Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Пришвин "Моя родина"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Конспект урока для урок литератного чтения в 4 классе, УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_literatu.docx38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе. УМК «Планета знаний»

Тема урока : М.Пришвин  «Моя родина»

Цель:

- знакомство с новым произведением М. М. Пришвина «Моя Родина».

Задачи:

- учить понимать смысл текста;

- формулировать основную мысль своими словами;

- сравнивать свои наблюдения с теми, которые описывает автор.

Ход урока.

1.Организационный момент

- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? Какое настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

Ты улыбкой, как солнышком брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно будет забот,

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье.

Начнем наш урок с разминки. 

-У вас на столах лежать части трех пословиц, сопоставьте их по смыслу.

Кто много читает…(, тот много знает)

  • Чтение – лучшее…(учение)
  • Будешь книги читать…(-будешь всё знать)

-Все верно, вы справились с заданием.

- Посмотрите на экран, перед вами высказывание французского писателя - философа Денни Дидро: 

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

  -С какой мудростью делится с нами философ,  зачем  нам надо читать? ( Из книг мы узнаем много нового, можно узнать о других странах, природе, истории, о том, что нас интересует. Я  думаю, нужно читать  для того чтобы  быть более грамотными. Книга это источник знаний )

- Действительно, люди, которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать. 

- Что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока?

(Сегодня на уроке мне хотелось бы познакомиться с новым писателем, произведением. Мне хотелось бы, узнать что-то новое для себя.)

 - Что от вас потребуется для выполнения поставленных задач? (внимание, сообразительность, активность желание получить новые знания.)

  - Я желаю вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.

2. Сообщение темы и целей урока. Актуализация знаний.

Родина

Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щёчке родинка –
Это тоже Родина.

 -Что такое Родина? Назовите  возникшие ассоциации.  ( Для меня Родина это место в котором я живу. А у меня  слово «родина» ассоциируется с  моей мамой, она такая же близкая и родная, никогда меня не предаст. Слово «родина» ассоциируется у меня с родным домом. Родина-  это Россия)

- Подберите  синонимы к этому слову. (Отчизна, Отечество, Отчий дом, место рождения, родной край…)

-Хорошо, у вас на столах лежать словари  Сергея Ивановича Ожегова, я предлагаю вам сравнить ваши предположения  со значением слова из  словаря. Что же стоит за этим большим и ёмким словом – Родина?

Прочитайте.

- Думаю вы отлично справились.

-Каждый урок у нас встреча, открытие  чего-нибудь нового. Сегодня урок не исключение.

Слайд

-Вы знаете кто это? (Да, мы уже знакомились с этим писателем ранее, это портрет Михаила Пришвина) 

-Совершенно верно. Красоту родного края, свою любовь к родине воспевали и воспевают в своих произведениях множество различных писателей и поэтов и  Михаил Михайлович Пришвин не исключение. Это удивительнейший  человек, страстно любящий природу. Он описывал ее так, словно пел торжественную песню в ее честь.

-Ребята, вы уже можете предположить, о чем мы будем вести речь на уроке, на какую тему будет  произведение? (я думаю, мы продолжим знакомство с автором, а новое для нас произведение будет на тему родина)

 -Как вы думаете, текст, который мы будем читать, будет о какой Родине, об огромной стране России или о малой родине, о месте, где мы родились?  Пока предположите, ответим на вопрос в конце урока (ответы детей) 

-Какую цель мы поставим перед собой?  ( продолжить знакомство с биографией автора, познакомиться с содержанием произведения, выражать главную мысль части, выразительно читать.)

- А достичь поставленной цели нам поможет план решения проблемы.

1. Я познакомлюсь с  (новым произведение)

2. Узнаю ( что-то новое о писателе)

3. Буду учиться (читать бегло, выразительно, понимать текст)

- Итак, тема нашего урока  М.Пришвин  «Моя  родина»

На слайде тема: М.Пришвин «Моя родина

-Ребята, сейчас я предлагаю вам  продолжить знакомство  с биографией писателя. У вас на столах лежат тексты биографии автора и заготовки интеллект-карты. Этот вид работы, для вас уже знаком, но я хочу напомнить вам, что карта заполняется во время работы с текстом. Работать мы будем по группам, каждая группа должна заполнить свой участок карты.

Первая группа заполняет зелёную и синюю ветви, вторая группа –красную и желтую, третья группа- салатовую и оранжевую.

 После заполнения и сбора целой карты,  один  из участников группы должен  защитить свою карту и кратко рассказать об основных моментах из жизни писателя.

(мне взять биографию)

- Вы молодцы, так хорошо поработали над биографией писателя. Узнали  столько нового. Настало время отдохнуть.

Физкультминутка.

Ой на улице мороз,
Ну-ка все взялись за нос,

И не к чему нам бить баклуши,
Ну-ка все взялись за уши.

Покрутили, повертели

Вот и учи отогрели.
По коленкам постучали,
Головою покачали,
По плечам похлопали,
И чуть-чуть потопали
.

-Ребята, посмотрите,  пока мы отдыхали, белоствольная березка приготовила для нас сюрприз.  Подул сильный ветер и несколько листочков закружились в воздухе, что мы на них видим? (Я заметил, что на листьях написаны литературные жанры) 

сказка, рассказ, басня, стихотворение, очерк 

У вас на столах лежат карточки.  Поработайте в парах. Прочитайте по абзацам друг другу в парах определения, подумайте и обсудите, к какому жанру относится данное определение. Сопоставьте название жанра и его описание.

1. Сказка  - это повествовательное произведение устного народного творчества с вымышленными (волшебными) героями и событиями.

2. Рассказ - это небольшое повествовательное произведение, написанное писателем.

3. Басня- это краткий, чаще стихотворный, нравоучительный рассказ, в котором высмеиваются пороки людей.

4.  Стихотврение- это небольшое поэтическое произведение в стихах, написанное поэтами.

5. Очерк - это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, России, природе, в котором описывается событие из реальной жизни автора. В нем нет вымысла.

-Так  какой же сюрприз она нам приготовила…( Мы встретили затруднение, мы не знаем к какому жанру относится 5 определение, мы не читали такие произведения.).

- А я вам сейчас помогу разгадать загадку природы. Посмотрите на экран, это новый для вас вид литературного жанра и он называется очерк. (слайд 11 с определением). Вот какое значение  этого слова мы можем увидеть в словаре Сергея Ожегова.

Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке.

-Как вы думаете, для чего природа  устроила нам такой сюрприз. (Чтобы мы познакомились с новым литерат.жанром. Я думаю, что именно в этом жанре написано новое произведение.)

-Совершенно верно.

- Теперь  когда мы знаем, к какому жанру относится произведение  наступило время познакомиться с ним. Сейчас, вы прослушаете аудиозапись, ваша задача внимательно слушать  и представлять всю картину, которую описывает в произведение писатель.

- Поделитесь своими впечатлениями от услышанного  и расскажите, что вам больше всего запомнилось, поразило, удивило. Свой ответ начать вам помогут эти слова.
(
Обратить внимание детей на доску и экран, где записаны слова: «мне запомнилось…, меня удивило…, меня поразило…»)
- Подумайте и скажите, какая тема этого произведения?
(Через описание красоты родной природы, автор говорит о любви к Родине.)

- Итак, мы переходим к  работе с текстом. Откройте учебники на стр.64. Перед работой с ним, для большего осмысления, прочитаем текст ещё раз. Чтение «Буксир», за хорошо читающим учеником.

-Начинаем работу   текстом, работать будем в группах по плану.

У каждой группы на столе есть «План работы группы», так же этот план отображен на экране. Постепенно, работая со своей частью текста, отвечайте на вопросы плана, фиксируйте свои ответы в бланках ответов.

Первая группа-вы работаете с содержание 1-2 части. Вторая группа- 3-4 абзац, 3 группа готовить вопросы от слов «После чаю я уходил на охоту»  до слов «не встречался». Заканчивать работу над текстом мы будем вместе.

План работы группы.

1.Познакомиться с содержанием части.

2. Назвать основную мысль.

3. Озаглавить.

4. Выписать не знакомые слова и выражения.

5.Составить 2-3 вопроса.  

-Начинаем проверку с первой группы по плану.

 - Мы думаем,  основная мысль нашей части заключается в том, что нужно вставать до солнца, чтобы насладиться тишиной утром, восходом солнца, попить вкусного чая) .

- Мы озаглавили эту часть «Прекрасный чай».

- Нам встретился незнакомый предмет. Это глиняный горшочек, в котором кипятили молоко.

 -Я покажу его вам. Этот непростой горшочек. Видел ли кто из вас такой? Это крынка.  Именно в ней кипятилось молоко в печке. Обратите на форму горлышка глиняного горшочка. Молоко из него не выкипало.

Вопросы.

-  Кто является главным героем произведения? (сам автор = Я)

- Что однажды сделал маленький Пришвин  и  чем его угостила мама?

- Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону?

2)Вторая группа готовила  3, 4 абзац.

-Мы работали содержанием 3 и 4 части.

 -Мы думаем,  основная мысль нашей части заключается в том, очень полезно просыпаться рано утром, это дает силы, здоровье, радость.

-  Мы озаглавили эту часть «Вставать с солнцем».

Нам встретилось такое выражение «подниматься с солнцем». Мы думаем, что оно обозначает вставать рано, подниматься на рассвете. «Прибыло здоровья» - значит, состояние улучшилось, словно, дали здоровья.

- В городе люди обычно встают поздно. А как Пришвин вставал, когда жил в городе? Почему? (Это стало его привычкой) 

- Догадались почему автор вставал рано?

3) 3 группа готовила  вопросы от слов «После чаю я уходил на охоту»  до слов «не встречался».

-В нашей части, основная мысль, что важен поиск нового).

- Хотели бы озаглавить часть «Находки».

Вопросы

- Куда уходил Пришвин после чаю?

- В чем заключалась охота для писателя? (В НАХОДКАХ)

- Как вы понимаете значение слова "находка"?

 - Хорошо,  а дальше мы работаем все вместе, я тоже подготовила для вас несколько вопросов, но прежде чем их задать, прочитаем последнюю часть текста.

- К кому обращается автор в этой части?

- Как он называет Вас? (хозяевами)

 - Что обозначает слово "кладовАя", выскажите свои предположения.

(Кладовая – это комната где что-то хранится)

- С чем сравнивает автор природу? ( с кладовОй)

- Не просто кладовАя, а кладовАя солнца. Почему?

(Кладовая солнца – вода, растения и животные, запасы еды. Как у человека в кладовке).

- Как вы думаете, о каких сокровищах жизни говорил писатель?

(Все, чем богата природа, автор называет сокровищами жизни).

- Как можно озаглавить эту часть? (Обращение к молодым друзьям)

- Как вы думаете: какая главная мысль  всего текста? (Беречь и ценить природные богатства родного края)

-Чему учит произведение? ( ценить красоту окружающего мира, жить в гармонии с природой, учит, что природа-наш дом)

-О какой Родине – малой или большой идёт речь в произведении  Пришвина «Моя Родина»? (Когда рассказывает о маме, о родном доме, о чае с молоком, и даже о походах в лес – о малой родине, он там родился и жил.  А когда говорит, о кладовые СОЛНЦА - природе, о ВЕЛИКИХ СОКРОВИЩАХ ЖИЗНИ – О ВОДЕ, ВОЗДУХЕ, ПТИЦАХ, ЖИВОТНЫХ, РАСТЕНИЯХ –  О большой-  О СТРАНЕ, ДАЖЕ О ВСЕЙ ПЛАНЕТЕ)

Вывод:

- Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.

Если бы природа умела говорить, то с какими словами она могла бы обратиться к людям? (Берегите! Не уничтожайте! Любите! Охраняйте! Жалейте! Наслаждайтесь! Не ломайте! Не рвите! Не губите!)

-А что значит «охранять»? (любить, беречь, заботиться, помогать, обогащать, хранить и т. д.)

Итог урока

- Давайте вспомним цель урока. (на слайде)

- Достигли ли мы ее?

-Продолжите предложения.

- Мы узнали о Пришвине М.М.,( что этот писатель особенно любил природу.)

- Мы поняли,( что охранять природу, значит беречь Родину.)

- Мы  учились (читать бегло, выразительно и понимать текст.)

- Какое правило мы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь? (Что вы сегодня унесете в своем сердце и запомните на всю жизнь)

Все: "Охранять природу – значит охранять родину!".

-Вы все сегодня хорошо работали на уроке, молодцы.

Домашнее задание каждый выберет себе сам по силам. Я предлагаю вам 3 варианта.

1 вариант. В Дневнике ру выполнить тестирование по произведению

2 вариант. Стр. 14-15 читать и пересказывать; выучить отрывок наизусть.

3 вариант. Стр. 14-15 читать и пересказывать; написать мини-сочинение «Моя малая Родина».

Рефлексия.

У каждого из вас на столе лежат сердечки. Тот, кто очень хорошо понял тему,  и она ему глубоко зашла в душу , возьмут  сердце розового цвета. Те ребята ,кто не совсем всё понял, возьмут сердечко оранжевого цвета.

-На сердечке продолжите фразу: «Я подарю своей Родине…»

-После того как вы его закончите, поднимите их , только так -вы огромная сила, сила добра, которую никому не сломать

Спасибо всем за урок! За вашу добросовестную и плодотворную работу.

Берегите Россию – нет России другой

Берегите её тишину и покой,

Это небо и солнце, этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе…

Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно её быть

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой

Берегите Россию – нет России другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения М. Пришвин "Моя родина"

Материал урока представлен в виде технологической карты....

План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс

Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...

Конспект урока литературного чтения С.Д. Дрожжин «Родине» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:создание условий для раскрытия смысла и полноценного восприятия учащимися стихотворения С.Д. Дрожжина «Родине»;развитие навыков чтения: правильности, сознательнос...

Конспект урока литературного чтения «С.Д. Дрожжин «Родине»» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с биографией и творчеством С.Д. Дрожжина, его стихотворением «Родине»; совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализиров...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"Т.Бокова "Родина слово большое, большое...""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения Т.Бокова “Родина слово большое, большое...”.Задачи...

Конспект урока литературного чтения "М. Пришвин. Моя Родина"

Цель:- знакомство с произведением М. М. Пришвина «Моя Родина».Задачи:- учить понимать смысл текста, формулировать основную мысль своими словами;- формировать навык выразительного, грамотно...