Конспект урока литературного чтения "М. Пришвин. Моя Родина"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Леванова Юлия Алексеевна

Цель:

- знакомство с произведением М. М. Пришвина «Моя Родина».

Задачи:

- учить понимать смысл текста, формулировать основную мысль своими словами;

- формировать навык выразительного, грамотного, осознанного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь работать с текстом произведения;

- обогащать читательский опыт детей;

- применять полученные знания при работе по тексту.

Метапредметные:

-познавательные:

- понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий;

- уметь решать творческие задачи.

-регулятивные:

- уметь определять и формулировать цели урока;

- уметь высказывать своё предположение;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог;

- умение соотносить свои знания и определять проблему;

- уметь оценивать свою деятельность на уроке.

- коммуникативные:

- уметь слушать и понимать других людей;

- уметь произвольно строить контекстуальную речь;

- уметь работать в парах и группах.

- личностные:

- пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому;

- развивать бережное отношение к окружающему миру.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

УМК:

Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. Часть 2.

Оборудование:

У учителя: проектор, интерактивная доска, презентация;

крынка, картинки для кластера, тема, автор,  цели, памятка работы в группе, карточки физкультминутки, корзина, словарь С.И. Ожегова, выставка книг, маленький поднос для сердец, магниты или скотч.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект28.58 КБ
Файл Презентация1.55 МБ

Предварительный просмотр:

М.М. Пришвин «Моя Родина»

Цель:

- знакомство с произведением М. М. Пришвина «Моя Родина».

Задачи:

- учить понимать смысл текста, формулировать основную мысль своими словами;

- формировать навык выразительного, грамотного, осознанного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные:

- уметь работать с текстом произведения;

- обогащать читательский опыт детей;

- применять полученные знания при работе по тексту.

Метапредметные:

-познавательные:

- понимать контекстуальную речь на основе воссоздания картины событий;

- уметь решать творческие задачи.

-регулятивные:

- уметь определять и формулировать цели урока;

- уметь высказывать своё предположение;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог;

- умение соотносить свои знания и определять проблему;

- уметь оценивать свою деятельность на уроке.

- коммуникативные:

- уметь слушать и понимать других людей;

- уметь произвольно строить контекстуальную речь;

- уметь работать в парах и группах.

- личностные:

- пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому;

- развивать бережное отношение к окружающему миру.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

УМК:

Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. Часть 2.

Оборудование:

У учителя: проектор, интерактивная доска, презентация;

крынка, картинки для кластера, тема, автор,  цели, памятка работы в группе, карточки физкультминутки, корзина, словарь С.И. Ожегова, выставка книг, маленький поднос для сердец, магниты или скотч.

У детей: маленький цветной конверт с карточкой, белый конверт с картинками, клей, клеенка, учебник с полоской, желтое и красное сердца для рефлексии, бейджики, дневники, ручки.

Ход урока:

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Алексеевна, и я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь.

- Какой сегодня прекрасный день. Я очень рада вас видеть. Подарим друг другу улыбку и хорошее настроение.

- Если вы со мной согласны, хлопните в ладоши:

* У меня сегодня хорошее настроение.

* У меня в классе много друзей.

* Я люблю читать книги.

* Я люблю уроки литературного чтения.

- Я тоже очень люблю уроки литературного чтения, ведь на этих уроках мы всегда узнаем что-то новое, знакомимся с новым произведением.

- И сегодня наш урок не будет исключением. Мы познакомимся с добрым, удивительным рассказом. А о чём он? Попробуем ответить на этот вопрос вместе. Я начну читать строки стихотворения, а вы продолжите.

Слышишь песенку ручья?

Это Родина твоя!

Слышишь голос соловья?

Это... Родина твоя!

Школа, где твои друзья.

Это ... Родина твоя!

Руки матери твоей,

Звон дождей,

И шум ветвей,

И в саду смородина –

Это тоже ... Родина!

- Догадались? О чем будет новое произведение? ( О Родине)

Вывешиваю тему урока.

- Что такое Родина? (ответы детей)

- Обратимся к словарю Сергея Ивановича Ожегова.

Чтение определений.

- О нашей великой Родине сложено огромное количество стихотворений, песен, рассказов. И в каждом из них можно прочувствовать любовь автора к своей стране.

- Фамилия автора, с чьим произведением мы сегодня познакомимся, зашифрована в головоломке. (Слайд 2) Соотнесите стрелочки в первом квадрате с буквами во втором.

- Верно. Михаил Михайлович Пришвин.

- Сформулировать цели урока вам поможет памятка: (Слайд 3)

1. Я познакомлюсь с ... .

2. Узнаю ... .

3. Буду учиться .... .

- Правильно, ребята. Сегодня мы познакомимся с рассказом М.М. Пришвина «Моя Родина»; будем учиться читать рассказ правильно, выразительно; узнаем много интересного из биографии автора.

- Михаил Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в селе Хрущёво Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. Отец умер рано, оставив на жену Пришвину Марию Ивановну пятерых детей. С 1883 г. учился в Елецкой гимназии, из которой был отчислен в 4 классе за дерзость учителю.  Образование удалось закончить в Тюменском реальном училище. В 1900 г. отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. По возвращении в Россию работал агрономом.

В 1906 г. произошел резкий перелом в жизни Пришвина. Он отправился в Карелию, в результате чего увлекся литературой. В этом же году в журнале «Родник» впервые был опубликован рассказ «Сашок».

В годы I мировой войны работал военным корреспондентом. (Слайды 4-10)

За свою жизнь Михаил Пришвин написал большое количество рассказов. Лишь некоторые из них представлены на выставке книг. Среди них…

Все его рассказы, повести проникнуты любовью к родной природе, к простым людям.

Умер писатель 16 января 1954 г. в Москве в возрасте 80 лет.

(Слайд 11) В деревне Дунино Одинцовского района Московской области образован дом-музей М.М. Пришвина.

- У меня в руках корзина. В нее мы будем условно «собирать» все, что  запомнили из биографии Михаила Михайловича Пришвина. Для этого я предлагаю вам поработать в парах. Перед вами конверт, в котором находится карточка. Достаньте ее. На этой карточке написаны цифры или слова. Ваша задача – объяснить, какое отношение имеет данный материал к писателю.

(Проверка на слайдах 12-25)

1873

Хрущёво-Левшино Орловской губернии

Мария Ивановна

1954

Тюменское реальное училище

Агроном

«Сашок»

Военный корреспондент

Германия

Природа

80 лет

д. Дунино Московской области

«Моя Родина» (последняя)

- «Моя Родина» - рассказ М.М. Пришвина, с которым мы сегодня начинаем наше знакомство.

- Откройте ваши учебники на странице 58. В учебники вложены полоски бумаги. Прочитайте рассказ про себя и выпишите слова, которые требуют объяснения.

- Какие слова вы выписали? (кладовая)

- Как вы думаете, что обозначает это слово?

- Обратимся к словарю:

Кладовая – 1. Хоз. Помещение для хранения продовольствия, оборудования.

                   2. Перен. – Средоточие каких-либо богатств, ценностей.

- Какое значение подходит нам?

- В рассказе употребляется словосочетание «кладовая солнца». Что это за кладовая? (вода, растения, животные)

- Одной из целей нашего урока является чтение рассказа выразительно. Что же прочитать выразительно? (останавливаться на знаках препинания; выделять голосом слова, которые несут смысловую нагрузку; вдумываться в то, что читаешь).

- Но прежде, чем мы начнем читать, я предлагаю вам немного отдохнуть. Встаньте, пожалуйста, рядом со своей партой. У меня в руках карточки, на которых изображены схематичные изображения человека, который выполняет различные физические упражнения. Ваша задача – повторить эти упражнения.

- Садитесь.

Чтение «с остановками»

- Итак, я начну читать рассказ, а вы продолжите.

Читаю 1-2 абзацы.

- Кто является главным героем произведения? (автор)

- Пришвин в этом рассказе маленький или уже взрослый человек?

- Когда вставала мама?

- Что однажды сделал маленький Пришвин?

- Чем его угостила мама?

- В чём кипятилось молоко? (в глиняном горшочке)

- Я покажу вам этот непростой горшочек. Видел ли кто из вас такой? Это крынка. Именно в ней кипятилось молоко в печке. Обратите на форму горлышка глиняного горшочка. Молоко из него не выкипало.

- Чем покрывалось молоко? (румяной пенкой)

- Каким был чай от этого молока? (прекрасный)

Ученик читает 3 и 4 абзацы.

- В городе люди обычно встают поздно. А как Пришвин вставал, когда жил в городе? Почему? (Это стало его привычкой) 

- О чём думал автор? Прочитайте.

- Он пробуждался вместе с животным и растительным миром.

- Как вы думаете, какой совет даёт нам автор? (вставать с солнцем)

- А если человек будет вставать с солнцем, что у него прибавится? (ЗДОРОВЬЕ, РАДОСТЬ, ЖИЗНЬ И СЧАСТЬЕ)

Чтение следующей части (со слов "После чаю я уходил на охоту" до слов ... "не встречался").

- Куда уходил Пришвин после чаю?

- Чем вообще люди занимаются на охоте?

- В чем заключалась охота для писателя? (В НАХОДКАХ)

- Как вы понимаете значение слова "находка"?

- Но у Пришвина на охоте были свои находки? Что он находил? Прочитайте.

Чтение следующей части учащимися (до конца).

- К кому обращается автор в этой части?

- Как он к вам обращается? Как он называет Вас? (хозяевами)

- Как вы думаете, о каких сокровищах жизни говорил писатель?

(Все, чем богата природа, автор называет сокровищами жизни).

- Что значит "охранять природу"?

- В произведении автор описывает воспоминания о своём детстве. Эти воспоминания важны для писателя?

(Да. Они определили его жизнь)

- Как вы думаете, в чем заключается основная мысль текста?

- Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.

- Для выполнения следующего задания вам необходимо объединиться в группы.

- Повторим правила работы в группе.

Работа с памяткой

- Достаньте содержимое белого конверта. Вам необходимо на чистом листе с помощью клея и подготовленных картинок создать схему рассказа «Моя Родина». Картинку с каким названием мы поместим в середину? (Родина)

- Картинки, которые по вашему мнению имеют отношение к рассказу, расположите вокруг центральной картинки.

- Что у вас получилось?

Создание кластера на доске.

- Почему мы прикрепили сердце? (потому что автор любит свою Родину, этой любовью пронизано все стихотворение).

- У вас на партах тоже есть сердечки разных цветов.

- Если вы считаете, что сегодня на уроке, вы были активны, отвечали на вопросы, правильно справлялись с предложенными заданиями, возьмите красное сердце. Если же вы испытывали трудности, возьмите желтое сердце.

- На каждом сердце вы видите незаконченные фразы.

1. Сегодня я узнал(а)…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я почувствовал, что…

Я попрошу вас закончить эти фразы.

Собираю сердца в корзиночку.

- В завершении урока мне хочется пожелать вам чистой любви к нашей Родине, к нашей стране, к городу, к своей семье. Ведь им так нужна наша любовь и защита.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание. (Слайд 26)

Стр. 58-59 (выразительно читать, отвечать на вопросы)

Творческое задание по выбору:

1. Для тех, кто любит фотографировать, принести фотографии на тему "Моя Родина".

2. Для тех, кто любит сочинять, написать рассказ на тему "Моя Родина".

3. Для тех, кто любит рисовать, нарисовать рисунок на тему "Моя Родина".

Давайте будем друзьями природы!

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь, и птица

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям.

Давайте будем беречь планету.

Во всей Вселенной прекрасней нет.

Спасибо всем за урок!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

А О К С М В Г П Р Й Ц У Е Н И Ш Щ З Х Ф Ы В И П Р Л Д Ж Н Э Я Ч Т Б Ю Т

Слайд 4

Михаил Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в селе Хрущёво Орловской губернии в обедневшей купеческой семье

Слайд 5

Отец умер рано, оставив на жену Пришвину Марию Ивановну пятерых детей

Слайд 6

С 1883 г. учился в Елецкой гимназии, из которой был отчислен в 4 классе за дерзость учителю

Слайд 7

Образование удалось закончить в Тюменском реальном училище

Слайд 8

В 1900 г. отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета. По возвращении в Россию работал агрономом

Слайд 9

В 1906 г. произошел резкий перелом в жизни Пришвина. Он отправился в Карелию, в результате чего увлекся литературой . В этом же году в журнале «Родник» впервые был опубликован рассказ «Сашок »

Слайд 10

В годы I мировой войны работал военным корреспондентом. Умер писатель 16 января 1954 г. в Москве в возрасте 80 лет

Слайд 11

В деревне Дунино Одинцовского района Московской области образован дом-музей М.М. Пришвина

Слайд 12

1873 «МОЯ РОДИНА» « Сашок» 1954 д. Дунино Московской области Военный корреспондент Тюменское реальное училище с . Хрущёво Орловской губернии Природа Германия Агроном Мария Ивановна 80 лет

Слайд 13

1873 Михаил Пришвин родился 4 февраля 1873 г.

Слайд 14

Михаил Пришвин родился в селе Хрущёво Орловской губернии с. Хрущёво Орловской губернии

Слайд 15

Мария Ивановна Мария И вановна Пришвина – мать М.М. Пришвина

Слайд 16

Тюменское реальное училище М.М. Пришвин закончил Тюменское реальное училище

Слайд 17

Германия М.М . Пришвин окончил агрономическое отделение Лейпцигского университета Германии

Слайд 18

Агроном По возвращении в Россию из Германии М.М. Пришвин работал агрономом

Слайд 19

Военный корреспондент В годы I мировой войны М.М. Пришвин работал военным корреспондентом

Слайд 20

« Сашок» «Сашок » - п ервый рассказ М.М. Пришвина

Слайд 21

Природа Все рассказы, повести М.М. Пришвина проникнуты любовью к родной природе

Слайд 22

1954 Умер писатель 16 января 1954 г.

Слайд 23

80 лет М.М. Пришвин умер в 1954 г. в возрасте 80 лет

Слайд 24

д. Дунино Московской области В деревне Дунино Одинцовского района Московской области образован дом-музей М.М . Пришвина

Слайд 25

«МОЯ РОДИНА» Рассказ Михаила Пришвина

Слайд 26

Стр. 58-59 (выразительно читать, отвечать на вопросы) Творческое задание по выбору: 1. Принести фотографии на тему "Моя Родина " 2. Написать рассказ на тему "Моя Родина " 3. Нарисовать рисунок на тему "Моя Родина " ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения М. Пришвин "Моя родина"

Материал урока представлен в виде технологической карты....

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему: "М. Пришвин "Моя Родина"

Урок составлен в соответствии с ФГОС. Это первый урок нового раздела "Люби живое"Цель:- знакомство с новым произведением М. М. Пришвина «Моя Родина».Задачи:- учить понимать смысл текста;- формулироват...

Конспект урока литературного чтения в 4 «В» классе на тему: «СТИХИ О РОДИНЕ. Н. М. РУБЦОВ «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»

Педагог: Леванова Юлия АлексеевнаТип урока: изучение нового материалаЦель: создание условий для  формирования умения осознанно, грамотно, выразительно читать стихотворение Н. М. Рубцова «Ти...

Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "М.Пришвин "Моя родина"

Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока литературного чтения....

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "М.М.Пришвин "Моя родина"

Конспект открытого урока, который содержит подробное, поэтапное планирование с учётом всех требований ФГОС НОО...

Урок литературного чтения по теме: Родина, родная природа в произведении М. М. Пришвина «Моя Родина». 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Урок литературного чтения по теме:  Родина, родная природа  в произведении М. М. Пришвина  «Моя Родина».3 класс УМК «Начальная школа XXI века»...

Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Пришвин "Моя родина"

Конспект урока для урок литератного чтения в 4 классе, УМК "Планета знаний"...