Технологическая карта урока литературного чтения "Чук и Гек" (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Неволин Леонид Ринатович

Тема урока: «Аркадий Гайдар. «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма»)»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование навыка определять характеры героев рассказа и сравни­вать их между собой

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Обобщить знания детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара;

2.  Выработать умение анализировать характеры героев рассказа и сравни­вать их.

Предметные:

1. Учиться характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей;

2. Пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно,

сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица.

Развивающие:

1. Развивать интерес к предмету;

2. Развивать память и речь.

Личностные:

1. Оценивать поведение и поступки персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

2. Понимать образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;

 

Воспитательные:

1. Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания;

2. Воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость;

3. Способствовать воспитанию интереса к русской литературе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chuk_i_gek.docx54.71 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 20.04.2023

Школа: МКОУ "СОШ №3" г. Аши

Класс: 3 Б

Урок: 3

Время:  Кабинет: 1

Студент: Неволин Л.Р.

Группа: 46

Учитель: Сивачева Г.П.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока: «Аркадий Гайдар. «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма»)»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование навыка определять характеры героев рассказа и сравнивать их между собой

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Обобщить знания детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара;

2.  Выработать умение анализировать характеры героев рассказа и сравнивать их.

Предметные:

1. Учиться характеризовать героев, описывать характер героя, давать оценку поступкам героев, составлять портретные характеристики персонажей;

2. Пересказывать произведение (устно) подробно, выборочно,

сжато (кратко), от лица героя, с изменением лица рассказчика, от третьего лица.

Развивающие:

1. Развивать интерес к предмету;

2. Развивать память и речь.

Личностные:

1. Оценивать поведение и поступки персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

2. Понимать образный язык художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ;

Воспитательные:

1. Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания;

2. Воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость;

3. Способствовать воспитанию интереса к русской литературе.

УМК: УМК «Перспективная начальная школа», учебник Литературного чтения: 3 кл.: Учебник в 2         ч. / Чуракова Н.А.- Ч. 2

   ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приёмы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающихся

Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1-2 минуты)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Метод стимулирования:

Психологический настрой

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Леонид Ринатович, сегодня урок литературы проведу у вас я. Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Сядьте правильно: ноги поставьте ровно на пол, спинки выпрямите, а руки положите на парту.

Организуют своё рабочее место.

УУКД:

планировать учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 минут)

Готовность мышления и осознание потребности

к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Форма контроля: самоконтроль

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

- Наш урок пора начать.

Вы хотите поиграть?

Разгадать кроссворд вам надо,

Чтобы автора узнать.

- Назовите авторов произведений и по вертикали прочитайте фамилию писателя, чье произведение мы будем исследовать.

- Прочитайте фамилию автора.

- Знаком ли вам этот писатель?

- Откройте учебник на с. 160 и прочитайте название произведения.

Отвечают на вопросы учителя. Определяют, какими знаниями владеют, каких знаний не хватает.

1. «25 кило». (Драгунский.)

2. «Честное слово». (Пантелеев.)

3. «От двух до пяти». (Чуковский.)

4. «История Гусеницы». (Заходер.)

5. «Растрепанный воробей». (Паустовский.)

6. «На Волге». (Некрасов.)

- Гайдар.

- «Чук и Гек»

УУПД:

постановка и формулирование проблемы;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

 

УУРД:

составлять план действий;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Презентация

Постановка учебной задачи

(4-5 минут)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Метод развития психических функций:

создание проблемной ситуации

Частично-поисковый метод:

беседа

Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока.

- Сформулируйте тему урока.

- Сформулируйте цель урока

Слушают учителя, предполагают, какая тема урока.

-  Аркадий Гайдар. «Чук и Гек».

- Узнать героев произведения и дать их характеристику.

УУКД:

уметь выражать свои мысли.

УУРД:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Презентация

«Открытие» детьми новых знаний

(7-8 минут)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, И, Г

Частично-поисковый метод:

беседа

Метод выработки учебных умений и накопления опыта:

упражнение

Организует работу обучающихся по закреплению полученных знаний.

- Аркадий Петрович Гайдар родился в городе Льгове 22 января 1904 г. С малых лет он рос необычайно любознательным, не по возрасту вдумчивым, впечатлительным. Из воспоминаний сестры: «Родители не очень стесняли нас в наших играх. Нам разрешалось перевернуть все хоть вверх дном, но при условии, чтобы мы за собой убрали, и это условие выполнялось нами, как закон».

- Аркадий начал сочинять стихи с десяти лет. Родители всячески поощряли творческие упражнения сына, тем более что поэтический дух был присущ им обоим: отец частенько придумывал для детей веселые стишки и частушки, а мать, укладывая детей спать, напевала им собственные колыбельные песни. Чуткий мальчишеский слух рано привык к ритмизованной речи, рано пробудилось в нем желание самостоятельно складывать слова.

- По свидетельству современников, в характере Гайдара в избытке сохранились те порывы и эмоции, которые впоследствии щедро источал в своих произведениях. Особенно жизнерадостен и затейлив становился Аркадий Петрович в обществе малышей. Он обладал редкой способностью занять их рассказом, делом или игрой. В свою очередь, дети отвечали ему взаимным пониманием и привязанностью. Друзья писателя единодушно отмечали не только его веселый нрав, прямоту, увлеченность, но и высокую культуру. Не имея законченного образования, писатель на протяжении всей своей жизни не прекращал самостоятельно учиться.

- А знаете ли вы, что Гайдар — это псевдоним писателя? В переводе с тюркского означает «всадник, скачущий вперед». Настоящая фамилия Аркадия Петровича — Голиков.

- Предположите, что могут означать слова Чук и Гек.

- Похожи ли они на имена мальчиков?

- Вспомните: всегда ли вас дома называют по имени?

- Какие ласковые прозвища есть у вас?

Возможно, и это ласковые прозвища наших героев, которые изображены на иллюстрации.

Начало рассказа мы будем читать,

Характер героев нам надо узнать.

Какие они — пока секрет.

Надо скорее найти ответ.

Выполняют задания, предложенные учителем.

-  Это имена собственные, мужского рода.

УУПД:

выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений.

УУКД:

Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

УУРД:

составлять план действий.

Презентация

Первичное закрепление

(4-5 минут)

Усвоение нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации

Практический метод: выполнение упражнения

Форма контроля: внешний

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Прочитайте название первой части.

- Кто знает значение этого слова?

Телеграмма — срочное сообщение, предаваемое по телеграфу.

Телеграф — система связи для быстрой передачи на расстоянии и приема сообщений при помощи электрических сигналов.

- О чем вы узнали из этой части?

- Помните ли вы рассказ, в котором членов семьи тоже разделяет огромное расстояние?

- В рассказе Гайдара похожая ситуация?

- Найдите подтверждение в тексте.

- Предположите, что это за Синие горы? Почему они «синие»?

- Можем ли мы найти такое географическое название на карте?

- Давайте найдем на карте подходящие под описание горы.

- Посмотрите по карте, какое расстояние отделяет детей от отца.

- Как переживают разлуку члены семьи? Найдите фрагменты, которые описывают эти переживания.

- Кстати, длительная ли эта разлука?

- Разве это справедливо, когда близкие люди живут далеко друг от друга?

- Почему это произошло?

- Понятны ли вам переживания этой семьи?

- Узнали ли мы что-то о мальчиках?

Объясняют выполнение своей работы.

- «Телеграмма».

Дети по цепочке читают первую часть произведения на с. 160-161.

- Чук и Гек жили с мамой в Москве, а папа работал возле Синих гор в лесу.

- «Растрепанный воробей» К. Паустовского.

- Эти горы находятся далеко, и они такие высокие, словно сливаются с синим небом.

- Нет.

- Возможно, это Уральские горы.

- Целый год.

- Они любили повеселиться, попрыгать и поскакать.

Чтение первой части до конца на с. 162—165.

УУПД:

Выявлять причинно-следственные связи.

УУКД:

формулировать собственное мнение и позицию

УУРД:

составлять план и последовательность действий.

Презентация

Учебник

Физкультминутка (1 минута)

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4-5 минут)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: демонстрация на слайде презентации

Практический метод: работа в раздаточном материале

Форма контроля: взаимопроверка

Организовывает деятельность обучающихся по применению полученных теоретических сведений на практике.

- Сейчас у нас будет самостоятельная работа на листочках. Посмотрите на них.

Вам нужно выполнить соотнести признаки с героями. На данную работу у вас есть 5 минут

 

Чук

Гек

Запасливый, все складывал в коробочки и прятал,  Умеет петь песни,  Может схитрить,  Любит мастерить,  Разиня,  Честный,  Любит порядок.

- А теперь обменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте ответы по эталону на слайде.

- Если все ответы правильные, поставьте «+». Если есть хотя бы 1 ошибка поставьте «-».

Выполняют задание и обмениваются листочками для взаимопроверки.

Выполняют самостоятельную работу

Выполняют самопроверку

Чук

Гек

Запасливый, все складывал в коробочки и прятал

Разиня

Любит мастерить

Умеет петь песни

Любит порядок

Честный

Может схитрить

УУПД:

Выявлять причинно-следственные связи.

УУКД:

формулировать собственное мнение и позицию

Презентация

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 минут)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Формы: фронтальная, парная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод:  презентация

Форма контроля: внешний

Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

- Кто из мальчиков старше? Найдите подтверждение в тексте.

- Предположите, сколько им лет.

 

- А вы помните себя маленькими?

- Кто больше похож на вас в детстве: Чук или Гек? или и тот и другой?

- Маша Иванова считает, что Чук напоминает ворону из рассказа «Растрепанный воробей». Вы понимаете, что она имеет в виду? Что для Чука является богатством?

- Понимают ли Чук и Гек, что телеграмма — это ценность?

- Куда Чук спрятал телеграмму?

- Искали ли ее братья?

- Расстроились ли, что не нашли?

- Как вы думаете, почему же мальчики ничего не сказали матери?

- Что вы узнали о мальчиках из первой части?

- Узнала ли мама о телеграмме?

- Предположите, какие последствия может вызвать этот поступок братьев.

Что на самом деле было в телеграмме, мы узнаем на следующих уроках.

Выполняют предложенные задания.

- Чук старше на год.

- Они дошкольники шести и семи лет.

УУКД:

Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

УУРД:

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Презентация

Учебник

Аудиозапись

Рефлексия деятельности

(2-3 минут)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный:

беседа

Практический:

Самооценка

Сообщает объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике.

- А теперь откройте свои дневники и запишите домашнее задание.

Создаёт ситуацию для анализа своей работы на уроке.

- Какова была тема урока?

- Какая цель была поставлена?

- Цель достигнута?

Подводит итоги урока.

- Сегодня вы работали замечательно. Спасибо за урок.

Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат.

- Аркадий Гайдар. «Чук и Гек»

- Узнать героев произведения и дать их характеристику.

УУПД:

осуществлять анализ объектов.

УУКД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

УУРД:

адекватно воспринимать оценку учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."

Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...

Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."

Технологическая карта к уроку  для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику  «Азбука»  Кл...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Полезные ископаемые" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: Ф. Тютчев «Весенние воды»Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с произведениями русских писателей о весне;способствовать развитию навыка чтения стихотворения выразительно, передав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Принцесса Лгунья" 3 класс УМК "Гармония" ФГОС

Дана разработка урока литературного чтения в соответствии ФГОС...

Звуки [ф], [ф,]. Буква Ф. Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс

Цели:-        образовательная: создать условия для восприятия и осмысления обучающимися нового материала.-        развивающая: сод...