Рассказы В. Осеевой, Н. Сладкова
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Мышинская Жанна Михайловна

Урок литературного чтения в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazy_v._oseevoy_n._sladkova.docx39.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Рассказы В. Осеевой, Н. Сладкова (учебник – стр. 61-63)

Цели: познакомить с творчеством В. Осеевой и Н. Сладкова; познакомить с произведениями «Лисица и Ёж», «Плохо»; развивать кругозор, речевые умения; воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

  1. Повторение

На уроке ты продолжишь чтение произведений из раздела «О братьях наших меньших».

  • Разгадай ребусы, и ты узнаешь, о ком ты будешь сегодня читать.

                                              а)                                 б)

                           

        

Где можно встретить лисицу и ежа?

Что ты знаешь о лисице?

 

Прочитай информацию о лисе:

В нашей стране обитает рыжая лисица. Обоняние и тонкий слух помогают лисице не только спасаться от врагов, но и добывать еду. Особенно зимой, так как она ловит бегающих под снегом грызунов – мышкует.

     Весной или в начале лета в норе лисиц появляются лисята. Иногда их бывает больше десятка. Когда лисятам исполняется 4–6 месяцев, они перестают нуждаться в родительской опеке и покидают гнездо.

     В степях и полупустынях живет степная лисица корсак. Корсак меньше рыжей лисы, но шкурка его так же высоко ценится. Пользу корсак тоже приносит немалую, уничтожая множество грызунов.

     В песчаных пустынях живет маленькая – сантиметров 40 в длину и сантиметров 30 в высоту – лисичка фенек, имеющая непропорционально длинные (более 15 сантиметров) уши. В пустыне еды не так уж много. Приходится прислушиваться к каждому шороху и ловить любую живность – грызунов, ящериц, саранчу. Уши фенека улавливают малейший звук. Затем молниеносный прыжок – и добыча поймана. Самим лисичкам часто тоже грозит какая-нибудь опасность. Но фенек не убегает, быстро закапывается в песок, и это его часто спасает.

     Если фенек знаменит своими ушами, то серая лисица, живущая Америке, знаменита тем, что она умеет лазить по деревьям.

Что ты знаешь о еже?

Прочитай информацию о еже:

     Ежей на Земле около 15 видов. Четыре вида живут в нашей стране. А из этих четырёх самый известный – европейский, или обыкновенный, ёж. Его можно встретить и в лесу (если лес не сырой), и в роще, и в парке, и совсем рядом с человеком – в саду. Ёж бегает, не таясь, шуршит листьями, громко посапывает, причмокивая, когда ест. Почувствовав опасность, он свёртывается клубком (для этого у него на спине множество специальных мышц), прячет незащищённую мордочку и брюшко и выставляет свои иглы. Эти иглы (их часто называют еще «колючками»), конечно, помогают. Однако ёж все-таки не переоценивает их значение: у некоторых хищных птиц достаточно длинные когти, к тому же «ладони» у них покрыты толстой кожей, и колючки ежа им не страшны. У лисы таких «рукавиц» нет, но и она, говорят, может полакомиться ежатиной, если поблизости имеется водоём или хотя бы лужа: осторожно, чтобы не наколоть лапы, покатит она колючий клубок к воде. Закатит его в воду, а там ёж волей-неволей должен развернуться. Лисе же только этого и надо.

     Известно, что у ежа необыкновенное обоняние: он может почувствовать добычу, находящуюся в земле на глубине нескольких метров. Слух у ежа более тонкий, чем у кошки, лисы, собаки, волка, а вот зрение очень слабое. Впрочем, ночному животному, может быть, зрение не так уж и важно, а ведь ёж активен, как правило, ночью.

     Летом ёж спит где придётся, и лишь перед тем, как на свет должно появиться потомство, строит гнездо. Обычно ежат 5–6, но бывает и меньше – 3–4, и больше – до 10. Они слепые, глухие и голые. А на ярко-розовой кожице явственно выделяется множество бугорков. Пройдёт всего несколько часов, бугорки эти полопаются и на их месте появятся мягкие белые иголочки. Иголочки будут расти по миллиметру в сутки, темнеть, твердеть, и недели через две эти молочные иголочки превратятся в настоящие, прочные иголки. Их у ежа много – 6–7 тысяч.

     Зимуют ежи в одиночку, спят.

  • Речевая минутка

Ужу-жу-жу – молоко дадим ежу.

Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

Жи-жи-жи – здесь живут ежи.

Же-же-же – дождь прошел уже.

Жо-жо-жо – лужок, снежок, пирожок, творожок.

Шо – шо – шо – с другом очень хорошо,

Ши – ши – ши – с ним играю от души,

Шу – шу – шу – ему я хвостик расчешу,

Ша – ша – ша – стала шерстка хороша,

Ше – ше –ше – зря не лает он уже.

  1. Новый материал

  • Информация о писателе

     Николай Иванович Сладков - известный русский советский писатель, автор более 60 книг о природе.

     Николай Иванович родился 5 января 1920 года в Москве, но большую часть жизни прожил в Ленинграде, в Царском Селе. С детства он любил природу и интересовался ею. Здесь, неподалеку от его дома, было много старых лесопарков, где будущий писатель открыл для себя целый мир, необычайно богатый тайнами природы. Целыми днями он пропадал в самых глухих местах окружающих парков, где всматривался и вслушивался в жизнь леса. Бродя среди старых деревьев, он с детства проникся мудростью природы, научился узнавать по голосам самых разных птиц. Со второго класса начал вести дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения.

     Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность.

     В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье».

     Вместе с Виталием Бианки выпускал радиопередачу «Вести из Леса».

     В книгах замечательного ленинградского писателя вы всегда найдете необычайно интересные и познавательные случаи из жизни живой природы, зверей и птиц. Чего только нет в этих прекрасных изданиях, какие только тайны не раскрываются на страницах... Вот кем-то обкусанные грибы, а здесь кем-то погрызенные шишки, а тут расколотые орехи. Непременно узнать - что, как, почему происходит в лесу - вот настоящая задача для истинного любителя природы! А еще везде следы - большие и маленькие, царапины от когтей. Шаги проходившего, пробегавшего лесного зверья -  прямые и петляющие. Загадочные следы скрытных обитателей леса...

     Умер Николай Иванович Сладков 28 июня 1996 года в возрасте 76 лет.

  1. Прочитай произведение Николая Сладкова «Лисица и Ёж» (стр. 61) или посмотри видео по ссылке: https://goo.su/139K 

 Прочти название произведения.

 Кто его автор?

Объясни значение слов:

Неуклюжий – ………… (неловкий в движениях, неповоротливый, нескладный)

Пригож – ………….. (красивый)

Ответь на вопросы:

Произведение какого жанра ты прочитал(а)? (сказка)

Докажи, что это сказка.

Назови героев сказки.

Как хитрая Лиса называла Ежа?

Почему она сказала, что колючки Ежу не к лицу?

Прочти, как лиса сначала обратилась к Ежу.

С какой интонацией надо прочитать слова Лисы?

Почему Лиса сразу не сказала Ежу правду о том, что она хочет его съесть?

С какой интонацией надо прочитать слова Ежа?

Как должны звучать последние слова Лисы: ласково, нежно или с интонацией сожаления?

Что интересного ты узнал(а) из разговора Лисы с Ежом?

  • Информация о писателе

     Валентина Александровна Осеева – великая писательница советского времени.

     Валентина Александровна родилась 28 апреля 1902 года в городе Киеве в семье инженера-строителя. Она росла доброй, любознательной девочкой. Как и вы, очень любила читать маленькие рассказы. Читала сама, без помощи взрослых.

     Валентина Александровна в юные годы мечтала стать актрисой, но позже поняла, что ее настоящее призвание - воспитывать детей. Когда она стала взрослой, ей пришлось работать в детских колониях, где находились беспризорные дети. (Беспризорные - это лишённые присмотра, бездомные). Некоторые из них проявляли иногда грубость в отношении к товарищам и взрослым. Шестнадцать лет она работала воспитательницей в детских учреждениях. Именно любовь к детям привела её в детскую литературу. На досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми.

     Мама Валентины Осеевой рассказывала, что, когда Валя была маленькой, она любила читать короткие рассказы без помощи взрослых. Однажды мама у неё спросила: "Понравился тебе рассказ?" Маленькая Валя ответила, что не знает, об этом она не думала. Тогда мама огорчилась: “Мало уметь читать, надо уметь думать”. Девочка хорошо запомнила эти слова и с тех пор стала размышлять о добре и зле, о хороших поступках и плохих.

          Умерла Валентина Александровна в 1969 году.

 
2.        Прочитай произведение Валентины Осеевой «Плохо» (стр. 62-63) или посмотри видео по ссылке:
https://goo.su/13bh 

Прочти название произведения.

Кто его автор?

 
Объясни значения слов:

Припадая - …………. (слегка хромать)

Взъерошенный - ……………. (растрёпанный)

Поспешно - ………………… (быстро)

Гневно - ……………….. (злобно, сердито)

Ответь на вопросы:

Произведение какого жанра ты прочитал(а)? (рассказ)

Как ты можешь доказать своё мнение? (нет рифмы, нет волшебства)

Какое событие лежит в основе рассказа?

На кого лаяла собака?

Почему она яростно лаяла?

Каким автор описывает котенка? Прочитай.

Что сделала женщина?

Почему она так спешила? (хотела быстрее помощь котёнку)

Найди слово, которое показывает, что женщина рассердилась?

Чему удивились мальчики?

Чем можно объяснить поведение ребят: нерешительностью, равнодушием, испугом, любопытством, трусостью, плохим воспитанием?

Как бы ты поступил(а) на месте этих мальчиков?

Какой совет ты бы дал(а) мальчикам?

Приходилось ли тебе когда-либо защищать животных? Расскажи об этом.

Чему учит этот рассказ?

  • Посмотри на план рассказа.

1. Вот это и плохо!

2. Собака яростно лаяла.

3. Как вам не стыдно!

4. Мальчики стояли и ждали.

Что интересного ты заметил(а)? (нарушен порядок изложения) 

Восстанови план.

  • Собери пословицу.

дана, дела, жизнь, добрые, на

Как ты понимаешь смысл этой пословицы?

Прочитай ещё одну пословицу:

Сумел ошибиться - умей и поправиться.


Можно ли её соотнести с поступками героев рассказа?

Сумеют ли мальчики исправить своё поведение?

 
Да, мальчики уверены, что не виноваты. Они как будто не совершают плохих поступков, но автор убеждает нас в том, что хорошо поступает не только тот, кто не совершает плохих поступков, но и тот, кто не препятствует совершению их другими. Осеева осуждала равнодушие в людях.

 
Были ли в твоей жизни моменты, когда тебе было стыдно за свои поступки?

Умеешь ли ты вовремя исправиться?

  1. Закрепление

С какими произведениями ты познакомился(ась) на уроке?

Чему учат эти произведения?

  • Прочитай сказку «Лисица и Ёж» по ролям, передавая интонацией слова героев (соблюдая знаки препинания).
  • Подготовь пересказ рассказа Осеевой В.А. «Плохо».

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по рассказам В. Осеевой

 Всегда приятно еще раз поговорить о доброте, уважении, любви и воспитанности. Материал помогает начать работу над анализом литературного произведения....

Конспект урока чтения по теме: "Рассказ Валентины Осеевой "Кто наказал его?"

Конспект урока с использованием деятельностного подхода....

Открытый урок по внеклассному чтению. Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина. 3 класс.

Открытый урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: " Рассказы о животных Бианки, Сладкова, Чарушина". Конспект урока. Презентация. Физминутка....

Урок -презентация по рассказам В.Осеевой.

Презентация помогает детям успешно справляться с гланой задачей урока- защитой краткосрочного проекта....

Рассказы В.Осеевой

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "Школа России"...

Как я работаю над рассказом В.Осеевой "Почему?" (3 класс)

Вашему вниманию предлагается конспект урока по литературному чтению. Цель работы: показать коллегам, как можно организовать работу над произведением, используя различные приёмы понимания текста....

Методическая разработка урока по литературному чтению в 1 классе по теме "Рассказ В. Осеевой "Печенье"

Тема урока близка и понятна детям. О своей семье, о любви и уважении к старшим учащиеся всегда говорят с большим интересом. Дети учатся размышлять над содержанием произведения, определять его идею, ст...