Прощай азбука
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Урок литературного чтения 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshchanie_s_azbukoy.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               

  Игровая программа  « Прощание с «Азбукой»

1. Вступительное слово учителя:

        -Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный день. Мы закончили первую школьную книгу - «Азбуку». За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились, испытали первые трудности и научились их преодолевать. Пролетели дни, недели, месяцы напряженного труда.
        Первая ступенька на лесенке знаний - это общий труд, как для вас, так и для ваших родителей. Поздравляю вас с первой серьезной победой.

2. Приветствие

1. Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Азбуке мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.

2. Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!


3.Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!

4. Ничего на свете лучше нету,
Чем прочесть журнал или газету,
Двадцать первого столетья дети,
Мы освоим сайты в Интернете!

5. Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.


6. Писать и считать мы уже научились
И первые книги свои прочитали.

7. Мы прочитаем хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,


8. Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!

9.  Открыли эту книгу мы едва                                                                                   

   И сразу же узнали букву А                                                                                    

  Но для того чтоб книгу прочитать                                                                        

  Одной лишь буквы мало знать                                                                                

  Составлен алфавит из многих букв,                                                                      

  Они - основа всех наук!                                                                                    

Учитель: -  Да ребята, без букв вам не обойтись.                             

 Буквы Алфавита – в ряд! Назовите все подряд!

Начинаем с буквы А, а закончим буквой?? - Я-

(дети все вместе называют буквы Алфавита строго по порядку)

10. Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком,

11.  А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.

12. В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку,


13.В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.

14. Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края откроет
Путь от “А” до “Я”.

3. Игровая программа

1. «Буква заблудилась».

                 

                     Учитель

      Неизвестно, как случилось,

      Только буква заблудилась.

      Заскочила в чей-то дом

      И хозяйничает в нём!

      Но едва туда вошла буква-озорница,

      Очень странные дела начали твориться.

- Ребята поставьте буквы на свои места.

1) Ехал дядя без жилета (билета)

    Заплатил он штраф за это.

                                                       

2)  На остров налетел ураган.

     На пальме остался последний баран. (банан)

3)  Синеет море перед нами,

     Летают майки (чайки) над волнами.

                                                                       

4)  На поляне весной

     Вырос зуб  (дуб) молодой.

5)   Тает снег, течёт ручей.

      На ветвях полно врачей  (грачей)

                                                               

6)   Сели в ложку (лодку) и – айда!

       По реке туда – сюда.

7)   Говорят один рыбак

      В речке выловил башмак.

      Но зато ему потом

      На крючок попался дом (сом)

8)  Старый дедушка Пахом

     На козе (коне) скакал верхом.

                                                                       

9)  Куклу выронив из рук,

      Маша мчится к маме:

   - Там ползёт зелёный лук (жук)

     С длинными усами.

10) Не учил уроки, а играл в футбол.

      Оттого в тетрадке появился гол (кол).

2. Найдите лишнюю букву и объясните свой выбор.

     А О Б У Ы И – согласная среди гласных

     И Е Я Ы Ё Ю – показывает твёрдость согласного

     В С Р Д Г – глухая согл. среди звонких

     Ш П Щ Ч -  обозн. два звука

3. Составить из букв слова.

книга   КНАИГ

ручка   УЧ РКА

линейка  НЕЙКАЛИ

азбука     КАБУАЗ

4.   ИГРА  «Узнай букву» (узнай букву на ощупь, правильно назови и придумай слово  на эту букву)  -  5 букв  Ц Ф Д Б К

                               

Учитель: -Ребята, вы показали хорошее знание букв, и, не секрет, что многие из вас уже стали постоянным и читателями в нашей школьной библиотеке. Предлагаю вам показать свои знания сказок и исправить ошибки в их названиях.

5. «Угадай сказку»

 (Сказочные герои читают перепутанные названия сказок, а ребята исправляют их.)

1.Снежная принцесса.                                 (Снежная королева.)
2.Желтая кепочка.                                 (
Красная шапочка.)
3.Илья-царевич и Серый волк.                 (
Иван-царевич и Серый волк.)
4.Мальчик и Карлсон.                                 (
Малыш и Карлсон.)
5.Спящая бабушка.                                 (
Спящая красавица.)
6.Стойкий железный солдатик.                 (
Стойкий оловянный солдатик.)
7.Приключения Знайки и его друзей.         (
Приключения Незнайки и его друзей.)
8.Гадкий цыпленок.                                 (
Гадкий утенок.)
9.Сказка о рыбаке и рыбачке.                         (
Сказка о рыбаке и рыбке.)
10.Конь-горбун.                                         (
Конек-Горбунок.)
11.Луковый мальчик.                                 (
Чипполино.)
12.Свеколка.                                         (
Репка)

6.  «Составь пословицу»

                   Кто много читает,

                      Поздно встанешь –

                      Книгу читаешь –

                      Ученье и труд –

                 тот много знает.                                    как на крыльях  летаешь.

                                    мало сделаешь

                 все перетрут

                        

Учитель: Ребята, сказочные герои, узнав, что у вас сегодня праздник «засыпали» нашу библиотеку телеграммами. Вот только подписи поставить забыли. Придётся вам отгадывать.

7. Игра « Угадай сказочных героев»

                      Телеграммы

1) « Рыбалка закончилась благополучно, только хвост остался в проруби».

                                    (волк из сказки «Лисичка –сестричка и Серый волк»)

2)   «Прибыть на праздник не могу, от меня сбежали брюки, убежало одеяло, улетела    простыня»                                            (Грязнуля  « Мойдодыр»  К.И,Чуковский)

3)  « Дорогие ребята, я живу хорошо, просто замечательно. У меня есть свой дом с печкой.

     Днем я люблю на крышу вскарабкаться. Глаза вытаращу, усы расправлю и облизываюсь на солнышке».       (Кот Матроскин. «ДядяФедоро, пес и кот» Э.Успенский.)

 

4)  « Нашел Золой ключик. Отправляюсь на поиски заветной дверцы.»

 (Буратино. «Приключения Буратино или Золотой ключик» А. Толстой)

                                           

                                                 

8. Заключительный конкурс
Игра «Живые слова».

- Составь слова: дружба и школа.

(К доске выходят дети с буквами и выстраиваются в слова)

                                    Учитель

- С того момента, как 1 сентября для вас прозвенел ваш первый звонок и вы стали учениками, эти важные слова вошли в вашу жизнь. Потому как школа даёт не только знания, но и учит дружить.

15. Мы нашу Азбуку прочли от корки и до корки.
Нам по чтению поставьте вы одни пятерки.
Позади не легкий путь
Медленного чтения.
Нам сегодня выдают
Удостоверения.

16. В том, что “Азбуку” прочли,
Полный курс наук прошли,

И теперь без передышки
(хором) -
Мы прочтем любые книжки.

 

17. Вот и пришла пора проститься,
И я хочу вам пожелать:
Всегда старательно учиться,
Всегда с охотою трудиться
И Азбуку не забывать!

 

                         Звучит музыка
               
Вручение удостоверений, подарков.

                      

           

           

 

1 Конкурс: “Сказочная разминка”.
1 команда
1.Кто ждал Красную шапочку? (Бабушка.)
2.Учреждение, в котором работает Печкин из Простоквашино? (Почта.)
3. Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка. (Лягушка.)
4.Как зовут маленького сказочника, который приходит во сне. (Оле - Лукойе.)
5. Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать. (Мальвина.)
6. Какой герой с помощью своей бороды делал всякие чудеса? (Старик Хоттабыч.)
7.Из чего фея сделала Золушке карету? (Из тыквы).
8. Как звали пуделя в сказке Приключения Буратино? (Артемон).
2 команда
1.Кто дал Буратино золотой ключик? (Черепаха Тартилла.)
2. То, что в сказках всегда побеждает. (Добро.)
3. Как называется швейная принадлежность, в котором таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла.)
4. Кличка собаки из сказки “Репка”. (Жучка.)
5. Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга.)
6. Материал, из которого старуха слепила колобок. (Мука.)
7.В каком городе жил Незнайка? (В Цветочном городе).
8.Где Винни-Пух нашел хвост Иа? (На шнурке).
3 команда
1.Эта героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели её и бабушки.(Красная шапочка.)
2. Предмет гордости Карабаса — Барабаса. (Борода.)
3. Имя поросенка в сказке “Винни — Пух”. (Пятачок.)
4. Как звали обладателя больших усов, живущего в Африке и захватившего в заложники доброго доктора Айболита? (Бармалей.)
5. Этот герой любил похвастаться и за это поплатился своей жизнью. (Колобок.)
6. Транспорт Бабы Яги. (Ступа.)
7. У кого в дверях застрял Винни-Пух? (У Кролика).
8. Что потеряла Золушка на балу? (Туфельку).
4 команда
1.Что купила на базаре Муха — Цокотуха? (Самовар.)
2.В какой сказке девочка идет в лес зимой за цветами? (“Двенадцать месяцев”.)
3. Как звали трех поросят? (Ниф-ниф, Нуф-нуф, Наф-наф).
4. Где спрятался 7 козленок? (В печке).
5. Что несла бабушке Красная шапочка? (Пирожки и горшочек масла).
6. Что больше всего любил Карлсон? (Варенье).
7. Где баба взяла муку на Колобок? (По сусекам).
8. Кто улетел с Незнайкой на ракете на Луну? (Пончик).
2 Конкурс: «Кто быстрее».
1.“В одном сказочном городе жили каротышки”. (Н. Носов “Приключения незнайки и его друзей”).
2.“В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме, живет самая обыкновенная шведская семья”. (А. Линдгрен “Карлсон, который живет на крыше”).
3.“В открытом море вода совсем синяя, как лепестки самых красивых васильков”. (Г-Х. Андерсен “Русалочка”).
4.По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля из сказки “По щучьему веленью”).
5.Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой! (Иванушка-дурачок, “Сивка-бурка”).
6.Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. (Девочка Женя, “Цветик-семицветик”).
7.Смилуйся, государыня рыбка! (Старик, “Сказка о рыбаке и рыбке”).
8.Приходите, тараканы
Я вас чаем угощу. (Муха — Цокотуха).
9.Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой (Мойдодыр).
10.Самое лучшее лекарство в мире — это банка варенья! (Карлсон)
3.Расшифруй название сказки.
ЛОБОКОК –
КАШУЗОЛ –
РТИ ЕДЯМЕВД
САЯЖНЕН ВАЛЕРОКО
УЧКАСАЛОР
ТОК И СИЛА –
СОН КИЛРАК
КВОЛ И ЗАОК –
КОРОМОЗ –
• 4. Допиши концовку…
• Карабас……………………………
• Кощей…………………………….
• Ковёр………………………..........
• Сивка………………………..........
• Мальчик ………………….............

Включить звук

amc.yandex.ru

• Змей……………………………….
• Скатерть…………………………..
• Сапоги…………………………….
• Лягушка……………………….......
• Гуси……………………………….

• Конёк………………………….......
• Жар………………………………..
• Доктор…………………………….
• Курочка…………………………..
• Красная……………………..........

• Муха………………………………
• Золотая……………………………
• Мышка…………………………….
• Снежная…………………………….
• Спящая…………………………….

5. Соедини стрелками начало фраз их концы (для всех)
Будет и на нашей улице… …дома лучше.
Волков бояться - …сплыло.
Было, да… …век учись.
В гостях хорошо, а… …праздник.
Век живи - … …в лес не ходить.
6.
Составь «лесенку» слов на букву М, чтобы каждое последующее слово было на одну букву больше предыдущего.
М ___
М ___ ___
М ___ ___ ___
М ___ ___ ___ ___
М ___ ___ ___ ___ ___

О ___
О ___ ___
О ___ ___ ___
О ___ ___ ___ ___
О ___ ___ ___ ___ ___


Т ___
Т ___ ___
Т ___ ___ ___
Т ___ ___ ___ ___
Т___ ___ ___ ___ ___

У ___
У ___ ___
У ___ ___ ___
У ___ ___ ___ ___
У ___ ___ ___ ___ ___

7. конкурс: «Собери пословицы».
- хорошая книга – лучший друг.
- кто много читает, тот много знает.
- прочел новую книгу – встретился с другом.
- с книгой жить – век не тужить.
- книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
- книга твой друг, без нее, как без рук.
- книга поможет в труде, выручит и в беде.
- Книга – окно в мир, почаще заглядывай в нее.
- книга подобна воде – дорогу пробьет везде.
- книгу читаешь – как на крыльях летаешь

Игра со зрителями.
1.На двери он глядит в тревоге
Умывальник хромоногий,
Всех мочалок командир
В чудесной сказке …
(Мойдодыр).

2.С грядки старушка цветок сорвала,
Девочке Жене его отдала.
В цветке, лепестках есть волшебная сила
Их девочка Женя о чем-то просила
Что надо сказать, лепестки отрывая?
Как называется сказка такая?

(Цветик — семицветик).
3.
Сейчас потолкуем о книжке другой -
Тут синее море,
Тут берег крутой …
Старик вышел к морю.
Он невод забросил.
Кого он поймает?
И что он попросит?
(Золотая рыбка).
4.
Появилась девочка в чашечке цветка.
А была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала
Вот какая девочка как она мала!
Кто читал такую книжку,
Знает девочку малышку?
(Дюймовочка).
5.
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган,
Попадает вместо школы

В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
(Буратино).
6.
В птичник повадится — жди беды,
Рыжим хвостом заметает следы.
(Лиса Патрикеевна).
7.Всех он любит неизменно,
Кто б к нему ни приходил.
Догадались? Это Гена…. Это Гена...
(Крокодил).
8.
Кто-то за кого-то ухватился крепко:
- Ох, никак не вытянуть,
Ох, засела крепко.
Но ещё помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Может это …
(Репка).

9.
Несет меня лиса за темные леса,
За быстрые реки, за высокие горы...
Кот! Дрозд! Спасите меня!
(Петушок – золотой гребешок).
10.
На солнечной поляне стоит зеленый дом,
А в доме том зеленом живет веселый…
(Гном).
11.
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик - Луковка знаком.
Очень просто и недлинно он зовется
(Чиполлино).
12.
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Всем известен, знаменит,
Добрый доктор …

(Айболит).
13.
Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Потому, что он не птица,
Не тигренок, не лисица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок …
Но заснято для кино и известна всем давно
Эта милая мордашка, что зовется …
(Чебурашка).
Подведение итогов.

С букварём уселись куклы …..
С букварем уселись куклы
На лугу, на траве.
Дружно куклы учат буквы:
«А, бэ, вэ! А, бэ, вэ!»

Припев: Ты нам, ветер, не мешай
И страницы не листай.
Ты ведь буквы не прочтешь,
Только всех собьешь.

Подошел утенок важно,
Подошел: «Кря-кря-кря!»
И давай щипать бумажный
Корешок букваря.

Припев: Ты, утенок, не мешай,
Кукол с толку не сбивай.
Не «кря-кря-кря», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.

Подошла, стуча копытцем,
К нам коза: – Что тебе?
– Я, коза, хочу учиться,
Бе, бе, бе! Бе, бе, бе!

Припев: Ты, коза, нам не мешай,
Кукол с толку не сбивай.
Не «бе, бе, бe», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.

А потом пристал теленок,
Замычал: «Му-му-му!
Я – теленок несмышленый,
Ничего не пойму».

Припев: Ты, теленок, не мешай,
Кукол с толку не сбивай:
Не «му-му-му», а как?
– А, бэ, вэ... – вот так.
→ 
http://songspro.ru/18/TPopatenko/tekst-pesni-Alfavit


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Прощай, Азбука!"

В этой методической разработке вы найдёте материал для проведения последнего занятия по "Азбуке".  Благодаря подобранному материалу дети надолго запомнят этот день. В разработке встретятся сказоч...

Праздник "Прощай, Азбука!"

Театрализованное представление, подготовленное к завершению  работы над "Азбукой". Стихи. Конкурсы....

Прощай, азбука!

Урок прощания с азбукой для 1 класса...

Сценарий утренника "Прощай, азбука!"

Данное мероприятие в игровой форме помогает обобщить знания учеников 1 класса по программе обучения грамоте. Ребята отправляются на поиски пропавших букв. Им на пути встречается много преград. Красочн...

Праздник «Прощай, Азбука!»

Праздник в 1 классе...

Праздник "Прощай, Азбука".

Сценарий праздника прощания с Азбукой....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....