Технологическая карта по литературному чтению 4 классе
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Дамбаева Лидия Мухановна

Познакомить обучающихся с научно-познавательной литературной сказкой В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке», используя методы исследования.

  • Формировать интерес у детей к произведениям В.Ф. Одоевского;
  • Продолжить формировать представление  учащихся о литературной сказке;
  • при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки;
  • Обогащать кругозор и словарный запас учащихся;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnogo_chteniya.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения 

Учитель:

Дамбаева Л.М.

Класс 

4

Авторы учебника:

Климанова Л.Ф., Горецкий    УМК  Школа России

Тема урока.

Владимир Федорович Одоевский «Городок в табакерке».

Тип урока.

Урок  новых знаний.

Цель:

Познакомить обучающихся с научно-познавательной литературной сказкой В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке», используя методы исследования.

Задачи:

  • Формировать интерес у детей к произведениям В.Ф. Одоевского;
  • Продолжить формировать представление  учащихся о литературной сказке;
  • при помощи сказки ознакомить с реальным устройством музыкальной шкатулки;
  • Обогащать кругозор и словарный запас учащихся;

Результаты:

Личностные.

–  проявляют интерес к литературному языку, научно- познавательным произведениям.

–  мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

– проявляет интерес к сказкам, как жанру литературы.(для ОВЗ)

– мотивация к чтению

Метапредметные.

РУУД:

  • Умеют выявлять проблему;
  • Умеют определять и сохранять цель;
  • Умеют контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.
  • Умеет определять и сохранять цель с помощью педагога.
  • Оценивать свою работу, сравнивая с образцом.

ПУУД:

  • Умеют сравнивать, делать выводы.
  • Умеют работать с незнакомым текстом, извлекать из него нужную информацию.
  • Умеют определять значение литературоведческих терминов и использовать их в речи (Повышенный уровень)
  • Умеют определять значение слов, на основе его морфемного состава.
  • Умеют сопоставлять значение устаревших слов с современными литературными словами.

 

КУУД:

  • Умеют работать в группе, паре;
  • Высказывают свое мнение, аргументируя его.
  • Умеет работать в группе, в сопровождение учителя;
  • Высказывает свою точку зрения;
  • Адекватно реагирует на возражения одноклассников;
  •   Предметные:
  • 1.Знают отличие литературной сказки от народной.
  • 2. Умеют  определять тематику сказки.

Формы работы 

фронтальная, индивидуальная, групповая работа.

Оборудование 

  • Климанова, Л.Ф. Литературное чтение. 4 класс. Учебник для учащихся общеобразоват. учреждений.  В 2 ч./ [сост.Л.Ф.Климанова и др.] – 7-е изд. – М.:Просвещение, 2014.
  • Карточки для работы в парах, группах.тест
  • Презентация по теме урока
  • Пьеса А.Лядова “Музыкальная шкатулка”, 
  • Толковый словарь В. И.Даля.

 

Этапы урока

Деятельность учителя 

Деятельность ученика

Ребенок с ОВЗ

Формируемые УУД

I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности

2 мин

  Сегодня на уроке  много гостей.а гости – это  всегда радость, это хорошее настроение. 

 Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем уроке.

Повернитесь к гостям поздоровайтесь и подарите им улыбку, а теперь посмотрите друг на друга улыбнитесь и мысленно пожелайте всем удачи.

Садитесь.

Поприветствуют улыбкой гостей, желают друг другу мысленно удачи и   тихо  садятся за парты.

Приветствует гостей со всеми детьми

Личностные УУД

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные  УУД  Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные  УУД  

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

II.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности 

Речевая  разминка

2мин

Гусли-самогуды:

Сами заводятся,

Сами играют, 

сами пляшут,

сами песни поют.

Прочитайте по указке, птичьим базаром, медленно, с интонацией удивления, с весёлой интонацией, грустной…)

О чём эта присказка?

-Как понимаете «гусли-самогуды»?

– Что такое гусли? 

-Как образовалось слово «самогуды-»?

– Чем удивительны гусли-самогуды?

Читают с разной интонацией

– о гуслях-самогудах

-старинный музыкальный инструмент, которым обычно сопровождалось пение былин

 (При помощи двух корней -сам-и-гуд- )

Читает по листу, со всем классом.

III.Постановка учебной задачи 

4 мин

-Вы когда-нибудь видели подобный музыкальный инструмент, который может сам играть, без музыканта?

– С одним из таких инструментов я вас сейчас познакомлю. (Учитель заводит музыкальную шкатулку)

 -Какая это музыка? Живая? 

– А теперь давайте послушаем пьесу Анатолия Лядова «Музыкальная шкатулка». 

– Эта музыка механическая или живая?

– Правильно. Откроешь коробочку, а там музыка играет нежными, «хрустальными» звуками. Мелодия красивая, но с неживым оттенком. Играл ведь не музыкальный инструмент, а некий механизм, сделанный из железа. Но как красивы эти штучки! Ювелирная работа! Прекрасный подарок!

     Вот это и хотел отразить в своей пьесе Анатолий Лядов. И действительно, у него получилось как нельзя лучше. Слушаешь пьесу и представляешь музыкальную шкатулку. Так и хочется узнать, а что там внутри…

– Вам хочется узнать, что там внутри?

– А какими способами мы можем узнать?

– Много же способов вы знаете, но я вам предлагаю еще 1 способ – с помощью литературного произведения. 

– Дома вы самостоятельно знакомились с этим произведением.

– А это рассказ или сказка? Докажите. Это сказка народная или литературная? Почему?

– Зная, что мы будем работать с этим произведением какую цель ставил каждый из вас, запишите в тетради.

– Кто  автор сказки? 

– Предлагаю через работу в парах познакомиться с этим удивительным человеком поближе.

– Пользуясь планом в виде таблицы и библиографическим материалом, запишите информацию об этом писателе.

– Кто готов, пользуясь своими записями рассказать о Владимире Федоровиче Одоевском?

– Молодцы. С автором вы уже знакомы – пора познакомиться поближе с самим произведением.

– О чем оно?

– Кто главные герои сказки?

– нет

Дети слушают музыку

-Механическая, ведь её играет не инструмент, а механизм, сделанный из металлических деталей.

– Живая, но очень похожа на механическую.

– Живая, но очень похожа на механическую.

– Да

– Разобрать, посмотреть в научной литературе по технике, в интернете, спросить у родителей.

Дети фиксируют в тетради название произведения и жанр.

Цель урока записывают в тетрадь

Владимир Фёдорович Одоевский

Дети в парах работают с текстом и тетрадью.

По желанию, ребенок зачитывает информацию.

– Мальчик Миша засыпает, разглядывая с отцом табакерку, видит сказочный сон, а затем просыпается, узнав механизм музыкальной табакерки.

– Мы встречаем в сказке фантастическое изображение колокольчика, который похож на мальчика с золотой головкой в стальной юбочке. Молоточки, напоминающие унылых господ, колотящие бедных мальчиков-колокольчиков, встретился нам валик-надзиратель  и  царевна Пружинка.

Слушает музыку

Участвует в беседе

Фиксирует в тетради название и жанр (списывая с доски)

Работает в паре. По необходимости оказывается помощь учителя.

По желанию, ребенок зачитывает информацию.

Слушает ответы детей

Познавательные  УУД  

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные  УУД 

принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; понимают важность планирования своей деятельности. 

Коммуникативные  УУД  Развиваем умение слушать и понимать речь других.

Оформлять свои мысли в устной форме.

IV. Словарная работа, подготовка учащихся к чтению

– Прежде чем отправляться в путь за знаниями об устройстве шкатулки , нужно взять с собой багаж. И конечно этот багаж литературный.

– Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи. 

– А знаете ли вы значение этих слов?

– В группах соедините слово и его значение.

Проверяем

Дети работают 

Дети читают слово и его определение. Проверяют правильность по доске.

Работает в группе

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем.

Коммуникативные: уметь понятно выражать свои мысли.

Регулятивные: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею)

Физминутка

5 мин

Работа по содержанию сказки

– Давайте встанем, отдохнем!

И в табакерку попадем! 

Мы шагаем  по дороге,

 поднимаем выше ноги

И нам встретились в  пути  – колокольчики- звонки ( наклон головы)  динь, динь

Зашагали дальше ноги 

А тут уж- дядьки на дороге 

Застучали молотки  – мы сердиты и тверды

Тук, тук,тук.

Валиком свободно спину покрути, 

И звонким колокольчиком еще раз позвони.

 

– Прочитайте описание табакерки.            

– Что услышал Миша, когда папа тронул пружинку? 

– Что увидел Миша, когда папенька поднял крышку на табакерке?

– Что удивило Мишу?

– Что ответил папенька?

– Когда, в какой момент Миша заснул?

– И вот во сне начинается путешествие Миши по табакерке. Мы вместе с Мишей пройдём этот путь, чтобы узнать, как устроена табакерка.

Дети получают карточки с текстом. Задание: прочитать содержание и определить, кто это сказал. 

 Учитель вызывает 1 учащегося.

-Чьи это слова? (Колокольчика)

 На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: колокольчики.

– Чему удивился Миша, когда они стали проходить под сводами?

Как  колокольчик  это объяснил?

– Какую историю вспомнил Миша, когда она с ним произошла?

 ( Третьего дня – три дня назад, история с рисованием.)

– Что показалось смешным мальчику-колокольчику?  

– Как Миша отреагировал на этот смех?

– Прочитайте, о том, что он сказал мальчику-колокольчику, чтобы тот перестал смеяться.

– Как вы думаете. Правильно ли он сказал, что «нехорошо привыкать к поговоркам»? Мог ли мальчик-колокольчик не говорить эти слова? Почему автор вложил в уста героев именно такие приговорки? 

Ребята, а что имел в виду папа, говоря о приговорках? ( Слова, которые «засоряют» нашу речь, «лишние» слова, слова – «паразиты»)

– Прочитайте описание улицы.

– В чём ошибался Миша, посмотрев на колокольчики?

– Как колокольчик  это объяснил? 

– Как понимаете выражение «Миша закусил язычок»?

– Чему позавидовал Миша? Прочитайте.   

– Что ответил колокольчик?

– Ребята, Миша согласился с ним, а вы как считаете, плохо или хорошо всю жизнь ничего не делать, только заниматься игрой, например, на компьютере?

Учитель вызывает 2 учащихся.

– А это кто сказал? 

– Какую работу выполняли дядьки-молоточки? (беспрестанно стучали по колокольчикам)

 На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: молоточки.

Учитель вызывает 1 учащегося.

– Кто это сказал? (Валик-надзиратель)

– Как вы думаете, почему Валик переворачивается с боку на бок?

 На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: валик.

– Какой вывод сделал для себя Миша после разговора с валиком-надзирателем? 

– А как вы считаете, нужно ли присматривать за вами, за детьми? Или вы сами знаете, как нужно жить и что делать?

 

Учитель вызывает 1 учащегося.

– А это кто сказал? ( Пружинка.)

 На доске к заголовку «Устройство табакерки» прикрепляется карточка: пружинка.

– 

– Поверил ли ей Миша? Докажи.

Прочитайте на доске, из каких частей состояла табакерка:

Колокольчики

Молоточки

Валик

Пружинка

Выполняют упражнения

Читают текст стр.

– Музыку

–   И колокольчики, и молоточки, и валик, и колёса.

– Зачем эти колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками? — спрашивал Миша у папеньки.

– Не скажу тебе, Миша. Сам посмотри попристальнее да подумай: авось-либо отгадаешь. Только вот этой пружинки не трогай, а иначе всё изломается.

Дети выходят к доске по вызову учителя.

– Динь-динь-динь, – я житель этого городка. Мы слышали, что вам очень

хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать

нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.

Тому, что свод, который был впереди, становится больше, а тот, через который недавно проходили, становится меньше

Дети отвечают на вопросы.

Потому что они повторяют те же звуки, которые на самом деле издают колокольчик

Они хором читают текст на своих карточках.

 Прочь ступай, не мешай! Там в палате и в халате надзиратель лежит и 

стучать нам велит. Всё ворочается, прицепляется. Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

А мне какое дело, шуры-муры! Не я здесь набольший. Пусть себе дядьки 

стукают мальчиков! Мне что за дело! Я надзиратель добрый, всё на диване 

лежу и ни за кем не гляжу. Шуры-муры, шуры-муры…

– Он пришёл к выводу, что когда присматривают за кем-нибудь, то это хорошо. А раньше ему не нравилось, что папенька с маменькой за ним смотрят.

Зиц-зиц-зиц, – глупый ты мальчик, неразумный мальчик. На всё смотришь, 

ничего не видишь! Кабы я валик не толкала, валик бы не вертелся; кабы 

валик не вертелся, то он за молоточки бы не цеплялся, молоточки бы не

стучали; кабы молоточки не стучали, колокольчики бы не звенели; кабы

колокольчики не звенели, и музыки бы не было! Зиц-зиц-зиц.

Выполняет упражнение

Читает отрывок

Участвует в беседе, отвечает на вопросы

Познавательные  УУД  

Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Находить ответы на вопросы в задании.

Умение пользоваться интерактивной доской

Коммуникативные  УУД  

Умение работать в паре и в группах.

Познавательные  УУД  

Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

– уметь ориентироваться в своей системе знаний;

Личностные УУД

Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

 Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 

 Коммуникативные  УУД  

Выразительно читать и пересказывать текст.

– Найдите отрывок, в котором говорится о том, как получается музыка.

– Что вы поняли об устройстве шкатулки?

Находят и зачитывают.

Познавательные: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.

Личностные: выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.

Регулятивные: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений

Рефлексия

– Чем же закончилась эта история? (Табакерка сломалась, Миша испугался и проснулся.)

– Чему научился мальчик во время своего сказочного посещения городка Динь – Динь? 

– Посмотрите, какую цель вы писали в начале урока? 

Удалось ли вам приблизиться к своей цели? Почему?

1.Издали кажется все меньше. Со стороны всё кажется незначительным;

2.У колокольчика побольше – голос низкий, а поменьше – голос высокий. Мы все разные;

 3.Без учебников и учебы жить неинтересно;

4.Нельзя ломать поделки. Береги чужой труд.

– Дети высказываются по желанию.

Рассказывает о своей цели и делает вывод: достигла ее или нет.

Личностные УУД

Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой учителя.

Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией

Коммуникативные  УУД  

Уметь формулировать собственное мнение и позицию

умение выражать свои мысли

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...

Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...

Технологическая карта по литературному чтению по теме "Слепая лошадь" (4 класс) УМК: «Школа России», учебник литературного чтения: 4 класс, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.: часть 2, учебная

Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения рассказа «Слепая лошадь» К. Д. Ушинского: определять осн...