Литература. Открытый урок. Г.Х.Андерсен "Гадкий утенок".
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Архипова Лена Ивановна

Литературное чтение. 3 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет:

Литературное чтение

Класс:

3 «В»

Раздел:

Зарубежная литература.

Тема урока:

Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»

Цели обучения:

1.Использовать в речи пословицы и поговорки, выражения из сказок, невербальные средства речи.

2.Определять тему и находить предложение, в котором заключена основная мысль произведения.  

3.Различать особенности литературной сказки.

Развитие навыков:

Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами;

Составления плана, используя слова автора и наглядную иллюстрацию

Предполагаемый результат:

Все учащиеся смогут : определить главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план;

создавать иллюстрации.

Различать особенности литературной сказки.

Языковая цель

«не такой как все», «гадкий утёнок»

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

1.Оргмомент. Психологический настрой.

Здравствуйте, ребята.

Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, чтобы от ваших улыбок всем было хорошо, тепло, легко.

Регулятивные:

Организация своего рабочего места.

2.Актуализация ЗУН

-Что такое сказка?

-Какие бывают сказки?

-Чем отличаются?

-Что общего во всех сказках?

-Скажите , а описания природы будут в каких сказках? (авторских)

-Почему?

-Волшебные, бытовые, о животных, зарубежные

-Так же сказки бывают народные и авторские.

В народных сказках обычно рассказывается  история, язык простой, нет описаний природы, есть мораль, чему-то учит ; в авторских сказках - есть автор. Литературная сказка от народной отличается

наличием автора. У каждого автора свой творческий почерк, по которому его сказки можно отличить от сказок другого писателя.

В литературных сказках более замысловатые сюжеты, более развернутые описания.

УУД:

Коммуникативные: умение вступать в диалог; умение выражать свои мысли полно и точно;

Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

3.Работа в парах. Презентация.

-Прочитайте, как вы думаете , какая будет сказка-народная или авторская?

-Почему?

Докажите.-Кто догадался , с какой сказкой будем работать?

-Кто автор этой сказки?

Есть художественное описание природы;

«Гадкий утёнок»;Г.Х.Андерсен.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с соседом по парте.

4.Постановка целей и задач урока

Целеполагание:

-Какие задачи мы поставим  перед собой на уроке?

- В конце сравним  автора и главного героя сказки.

Ответы учащихся

-узнаем об авторе,…

Личностные: формирование познавательного мотива

Регулятивные: проговаривание последовательности действий на уроке

5.Опережающее задание

-Ребята, прежде чем мы начнём знакомство с произведением, давайте ознакомимся с биографией Ганса Христиана  Андерсена:

- В каком городе родился Андерсен?

-Каким было его детство?

--Каким словом дразнили писателя?

Эту сказку автор назвал автобиографической. Потому что Ганс родился в бедности, некрасивым, все смеялись над ним, дразнили его, часто играл один. Поначалу никем не признанный , этот благородный , трудолюбивый человек добился всемирного признания.

6.Работа над произведением:

(мультфильм)

Работа над 1-й частью.

1 часть мы с вами посмотрим.

-Ваша задача внимательно слушать и если встретятся незнакомые слова, запомните их.

Коммуникативные: Умение слушать и понимать речь других

6.1.Словарная работа

Смётано-собирать в одно место, в одну кучу

Озираться-оглядываться назад

Гадкий-некрасивый, вызывающий отвращение

-где сидела утка?Опишите

-Как появились утята на свет?

-Что стали делать утята, когда уже выбрались из скорлупы?

-Почему утка- мать не мешала им разглядывать листья лопуха?

-Каким оказался, по-мнению, утки  последний  утёнок?

-Что сказала утка, когда увидела последнего утёнка?

-На кого он был похож?

-Что вас особенно тронуло?

В чаще лопуха, в самом густом лесу.

Скорлупки затрещали, утята зашевелились, застучали клювиками.

Разглядывали листья лопуха.

Они начали познавать мир.

Большой и гадкий.

Ужасно велик и не похож на остальных.

Индюшонка.

Коммуникативные: умение уточнять непонятные слова.

6.2  

Ваша задача восстановить последовательность событий, происходящих в 1 части.

-Высиживание утят

-Рождение

-Ожидание последнего утёнка

-Некрасивый утёнок

Познавательные: умение ориентироваться в прочитанном произведении

7.Динамическая пауза

Дежурные

6.3

Продолжение работы над литературным произведением.

-Сейчас мы с вами познакомимся со 2 частью сказки  и ваша задача ответить на вопрос «Почему  утёнку пришлось  бежать с птичьего двора?

-Имели ли они на это право?

-Как вы относитесь к девочке, кормившей кур?

Почему?

-Как бы вы поступили на её месте?

Чтение учащимися ( быстро-читающие)

-все его гнали, обижали, даже мама, братья и сёстры называли его уродом, куры клевали, утки щипали, а девочка, кормившая кур-отталкивала ногой)

Он не виноват, что родился таким, он добрый-а это главное качество)

Личностные:

Развитие доброжелательности, доверия и внимательности, умение оценивать поступки людей

6.4

Сейчас мы проверим на сколько внимательно вы слушали сказку. Вам предстоит разгадать ребус.

Прочитайте слово.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

-Что же такое толерантность?

-проявляли ли терпимость жители птичьего двора по отношению к утёнку?

-В чём это проявлялось?

-Вспомните ещё сказки, где главных героев тоже не любили?

-Чему учит сказка?

-Толерантность – это терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей.

Карлик нос, Мальчик с пальчик

(Нельзя судить только по внешности , надо судить по поступкам и делам)

Личностные: формирование моральной самооценки

6.5. Групповая работа. Закрепление.

Работа по открыткам  Каневского  Аминадав Моисеевича. Надо расставить по порядку.

Открытки расставляют по порядку. Уточняют друг у друга последовательность рисунков.

Свободный пересказ  к данной открытке.

Коммуникативные: умение аргументировать своё предложение, умение убеждать, уступать, сотрудничать с одноклассниками.

Познавательные:

ориентация по иллюстрациям.

7.Рефлексия.

«Не такой как все»  к кому относится  данное выражение?

Если вам было интересно, комфортно работать на уроке, по желанию можете взять домой для иллюстрации сказки на альбомном листе.

Домашняя работа по выбору:

1. Прочитать всю сказку по учебнику

2.Составить синквейн «Утёнок»

3.Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.

К автору, к главному герою…

Регулятивные:

Умение оценивать свою работу на данном уроке.

Ученики выбирают 1 открытку

для  рисования.

Творческая деятельность.

Самоанализ урока литературного чтения в 3 «Б» классе

Тема: Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок»

Учитель: Архипова Л.И.

Задачи:

1.Обобщение понятий авторская и народная сказка.

2.Знакомство с произведением  Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок».

3.Формирование навыка работы в группе:

-развивать умение анализировать информацию, формулировать собственную точку зрения.

4.Развивать речь обучающихся.

5.Воспитывать любовь к чтению, ко всему живому.

ТИП урока: усвоение новых знаний.

      В 3 «б» классе 18 обучающихся. Из них 8 отличников. В  ходе урока были включены все учащи-еся. Навык чтения у большинства -высокий .Это осознанное, беглое и выразительное чтение. Сама сказка «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсена  по сюжету,  для анализа характера героев, описания поступков , для составления плана пересказа  легко воспринимается, обеспечивая активность всего класса, включая слабомотивируемых  детей. Все высказывали своё мнение, не боясь ошибиться. Все ученики любят уроки изобразительного искусства. Поэтому домашнее задание: сделать свою иллюстрацию к  данной сказке, с помощью серии открыток Каневского А.М. приняли все.

На данном уроке использовала :

1.отрывки  из презентации учительницы Бахтиной В.А. «Сказочник на все времена» : https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-po-literaturnomu-chteniyu-v-3-klasse-g-h-andersen-gadkij-utenok-5838663.html.

2. Новый МУЛЬТФИЛЬМ про ГАДКОГО УТЕНКА. https://www.youtube.com/watch?v=aSeH4DjZpkQ.

           Ответы, выводы учащихся показали, что методы  обучения,   использованные мною на данном уроке были эффективны и способствовали достижению поставленных целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе в 4 классе.

Открытый урок по литературе в 4 классе.Тема:К. Г. Паустовский  « Стальное колечко».             Провела:    ...

Открытый урок "Образ матери в православной культуре, музыке, живописи и литературе"

Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников, воспитывать чувство уважения к произведениям искусства раскрывающим образ Божьей Матери и образ матери....

Открытый урок. Литература, Русский язык. Математика

Открытый урок. Литература, Русский язык. Математика...

Интеллектуальная игра знатоков русского языка и литературы. (Открытый урок )

Тема: Интеллектуальная игра знатоков русского языка и литературы.Цели:1. Побуждать интерес к урокам русского языка и литературного чтения.2. Способствовать проявлению самостоятельности и инициативы, а...

Открытый урок в 3 классе на уроке литературе . Тема В.Ю. Драгунский " Главные реки"

Разработка урока литературы с использованием современных гаджетов....

Открытый урок литературного чтения Б.Житков "Храбрый утенок"

Данный урок непосредственно продолжает раздел литературного чтения, раскрывает его содержательную сторону....