Рабочая программа чтение на род. языке
рабочая программа по чтению (3 класс)

Рабочая программа чтение на род. языке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_chtenie_na_rod._yazyke.docx62.08 КБ

Предварительный просмотр:

   Рабочая программа учебного предмета

«Литературное чтение

на родном языке»

3 класс

      Составитель :

      Джанбекова Наида Убайдуллаевна


Содержание

  1. Пояснительная записка_________________________________________________________________3
  2. Общая характеристика учебного предмета, курса____________________________________________3
  3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане___________________________________3
  4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета_____________________________3 - 4
  5. Личностные,  метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета_____________ 4 - 6
  6. Содержание учебного предмета, курса_____________________________________________________6
  7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности _____________7 - 12  
  8. Описание  учебно – методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса______________________________________________________________________________13    
  9. Приложение___________________________________________________________________________14 - 16  

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке составлена на основе следующих документов:

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 29.12.2012г.)
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки от 6 октября 2009 № 373 );
  • Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утвержден Президентом Российской Федерации от 4 февраля 2010 г. N 271)
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (с изменениями на 26.01.2016)»;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ» (Постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189); раздел 10;
  • Примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобрена решением федерального учебно - методического объединения по общему образованию Министерства образования и науки Российской Федерации (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

Цель уроков литературного чтения на родном языке – формирование читательской компетенции младшего школьника.

          В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих  задач:

  • формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
  • введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
  • развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
  • приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

  1. Общая характеристика учебного предмета, курса

           Важнейшим аспектом литературного чтения на родном языке является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

            В   процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог

            В  соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

            На уроках литературного чтения на родном языке формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

            Курс литературного чтения на родном языке пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

                       Учебный план МБОУ «СШ № 1 имени А.В. Войналовича» предусматривает обязательное изучение литературного чтения на родном ( русском) языке в 3  классе в количестве 17 часов ( 0.5 ч   в неделю).

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

        Одним из результатов обучения литературному чтению является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

        Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви, осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой).

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

        Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  • Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
  • Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
  • Формирование эстетических чувств.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
  • Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.
  • Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно - следственных связей, построения рассуждений.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно - эстетического цикла.
  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
  • Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

  • Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций
  • Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
  • Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
  • Осознание духовно- нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
  • Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематичном чтении.
  • Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
  • Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно - популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
  • Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

  1. Содержание учебного предмета, курса

Устное народное творчество

Устное народное творчество.

(Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и небылицы. Скороговорки, загадки. Пословицы и поговорки.)

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

Тест по теме «Устное народное творчество».

Поэтическая тетрадь

А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…».

И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

Русские писатели

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина».

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …».

Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

М.Ю. Лермонтов  «На севере диком стоит одиноко…».

Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

 Л.Н. Толстой «Прыжок».

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».

Поэтическая тетрадь

Н. Некрасов «Славная осень!..».

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Литературные сказки

Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца -Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Дата

Основные УУД  обучающихся

Виды деятельности обучающихся

Перечень основных вопросов, подлежащих контролю на выходе

план

факт

1 полугодие

Устное народное творчество.  5ч.

   1

Устное народное творчество.

(Русские народные песни. Потешки и прибаутки. Считалки и

небылицы.

Скороговорки, загадки.

Пословицы и поговорки.)

1

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с точкой зрения ученика, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Прогнозировать содержание раздела, читать, выражая настроение произведения, находить созвучные окончания в тексте. Находить различие в потешках и прибаутках, сходных по теме. Объяснять смысл пословиц, соотносить смысл пословиц с жизненным опытом.

Знание названий, содержания изученных произведений и их авторов. Умение создавать небольшой устный текст на заданную тему.

2

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Уметь:

– подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части.

3

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк».

1

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске информации. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Уметь:

– определять эмоциональный тон персонажа;

проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

4

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

1

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Уметь:

объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части.

5

Тест по теме «Устное народное творчество».

1

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера..

Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого  характера.

Уметь:

– подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

Поэтическая тетрадь 1 ( 2 ч)

   6

А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой…».

1

Чтение «про себя» с осознанием содержания текста. Определение эмоционального характера текста. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

Уметь:

– определять эмоциональный тон персонажа;

проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

7

И. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

1

Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Определение эмоционального характера текста.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Уметь:

– анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения.

Великие русские писатели (  7 ч)

8

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина». 

1

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера.

Наблюдать: сравнивать произведения разных жанров.

Ориентироваться в литературоведческих терминах, кратко характеризовать их.

Уметь:

– определять эмоциональный тон персонажа;

проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

II четверть

9

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …».

1

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Работать с учебным текстом, прочитанным самостоятельно: определять его цель.

Пересказ текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

10

11

Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

2

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции.

Уметь:

– определять эмоциональный тон персонажа;

проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

12

13

М.Ю. Лермонтов  «На севере диком стоит одиноко…».

1

Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Уметь:

– анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения.

14

Л. Толстой «Детство» (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

2

Смысловое чтение поэтического текста, выделение существенной информации. Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.

Уметь:

– анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения.

15

Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели».

1

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Уметь:

– анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения.

Поэтическая тетрадь

16

Н. Некрасов «Славная осень!..».

1

Обмен мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений. Установление аналогии, формулировка собственного мнения и позиции, выделение существенной информации.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Уметь:

– анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения.

  17

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

Уметь:

– определять эмоциональный тон персонажа;

проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

8.        Описание  учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса

Литература для учащихся

Литературное чтение. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2-х ч. Ч 1, 2 (+CD) / Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. – М.: Просвещение, 2012.

        Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. – М.: Просвещение, 2013.(УМК Школа России)ФГОС.

Проверочные работы по литературному чтению. Панкова. 3 класс ФГОС.

Литература для учителя

Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение: Рабочие программы: 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2012.

Кутявина  Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс. – М.: Просвещение, 2012.

Уроки литературного чтения с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.А. Архипова, Т.В. Белых [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2011. – (Современная школа).

Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета, 2012. – (Качество обучения).

Технические средства:

Технические средства обучения(предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно- воспитательном процессе):

  •  классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  •  демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной  демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление(компьютер, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, СД и ДВД, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др);
  • вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в том числе принтер, сканер, фото и видеотехника. экранно- звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику:
  • дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет- ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематические связанные с содержаниемпредмета;

9.Приложение

                                                                                                                                                                                                     Приложение 1

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

     В соответствии с требованиями ФГОС, структура и содержание программы «Литературное чтение» направлены на достижение личностных результатов освоения программы. Формируется умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результатов. Данный метапредметный результат достигаете посредством системы заданий, направленных на осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного выполнения; на формирование умение планировать учебную работу, используя различные справочные материалы (таблицы, схемы, алгоритмы, словари и т.д.); на развитие способности к самооценке и к самоконтролю.

    Текущий контроль проводится, в основном, в устной форме на каждом уроке в вид индивидуального или фронтального опроса: чтение текста, пересказ содержания произве дения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Возможны» небольшие по объему письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или собы тия), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

     Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

      Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для про верки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверю с понимания текста учитель после чтения задает вопросы.

Критерии сформированности навыка чтения второклассников:

  • умение читать целыми словами и словосочетаниями;
  • осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 60 – 75 слов в минуту (на конец года);
  • умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, пере дающие характерные особенности героев;
  • безошибочность чтения.

      К итоговому контролю относятся и комплексные работы. Структура контрольно измерительных материалов соответствует структуре ЕГЭ, что позволит начать подготовку тестовым заданиям уже со второго класса. Данные работы позволяют быстро проверить усвоение материала у большого количества учащихся, объективно оценить результаты рабе ты, повторить пройденный материал, углубить и систематизировать знания учащихся,  выполнение работы отводится 10-25 минут (в зависимости от уровня подготовленное! класса). На контрольную работу отводится весь урок.

     При выставлении оценки следует ориентироваться на следующую шкалу:

«3» - если сделано не менее 50% объёма работы;

«4» - если сделано не менее 75% объёма работы;

«5» - если работа не содержит ошибок.

К концу второго полугодия во 2 классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений. Общими критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:

  • индивидуальный прогресс в совершенствовании правильности, беглости и способов чтения (слоговое, плавное слоговое, целыми словами, плавное слитное);
  • индивидуальный прогресс в понимании содержания прочитанного;
  • индивидуальный прогресс в выразительности чтения (соблюдение знаков препинания, интонационная передача эмоционального тона, логических ударений, пауз и мелодики, темпа и громкости - в соответствии с характером текста);
  • индивидуальный прогресс в навыках работы с текстом;
  • умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, и следовать ей;
  • ориентировка в книге, в группе книг, в мире детских книг;
  • интерес к чтению художественной, познавательной и справочной литературы, расширение круга чтения.

Способами оценивания результативности обучения чтению являются:

  • замер скорости чтения (в скрытой для детей форме);
  • ответы обучающихся на вопросы по содержанию, структуре, языковому оформлению и жанровой принадлежности литературных   произведений;
  • выразительность чтения (умение передать общий характер текста с помощью интонационных средств - мелодики, темпоритма, пауз, логических ударений, громкости и эмоциональной окраски голоса);
  • выполнение заданий на составление плана пересказа, собственного высказывания;
  • выполнение заданий по ориентировке в книгах;
  • наблюдение учителя за продуктивностью участия детей в коллективной творческой деятельности (в составлении книжных выставок, конкурсах чтецов, драматизации, воображаемой экранизации и т.п.);
  • наблюдение учителя за соблюдением обучающимися правил коллективной и групповой работы;
  • наблюдения за читательской деятельностью учащихся;
  • анализ читательского дневника;
  • анализ отзывов учащихся о прочитанном, аннотаций, презентаций;
  • анализ творческих работ учащихся (в том числе входящих в рабочие тетради и в хрестоматии).

Приложение 2

Алгоритм работы с текстом

Обязательно при работе с текстами научить детей ставить перед собой серию вопросов:

- О чём ты мне расскажешь?

- Хочу ли я тебя прочитать?

- Я понимаю, что читаю?

- Трудно мне читать или легко? Почему?

- Зачем мне нужно прочитать этот текст?

- Что узнаю из него нового?

- О чём же всё-таки я прочитал?

- Зачем писатель именно так мне об этом рассказал?

- Хочу ли я ещё что-нибудь узнать и рассказать об этом другим детям или учителю?

- Как мне об этом интереснее и понятнее рассказать другим и добавить другую полезную информацию?

- Для чего и в каких случаях мне поможет (пригодится) прочитанный текст.

Для обучения работе с текстами,  нужно соблюдать и некоторые условия:

  1. Для развития умения находить информацию желательно использовать тексты научно – познавательного характера, соответствующего возрасту учащихся (из детских энциклопедий, природоведческого содержания), жизненные истории, СМИ.
  2. Для того чтобы дети учились интерпретировать полученную информацию,  необходимо тексты подбирать разных стилей.  
  3. Попутно должна вестись работа над развитием речи учащихся (пересказы, создание собственных высказываний, словарный запас речи, её эмоциональность, правильность, точность и выразительность)
  4. При работе над данным направлением (с текстами) необходимо учитывать  мотивацию учащихся и их способность быть читателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы XXI век (русский язык, лит. чтение, окр. мир)

Разработка программ по предметам: русский язык, окружающий мир, литературное чтение (XXI век 3 класс)...

Рабочая программа 1 класс "Русский язык" "Литературное чтение"

Рабочая программа 1 класс "Русский язык " " Литературное чтение"....

Рабочая программа учебного курса русского языка (письмо), литературного чтения (чтение) в 1 классе.

Рабочая программа  разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе авторской программы Горецкого В.Г. по учебнику «Азб...

Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России" 1 класс

Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка".Программа "Школа России", 1 класс....

Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России", 2 класс.

Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России", 2 класс....

Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России", 3 класс

Рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Литературное чтение", "Математика", "Окружающий мир", "Технология", "Изобразительное искусство", "Музыка". Программа "Школа России", 3 класс...