П.П. Бажов. Сказка «Серебряное копытце».
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Мирошниченко Алена Сереевна

Урок по ФГОС, "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема: П.П. Бажов. Сказка «Серебряное копытце».

Цели: 1. Ознакомить с жизнью и творчеством П.П. Бажова, с произведением   «серебряное копытце».

            2. Отрабатывать навыки правильного, осмысленного, беглого, выразительного чтения.

            3. Обогащать словарный запас учащихся.

           4. Развивать память, речь, внимание, мышление.

Оборудование: выставка произведений П.П. Бажова,

ИКТ: презентация о П.П. Бажове

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка. Работа со скороговоркой. Первичное чтение. (Презентация, слайд № 1)

Шуршат камыши в тиши.

Шуршат в тиши камыши.

Камыши шуршат в тиши.

Камыши в тиши шуршат.

В тиши шуршат камыши.

В тиши камыши шуршат.

- какой звук часто встречается в скороговорке?

- Для чего учимся правильно произносить скороговорки?

- При чтении каждой строчки увеличиваем темп чтения. Каждую строчку читаем быстрее предыдущей.

3. Актуализация знаний .

-Какую тему изучаем на уроках чтения? (литературные сказки)

-Какое произведения изучили в этой теме?(В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке»)

-Почему эти сказки называются литературными?(Есть автор).

-Какое было домашнее задание? (Пересказ)

4. Проверка домашнего задания.

КАРТОЧКА-ТЕСТ:

1.Папенька поставил на стол:

а) шкатулку 
б) коробку 
в) 
табакерку

2. Главного героя звали:

а) Володя 
б) 
Миша 
в) Алёша

3.Как назывался город, в который попал мальчик?

а) Тук - Тук 
б) 
Динь - Динь 
в) Дзынь - Дзынь

4. Мальчик-колокольчик всё время говорил:

а) поговорку 
б) присказку 
в) пословицу

5. «Миша в свою очередь закусил…»

а) губу 
б) 
язычок 
в) щеку

6. Перечисли жителей табакерки. Запиши их.

а) _____________________ в) _____________________ 
б) _____________________ г) _____________________

7. Какая наука поможет разобраться в устройстве табакерки?

а) химия б) литература  в) механика

5. Постановка темы и цели урока.

-Откройте учебники, прочитайте название произведения, с которым мы познакомимся сегодня.

-Кто автор этого произведения?

-Какие произведения Павла Петровича Бажова вам известны?

6. Изучение нового материала.

а)  Знакомство с жизнью и творчеством П.П. Бажова (Использование презентации, выставка произведений)

  Рассказ учителя о жизни и творчестве П.П. Бажова (Слайд №3)

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

Далее рассказ ведётся по презентации.

б) Словарная работа. (Проводится перед чтением)

-В сказке встретятся слова, которые сейчас в речи употребляются очень редко или совсем не употребляются: (использование презентации, слайд№12 )

  • Барская рукодельня – ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё).
  • Несподручно – неудобно, неловко.
  • Пособник – помощник в делах.
  • Взъедается – невзлюбив, рассердившись или раздражившись, начинают упрекать, обвинять, бранить.
  • Голбчик – приступка для выхода на печь.
  • Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи.
  • Похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля и крупы.
  • Балаган – временная деревянная постройка, для ярморочной торговли, жилья, зрелищ.
  • Покосные ложки – широкие пологие овраги покрытые травой.
  • Статочное ли дело – (устаревшее выражение) хорошее ли дело.
  • Ворочайся – возвращайся.
  • Хризолит – драгоценный камень.

Ф И З М И Н У Т К А  (На дыхание) (Использование презентации, слайд №13).

(При проговаривании слов –делаем вдох, на выдохе – произносим звук ш-ш-ш-…)

 Завели машину, (вдох)

Ш-ш-ш-ш-….

Накачали шину,

Ш-ш-ш-ш-….

Улыбнулись веселей и поехали быстрей,

Ш – ш – ш – ш - …

в) Отработка техники чтения. (Упражнение для расширения угла поля зрения).

     -Смотрим на черту. Читаем слова боковым зрением по слогам. (использование презентации, слайд №14)

по-

голб-

ба-ла-

барс-

ру-ко-

по-жит-

по-соб-

хри-зо-

възе-да-

не-спод-

по-кос-

лож-

ста-точ-

де-

во-ро-

хлёб-ка

чик

ган

ка-я

дель-ня

ки

ник

лит

ет-ся

руч-но

ны-е

ки

но-е

ло

чай-ся

г) Первичное чтение сказки. (Читают хорошо читающие ученики.)

Ф И З М И Н У Т К А (Снятие усталости глаз). Проводится во время чтения сказки,

На листе бумаги (формат А-3 или больше) начерчен квадрат. В нём проведены диагонали.

Ученики следуя глазами за указкой учителя переводят взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний – в правый нижний. Повторить несколько раз. В конце посмотреть в точку пересечения диагоналей и сильно зажмурить глаза. Сосчитать до десяти. Открыть глаза и поморгать.)

д) Беседа после чтения: (презентация, слайд №15)

  • Понравилась ли вам сказка?
  • Какая это сказка? (Волшебная)
  • Кто главные герои этой сказки?
  • Как вы думаете, почему Кокованя решил к себе взять Дарёнку?
  • Как жилось Дарёнке в чужой семье?
  • Как зажили втроём  Кокованя, Дарёнка и Мурёнка?
  • Что Кокованя рассказал Дарёнке о козле?
  • Заинтересовал Дарёнку рассказ старика?
  • Зачем Дарёнка хотела с дедом в лес идти?
  • Почему он её с собой не взял? Как он её отговорил?
  • Почему Кокованя решил взять с собой Дарёнку, когда она стала проситься в следующий раз?
  • Как жили Дарёнка и Кокованя в балагане?
  • Расскажите, как произошла первая встреча Дарёнки и серебряного копытца?
  • Какое зрелище увидел Кокованя, когда вернулся к балагану?
  • Чем закончилась сказка?

7. Итог урока. (слайд №16)

  • С творчеством какого писателя познакомились на уроке?
  • Что вы запомнили о нём?
  • Над каким произведением работали?
  • Что позволило автору назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного?

Рефлексия, светофор

8. Домашнее задание.

    Перечитать сказку. Подготовить безошибочное выразительное чтение.

    С 128-132


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок чтения "Серебряное копытце" П.П. Бажов 2 класс

Урок-знакомство с творчеством П.П. Бажова, со сказкой "Серебряное копытце"....

УРОК ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ П.П.БАЖОВ "СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ"

УРОК-ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПО СКАЗКЕ П.П. БАЖОВА "СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ" .ЦЕЛЬЮ ДАННОГО УРОКА ЯВЛЯЕТСЯ РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ПОСТУПКИ ГЕРОЕВ ЧЕРЕЗ СОСТАВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И РЕЗЮМЕ, ЧЕРЕЗ РАБОТУ НАД ПО...

Павел Бажов.Серебряное копытце. 2 класс

Презентация с биографическими данными Павла Бажова и немного о сказах. Программа 2 класса "Школа 2100"....

Урок чтения в 4 классе"П.П.Бажов"Серебряное копытце".Анализ произведения."

Урок имеет комбинированную структуру. Цели урока конкретны и доступны:- развитие умения в глубоком понимании смысла  текста;-формировать умение  опрелелять и анализировать композицию произве...

Урок литературного чтения по теме:"П.П.Бажов. Серебрянное копытце"

Урок литературного чтения по  теме: "П.П.Бажова. Серебрянное копытце"....

Конспект урока по литературному чтению "Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце»)".

Это конспект урока по литературному чтению по программе "школа 2100" , который я проводила во 2 классе....

Тест-контроль по сказке "Серебряное копытце" П. Бажова

Тест-контроль по сказке "Серебряное копытце"  П. Бажова. 3 класс....