Конспект урока по теме "Сова. В.Бианки", 2 класс.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Яншина Лариса Васильевна

Данный материал может быть использован при изучении темы "В. Бианки. Сова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению

Тема: В. В. Бианки «Сова»
Цели: 1. Продолжить знакомство с творчеством В. В. Бианки.
Познакомить с произведением «Сова».  Дать понятие о новом литературном жанре « сказки- несказки»

2. Развивать навыки выразительного и беглого чтения;
обогащать словарный запас; развивать умение
анализировать поступки героев.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:
уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию и иллюстрациям; определять последовательность событий, устанавливать причинно-следственные связи.

Оборудование: выставка книг, ноутбук, проектор, экран,  карточки для построения цепочки взаимосвязи (сова, мыши, шмели, чай, клевер, корова, молоко, старик).


Ход урока
1. Организационный момент.

На уроке не зевать,

А работать и читать.                    Знание трудом добывается.

2. Речевая разминка.

Называем звуки: а, о, ы, у, э, и.

А теперь добавим нашему голосу эмоций!

а – удивились     о - огорчились

ы – радуемся   у- испугались

э – задумались    и - улыбнулись

Поиграем в "Эхо"

Игра -ра, ра;       земля -ля, ля;

Давай - ай, ай,    смотри - ри, ри,    летит - ит, ит,

голова - ва, ва,      побежали -али, али.

3. Проверка домашнего задания.

  1. На каком музыкальном инструменте любил играть старый медвежатник? (скри
  2. Кто сказал старику, чтобы он бросил свою скрипку? (колхозник)
  3. Что взял с собою в лес старый медвежатник? (ружьё)
  4. Откуда слышался звук "Дзенн!" (С опушки)
  5. Какой предмет издавал этот звук? (щепка) 
  6. Какое имя у писателя Бианки? (Виталий)
  7. Что объединило старика и медведя? (музыка)
  8. 4. Сообщение темы и цели урока.

- О ком вы будете сегодня читать?

- Что мы должны узнать и чему должны научиться сегодня на уроке?

- Мы продолжим знакомство с творчеством В.Бианки.

- Ребята, а что вы знаете о сове?

5. Изучение нового материала.

5.1 Словарная работа

Цветень - пыльца

Пойло - питательное питьё для скота

Как бы худа не вышло - как бы беды не было     Утекай - убегай

Кормовистый - клевер, предназначенный для корма скоту

Проверка усвоения содержания сказки.

- Назовите главных героев.

- Ребята, а это рассказ или сказка?

- К какому виду сказок отнесете эту сказку? (Сказка о животных.)

-  бывают народные сказки. А какая это сказка? (Литературная, авторская.)

- Что здесь было сказочного?

- А что было достоверного и правдивого? О каких повадках животных вы узнали? Виталий Бианки придумал новый вид литературной сказки – познавательную сказку.

Физминутка

5.2. Выразительное чтение   учебник на стр.146

1 часть- до слов» Ночь пришла                            

- Почему сова рассердилась на старика?

 Фраза «Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься» - (Так и есть в природе: сова охотится ночью.)

2 часть- до слов « Стоит на лугу клевер…»  

- Почему мыши так расхрабрились? (зачитайте)

- Чем они занялись на лугу?

- Как предупреждает Сова Старика о возможной беде? Прочитайте. Что значит "как бы худа не вышло"? (как бы беды не было)

- Что же ответил Старик Сове?

- Какой был старик? ( Легкомысленный, ненаблюдательный)

Что же произошло, когда сова перестала летать на луг?

- Что стали делать мыши? («Мыши по лугу рыщут, шмелиные гнёзда ищут, землю роют, шмелей ловят».)

- Что мы узнаем о природе из этого предложения?

- На кого охотятся мыши? (На шмелей.) Как? (Ищут их гнёзда.) Где у шмелей гнезда? (В земле.)      

- Взаимосвязаны ли в природе Сова и мыши? Как?

- Зависят ли друг от друга мыши и шмели?

А что познавательного мы узнаём из фразы «Что от них толку: ни мёду, ни воску, - волдыри только»? (Что шмели не делают мед, как пчелы, и воску у них нет.)

3 часть- до слов « Старик браниться…»

- Как автор называет клевер? (Кормовистый) 

- Что это означает? (клевер, предназначенный для корма скоту)

- Почему шмели нужны лугу? Какую пользу они приносят? - Выясните значение слова "цветень" (пыльца, мельчайшие жёлтые зёрнышки)

- Почему не родится клевер на лугу?

- Что произошло с клевером на лугу?

- Что нужно корове для того, чтобы ее молоко было жирным, вкусным? 

4 часть- до слов « Простила Сова…»    

- Что изменилось в Старике?

( Старик не считал Сову своим другом, пренебрежительно. Даже высокомерно относился к ней: « Вишь, чем пугать вздумала! Утекай пока цела». Потом он стал молчать и наконец браниться, так как всё у него разладилось.)

- Когда Старик понял свою ошибку?( Вот и чай белить Старику нечем стало»)

- Права ли оказалась Сова?

Что же пришлось сделать старику?

 - Как теперь обращается Старик к Сове?  (Совушка-вдовушка)

- Что хотела сказать Сова –

«Дружно не грузно, а врозь хоть брось»?

5 часть.- до конца сказки.

- Простила старика сова? (Да, ей тоже плохо без его мышей.)

Как восстановилась жизнь на лугу?

7. Построение «Цепочки взаимосвязи

- Какая связь между чаем с молоком и совой

 Через сказку В. Бианки показал, как всё в природе взаимосвязано. От бережного отношения к природе зависит будущее нашей планеты, а значит, и всего человечества. Попробуем восстановить эту цепочку.

Работа по карточкам в парах.

- Мы увидели, что человек тесно связан с природой, а в природе все явления и живые существа зависят друг от друга.

8. Работа над усвоением смысла .

2.        Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

- Объясните её значение "Дружно - не грузно". Слово "грузно" тут используется в значении "тяжело" То есть со своими товарищами, друзьями, не должно быть тяжело. Легче справиться с возникшими проблемами, преодолевать препятствия, когда рядом есть на кого положиться и понадеяться.

"А врозь - хоть брось".  то есть поодиночке, не сделать чего-то действительно стоящего, не добиться настоящих побед. Любому человеку нужна опора и понимание со стороны других людей.

- Как вы думаете, можно ли эту пословицу назвать главной мыслью текста?

Почему сказку назвали "Сова"?

10. Подведение итогов урока

— С какой сказкой познакомились сегодня на уроке?

— Кто её автор? Какова главная мысль сказки?

Кто оказался лучшим знатоком природы?

Вывод: животные помогают человеку, а человек должен помогать животным.

12. Домашнее задание (на выбор): выразительное чтение или пересказ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ 2 КЛАСС

Слайд 2

Называем звуки а о ы у э и а - удивились о - огорчились ы - радуемся у- испугались э - задумались и - улыбнулись

Слайд 3

В.В. Бианки «СОВА»

Слайд 4

ЦВЕТЀНЬ - ПО̀ЙЛО - УТЕКА̀Й - КОРМОВЍСТЫЙ - пыльца питательное питьё для скота убегай клевер для корма животным Объясни значение слов

Слайд 6

Животные помогают человеку, а человек должен помогать животным.

Слайд 7

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме В.В.Бианки. Музыкант.

Урок построен на деятельностном методе обучения. Использованы различные формы организации работы учащихся. Осуществляется интеграция различных учебных предметов: окружающего мира, русского языка, музы...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме В.В.Бианки. Музыкант.

Урок построен на деятельностном методе обучения. Использованы различные формы организации работы учащихся. Осуществляется интеграция различных учебных предметов: окружающего мира, русского языка, музы...

Конспект урока по литературному чтению. 1 класс. В.Бианки "Лесной Колобок - Колючий бок"

Программа "Начальная школа XXI века". Урок соответствует ФГОС....

конспект урока по литературному чтению 3 класс В. Бианки "Неслышимка"

Урок литературного чтения по программе 2100 авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева 3 класс +презентация...

В. В. Бианки "Первая охота". Конспект урока литературного чтения в 1 классе. УМК "Школа России"

Урок литературного чтения по теме "Творчество В.В.Бианки. Первая охота (отрывок)" изучается в 1 классе в послебукварный период. В ходе урока предусмотрены разные виды работ по формированию времен...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В.Бианки "Мышонок Пик""

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В.Бианки «Мышонок Пик»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Бианки; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображени...