.

(все подходят)

- Давайте одну из них возьмём девизом урока.

(Знание и мудрость украшают человека)

2) Тест

Обведи букву правильного ответа в кружок.

1. Что случилось с селом, в котором жила Римма и её мама?

А) сожгли немцы

Е) бомбили немцы

2. Что подарила Маня Римме?

Р) краски

Т) альбом

3. Какое звание имел А. Тарасов

Л) капитан

М) лейтенант

4. О чём попросил лейтенант Римму?

О) написать письмо своей дочери

П) написать письмо своему сыну

5. «Фью! Это некрасиво получается, - сказал лейтенант Римме.» Почему он так сказал?

И) потому что девочка очень грязно написала

Л) потому что она сделала много ошибок в письме

6. Что предложил лейтенант Римме, чтобы помочь ей красиво и без ошибок писать?

Б) учить правила

А) писать письма друзьям лейтенанта

7. По каким предметам у Риммы стояли оценки «отлично»?

В) по русскому языку

Е) по русскому языку и географии

8. Почему вместо мамы Риммы расписался лейтенант?

В) потому что мама уехала в командировку

Д ) потому что Римма не захотела отдавать маме ведомость на подпись

_________________________________________________________

- Взаимопроверка

- Какие умные мысли встретились в рассказе? Найдите и прочитайте. (Выборочное чтение)

   -Ребята, а для чего нужно читать книги, как вы считаете?

-А теперь вернитесь к тесту и выпишите буквы правильных ответов в одну строку.

- Что интересного вы заметили, проверяя свой тест?

-Это фамилия автора, с чьим произведением мы будем работать на сегодняшнем уроке.

- А название произведения вы прочитаете в учебнике на странице 179 - «Проговорился».

-Так какая тема нашего урока?

-Какую цель мы поставим?

Читают пословицы.

Вспоминаем правила работы в парах

Индивидуально,

1 за компьютером, ответ на экран выводит ключ

(ЕРМОЛАЕВ)

1 – Е

2 – Р

3 – М

4 – О

5 – Л

6 – А

7 – Е

8 – В

-узнать новое, развивать мышление, пополняют словарный запас, узнать ответы на вопросы, грамотно писать, рассуждать

- ЕРМОЛАЕВ

- Фамилия Ермолаев

-Ермолаев «Проговорился»

-Познакомиться с автором Ермолаевым и его произведением «Проговорился»

П (1)

К (2)

Этап построения проекта выхода из затруднения.

- А сейчас мы послушаем о творчестве Юрия Ивановича Ермолаева.

–Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М.Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его

не покидала мечта писать для детей. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам.

Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем.

- Как он это делает, узнаем, познакомившись с произведением «Проговорился».

Отгадайте загадку, и вы узнаете, о ком пойдёт речь в этом произведении.

Нос крючком

Да чуб торчком,

Яркий наряд-

Болтает всё подряд,

На жердочке сидит

Да свысока глядит,

То эхом отзовётся,

То резко засмеётся.

-Рассмотрите иллюстрацию

-Откройте учебник на странице 179.

-Как вы думаете, о ком и о чем этот рассказ?

Когда так говорят: «проговорился»?

-Ребята, а у кого из вас в живом уголке дома есть попугай? Что вы знаете о них?

 

- Посмотрите на доску, вот какие красивые бывают попугаи!  

-Разведение птиц- воспитывает бережное отношение к природе, ко всему живому. Если вы решили завести птицу или другое животное, подумайте, готовы ли вы заботиться, ухаживать за ним. Ведь мы в ответе за тех, кого приручили.

А сейчас мы потренируемся в чтении скороговорки. Возьмите желтые карточки.

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте сердито, удивленно.

– Прочитайте скороговоркой 3 раза.

Говорит попугай попугаю:

– Я тебя, попугай, попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

– Попугай, попугай, попугай!

- Хорошо, молодцы!

Слушают рассказ, рассматривают фотографии, портрет автора. Задают вопросы о творчестве автора

-Попугай.

-Рассказал что-то.

Попугаи – это птицы с ярким опереньем, которые обитают в тропических лесах. У них хорошая память и способность к звукоподражанию.   Существует 316 видов попугаев.  27 видов попугаев занесены в Красную книгу.  

 

К (1,2)

П (1)

Л (1)

Этап реализации построенного проекта.

Словарная работа.

Для чего мы проводим её?

– Объясните значение слов, выражений, записанных на доске.

– Сейчас вы прослушаете текст.

Постарайтесь ответить, кто и о чём же проговорился?  

1. О чем проговорился попугай?

2.Как вы думает, почему получилась такая неприятность?

3. Смогла ли Ира показать ребятам, какая она способная дрессировщица? Почему?

4. А можно назвать Иру доброй?

- А что ж такое доброта? Давайте поразмышляем вместе с барбариками.

Физкультминутка.

-Чтобы знать значение слов и правильно воспринимать текст.

Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой животных.

Похвала – одобрение.

Смущаться – испытывать неловкость, застенчивость, замешательство; стесняться.

Первичное прослушивание текста. Читают подготовленные дети.

-Проговорился попугай о невоспитанности хозяйки, о её грубости.

К (1,2)

П (2)

Л (1,2)

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

1.Работа в группах

1 группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

1. Чему учила Ирочка попугая?

2. С каким настроением Ирочка шла в школу?

2 группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

1.Как ребята догадались о непослушании Иры?

2. Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она?

3 группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

1.Найдите описание погоды.  Ответьте, почему автор включил описание погоды?

2. Как вёл себя попугай? В ответе используйте только глаголы.

4 группа. Выборочное чтение.

Ответить на вопросы:

1.Прочитайте слова, которые повторил попугай Чико в школе?

2. Найдите слова Алеши. Как вы их понимаете?

-Подумайте, какие слова, подходят к этому рассказу. Выберите соответствующую карточку и поднимите.

-Вычитать из учебника.

-Улыбалась, ожидала похвалы одноклассников.                                                                

 

-Попугай повторял её грубые слова.

-Грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная,  упорная, ответственная.

-Чтоб помочь нам представить настроение Ирочки.

-Взъерошился, покосился, отвернулся.

-Грустный, юмористический, научный, поучительный.

Р (1,2)

П (2)

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

-Что же такое юмор?

-Какова же проблема у Иры?

Давайте вспомним курс внеурочной деятельности «Азбука добра».

На доске записаны два слова: Этика, этикет.

- Что общего у этих слов?

- Кто сможет дать объяснения этим словам?

- Давайте сверим наши предположения по словарю.

Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика– это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

-Как называют человека, который всегда следует правилам этикета?

– Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.

- А можно назвать Иру воспитанной девочкой? А доброй? Какая у неё была душа?

-Какая ваза больше подходит для сравнения?

Давайте поможем ей стать добрее.

- Вспомните, какой волшебный цветок исполняет желания?  

Если вы готовы ей помочь, то возьмите по лепестку и прикрепите их на доску, чтобы получился цветик-семицветик, при этом дав Ире совет.

-Давайте вместе проговорим волшебные слова:

-В жизни каждый совершает ошибки, нужно их уметь исправлять. Как вы думаете, исправится ли Ира?

Я надеюсь, что эти советы и   произведения, которые мы читаем, подскажут    и  вам как правильно поступать в какой – либо момент.

Подготовка к чтению по ролям.  

- А сейчас мы попробуем прочитать этот рассказ по ролям. Интонацией постарайтесь передать характер героев.

 Читать будем со слов «В школе ребята окружили Ирочку.»

Каких героев нам нужно выбрать?

- Юмор – это кратчайшее расстояние между самой серьёзной проблемой и её решением.

-Невоспитанность, грубость, хвастовство.

-Это имена существительные, однокоренные слова.

-Человек, который следует правилам этикета – это воспитанный человек.      

-Цветик-семицветик.

-Не грубить, уважать старших, помогать, быть вежливой, заботливой, доброй, приходить на помощь.

Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли

Быть по-моему вели!

-Ирочку, попугая, Алёшу, автора.

-Бабушка - терпение, Ира – глупость, наглость, хвалилась, затем стыд, одноклассники – осуждение.

Р (1)

К (2)

Этап включения в систему знаний и повторения.

Попугайчик предлагает вам карточки двух цветов. На зелёной задание сложней, но только за правильное выполнение обоих заданий можете поставить себе 5 баллов. А на жёлтой одно задание ценой в 4 балла. Выбирайте.

1. Подчеркни пословицу, которая подходит к теме урока.

          Сделав худо, не жди добра.                                                                                                            

           Правда, что шило – в мешке не утаишь.                                                                                            

            Ошибся, что ушибся, - вперёд наука.

          2. Продолжи предложение прилагательными:

           Воспитанный человек ___________________

                    Самопроверка с доски.

Помог ли урок стать вам красивее и мудрее?

 Спасибо за работу. Я верю в ваши способности, знаю, что вы можете радовать других. И желаю, чтобы эти волшебные слова

 звучали как можно чаще в ваш адрес.

Как вы поняли, что значит «ПРОГОВОРИЛСЯ»?

Подводим итог. Кто доволен своим успехом?

- Сказкой какого автора мы сегодня познакомились? Как она называется?

-Вам хотелось бы прочитать эту мудрую сказку ещё раз?

- О чём она нас заставила задуматься?

Правда, что шило – в мешке не утаишь.                                                                                            

добрый, уважительный, вежливый, законопослушный, тактичный, сдержанный,

доброжелательный, добросовестный, честный.        

Р (2)

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Проводится итог деятельности учащихся

Я понял ...

Я узнал ...

Я открыл для себя ...

Теперь я могу сам...

Я легко справился...

Мне было трудно...

Мне было интересно...

Мне понравилось...

Оценка деятельности учащихся на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Основная мысль произведения. В. Сухомлинский "Вьюга", Ю. Ермолаев "Проговорился".

   На уроке используются всевозможные виды работы с текстом: работа с пословицами, составление плана и пересказ, выборочное и выразительное чтение, ролевые игры, способствующие развит...

Литературное чтение, 3 класс, Ю.И.Ермолаев "Проговорился", "Воспитаттели".

____________________________________________________++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++...

Открытый урок чтения. Тема: Ю.Ермолаев "Проговорился"

Тип урока: решение частных задачПедагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказами Ю. Ермолаева «Проговорился», способствовать развитию навыков выразительного чтения, творческих спос...