Конспект урока литературного чтения в 3 классе "По следам" В.Бианки
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тихомирова Ксения Александровна

Методическая разработка урока по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_chteniyu.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Редькинская ОШ

Конспект урока чтения в 3 классе

на тему: В. Бианки «По следам»

Подготовила:

учитель начальных классов

Тихомирова Ксения Александровна

Бор

2022

Тема урока: В. Бианки «По следам»

Цель: формирование навыка полноценной читательской деятельности

Задачи:

Предметные: развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам

Метапредметные: развивать внимание, память, речевые умения

Личностные: развивать умение слушать и слышать, воспитывать усидчивость, прилежание, интерес к предмету

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Средства обучения: учебник, раздаточный материал

План урока:

1.Мотивация учебной деятельности –      мин

2.Актуализация знаний –      мин

3.Постановка учебной задачи –      мин

4.Решение учебной задачи –      мин

5.Закрепление –      мин

6.Рефлексия –      мин

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Напоминаю, что меня зовут Ксения Александровна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Скажите мне, пожалуйста, что мы можем прочитать?

- А где мы можем взять книгу?

- Верно. А есть ещё одно место, где мы можем найти и прочитать необычную книгу. Сегодня на уроке мы узнаем, что это за место и что это за книга.

Ученики садятся на свои места

- Книги

- В магазине, в библиотеке

Личностные

-Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные

-Учимся взаимодействовать с учителем и коллективом, отвечать развернуто на вопросы, вести диалог

Актуализация знания

- Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.

Учитель вызывает учеников к доске.

- Хорошо, молодцы, садитесь. Скажите мне, как называется раздел, который мы сейчас изучаем? Какая тема объединяет произведения в этом разделе?

Следующее произведение урок, которому мы сегодня посвятим, тоже находится в этом разделе, а значит тоже посвящено тематике?

Ученики выходят рассказывать наизусть стихотворения. Остальные ученики указывают на ошибки и выставляют оценку

- Поёт зима, аукает..

- Тема зимы

- Зимы

Коммуникативные

-Учимся взаимодействовать с учителем и коллективом, отвечать развернуто на вопросы, вести диалог

Постановка учебной задачи

- Откройте страницу 66 в учебнике. Прочитайте фамилию и имя автора, которые указаны над названием произведения.

- Вы уже знакомы с этим автором? Какие произведения у него вы знаете?

- Какую цель мы можем поставить себе на урок?

Ученики открывают учебник на нужной странице

- Виталий Бианки

- Да. «Мышонок Пик», «Как Муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше»

- Познакомиться с новым для нас произведением этого писателя

Регулятивные

-Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные

-Учимся взаимодействовать с учителем и коллективом, отвечать развернуто на вопросы, вести диалог.

Решение учебной задачи

- Прочитайте название рассказа.

- Теперь посмотрите на иллюстрацию, которая прилагается к тексту. Как думаете, кто будет героями текста? Куда направлен взгляд мальчика? Как думаете, какое у него настроение? Предположите, где будет происходить действие?

- Давайте начнём читать и узнаем, верны ли наши предположения. Назовите мне правила правильного чтения. Читаем по цепочке, по предложению, начиная с первой парты первого ряда.

После прочтения учитель просит одного ученика кратко пересказать содержание первой части.

(Кто герои рассказа, где они живут, куда направился Егорка, почему он пошел за неизвестным зверем, что такое фузея?)

- Встретились ли вам в тексте слова, значение которых вам непонятно?

Как бы вы озаглавили первую часть? Запишите её название на карточках, которые я вам раздала под цифрой 1 (план произведения)

- Давайте перейдём ко второй части текста. Продолжает читать тот ученик, на котором остановилась цепочка после первой части.

- Как можем озаглавить эту часть? Запишите название в карточке под цифрой 2.

- Давайте разберём некоторые выражения из этой части. Найдите отрывок:

1) «Отложил лесник сапоги, взял топор, пошёл в сарай сани починять». Значение слова починять?

2) «Время ужинать, а парнишки нет. Слышно было: пальнуло раза три. …. И где запропастился, поганец?». Какие эмоции отражаются?

3) «Поел. Вышел на крыльцо. Темь непроглядная». Какими стали предложения?

4) «Лесник заскочил в избу, выбежал – в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы» Как теперь развиваются события?

5) Найдите в тексте отрывок, в котором мы можем увидеть, что дало отцу надежду на то, что его сын жив.

- Верно. Теперь давайте все встанем и разомнёмся.

* Физкультминутка*

- По следам

- Мальчик, (кот?)

- На следы, в лес

- Ему скучно

- В лесу

- Читать выразительно, громко, без ошибок, соблюдая интонации

Ученики начинают читать первую часть текста.

Выбранный учителем ученик пересказывает содержание.

Ученики называют слова, если они есть. Если ответа нет, учитель проверяет знания учеников.

- Егорка пошёл на охоту, прогулка в лес и т.д.

Ученики заполняют карточку

Ученики продолжают читать рассказ по цепочке.

- Беспокойство отца, сын не вернулся

1) Починять – чинить, ремонтировать

2) Отец волнуется, сердится   Где же Егорка? Уж не случилось ли с ним что-то?

3) Предложения стали короткими. Нарастает тревожность.

4) Теперь события стали динамичнее, лесник действует быстро, так как Егорке грозит опасность

5) «И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «Бумм!». Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи – и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел»

Личностные

-Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

-Оцениваем поступки в соответствии с определённой ситуацией.

-Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные

-Учимся взаимодействовать с учителем и коллективом, отвечать развернуто на вопросы, вести диалог.

Регулятивные

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные

-Контролировать свою деятельность по результату выполнения задания.

-Выполнять задания и строить объяснения в нужной форме.

-Ориентироваться на развороте учебника.

-Находить ответы на вопросы в тексте

Закрепление

- Садитесь. Переходим к третьей части текста. Прочитайте текст самостоятельно про себя.

- Кратко перескажите мне её содержание. Каким настроением проникнута эта часть? Какую иллюстрацию мы могли бы нарисовать к этой части?

- Какой заголовок подойдёт к этой части?

- Следующая часть четвёртая. Спрашиваю вас выборочно, в любой момент могу остановить и спросить следующего, будьте внимательны.

- Найдите отрывок, в котором описывается, как постарел и изменился старик. Прочитайте его. Почему это случилось?

-Какое решение он принял?

- С помощью чего лесник мог отследить передвижения сына?

- Верно. Возьмите схемы с прямоугольниками и заполните их с помощью текста теми метками, которые помогали леснику проследить путь Егорки. С чего мы начнём, что самое первое он увидел из окна?

- Давайте проверим правильность выполнения этого задания.

- Появилась ли у отца уверенность в том, что сын может быть ещё жив?

- Как озаглавим эту часть? Впишите в карточку.

(Чтение и разбор пятой части, если останется время)

- Почему в конце части охотник стал торопиться?

- Встретились ли вам непонятные слова? Какие это слова?

- Как озаглавим эту часть?

Учащиеся читают третью часть текста про себя. Пересказывают содержание.

- Грустью, страхом, отчаянием

- Тёмный лес, одинокий лесник, ищущий сына и т.д.

- Потеря надежды, отчаяние лесника.

Ученики читают

Лесник поднялся. Страшный стал: в одну ночь
постарел и сгорбился.

- Он сильно переживал за сына

- Снова пойти в лес искать его

- С помощью следов

- Лыжня Егорки

Ученики самостоятельно заполняют схему, затем выходят и вписывают свои ответы в схему на доске.

- Да

- Надежда есть, по следам как по книге

Ученики читают текст

- Он увидел, что пошёл снег, а он заметал следы

Ученики называют непонятные слова

- След невиданного зверя

Коммуникативные

-Учимся взаимодействовать с учителем и коллективом, отвечать развернуто на вопросы, вести диалог

Личностные

-Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

-Оцениваем поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Регулятивные

-Проговаривать последовательность действий на уроке.

-Учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом учебника.

Познавательные

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

-Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

-Ориентироваться на развороте учебника.

-Находить ответы на вопросы в тексте

Рефлексия

- Давайте вернёмся к вопросу, который встал перед нами в начале урока. Мы говорили о необычной книге. Заметили ли вы в сегодняшнем произведении описание необычной книги?

- Верно. Наша необычная книга – это книга лесная. И чтобы ещё прочитать, недостаточно знать только буквы русского алфавита, нужно, как лесник, уметь разбираться в повадках животных, которые эту книгу пишут. А можем ли мы заметить такую книгу сейчас на улице города?

- Молодцы. Домашним заданием будет – дочитать произведение до конца, озаглавить остальные части рассказа.

- Да, это книга написана не буквами, а следами. Лесник сумел прочитать по ней путь, по которому шёл его сын.

- Да, например, следы кошек и собак

Ученики записывают задание в дневник

Коммуникативные

-Учимся взаимодействовать с учителем и коллективом, отвечать развернуто на вопросы, вести диалог.

-Учимся оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные

-Высказываем своё предположение

Личностные

-Адекватная оценка своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)

Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).

Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель:  познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива». Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины».

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...

Биография и творчество М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Горные вершины». План-конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику «Литературное чтение ». Авторы: Л. Ф. Климанова и др. УМК «Перспектива»

Важнейшим элементом школьного курса литературы является лирическая поэзия. Она приобщает детей к духовному богатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятия жизни в самых мн...