Класс: 4. Предмет: литературное чтение. Тема урока: А. И. Куприн "Cкворцы".
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Краткое описание  урока  литературного чтения в  4 классе

по  теме  А. И. Куприн "Cкворцы".

 

1.Характеристика  класса,  в  котором  проводился  урок

 

      Всего  в  классе  12   человек.  Из них 6 мальчиков, 6 девочекПо  уровню  обучаемости   это  класс  средних  способностей:

- высокого  уровня - 3 чел.

- хорошего  уровня - 4 чел.

- среднего  уровня -  3 чел.

- низкого  уровня     - 2 чел.

-неуспевающих  -  нет.

 

2.Тема  урока  и  его  место  в  системе  уроков  по  данной  теме

 

Этот урок был  тесно связан с предыдущим, так как  по  программе  на  изучение  творчества  А. И. Куприна  отводится 2  часа. 

 

3. Целевая  установка  урока  и  обоснованность  постановки  целей  занятия.

     

        Обучающая цель данного   урока : показать важность сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций на материале рассказа А.И. Куприна «Скворцы».

Задачи урока:

образовательные:

- продолжить ознакомление с произведением;

- выявить уровень овладения знаниями, полученными из прочитанного произведения;

- организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению текста произведения;

- способствовать формированию у обучающихся целостного представления об основной идее произведения;

развивающие:

- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, про себя, вслух;

- создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

- помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость изучаемого материала;

воспитывающие:

- содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к братьям нашим меньшим, заботы о них;

- способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Педагогические технологии:

  • технология сотрудничества;
  • здоровьесберегающая технология;
  • разноуровневое обучение
  • дифференцированное домашнее задание, работа в группах детей с разным уровнем
  • исследовательский метод.

 

4. Данный  урок  позволяет  формировать   такие   метапредметные УУД:

  познавательные  УУД ,  результативность  которых  можно  отметить  на  каждом  из  этапов  проведенного  урока

- ориентироваться в учебнике;

 -находить ответы на вопросы, используя свой жизненный   и  читательский опыт;   

-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;        

 -строить речевое высказывание в устной форме;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию.

Данный  урок  позволяет  формировать    регулятивные  УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

 - учить планировать свою деятельность на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- адекватно воспринимать оценку учителя

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Данный  урок  позволяет  формировать     коммуникативные УУД:

- слушать  и слышать  других  и понимать   их речь;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 -владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими    нормами родного языка.

Данный  урок  позволяет  формировать    личностные  УУД:     

     -формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к    учебе;

   -устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах, в группах;

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

- проявлять интерес к новому содержанию мероприятия, осознание личностной значимости   учебного материала;

- осуществлять самооценку и самоконтроль.

       Таким  образом, действительно, соотношение  целей  урока  и  полученных  на  нем  результатов говорит  нам  о  том, что   поставленные  цели  были  оправданы, они  оптимальны  и  реализованы  практически  полностью.

 

5.   Структура  урока

 

   Для того чтобы  поставленные цели были достигнуты, мною была  выбрана следующая структура урока :

  1. Организационный момент.
  2. Эмоциональный настрой.
  3. Развитие речи.
  4. Актуализация знаний.
  5. Сообщение темы урока. Постановка целей и задач.
  6. Проверка домашнего задания.
  7. Работа с текстом.
  8. Рефлексия.
  9. Итог урока.
  10. Домашнее задание.

  Предложенная  структура  урока   соответствует   такому  его  типу  как  комбинированный  урок.   Вывод:  таким  образом,  выбранный  тип  урока, имеющий  свою  определенную  структуру, явился оптимальными  для  данного  урока.  Проведенный  урок  способствовал  получению  хороших  результатов  и  достижению  поставленных  целей  в  достаточно  полном  объеме.

 

6. Оснащенность и  материально -  техническое  обеспечение

Использование информационно -  коммуникационной технологии, наглядного материала присутствовали   на  уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnomu_chteniyu_skvortsy_sayt.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4.

Предмет: литературное чтение.
Тема урока: А. И. Куприн "Cкворцы".

Цель: показать важность сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций на материале рассказа А.И. Куприна «Скворцы».

 Задачи урока:

образовательные: 

- продолжить ознакомление с произведением;

- выявить уровень овладения знаниями, полученными из прочитанного произведения;

- организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению текста произведения;

- способствовать формированию у обучающихся целостного представления об основной идее произведения;

развивающие: 

- содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, комментированным, про себя, вслух;

- создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;

- помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость изучаемого материала;

воспитывающие: 

- содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к братьям нашим меньшим, заботы о них;

- способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

  1. Организационный момент. (1 мин)                              Слайд

-Здравствуйте, ребята, начнём урок с хорошего настроения,  поделимся им друг с другом. Встанем в круг.

     2. Эмоциональный настрой. (2 мин)

АМО «Улыбнемся друг другу», «Поздороваемся локтями»

Проведение: дети должны коснуться друг друга локтями, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников.

3.Развитие речи. (2 мин)

Речевая разминка (произносится поочередно с разной интонацией: с грустью, удивлением, радостью):

Мы внимательные,

Мы старательные,

Мы добрые,

Мы умные,

Мы отлично учимся,

Всё у нас получится!

- Итак, чтобы у нас с вами всё получилось на уроке, какими нам надо быть? (внимательными и старательными)

  1. Формирование ожиданий учеников (3 мин)

АМО «Дерево ожиданий»

Учащимся заранее раздаются вырезанные из бумаги карточки в форме листиков. На них им предлагается более четко определить, что они ожидают от урока, чего опасаются.

- Ребята, посмотрите на свои листочки. Запишите на светлых сторонах, что вы ожидаете от урока, чему хотите научиться, а на тёмных то, чего опасаетесь, чего боитесь, что может не получиться. (Учащиеся записывают на листочках ответы и прикрепляют на нарисованное дерево).

      5.  Актуализация знаний. (2 мин)

- Вспомните первые приметы весны. (Светит солнце, тает снег, становится немного теплее).

- Какие ещё приметы весны вы знаете? (Прилёт птиц).

 Да, прилёт птиц – яркая примета весны. Какие птицы прилетают к нам весной?

– Прочитаем  хором и отгадаем загадку, о какой птице мы будем сегодня читать на уроке.

                                                                                                                                                                                                      Опустел домишко вдруг,                                                                                Слайд
Улетел жилец на юг.
А весною, наконец,
Возвратился к нам …  

6.  Сообщение темы урока. Постановка целей и задач. (2 мин)

- Какие ещё птицы прилетают весной?

- Почему именно об этой птице наша загадка? (название произведения, в произведении о ней говорится)

- Кто написал это произведение?

- Сформулируйте тему урока.

- Какие учебные задачи нам предстоит выполнить на уроке?

(проверить домашнее задание – развиваем выразительное чтение, закрепляем изученный материал; поработать  с текстом  произведения – узнаём интересные факты из жизни скворцов, будем учиться работать с текстом произведения: находить ответы на вопросы, разбирать непонятные слова (это расширяет наш словарный запас), получаем новые знания, развиваем читательскую грамотность, совершенствуем технику чтения; учимся работать в группе и в паре; развиваем устную речь)

  1. Проверка домашнего задания. (5 мин)
  2. Гимнастика для глаз (1 мин)

- По какому признаку, кроме прилета птиц, таяния снега, теплой погоды, мы ещё определяем, что пришла весна? (Капель.)   Гимнастика для глаз «Капитошка».

  1. Работа с текстом произведения.  

             - Сегодня у нас урок – презентация. Презентация – это представление автора и его произведения. Кто же он, автор рассказа «Скворцы»? Что вы знаете об этом писателе?   (ответы детей)

 

       1) Слово о писателе.   (1 мин)                   

А.И.Куприн – русский писатель. Он родился в 1870 г. в небогатой дворянской семье. Когда умер отец, мать осталась одна с тремя маленькими детьми. С 6 лет жил в сиротском пансионе, потом учился в военной гимназии и военном училище. Несколько лет служил в пехотном полку. В 1894 году вышел в отставку, много странствовал по России, работал грузчиком, актёром, шахтёром, продавцом, водолазом. Куприн любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки животных. Он много написал рассказов о собаках, кошках, слонах. На своем веку Куприн немало повозился с ними: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила опасность.
А.Куприн пробовал писать стихи ещё в 7 лет. В 19 лет познакомился с русским писателем А.П.Чеховым, который стал для А.И.Куприна учителем и наставником. С 1894 года стал профессионально заниматься литературным творчеством.
Писать для детей ему предложил К.И.Чуковский, который в то время был редактором детского журнала.  В 1938 г. Александр Иванович Куприн умер. Но его произведения знают и любят дети и взрослые. Это «Чудесный доктор», «Белый пудель», «Ю – ю», «Барбос и Жулька», и, конечно, «Скворцы»
                                                         

                - Как вы думаете, почему А.И. Куприн сменил так много профессий? (Чтобы лучше узнать жизнь и лучше научиться писать)
               - Кто главные герои произведений А.И.Куприна? (дети и животные)
                - Какие произведения А.И. Куприна мы изучали в 3 классе? («Барбос и «Жулька», «Ю-ю», «Синяя звезда»)

2)  Работа по восприятию произведения.

      Работа в группах. (10 мин)

- Чтобы нам  дать оценку этому произведению, его необходимо тщательно изучить, разобрать и понять его содержание.  Поэтому мы разделимся на 2 группы: журналисты и читатели.

-1)  Журналисты должны хорошо ориентироваться в тексте. На карточках даны отрывки  из текста: начало, конец или середина некоторых предложений. Найдите предложения в тексте произведения, допишите. ( по первой части произведения.)

«__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  – скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.»

«Морское прекрасное поверье говорит даже, что неизбежное несчастие грозит тому кораблю, _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.»

«_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 еще до зари – легкий завтрак, и опять в путь, с двумя-тремя остановками среди дня.»

            - В наше время очень много издательств, которые перепечатывают произведения, не имея на это никаких прав, и допускают ошибки. У «читателей» на партах карточки:

-  впишите недостающие слова, используя учебник,

- найдите лишнее предложение.

«Итак, мы __________________ скворцов. ______________________ старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, __________________ новые. Их у нас ___________ три года тому назад ____________________________________, в прошлом году __________________, а ныне ____________________________.»

«К началу июня уже вылупились птенцы. Их обычно в гнезде четыре или пять. Птенец скворца есть истинное чудовище, которое состоит целиком из головы, голова же только из огромного, жёлтого по краям, необычайно прожорливого рта».

- На презентациях бывает перерыв, сделаем его и мы.                              

  1. Физкультминутка.  (2 мин)                                     Слайд

11. Проверка работы в группах. (6  мин)

1.Журналисты.

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые – скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.

Морское прекрасное поверье говорит даже, что неизбежное несчастие грозит тому кораблю, на котором была убита птица, просившая приюта.

Прилетят на знакомое место рано вечером, подкормятся, чуть подремлют ночь, утром – еще до зари – легкий завтрак, и опять в путь, с двумя-тремя остановками среди дня.

2.Читатели.

- Вставьте пропущенные слова.

«Итак, мы дожидались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые. Их у нас было три года тому назад только два, в прошлом году пять, а ныне двенадцать.»

- Найдите лишнее предложение. 

 «К началу июня уже вылупились птенцы. Их обычно в гнезде четыре или пять. Птенец скворца есть истинное чудовище, которое состоит целиком из головы, голова же только из огромного, жёлтого по краям, необычайно прожорливого рта».

 – С пиратскими копиями разобрались. Молодцы!

- Как люди относятся к скворцам? Почему важно сохранять скворечники?

-  В тексте произведения встречаются непонятные, незнакомые слова. Теперь нам в этом вопросе языковеды.  Поработаем в парах? Работа со словарями (по прочитанным частям произведения).

12.  Итог урока.  Комментированное выставление оценок. (2 мин)

- Наш урок-презентация подходит к концу. Итак, кто же он, автор произведения «Скворцы»?

- Какими важными мыслями хотел поделиться писатель?

- Как вы думаете, для чего мы изучали это произведение? Чему оно учит?

- Для оценки работы  каждой группы у меня есть по одной «5». Кому в группе вы бы её поставили? (именно за работу в группе)

13. Рефлексия. (3 мин)

-Чему вы научились на уроке?

- Какие задания вам понравились больше всего?  

- Теперь давайте посмотрим, что же получилось у нас на уроке. Оправдались ли ваши ожидания и опасения. Забираем листочки и анализируем. Чьи мнения совпали с подученными результатами?

14.  Домашнее задание.   (2 мин)                                                                               Слайд 27.

По выбору:

У.с.54, зад.7 или 8

По желанию:

Рассказать свою историю о скворцах.

Используемая литература

  • Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. [авт.-сост. Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова];  - 4 изд., дораб. – М.: Вентана – Граф, 2014. – ил.: вкл.
  • Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций: в 2ч.    /  Л.А. Ефросинин;  - 3 изд., дораб.; М.: Вентана – Граф, 2015.
  • Литературное  чтение 4  класс : технологические карты уроков по учебнику   Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой/ авт.-сост. Н.Н.Кузнецова. –  Волгоград: Учитель, 2015. -321 с.
  • Литературное  чтение: 4  классы: методическое пособие/ Л.А. Ефросинина, – М.: Вентана – Граф, 2014. -304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Предмет: литературное чтение; Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»; Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Предмет: литературное чтение;Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»;Тип урока: Урок «открытия» нового знания....