Предмет: литературное чтение. Тема урока: «Проект «Мои любимые детские журналы»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Усaчeвa Maринa Вaсильeвнa

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 Б                                       

Тема урока: «Проект «Мои любимые детские журналы»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создать условия для ознакомления с журналами для детей 20–40-х годов XX века; способствовать развитию познавательного  интереса к чтению.

Задачи :

1.Образовательная:

-усвоение понятий: периодическая печать, журнал, обложка, рубрика,

-формирование умений выделять главное, сравнивать, обобщать

2.Развивающая:

-Научить ориентироваться на страницах журналов и находить нужную информацию.

- Сравнивать журнал и книгу.

-Оценивать результаты своей деятельности.

3.Воспитательная:

 -Создать благоприятный психологический климат в классе, с помощью активных заданий, физкультминутки .

-воспитания любви к чтению

- развитие умения коммуникативного общения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moi_lyubimye_detskie_zhurnaly.docx34.08 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 Б                                        

Тема урока: «Проект «Мои любимые детские журналы»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: создать условия для ознакомления с журналами для детей 20–40-х годов XX века; способствовать развитию познавательного  интереса к чтению.

Задачи :

1.Образовательная: 

-усвоение понятий: периодическая печать, журнал, обложка, рубрика,

-формирование умений выделять главное, сравнивать, обобщать

2.Развивающая: 

-Научить ориентироваться на страницах журналов и находить нужную информацию.

- Сравнивать журнал и книгу.

-Оценивать результаты своей деятельности.

3.Воспитательная:

 -Создать благоприятный психологический климат в классе, с помощью активных заданий, физкультминутки .

-воспитания любви к чтению

- развитие умения коммуникативного общения

                                                                                      Планируемые результаты

Предметные:

 Умеют прогнозировать содержание раздела, познакомятся с детскими журналами; навык выразительного осознанного чтения; интерес к чтению; планировать работу на уроке, придумывать свои вопросы по содержанию;

Метапредметные:

Познавательные:

определять структурные элементы; слушать, анализировать, сравнивать.

Регулятивные:

определять цель; работать по плану; оценивать степень успешности достижения цели по критериям;

Коммуникативные:

участвовать в диалоге;

Личностные: 

- формирование уважительного отношения к иному мнению

Основное содержание темы, понятия и термины : журнал, обложка, периодическая печать

Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация к уроку, Литературное чтение 2 класс ч.1: Климанова, Горецкий, Голованова

Основные термины и понятия: журнал, книга, периодический

Межпредметные связи: история, математика

Ход и содержание урока

Этапы урока                

Деятельность учителя                

Деятельность обучающихся        

Формируемые УУД                

Организационный момент.                

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо. – Сегодня мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости

Проверьте готовность к уроку. Все ли на месте?

Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на урок.

Л:Понимают значение знаний для человека; проявляют интерес к изучаемому предмета

Актуализация знаний.

Прежде чем перейти к новой теме, давайте проверим как вы усвоили предыдущую тему вспомните как она называлась? Верно, с какими стихотворениями мы познакомились? Молодцы, а теперь давайте проведём небольшой тест. Молодцы!

На столах, у вас лежат карточки с вопросами, обведите букву правильного варианта ответа.

Тест по теме «Из детских журналов»

1.Какое стихотворение Д. Хармс и С. Маршак написали вместе?

1) «Весёлые чижи»           2) «Игра»            

3) «Что это было?»           4) «Весёлый старичок»

2.Определите, какое стихотворение Д. Хармс и Н. Гернет написали вместе?

1) «Очень - очень вкусный пирог»      

2) «Игра» В. «Что это было?»             3)«Весёлые чижи»

3.Кто автор стихотворения «Учёный Петя»?

1) Д. Хармс                2) С. Маршак              3) А. Введенский                 4) В. Владимиров

4.Сколько чижей было в стихотворении Д. Хармса и С. Маршака «Весёлые чижи»?

1) двадцать четыре       2) шестьдесят четыре         3) сорок четыре         4) тридцать четыре

5.Подставь недостающее слово в стихотворение Д. Хармса и Н. Гернета?

Пирог, ножи и вилки тут –

Но что-то гости…                  1) не бегут           2) не бредут       3) не идут           4) не подходят

6.Определите, кем представляли себя ребята из стихотворения Д. Хармса «Игра»?

1) Самолёт, вертолёт, пароход     2) Автомобиль, пароход, самолёт

 3) Автомобиль, пароход, вертолёт     4) Поезд, пароход, самолёт

7.Какие необычные предметы увидел автор в стихотворении Д. Хармса «Что это было»?

1) галоши и шляпа         2) лыжи и коньки        3) крючки и спицы

8.Определите, в каком стихотворении Д. Хармса идёт речь о лыжах?

1)«Игра»                           2) «Вы знаете?»    

3) «Что это было?»          4) «Очень – очень вкусный пирог»

9.Что можно увидеть с закрытыми глазами?

1)Сон                                2)Мышку                         3)Вселенную

10. Вставь слово, которое сделает эту фразу законченной.

В пустой бочке звону …..    

    1)мало                 2)много           3)больше

Решают тест.

К: осуществлять совместную работу,  включаться  в коллективное обсуждение, высказывать свою точку зрения, приводить примеры  из собственного опыта

Самоопределение к деятельности.

 Ребята, а вы знали, что многие стихотворения, которые мы с вами изучили напечатаны в разных детских журналах

– А вот еще послушайте стихотворение, которое написала девочка вашего возраста. Эти стихи напечатал журнал «Мурзилка»:

Жил да был воробей        

По прозванью Ротозей.

И зимой, и летом он        

Обожал считать ворон.

– А в каких еще детских журналах вы можете прочесть интересный для вас рассказ или посмотреть комиксы?

– Чем они вам нравятся?

– Ребята, первый детский журнал вышел во Франции, около 340 лет назад, в России – на 100 лет позже. В настоящее время в нашей стране печатается много журналов для детей. Сегодня для вас приготовлена выставка детских журналов.

– Где мы можем найти эти журналы? В библиотеке, в интернете.

– А вы уже догадались, с чем мы сегодня будем знакомиться на нашем занятии?

– Верно, сегодня мы познакомимся с детскими журналами.

Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урок.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Мой любимый детский журнал».

Теперь давайте попробуем поставить цель. Верно, целью нашего урока будет: ознакомление с журналами.

Ребята, давайте попробуем поставить задачи, для этого вам нужно продолжить фразы:

  • Узнать что такое…
  • Научиться отличать …
  • Познакомиться с содержанием…

Слушают и отвечают

Слушают

Формулируют тему урока

Ставят цель

Ставят задачи

К:Включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками

Р:способность формулировать учебную задачу урока

Изучение нового материала.

( Работа в парах)

-Ребята, у вас на столах представлены картинки печатных изданий. Распределите их на 2 группы в парах.

-Почему вы их так распределили?

-А чем книга отличается от журнала?

Книга – это печатное издание, содержащее информацию научного, справочного или художественного содержания. Книжные страницы сшиты особым способом и заключены в переплет – мягкую или твердую обложку, на которой указывается

название книги и ее автор.

Ребята, а как вы понимаете слово «журнал»?

– Давайте прочитаем в словаре Сергея Ивановича Ожегова, что значит это слово.

Журнал – это периодическое издание в виде книжки, содержащее статьи и художественные произведения разных авторов.

– Слово «журнал» пришло к нам из французского языка, в переводе означает «дневник», «газета».

– Как вы понимаете выражение «периодическое издание»? (Периодическое издание означает, что журналы выходят периодически, например, 1 раз в неделю, 1 раз в месяц, 1 раз в квартал (квартал – это 3 месяца.)

– А теперь посчитайте, сколько экземпляров будет за два месяца, если журнал будет выходить 1 раз в месяц? (2)

– Сейчас мы проведем экскурсию по выставке.

– В далеком 1924 году собрались писатели и художники и решили выпускать журнал для детей. Сказано – сделано: написаны рассказы, стихи, нарисованы картинки. Но названия у журнала пока нет. Но вскоре этот легендарный советский журнал вышел под названием «Воробей», по воспоминаниям Самуила Маршака, это было непритязательное и довольно легкомысленное название „Воробей“, а потом ему было присвоено более серьезное, хоть и несколько экзотическое заглавие — „Новый Робинзон“. Этот журнал был и в самом деле Робинзоном. Возник он почти на голом месте, так как детская литература того времени представляла собой необитаемый или, во всяком случае, мало обитаемый остров».

Ребята, а вы знаете кто такой Робинзон и где вы о нем слышали?

Верно, есть книга «Робинзон Крузо», где рассказывается о невероятных приключениях моряка, который, оказавшись вдали от цивилизации и в полном одиночестве, осваивает безлюдный остров.

 Издавался «новый робинзон» на базе ленинградской студии детской литературы, которой руководил Самуил Маршак. Знаменитый детский поэт привлек в журнал молодых и талантливых литераторов. Редакция под руководством Маршака понимала, что дети нуждаются в веселом и интересном издании. Поэтому журнал публиковал научно-популярные очерки, рассказы о природе, юмористические стихи и заметки.

Чуть позже появился ещё 1 журнал, создателем которого являлся наш земляк- Николай Олейников. Он и остальные сотрудники забавно назвали его «Чиж» — чрезвычайно интересный журнал. И на этом не остановились. Сотрудники журналов «Чиж» и «Ёж» публиковали свои работы под смешными псевдонимами: Петрушка (Евгений Шварц), Иван Торопышкин (Даниил Хармс), Умная Маша и фокусница тётя Анюта (за этими именами скрывалась целая группа писателей). Эти журналы уже совсем не походили на своих предшественников: в них было много юмора, нарушений логики, загадок и каламбуров. Авторы журналов говорили с читателями не свысока, как взрослые с детьми, а на равных. Николай Чуковский так говорил об изданиях «Чиж»: «…Никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне весёлых, истинно литературных, детски озорных детских журналов». В журналах публиковали самые весёлые и необычные детские стихи. Давай познакомимся с некоторыми из них.

Очень-очень вкусный пирог

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе…

Купил муку, купил творог,

Испёк рассыпчатый…

Пирог, ножи и вилки тут —

Но что-то гости…

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек…

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту…

Когда же гости подошли,

То даже крошек…

                      Даниил Хармс.

Автор стихотворения намеренно пропускает рифмующиеся слова, чтобы читатели могли добавить их самостоятельно. Хармс словно играет с нами, предлагая стать соавторами стихотворения.

Это стихотворение — юмористическое, как и большинство произведений журналов «Чиж».

 А теперь перейдем к следующему журналу, который известен многим. Издатели долго думали, спорили, гадали, как назвать этот журнал. И кому-то вспомнились популярные книжки о веселых приключениях маленьких лесных человечков, которые странствуют по свету. Среди множества крохотных существ был озорник и проказник по имени Мурзилка. Он веселый, находчивый, любознательный, иногда озорной – одним словом, ровесник своих читателей. Несмотря на «почтенный» возраст, журнал с каждым годом становится красочнее и интереснее по содержанию. В журнале имеются постоянные рубрики, которые наполнены интересным материалом.

В 1956 году был открыт журнал «Веселые картинки». Это детский юмористический журнал. В нем вы найдете сказки, забавные приключения, загадки, игры.

Главными героями журнала стали маленькие веселые человечки – Незнайка, Чиполлино, Буратино. Однако их оказалось маловато, и решено было придумать еще двоих. Так на свет появились Карандаш – художник с волшебным карандашом вместо носа: все, что он нарисует, в ту же секунду оживет, и Самоделкин, у которого вместо носа винтик, ручки-ножки – пружинки, сам он весь железненький и за одну секунду может все что угодно починить.

– Вы поняли, что каждый журнал имеет свое лицо, свои рубрики, своего хозяина. В «Мурзилке» – это Мурзилка; в «Веселых картинках» – Карандаш и Самоделкин; в «Колобке» – Колобок; в «Трамвае» – трамвай.

 - А какие журналы и газеты читаете вы?

Работа по парам

Распределяют по группам книги и журналы

Слушают

Считают

Слушают

Р: Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности ; волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Физкульминутка

Давайте проведём физкультминутку,

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся

Два - нагнулся.

Руки в сторону развёл,

Видно, ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Дети выполняют физические упражнения

Л: Учатся формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни при выполнении упражнений.

Продолжение работы по теме

Ребята, откройте с.181. давайте прочитаем какие нам представлены темы проекта. Сегодня мы поговорим о проекте: «мой любимый детский журнал»

– Давайте познакомимся с некоторыми детскими журналами, которые издаются сегодня. Для этого вам нужно объединиться в группки и сделать небольшой рассказ по выбранному вами журналу.

Перед вами план, следуя которому вы будете составлять рассказ и сможете получить больше информации о детских журналах. Давайте почитаем его вслух.

План изучения журнала:

  • Название журнала;
  • Дата выпуска журнала;
  • Какие разделы имеются в журнале?
  • Какой раздел в журнале показался вам интересным? Почему?

Итак, начинайте работу прямо сейчас, на это я вам даю 8 минут времени.

-Время вышло, какая группа готова рассказать про журнал, который вы выбрали? Остальные слушайте внимательно!

Ребята, вы все огромные молодцы, все работали дружно, сплочённо.

Ребята, что вы узнали нового из каждого журнала от каждой группы?

Выполняют работу по группам

Р: Осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата

Итог.

-Вот и подошёл к концу урок!

-Давайте вернёмся к началу урока. Как называлась наша тема?

-ребята, как вы считаете, достигли ли мы нашу цель?

– С какими журналами вы познакомились?

– Какие из них вам были известны?

-С какими журналами вы продолжите знакомиться?

Отвечают

Л: желание самовыражения

П: умение применять полученную информацию, строить речевое высказывание в устной форме

Рефлексия.

Ребята, наш с вами урок подходит к концу. Я предлагаю вам подвести итоги.

Обратите внимание на слайд, вам нужно продолжить фразы

Я узнал…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Вашим домашним заданием будет приготовить к следующему уроку интересный материал из своего любимого журнала.

На этом наш урок окончен, до свидания.

Продолжают фразы

Записывают домашнее задание

Прощаются.

Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс: 4. Предмет: литературное чтение. Тема урока: А. И. Куприн "Cкворцы".

Краткое описание  урока  литературного чтения в  4 классепо  теме  А. И. Куприн "Cкворцы". 1.Характеристика  класса,  в  котором  проводился  уро...

Открытый урок по литературному чтению Тема: Читательская конференция «По страницам детских журналов»

Цель: обобщить знания детей по разделу, разсирить читательский кругозор учащихся с помощью детских журналов....

Литературное чтение. Обобщающий урок по разделу "Из детских журналов".

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Из детских журналов" (Обобщение). УМК "Школа России"...

Предмет: литературное чтение; Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»; Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Предмет: литературное чтение;Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»;Тип урока: Урок «открытия» нового знания....

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема урока: «Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: «Мурзилка» и «Весёлые картинки» - самые старые детские журналы.Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с историей детски...