Открытый урок. Литература, Русский язык. Математика
план-конспект урока по теме

Открытый урок. Литература, Русский язык. Математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._uroki_liter_russk._yaz_matematika2.doc231.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №63 имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова

Л И Т Е Р А Т У Р Н О Е

Ч Т Е Н И Е

Разработала: Васичкина Надежда Васильевна, учитель начальных классов

Тула-2011

Тема: А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя…»

Цель:

  1. Познакомить детей со стихотворением А.С.Пушкина «Вот север тучи нагоняя…», с картиной  К.Ф. Юона  «Волшебница зима».
  2. Ввести понятие олицетворение.
  3. Развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, делиться впечатлениями.
  4. Учить сопоставлять живопись и поэзию, понимать настроение поэта и художника, воспитывать чувство прекрасного и любви к поэзии и живописи.
  5. Продолжить формирование навыков сравнения, анализа, умение делать выводы.

Вступление:

-Ребята, над какой большой темой работаем?

(Русские писатели)

Разминка:

Тол?

Жу.

Пле!

Ковский.

Стой!

Лов!

Щеев?

Тют?

Кин.

Пуш!

Кры.

Чев?

- Фамилии каких писателей здесь зашифрованы?

- Что их всех объединяет?

Работаем над стихотворением А.С.Пушкина.

- Что такое стихотворение?

- Что составляет основу стихотворения?

- Рассматриваем картину Юони «Волшебница зима».

- Записать в тетради, какие вызывает чувства.

(Грустное любование, мечтательное ожидание, печальное, радостное, светлое, спокойное, тихое, торжественное, тревожное, теплое, сонное, хвастливое, сердитое, обиженное, капризное, мрачное.

Восторг, восхищение, легкость, очарование)

Проверка домашнего задания

Чтение наизусть стихотворения «У лукоморья дуб зеленый».

Работа над темой урока.

Рассказ учителя:

«Это стихотворение А.С.Пушкин написал в селе Михайловском, оно является частью его поэмы «Евгений Онегин», с которым вы будете работать в старших классах».

Словарная работа.

Прочитать про себя по слогам, как говорим:

  • Брега – сокращенное слово берега (реки)
  • С недвижною – неподвижною, когда становится неподвижной, поверхность  замерзает, мороз сковывает.

Чтение стихотворения  А.С.Пушкина «Вот север тучи нагоняя…» учителем под музыку П.И. Чайковского «Танец снежинок».

- Определите тип произведения и тему.

- Какое стихотворение?

(Лирическое)

- Почему?

(Поэт выражает свои чувства: радости, любви, восхищения).

Тема – природа

Идея – приход зимы.

- Как можно назвать зиму?

(Красавица, рукодельница, чародейка, искусница).

Физ. минутка

  1. Перед вами свеча – задуем ее.
  2. Вдох 1-5, задержка дыхания 1-3, выдох 1-5.
  3. Зажать крепко кулаки, зажмурить глаза 1-10, резко раскрыть.
  4. Мышонку шепчет мышь: (1,2)

Ты все шуршишь, (1) не спишь! (1,2,3)

Мышонок шепчет мыши: (1,2)

Шуршать я буду тише. (1,2,3).

  1. Прочитать предложение, чтобы логическое ударение менялось.

Наступила морозная зима.

- Попробуйте увидеть картины, нарисованные поэтом.

(Чтение стихотворения детьми про себя.)

- Взять карандаши, подчеркнуть знаки препинания.

- Как поэт называет зиму?

Сравнение

(Волшебницей, как в сказке, колдунья, фея – устраивает чудеса, как живая.)

- Реалистическая или сказочная картина?

(Картина реальная, а образ сказочный).

(Север, зима совершают действия, как люди).

- Как называется художественное средство в литературе, когда автор, неживому существу, приписывает характер живого существа?

(Олицетворение).

- Какие чудеса творит зима?

(Зима пришла, рассыпалась, повисла на суках дубов, легла коврами, брега сравняла.)

- Каким словом называет поэт чудеса зимы? (Проказы).

- Как еще автор называет зиму? (Матушкой).

- Почему? (Она заботливая).

- Из каких строк это видно?

(Клоками повисла на суках дубов, т.е. прикрыла деревья от холода, укрыла теплым одеялом поля).

- Кто кроме зимы действует как живой?

(Север – звуки (вой ветра)).

- Назовите слова, благодаря которым создается рифма.

(Дубов - холмов).

- Какое отношение у автора, к тому, что зима пришла?

(Радостное).

- В каких строках?

- С каким чувством надо читать стихотворение?

(Восхищения, радости).

- Где расставим паузы, логическое ударение?

Чтение стихотворения детьми (3 человека).

Вывод:

- Что помогает увидеть, рассмотреть зиму, услышать звуки?

(Живопись, музыка, поэзия).

Поэт – волшебник слова. Он расскажет о чувстве, о настроении, поможет разбудить душу человека.

- С каким новым понятием вы познакомились?

(Олицетворением).

- Что вам понравилось на уроке?

Д.З. – выучить стихотворение наизусть.

Тема: А.С.Пушкин, «Зимнее утро»

Цель: 

  1. Познакомить детей со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро».
  2. Развивать умение сопоставлять живопись и поэзию; понимать настроение поэта, воспитывать чувство прекрасного, умение любоваться красотой русской природы, воспитывать любовь к родине, через поэзию, живопись.
  3. Научить детей выразительно читать стихотворение.
  4. Продолжить работу над поэтическими средствами языка: эпитетом, олицетворением, метафорой, сравнением.
  5. Продолжить формирование навыков сравнения, анализа, умение делать выводы.

Вступление:

- Ребята, над произведениями какого замечательного русского писателя мы с вами работаем?

- Прежде, чем прочитать наизусть красиво и выразительно его стихотворение «Зимний вечер», выполним разминку:

Ни?

Су!

Не.

Пуш.

ри?

кин!

Фет

ки!

тин?

ков.

кра?

сов!

- Фамилии, каких писателей здесь зашифрованы?

- Что их всех объединяет?

(Тема – «Природа»).

- С какой интонацией будете читать стихотворение «Зимний вечер»?

( тревоги  - 1 ч., подъема, ожидания – 2 ч., тревоги – 3 ч.).

Читают стихотворение 3 ученика.

- Какую же картину зимнего вечера мы с вами отмечали?

(снежная буря, мгла на небе, снежные вихри, все сопровождается странными звуками).

- Однообразна ли картина зимнего пейзажа? ( Схожесть стихотворения «Зимний вечер»).

- Рассматриваем репродукции по теме «День чудесный».

- Какие краски преобладают в написании пейзажей?

(ослепительно белые в контрасте с черными, от нежно до ярко-голубого и синего, с вкраплением зеленого).

- Какие вызывают чувства?

(Грустное любование, мечтательное ожидание, восторг, восхищение, легкость, очарование, тревогу, грусть.)

Настроение – печальное, радостное, светлое, тревожное, торжественное.

Вывод:

- Так художники показали нам прелесть природы средней полосы России.

- Ребята, а кого мы называем поэтом?

(Волшебник слова, он расскажет о чувстве, настроении, поможет разбудить душу человека).

- А что такое стихотворение?

(Небольшое поэтическое произведение в стихах).

Тема урока:

- Сегодня мы познакомились с одним из чудесных стихотворений А.С. Пушкина «Зимнее утро» 1899 г.

Живя в городе, находясь в квартире среди каменных домов, он вспоминал просторы села Михайловского, одноэтажный домик из окна, которого открывался вид на луга, которые рассекала река Сороть, березовые рощи, сосновый бор и написал это стихотворение.

Словарно-лексическая работа:

  • сомкнуты негой взоры – блаженством, счастьем
  • северной Авроры – утренняя заря
  • звездою севера – первой красавицей
  • вечор – вчера
  • нынче – сегодня
  • янтарным блеском – ярко-желтым
  • лежанка – печь
  • кобылка бурая – лошадь коричневой масти.

Чтение стихотворения учителем под музыку П.И. Чайковского «Январь».

Тема – природа

Идея – красота русской природы

Характер – лирический (выражает чувства через картины природы)

- В каком темпе я читала стих?

(Бодром, четком, уверенном).

- На что вы невольно кидали взгляд при чтении стихотворения?

(На репродукции).

- Почему?

(Поэт изобразил такой же «чудесный день», как и здесь).

- Какое чувство?

(Радость, восхищение).

Физ. минутка.

  1. Перед вами свеча – задуем ее.
  2. Вдох 1-5, задержка дыхания 1-3, выдох 1-5.
  3. Зажать кулаки, закрыть глаза 1-10, резко разжать.

Работа над выразительностью.

- Назовите выразительные средства поэзии:

эпитет, сравнение, олицетворение, метафора.

Эпитет – образное художественное определение выражается прилагательными.

Олицетворение – выразить неживое существо в виде живого.

Сравнение – слово или выражение содержащее уподобление одного предмета другому, сопоставление объектов.

Метафора – употребление слова в переносном значении.

- Прочитать стихотворение про себя и карандашом отметить данные выразительные средства.

Эпитеты:

  • День чудесный
  • Под голубыми небесами
  • Блестя на солнце, снег лежит
  • Прозрачный лес
  • Тучи мрачные
  • Янтарным блеском
  • Веселым треском
  • Кобылка бурая
  • Неторопливого коня
  • Поля пустые
  • Леса, недавно столь густые
  • И берег милый для меня

Олицетворение:

  • Вьюга злилась
  • Мгла носилась
  • Веселым треском, трещит натопленная печь

Метафора:

  • янтарным блеском

Сравнение:

  • снег с великолепными коврами
  • луна, как бледное пятно

- А теперь рассмотрим, как эти поэтические средства позволяют в каждой строфе раскрыть красоту природы и чувства поэта?

- Сколько всего строф?

- Прочитать одну строфу.

- Назовите рифмы.

- Почему он побуждает свою подругу проснуться? (День чудесный).

- Кем должна явиться его подруга Аврора?  («Звездою севера»).

I Строфа

- Каким настроением окрашена первая строфа? (Радостного ожидания).

- С какой интонацией должны прочитать?   (Мягкости, радости, нежности).

Чтение вслух

II Строфа

- Каким настроением она окрашена?  (Печали, грусти, тревоги).

- Как это передает автор?  (Непогодой).

- В каких строках говорит о настроении подруги?

Чтение вслух

- Для чего автор вспоминает о вчерашнем дне? (Противопоставляет «антитеза»).

(Чтобы ярче, краше выглядел день сегодняшний)

III Строфа

- Что передано в этой строфе?

(Блеск, яркость, красота мира).

- Что пишет о снеге, лесе, ели, речке?

- С какой интонацией читать?  (Бодрости, радости).

IV Строфа

- Что передает автор?  (Уют домашнего тепла).

- Что общего в описании зимнего пейзажа за окном и в описании комнаты?   (Вся комната …).

- Как передает уют комнаты?  («Веселым треском …»).

- Настроение автора?

- Чего ему не хватает?  (Свободы, зимнего простора, …).

Интонация – спокойная, напевная, плавная.

V Строфа

Приглашение подруги на прогулку на санках, впряженных в нетерпеливого коня.

- Что для автора дорого?

- Что является милым для его души?

- Расставить паузы, логическое ударение.

Выразительное чтение

Вывод:

- Что же мы наблюдаем в этом стихотворении?!

Яркий зимний день. Его красоты в поэте пробудили самые разнообразные чувства: бодрости, радости, желание «окунуться» в мир природы и отголоски печали, скрытую грусть.

Мы видим как «злые» и «добрые» силы природы по-разному действуют на душу человека.

Д.З. – Выучить стихотворение наизусть.

Тема: М.Пришвин «Журка», «Хромка»

Цель:

  1. Познакомить учащихся с новыми произведениями М.Пришвина.
  2. Развивать беглость, сознательность, правильность, выразительность чтения.
  3. Воспитывать чувство сопереживания, бережного отношения к животным.

        Иллюстрации: журавля, кряквы 

Портрет писателя

  1. Речевая разминка:

Та  - му – ке  - на вдохе

Эх – ум- ат    - на выдохе

- Прочитать в соответствии со знаками препинания.

Со?

Приш?

Ам.

Ми!

Вин?

Ха.

Ку!

Фин?

Ик!

Ил?

Рам!

Ул.

- Имя какого автора здесь зашифровано?

О писателе

  1. – Чем вам запомнилась биография этого писателя?

- Что показалось в ней интересного?

- Сегодня мы познакомимся с новыми произведениями М. Пришвина  «Журка» и «Хромка».

  1. Рассматривание иллюстраций.
  2. Прослушивание маленьких сообщений об этих птицах.
  3. Работа над трудными словами и лексическим значением слов.

  1. Прочитать шёпотом по слогам.
  2. Вслух с ударением.
  3. Так, как говорим.

- Какие слова знакомы?

  • Колодец
  • Картуз
  • Кутерьма
  • Не помнит себя от радости селезень
  • Подсадная уточка
  • Подманивает
  • Пронюхала
  • Норовят
  • Безделушка
  • Паровой молот
  • Беспощадные
  • Хромка
  1. Первичное чтение (по ролям).

- Какие сложились отношения между Журкой и всем семейством писателя?

                      Выборочное чтение.

- К кому Журка привязался больше всех?

- Как к Журке относилась жена писателя?

- Что произошло однажды с Журкой?

- Каким образом удалось выманить Журку с болота?

- Сколько же может проглотить лягушек журавль за один раз?

                         Чтение друг другу по парам.

(Оценить чтение).

- Почему уточка оказалась хромой?

Выборочное чтение, ответы на вопросы.

- Что предпринимало семейство автора, чтобы вылечить уточку?

- Какие законы существуют среди животных по отношению к больным?

- А как вы относитесь к больным животным, к людям?

- Как повели себя люди по отношению к уточке?

- Чем отплатила уточка за добро людей?

Итог:

- Какое из трех произведений М.Пришвина вам понравилось больше всего и почему?

Проверка домашнего задания.

- Пересказ по плану ( сжатый от 3 лица)

Чтение слов автора.

- Можем ли эти слова отнести к этим трем произведениям?

Д.З.

Найти и прочитать рассказы М.Пришвина о животных, уметь их кратко пересказать.

Научиться выразительно  читать отрывок о хромке, передавая своим чтением отношение к уточке.

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №63 имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова

РУССКИЙ

 ЯЗЫК

Разработала: Васичкина Надежда Васильевна, учитель начальных классов

Тула-2012

Тема: «Проверка безударных гласных в корне»

Цель:

  1. Закреплять знания о единообразном написании корня в однокоренных словах.
  2. Развивать умение распознавать в корне слова,  проверяемые безударные гласные и проверять их путем подбора проверочного однокоренного слова.
  3. Развивать умение применять правила проверки безударных гласных в корне слова.
  4. Развивать связную речь, путем работы над составлением предложений.
  5. Воспитывать культуру поведения на уроке.

I.

-  Будете учиться обозначать буквами безударные гласные звуки в корнях слов.

II.

- Прочитайте слова, будут ли они однокоренными?

- Что такое родственные слова?

(Корень).

- Как пишется корень в однокоренных словах?

- Будут ли однокоренными?

  • Двор, дворовый, дворник
  • Синий, синеть, синева
  • Рисовать, рис, рисунок, нарисованный
  • Победить, победа, победный, одолеть.

 - Как пишутся гласные в корне однокоренных слов?

III.

- Прочитайте слова слева.

- Какую букву надо вставить?

- По какому слову вы определили?

- Каким оно является?  (Проверочным).

- Почему?

- В остальных словах гласная в корне является безударной.

Вывод:

- Списать по вариантам, поставить ударение, выделить корень.

Правило – стр.148.

- Что надо сделать, чтобы проверить написание безударной гласной?

Устно: грибок, бежать, больной, лесной, глазок, кричать.

Письменно: упр.№310.

Работа над предложением:

- Какое время года?

Наступила долгожданная весна.

- Напишем несколько предложений о весне.

- Будет ли предложение?

Хорошо греет весеннее…   (I вариант).

- Подчеркнуть главные члены предложения.

Юга, прилетели, грачи, с.    (II вариант)

Кто? Что делают? Кому? Что?/ жилье, они, устраивают, себе

- Со словом жилье придумать однокоренные слова.

(Жилье (сущ.), живет (гл.), жилой (прил.)).

- Определить части речи.

Письмо по памяти.

В б...резовой роще вселье,

Справляют грчи  нвоселье.

Вывод:

- Как вы определяли, какой буквой на письме будете обозначать безударные гласные звуки в корнях слова?

Д.З. – словарь.

Тема: «Правописание и перенос слов с мягким знаком»

Цель:

  1. Развивать умение обозначать на письме мягкость согласного звука в середине слова и делить для переноса такие слова.
  2. Развивать связную речь учащихся и их орфографическую зоркость.
  3. Воспитывать любовь к животным, умение самоконтролировать.

Тема урока:

- Сегодня будем учиться обозначать мягкость согласных звуков в середине слова и делить такие слова для переноса.

- Какое время года наступит через четыре дня?

Чтоб зима на нас не злилась,

Чтобы с нами подружилась,

Вы, ребята, поскорей

Снеговика слепите ей.

(Каждое выполненное задание – часть снеговика).

  1. ый ученик

- Подчеркнуть слоги с мягким согласным звуком.

Пришла зима. Снег занёс лесные тропы. Тяжело в такую пору лесным обитателям.

- Какие гласные на письме обозначают мягкость согласных?

Вывод:

- Разделить слова черточкой для переноса:

Лейка, чайка, свой, стройка, лужайка, двойка.

- Как переносятся слова?

Вывод:

- Кто знает название зимних месяцев?

(Декабрь, январь, февраль)

- Что общего?

- Ь знак вместе с согласными обозначает мягкий согласный звук.

 - Вспомните словарные слова с Ь знаком в середине слова.

альчик, учительница, пальто, коньки).

- Новые слова: сорока, ворона, воробей.

- Какие это птицы?

- Составить по рядам простые предложения с этими словами.

  • Сорока – стрекочет, летит, сидит.
  • Ворона – каркает, ест, летит.
  • Воробей – чирикает, скачет.

- Составить распространенное предложение по схеме:

Какая?  __________                                где?

Какой?        

Голодный воробей  скачет у окна.

  - Запись с комментированием.

  - Определить и подчеркнуть главные члены предложения.

- Каких вы еще знаете зимующих птиц?

- Как им живется зимой?

- Можем ли мы им чем-то помочь?

Зрительный диктант.

Школьники повесили кормушки у крыши.

-Разделить слова для переноса.

Отдых. Устно.

- Если можно перенести слова, поднять две руки, если нет – сложить.

Кольцо, моль, рыльце, Ольга, пеньки, колья, деньки, львы, пальцы, олень, дождь, перья, хорьки, удальцы, мотыльки, зверьки, гусь, горький, письмо, рельсы.

Работа по учебнику стр.56.

Вывод.

Задание на доске:

- Изменить первую букву и написать новые слова, разделяя их для переноса.

  • Пальчик – мальчик
  • Пеньки – деньки
  • Редька – Федька
  • Банька – Санька

- Добавить в середину  слова мягкий знак Ь, чтобы получилось слово с новым значением.

Под диктовку:

  • Полка – полька
  • Уголки – угольки
  • Банка – банька
  • Галка – галька

Значение слов.

- Разделить для переноса.

Вывод:

- Чему учились на уроке?

Д.З. – стр.56, упр.188

                   

Тема: « Упражнения в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне»

Цель:

  1. Развивать умение распознавать в словах согласные, которые нужно проверять.
  2. Закреплять знания о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне.
  3. Развивать речь учащихся.
  4. Воспитывать трудолюбие, уважение друг к другу.

  1. Словарная работа

- Назовите слова из словаря с парными согласными на конце.

Город, карандаш, обед, медведь, народ, огород, рассказ.

То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей-ка!                       (тетрадь)

Воз, перевозка

- Со словом город придумать однокоренные слова, разобрать по составу.

Пригород, пригородный, городок, городской.

- Назвать парные звонкие и глухие согласные.

  1. Всегда найдется дело

Для умелых рук,

Если хорошенько

Поглядеть (вокруг).

- Составить предложение со словом вокруг.

Пушистый снег замел все дорожки вокруг.

- Выписать словосочетания:

  • Снег (какой?) пушистый,
  • Замёл (что?) дорожки,
  • Замёл (где?) вокруг,
  • Дорожки (какие?) все.

Индивидуальная работа.

- Проверить выполненную работу Незнайки.

Еще вчера шёл дождь. Ночью подул резкий, холодный ветер. Пушистый мягкий снег засыпал землю. Робко идут по скользким дорожкам ребятишки.

  1. Найти проверочное слово (выделить корень).

1 в.                                                    2 в.

                                                         

Островки                                 холодком

Островок                                 холодок

Островком                               в холодке

  1. Написать только слова с парными глухими и звонкими согласными, которые перед записью надо проверять.

(Веера)

  • Книга – твой друг, без неё как без рук.
  • Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
  • Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду скажет.
  • Сядем рядком, да поговорим ладком.

Показать.

  1. Составить предложения по вопросам.

- Найти слова с парными звонкими и глухими согласными, написание которых надо проверять.

Устно (отдых).

«Камушки», «Ватки»

Дорожка, незабудка, чашка, катушка, сказка, крышка, бумажка, кошка, глазки, тулуп, шалаш, шапка, березка, шубка, окошко, ножка.

б-п                    д-т               ж-ш                 з-с

тропка               клетка             букашка             перевозка

кнопка                закладка          бумажка            перевязка

пробка                зарядка            картошка          прическа

Упр.№214.

- Составить предложение из слов.

- Найти слова с парными звонкими и глухими согласными, которые надо проверять.

- Подчеркнуть подлежащее и сказуемое. (1 в. – 1-ое, 2 в. – 3-е)

Д.З. – Дать ответы на вопросы:

  1. Какой подул ветер? (резкий)
  2. Какие облака понеслись по небу? (редкие)
  3. Что сковал мороз? (пруд, речку)

По памяти:

Хорошо бежать на лыжах

Мимо елей и берёз.

Воздух чист и неподвижен,

Не пугает нас мороз.

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном и имени прилагательном»

Цель:

  1. Усвоение учащимися сходства и различия между данными частями речи.
  2. Развитие умения правильно и точно употреблять их в речи.
  3. Совершенствовать навыки в правильном определении рода, склонения, падежа имени существительного, в правильном написании безударных окончаний имени существительного и имени прилагательного.
  4. Продолжить работу над развитием связной речи учащихся.
  5. Воспитывать наблюдательность, любовь к родной природе.

  1. Организационный момент.

Картинки (сосульки, подснежники)

Чтобы солнышко светило,

Нас лучами веселило,

На уроках не зевай,

Заданье быстро выполняй!

  1. Проверка домашнего задания.

- Какое у нас время года?

- У вас было задание: составить текст-описание весенних цветов.

- Давайте послушаем несколько ваших мини-сочинений.

- С помощью, какой части речи вы называли цветок?

- На какой вопрос отвечает существительное?

- Что обозначает?

- С помощью, какой части речи, мы могли определить, какой цветок вы описали?

- На какой вопрос отвечает имя прилагательное?

- Что обозначает?

- Какой частью речи может быть в предложении?  (Определением).

Словарь:

- Записать сочетание имени прилагательного с именем существительным.

- Указать число и род.

  • Березовая аллея (ед.ч., ж.р.)
  • Веселый воробей (ед.ч., м.р.)
  • Желтый одуванчик (ед.ч., м.р.)
  • Прекрасная погода (ед.ч., ж.р.)
  • Черные берега (мн.ч., м.р.)
  • Народное богатство (ед.ч., ср.р.)

- Какого рода бывают существительные?

- Как изменяются имена существительные, имена прилагательные по числам?

(Прилагательные изменяются по родам только в единственном числе).

  1. Устно:

Раздать карточки с определением склонения существительного.

- Послушайте стихотворение и скажите, в каких падежах стоит сочетание «зеленый лист».

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист(И.) зелёный

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова у зеленого(Р.) листа,

Ветер нес его и нес,

Только бросил на мосту,

В тот же миг весёлый пес

Шмыг к зеленому(Д.) листу,

Лапой хвать зелёный(В.) лист,

Дескать поиграем.

«Не хочу,» - парамготист головой качает…

Ветер вмиг с листом(Т.) зелёным

Над землёй взметнулся снова.

Но шалун листок(И.) упал

И ко мне в тетрадь попал.

- Сколько всего падежей в русском языке?

- В каком падеже сочетание не прозвучало?

  1. - Поставить словосочетания в указанном падеже.

Звонкие ручьи, дальние(Р.) страны, важные(В.) грачи, старые(Д.) гнезда, звонкая(Т.) песня, молоденькая(П.) травка.

  1. – С одним из словосочетаний придумать предложение.

НаПред. солнечнойПрил. полянкеСущ. появиласьГл. молоденькаяПрил. травкаСущ..

  1. – Разобрать по частям речи и членам предложения.

По вариантам.

(на солнечной полянке – морфологический разбор).

  1. Письмо по памяти.

(Чистописание)

Гонимы вешнимиТ. лучами2 скл. ,                          Сущ. 2 склонения муж. рода

С окрестныхР. гор уже снега2 скл.

Сбежали мутнымиТ. ручьями2 скл.

На потопленныеВ. Луга2 скл..

А.С.Пушкин

- Найти сочетание сущ. прил., определить падеж.

(Мн.число, общее).

  1. Развитие речи.

- Вставить в текст, подходящие по смыслу слова.

Сосулька

Согрело солнышко сосульку. (Что сделала?) Заплакала она (Какими?) холодными слезамиТ.. (Что сделали?) Вспыхнули капельки на солнце. Засветились (Какими?) красными, желтыми, синими огонькамиТ.. (Что сделали?) Зажурчали они ручейками. Все кругом (Что сделало?) засияло, заискрилось (Какими?) радужными огнямиТ..

- Если вы рисовали картину, какие бы взяли краски?

Звуко-буквенный анализ.

СОСУЛЬКА – 3 слога, 7 зв., 8 букв.

[с] - согласный, глухой, твердый

[о] – гласная, безударная

[с] - согласный, глухой, твердый

[у] – гласная ударная

[л]' – согласная, звонкая, мягкая

[к] – согласная, звонкая, глухая

[а] – гласная безударная

Разбор слов по составу.

- Посмотрите на картиночку.

- Где появился подснежник?

Проталинка  (I в.)                            подснежники (II в.)

- Назовите однокоренные слова, которые вам помогли разобрать данные слова по составу.

- Какие это части речи?

ИТОГ:

- Чем схожи имена существительные и имена прилагательные?

  1. Части речи
  2. Изменяются по родам
  3. Изменяются по числам
  4. Изменяются по падежам

Различие – прилагательные изменяются по родам только в единственном числе.

Д.З.

Яркое солнце, ранняя весна, широкая река, тёмная проталина, хрупкий лёд, большая льдина.

  1. Употребить сочетания в разных падежах.
  2. Придумать с одним из сочетаний предложение.
  3. Рассказ «Лёд тронулся».

Тема: Склонение имен прилагательных

Цель урока:

  1. Познакомить учащихся с приемом распознавания падежа имени прилагательного. Познакомить со склонением имен прилагательных в единственном числе.
  2. Продолжить работу над распознаванием рода, числа имен прилагательных. Обобщим значение прилагательных в нашей речи.
  3. Развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной  и письменной речи, развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.
  4. В помощь возьмем внимание, трудолюбие, дружелюбие.

I. Вступление

- Тема и цель урока

II. Чистописание    

- Вспомним размер заглавных и строчных букв и элементов букв: в, д, з, у

  1. З
  2. Зрительный диктант

     Заметает пурга

     Белый путь

     Хочет в мягких снегах

     Потонуть.

                                          ( С.Есенин )

  - Отметить орфографию.

- Как вы думаете какому русскому поэту принадлежат эти строки?

  -Записать. Запись. Проверка.

  - Поднимите руки, кто порадовал своим письмом писателя.

III. Словарная работа

  - Какое сейчас время года?

  - Вспомните слова по теме «Зима»:

(декабрь, мороз, одежда, пальто, погода, сверкать, север)

    IV. Работа над правильным употреблением имени прилагательном в речи, над предложением.

1. Устно

  - Посмотрите в окно.

  - Опишите сегодняшний день с помощью имен прилагательных.

( ненастный, пасмурный, хмурый, скучный, тоскливый, печальный, непогожий, морозный, ясный, солнечный, прекрасный).

  - Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?

( Делают её более красивой, образной, точной).

  - Что такое прилагательное?

  -  На какие вопросы отвечает?

2. Письменно

  - Исправить речевые ошибки.

Был морозный солнечный (ясный) день,

веселое утреннее (яркое) солнце освещало верхушки деревьев.

  - Если был день, то солнце не может быть утренним (яркое).

  - Повторение слов солнце, солнечный.

  - Синоним к слову солнечный – ясный.

  - Записать. Определить род имен прилагательных.

  - Чтобы определить род имени прилагательного, надо ...

  - Какие окончания имеют имена прилагательные м., ср., ж. р.?

3. Прочитать текст, вставить подходящие по смыслу имена прилагательные.

Стоят (суровые) морозы. (Быстрая) река и (тихое) озеро одеты (ледяным) покровом. Деревья нарядились в (блестящий) иней. В (глубокий) лес спрятались (маленькие) ёлочки.

  - В каком числе имена прилагательные не изменяются по родам?

  - Назовите прилагательные множественного числа.

  - Определить род имени прилагательного.

  - Записать предложение, разобрать его по членам предложения.

Деревья  нарядились  в  блестящий  иней.

V. Работа над темой

  - Выделить окончания имен прилагательных.

( ледяным покровом, ледяной взгляд, к ледяному роднику, о ледяном катание)

- Определить род имен прилагательных.

       - Как вы думаете, почему имена прилагательные одного и того же рода имеют разные окончания, имеют разный падеж?

Т Е М А

Правило стр. 147.

  • Просклонять письменно Упр.279.
  • Можем ли по окончанию прилагательного узнать его падеж?
  • Почему? ( - ой Д., Р., П.)
  • Прилагательные какого рода склоняются одинаково?

VI. Закрепление материала

Стр. 144, упр.281

  • Определить падеж имен прилагательных.
  • Разобрать слова как части речи.

1. Холодное – им. прилаг. (какое?)      

2. Н.ф. - холодный

3. В ср.р., в им. п., в ед. ч.

4. Определение

1. Солнце – сущ. (что?)

2. Н.ф. - солнце

3. В ср.р., в им. п., в ед. ч.

- Что у них общего?

VII. Развитие речи

- Составить текст используя словосочетания.

              Кормушка

( сильный мороз, на старом тополе, по ярко-красной грудке, рады прилету)

Ударил сильный мороз. На старом тополе ребята открыли птичью столовую пернатым друзьям. Вскоре прилетели снегири. Их ребята узнали по ярко-красной грудке. Дети были рады прилету гостей.

Д.м.

( Проверочные работы:

стр. 77 - I в, стр.78 - II в.)

Продолжи фразу

Чтобы определить падеж имени прилагательного, надо

  1. Найти ...  , к которому относится ...
  2. Определить падеж ...
  3. По падежу ... определить падеж ...

Д.З.  Правило

Составить мини сочинение по опорным словам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №63 имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова

МАТЕМАТИКА

Разработала: Васичкина Надежда Васильевна, учитель начальных классов

Тула-2013

Тема: Умножение на двузначное число

Цель:

  1. Овладеть твердыми навыками умножения на двузначное число.
  2. Совершенствовать умение решать задачи в два, три действия.
  3. Развивать логическое мышление, путем решения выражений рациональным способом.
  4. Вести подготовку к решению задач на нахождении неизвестного по двум разностям.
  5. Воспитывать терпеливость, усидчивость.

  1. Организационный момент

        - У кого были затруднения при выполнении домашнего задания?

 Устно:   54*11 =                 236*5 =                     424*5 =

                36*25 =                 64*25 =                      43*11 =

Найти сумму!

               783 * 4 + 783 * 6 – 703 * 8 * 0 = 7830

               12*15 =                 12*(10+5) = 120+60 = 180

               617*76+617*24                   617*(76+24) = 61700

Сравнить!

830*26  <   830*20*6

       190*60 = 190*6+190*10

56 : Х =4

Х : 16 = 15

Х = ?     (Х = 14)

- В устных вычислениях, используя рациональные способы умножения, мы умножали на двузначное число, но это не всегда возможно, в этом вчера убедились.

Решить с объяснением у доски.

48*34= 1632       39*57=2223     26*73=1898

Самостоятельно 5 мин.

39*92=3312         570*14=7980         66*28=1848

45*39=1755         230*61=14030      702*49=34398

84*53=4452         91*72=6552           18*43=774                  

407*29=11803

о

е

б

д

и

ь

е

т

п

л

79800

1755

1848

14030

34398

11803

6552

4452

3312

774

27*83=2241          46*23=1058            550*18=9900

36*48=1728          24*71=1704            806*29=23744

93*45=4186          810*63=51030        19*47=893

502*24=12048

е

д

т

и

ь

б

л

е

п

о

1728

1704

4185

23374

12048

9900

893

51030

2241

1058

- Отгадали слова?

- Кто вы?

Учебник. Стр.162

Устно.

- S какого квадрата самая большая?

Что о Р?

Св-во сторон квадрата и прямоугольника.

Решить задачи самостоятельно.

1 м – 100 см               1 м2 – 10000 см2               1 см – 10 м

Разные по трудности решения

  1. S пр-ка  - 35 см2                                  1) 35:7=5 (см) – ширина пр-ка

D – 7 см                               2) (7+5)*2=24 (см) - Р

Pпр-ка  - ? см

  1. Найти сторону квадрата, Р, которого равен Р этого прямоугольника

          Dпр-ка – 1м 25см

          Ш  в 5 раз <

          Pпр-ка  - ? см

  1. 1 м 25 см = 125 см

          125 см : 5 = 25 см      -      Ш пр-ка

  1. (125 + 25) *2 = 300 см  - Р кв-та и Р пр-ка
  2. 300:4 = 75 (см)  - сторона кв-та.

  1. Р кв-та 64 см. Найти Д пр-ка?

Ш 4 см, S в 8 раз меньше S кв-та

  1. 64:4 = 16 (см) – сторона квадрата
  2. 16*16 = 256 (см2) – S кв-та
  3. 256 : 8 = 32 (см) – S пр-ка
  4. 32: 4 = 8 (см) – Д пр-ка

На доске числа.

- Кто узнал эти числа.

8 см       75 см      24 см

Устно. На движение.

- Гена выехал из П. в Е., а Коля из Е.в П., через 20 мин. Они встретились, но Гена был дальше от Е., чем Коля от П. Кто ехал быстрее?

- Коля, т.к. он был ближе к П., значит проехал больше расстояние, а значит V больше.

- В два магазина привезли 1800 кг картофеля, который был расфасован в пакеты одинаковой массы. В один магазин привезли 540 пакетов, а во второй 360 пакетов. Сколько кг картофеля привезли в каждый магазин в отдельности?

Масса 1                                    Кол-во                 Масса всего

Пакета с картофелем              пакетов                картофеля

I п-?                                            540 п.                    ? кг

                                                                                             } 1800 кг          

II п - ?                                         360 п.                     ? кг

  1. 540+360=900 (кг) – кол-во пакетов в I магазине.
  2. 1800:900= 2 (кг) – в I пакете
  3. 2*540=1080 (кг)
  4. 2*360=720 (кг)

От Москвы до Бреста 1090 км. Из этих городов одновременно навстречу друг другу вышли два поезда и встретились 10 часов. Скорость одного поезда 52 км/ч. Определить V второго поезда.

Задача на встречное движение.

1-й Способ.

- Что значит одновременно?

- Чтобы найти V надо знать t и S.

- t мы знаем (10ч).

- Чтобы найти S2 надо знать S1

1) 52*10=520 (км)

- Зная все расстояния и S1, найдем S2

2) 1090-520=570 (км)

3) Зная S2  и t, найдем V2 

570:10=57 км/ч

2-й Способ.

  1. 1090:10=109 км/ч
  2. 109-52=57 км/ч

Решений выражений:

I в.

а-в , если а=4000

в = 2178

а-в=4000-2178

а-в=1822

II в.

с – d, если с = 9100, d = 864

с – d=9100-864=8236

Итог: Какие задания вам показались трудными? Какие понравились?

Дополнительное задание. Стр.162 №730.

Д.З. стр. 162 №726, №728

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....

Открытый урок по русскому языку во 2 классе. Проектная задача по русскому языку.

Цели и задачи:1. обучение младших школьников совместному решению задач;2. более глубокое освоение детьми способов проверки орфограмм;3. подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы;4. ...