Конспект урока литературного чтения в 3 классе "Дымка и Антон"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тихомирова Ксения Александровна

Методическая разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_chteniyu_2.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Редькинская ОШ

Конспект урока чтения в 3 классе

на тему: «Дымка и Антон» В. Драгунский

Подготовила:

учитель начальных классов

Тихомирова Ксения Александровна

Бор

2023

Тема урока: «Дымка и Антон» В. Драгунский

Цель: Продолжение знакомства с биографией и творчеством В.Драгунского, с содержанием произведения «Дымка и Антон»

Задачи:

Предметные: познакомиться с биографией писателя, прочитать новое произведение

Метапредметные: развивать внимание, память, речевые умения

Личностные: развивать умение слушать и слышать, воспитывать усидчивость, прилежание, интерес к предмету

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы:

Средства обучения: учебник, раздаточный материал

План урока:

1.Мотивация учебной деятельности –   3   мин

2.Актуализация знаний –   4   мин

3.Постановка учебной задачи –    5  мин

4.Решение учебной задачи –    15  мин

5.Закрепление –   11   мин

6.Рефлексия –    2  мин

Эскиз доски

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация учебной деятельности

- Здравствуйте, дети! Напоминаю, что меня зовут Ксения Александровна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Ребята, прежде чем перейти к теме нашего урока, мне хочется у вас спросить, а с кем вы любите играть?

- А у кого из вас есть собака?

- Вы о ней заботитесь, не забываете покормить, прогуляться с ней?

- Случались ли в вас интересные истории во время игры с собакой?

- Чувствовали вы, что она хоть и не разговаривает, но прекрасно все понимает?

- С братьями, с друзьями, с домашними зверями

- Есть / нет

- Да

- Да / нет, рассказывают

- Да

Личностные

-Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные

-Учимся взаимодействовать с учителем и коллективом, отвечать развернуто на вопросы, вести диалог

Актуализация учебной деятельности

- Что было задано вам в качестве домашнего задания?

Учитель проводит проверку с помощью задания «О ком это предложение?» по рассказу «Ханг и Чанг»

Ученики угадывают, о ком предложение

Коммуникативные

-Учимся взаимодействовать с учителем и коллективом, отвечать на вопросы

Постановка учебной задачи

На доске написано несколько названий книг. Затем предложить игру (квадрат, заполненный буквами), с помощью которой им станет понятно, кто их автор

- Какие произведения этого автора вам уже знакомы? О чём он писал, какова тема его произведений?

- Хорошо. Но есть и другая тема, которая интересовала В.Драгунского не меньше темы семьи. Это животные в нашем доме. Как вы думаете, чем мы сегодня займёмся на уроке?

-  Это Виктор Драгунский

Он писал весёлые произведения о детях, о семье

Познакомимся с новым произведением, которое будет посвящено домашним животным

Регулятивные

-Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные

-Учимся взаимодействовать с учителем и коллективом, отвечать развернуто на вопросы, вести диалог.

Решение учебной задачи

- Прежде всего, скажите мне, что вы знаете о биографии этого писателя?

- На партах у вас лежат листы с текстом. Давайте познакомимся с основными фактами биографии этого замечательного писателя.

- Хорошо. Скажите мне:

1) Год рождения Драгунского

2) В какой стране он родился

3) В каком городе прошло детство

4) В каком году семья Виктора переехала в Москву

5) В каком театре работал он с 1935г

6) Чем занимался в годы ВОВ

7) Какие произведения принесли ему большую известность

8) Кто был прототипом для главного героя цикла «Денискины рассказы»

-Откройте учебник на странице 87. Прочитайте название произведения. По иллюстрации над заголовком можете ли вы сказать, кто такие Антон и Дымка?

- Как вы думаете, где будут происходить события? В какое время года? Давайте приступим к чтению первой части произведения из цикла «Денискины рассказы»

*чтение вслух первой части текста*

- Как вы думаете, кто выступает в роли рассказчика?

- Сколько времени мальчик жил у дяди?

- Чем занимался мальчик на даче?

- Почему Дениска особо выделил из событий летнего отдыха дружбу с собаками?

- Как называли собак?

- В чём удобство, если собака её имеет?

- Что вы узнали о Дымке?

- Как вы думаете, почему собаке дали такую кличку?

- Кто такой Антон Дыхов?

- Что мы узнали про него?

*Физкультминутка*

Ответы детей

Ученики читают биографию

1913

США

Гомель

1925

Театр транспорта

Был в ополчении, выступал с концертными бригадами

Денискины рассказы

Сын писателя

Открывают учебник

- Дымка и Антон

- Наверное, это собаки

- В деревне, летом

Ученики читают текст

- Дениска

- Целую неделю. Он ходил в походы, жег костры, дружил с собаками. Может у Дениски не было собаки, он любил животных.

- По имени и фамилии

- Легко понять, кто кого укусил.

Ученики описывают Дымку

- Может она была тёмная

- Пёс

Описывают Антона

Личностные

-Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

-Оцениваем поступки в соответствии с определённой ситуацией.

-Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные

-Учимся взаимодействовать с учителем и коллективом, отвечать развернуто на вопросы, вести диалог.

Регулятивные

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные

-Контролировать свою деятельность по результату выполнения задания.

-Выполнять задания и строить объяснения в нужной форме.

-Находить ответы на вопросы в тексте

Закрепление

- Давайте прочитаем вторую часть произведения.

*Чтение вслух второй части текста*

- Что помешало Дымке грызть кость?

- Почему Антон не стал сразу грызть кость, а удрав, вернулся обратно?

- Замените глаголы синонимами:

* цапнул

* удрал

* приковылял

- Как Дениска называет Антона? Вы согласны с этим?

- Почему Дымка отошла от Антона?

- Кто помог Антону исправиться?

- Как Дениска догадался, что Дымка простила Антона?

 - Ребята, понравились ли вам эти собаки?

- На чьей стороне ваши симпатии: Дымки или Антона?

- А как вы думаете, зачем Антон все же утащил кость?

- В этом рассказе В.Драгунский очеловечивает собак, показывает их характер и даже чувства. Найдите слова, которыми автор передает чувства собак.

- Как вы думаете В.Драгунский любил собак? Почему?

Учитель раздаёт разные карточки 1 и 2 варианту. Ученики должны составить портрет 1в – Дымки, 2в – Антона по плану:

1 - Кличка

2 - Портрет

3 - Где живет

4 - Характер

5 - Творческое задание: предположить, как изменится жизнь собаки через год.

Ученики читают текст

- Она увидела кота

- Он хотел обмануть Дымку, всем видом показывая «что я ничего не знаю, я не виноват»

– схватил

– убежал

– пришел хромая

- Нахал. Да, потому что он посмел обманом завладеть косточкой

- Обиделась

- Дениска

- Она улыбнулась ему, а потом побежала вместе с ним

- Да / нет

- Дымки / Антона

- Он был воришкой, возможно, это был ещё один его трофей

- Улыбнулась, совести нет, рассмеялся, покраснел, разговаривать

- Потому что только человек, который любит животных, может наблюдать за ними и подмечать их характер

Ученики составляют портреты собак

Коммуникативные

-Учимся взаимодействовать с учителем и коллективом, отвечать развернуто на вопросы, вести диалог

Личностные

азвиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

-Оцениваем поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом учебника.

Познавательные

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

-Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

-Ориентироваться на развороте учебника.

-Находить ответы на вопросы в тексте

Рефлексия

- Ребята, как вы думаете, для чего люди имеют дома животных?

Как вы понимаете предложение: МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ!

Это, ребята, и есть главная мысль произведений, изученных нами на прошлом и сегодняшнем уроке.

- Интереснее жить, веселее; домашнее животное может стать другом, даже защитником; с ним можно играть, разговаривать; им можно доверять свои секреты: он не выдаст и никому ничего не расскажет.

- Если животное доверило нам свою жизнь, то мы должны о нём заботиться

Коммуникативные

-Учимся взаимодействовать с учителем и коллективом, отвечать развернуто на вопросы, вести диалог.

-Учимся оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные

-Высказываем своё предположение

Личностные

-Адекватная оценка своей деятельности

Биография В.Ю.Драгунского

Детские годы

Виктор Юзефович Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. Родители будущего писателя были из Беларуси. Жизнь семьи Драгунских в Америке не сложилась, поэтому в 1914 году они вернулись на родину. В городе Гомель прошло детство будущего писателя. В 1918 году умер его отец. В 1925 году мальчик с матерью и отчимом переезжает в Москву.

Начало творческой деятельности

Семья Виктора Юзефовича находилась в тяжелом материальном положении, поэтому ему пришлось рано пойти работать. С 1930 года Драгунский начал посещать «Литературно-театральные мастерские» А. Дикого. В 1935 году был принят в труппу Театра транспорта (сейчас Театр имени Н. В. Гоголя).

Кроме театра, Виктора Юзефовича влекла литературная деятельность, он писал юморески, интермедии, фельетоны, сценки, цирковые клоунады и др. В 1940 году произведения Драгунского впервые появились в печати. В годы Великой отечественной войны Драгунский был в ополчении, выступал с фронтовыми концертными бригадами.

В 1945 году Виктора Юзефовича приглашают работать в Театр-студию киноактера. В 1947 году Драгунский, биография которого не была пестра на роли в кино, снялся в фильме «Русский вопрос» режиссера М. Ромма.

«Синяя птичка»

В театре роли в основном распределялись среди именитых актеров, поэтому Драгунский как молодой артист не мог рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях. В 1948 году Виктор Юзефович создает пародийный «театр в театре», назвав его «Синяя птичка». Вскоре к труппе присоединились Л. Давидович, Я. Костюковский, В. Дыховичный,        М. Слободской, Л. Сухаревская, Р. Быков, В. Бахнов, Е. Моргунов и другие. Для некоторых постановок Драгунский писал тексты песен.

Театр «Синяя птичка» стал известен в Москве. Труппу неоднократно приглашали со спектаклями в Дом актера. В 1958 году театр прекратил свою деятельность.

Зрелое литературное творчество

В 1959 году в печати впервые появляются произведения писателя Драгунского для детей из серии «Денискины рассказы». Прототипом главного героя «Денискиных рассказов» стал сын писателя Денис. Они принесли автору большую популярность. Многие из рассказов были экранизированы.

В 1960 году был опубликован сборник юмористической прозы писателя «Железный характер». В 1961 году вышла военная повесть «Он упал на траву», в 1964 году – повесть «Сегодня и ежедневно» о цирковой жизни.

6 мая 1972 года Виктор Юзефович Драгунский умер в Москве.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...