Технологическая карта по литературному чтению "Э. Успенский "Чебурашка""
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Брагина Ксения Артемовна

Тема урока: «Э. Успенский «Чебурашка»»

Тип урока: «открытие» нового знания.           

Цель урока: ознакомить с творчеством детского писателя Э. Успенского и его произведением «Чебурашка»; формирование и развитие навыка чтения.

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить с биографией и творчеством Э. Успенского;
  2. Учить анализировать художественные произведения.

 

Предметные:

1. знать биографию и творчество Э. Успенского;

2. уметь анализировать произведения.

Развивающие:

  1. Развивать устную связную речь в процессе рассказа об авторе;
  2. Развивать логическое мышление в процессе формулирования знаний об анализе произведения.

Личностные:

1. адекватное использование речевые средства для решения коммуникативных задач

2. принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

 

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность в ходе выполнения заданий в тетради;
  2. Воспитывать умение общаться в условиях парной и групповой работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 20.04.23

Школа: ОЦ № 1

Класс: 2

Кабинет: 215

Студентка: Брагина Ксения Артемовна

Группа: 41

Учитель: Сапожникова Наталья Викторовна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока: «Э. Успенский «Чебурашка»»

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: ознакомить с творчеством детского писателя Э. Успенского и его произведением «Чебурашка»; формирование и развитие навыка чтения.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Познакомить с биографией и творчеством Э. Успенского;
  2. Учить анализировать художественные произведения.

Предметные:

1. знать биографию и творчество Э. Успенского;

2. уметь анализировать произведения.

Развивающие:

  1. Развивать устную связную речь в процессе рассказа об авторе;
  2. Развивать логическое мышление в процессе формулирования знаний об анализе произведения.

Личностные:

1. адекватное использование речевые средства для решения коммуникативных задач

2. принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Воспитательные:

  1. Воспитывать аккуратность в ходе выполнения заданий в тетради;
  2. Воспитывать умение общаться в условиях парной и групповой работы.

Оборудование: УМК “Школа России”, 2 класс, 2 часть; презентация; раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин.)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Инструктаж.

Фронтальная форма.
Словесный:

Слово учителя, постановка вопросов.

1. Приветствует учащихся

- Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку.

Вспомним правила поведения на уроке.

1. Самоопределение

2. Включение в деятельность

Учащиеся здороваются

Проверяют готовность к уроку

Вспоминают правила поведения на уроке.

Л: мотивация учебной деятельности

Р:самоопределение к деятельности;

Л: умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей

К: общение и взаимодействие – умение представлять и сообщать в устной форме

Учебная презентация: Слайд 1

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин.)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1. Речевая разминка

- Ребята, прочитайте стихотворение про себя:

Чтобы разговаривать,

Надо выговаривать,

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать,

Мы будем выговаривать!

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всё понятно.

- Прочитайте хором.

- Прочитайте грустно.

- Прочитайте весело.

- Прочитайте с восхищением.

- Прочитайте громко, тихо.

- Хорошо, молодцы!

- Ребята, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках?

- С какими его произведениями мы познакомились?

- Какой из этих трех произведение вам больше всего понравилось и запомнилось?

1. Отвечают на вопросы учителя

Читают стихотворение

- С творчеством Бориса Заходера.

- «Что красивее всего?», «Товарищам детям», «Песенки Вини-Пуха».

Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П.: структурирование знаний.

Слайд 2

Постановка учебной задачи
(4-5 мин.)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа, учебный диалог.

Фронтальная форма.

1. Выдвигает проблему

- Ребята,внимательно посмотрите на картинки и подумайте, что это за персонаж.

- Верно.

- Сегодня мы с вами познакомимся с этим героем поближе. Как вы думаете, как будет называться произведение, с которым мы познакомимся?

- Кто-нибудь из вас знает, кто является автором этого произведения?

- Верно, сегодня мы познакомимся с биографией  

Э. Успенского и его произведением «Чебурашка».

- Какие цели поставим на этот урок? Что узнаем?

Пытаются сформулировать тему и цель урока.

- Чебурашка.

- Произведение «Чебурашка».

- Эдуард Успенский.

- Цели: познакомиться с биографией и творчеством Э.Н. Успенского; познакомиться с произведением «Чебурашка».

П: подведение к теме урока;

К: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

П: постановка и формулирование проблемы;

Л: сформировать мотивацию к учению и овладению;

Аудио фрагмент

Слайд 3

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин.)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Наглядный: демонстрация.

Словесный: беседа, учебный диалог.

Фронтальная форма.

 Формулирует задание

- Ребята, посмотрите на экран. На экране представлен портрет Эдуарда Успенского.

- Как вы думаете, каков характер автора?

- Какие произведения мог написать человек с таким добрым, веселым характером?

- Эдуард Николаевич Успенский родился в Егорьевске Московской области. Окончил Московский авиационный институт и три года работал инженером.

Ещё учась в институте, начал печататься. Первая книга стихов для детей «Смешной слонёнок», а через год – повесть-сказка «Крокодил Гена и его друзья». С тех пор написал много стихотворений, весёлых, озорных, во многом поучительных. Циклы произведений о крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино  послужили основой для создания мультфильмов, которые с интересом смотрят уже многие поколения.

  Сказочная повесть, сделавшая писателя знаменитым, - «Крокодил Гена и его друзья» - вышла в свет в 1966 году.

- Взрослым она полюбилась не меньше, чем детям. Все положительные герои сказки владеют хорошими манерами. Даже старуха Шапокляк говорит всем «Вы». В одном из своих воспоминаний Эдуард Николаевич рассказал о том, как появился его герой Чебурашка. Однажды писатель получил задание из редакции написать рассказ о работе морского порта. Там, среди ящиков с апельсинами, он заметил странного зверька – хамелеона, который прибыл к нам из дальних стран. Он это запомнил. Как-то зимой Эдуард Николаевич встретил во дворе папу, гуляющего с малышом, одетым в шубу «на вырост». Ребёнок упал, а папа сказал: «Опять чебурахнулся!» Успенский и это запомнил. Из этих двух впечатлений и зародился образ Чебурашки.

- Сейчас  я буду читать вам сказку, а вы внимательно слушайте и следите за тем, где я читаю.

(Чтение произведения учителем)

- А сейчас будем читать по цепочке. Я буду говорить стоп, и тогда продолжит читать следующий. Следите внимательно.

Физ. минутка

Выполняют задание

- Добрый, веселый, любит детей и животных…

- Смешные, веселые, забавные, интересные и т.д.

 

 Слушают учителя

Чтение текста по цепочке

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л: осознание ответственности за общее дело.

К: активное использование речевых средств и  средств информационных и коммуникационных технологий

П: овладение знанием биографии

Р.:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.:поиск и выделение необходимой информации.

К.:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Слайд 4, 5, 6

Первичное закрепление
(4-5 мин.)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1. Контролирует выполнение работы.

 - Ребята, встретились ли слова, которые были вам непонятны?

Тропическом –наиболее жаркая местность на земном шаре.

Бракованный - предмет с изъяном, некачественный.

Чебурахнулся – чебурахнулся, упал или ударился с шумом.

Забавный – интересный, занимательный.

Каюта – отдельное помещение на судне.

Уценённые товары - товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

- Итак, вы внимательно читали и слушали сказку, скажите, где жил Чебурашка?

- Как он попал в ящик с апельсинами? Прочитайте.

-  Как Чебурашка попал в магазин?

-  Почему зверьку дали такое странное имя? 

- Куда отнёс директор Чебурашку?

- Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?

- Почему Чебурашку взяли в магазин уценённых товаров?

- Где стал работать и жить Чебурашка?  

Отвечают на вопросы

- Тропически лес, бракованный, чебурахнулся, забавный, каюта, уцененный товар.

- Чебурашка жил в густомтропическом лесу.

- Гулял он себе, гулял и вдруг около большого фруктового сада увидел несколько ящиков с апельсинами. Недолго думая, Чебурашка забрался  один из них и стал завтракать. Он съел целых два апельсина и так объелся, что ему трудно стало передвигаться. Поэтому он прямо на фруктах и  улегся спать.

- Когда Чебурашка залез в ящик с апельсинами, он наелся и уснул там. Затем, рабочиеего не заметили и заколотили ящик. Погрузили в корабль и отправили в далекое путешествие. Ящики с апельсинами, в которых был Чебурашка, отправили в магазин.

- Когда Чебурашка в очередной раз упал с ящика из-под апельсинов, директор магазина воскликнул - опять чебурахнулся! Вот это имя и прижилось.

- Директор отнес Чебурашку в зоопарк.

- Зоопарк был переполнен и Чебурашка был неизвестным науке зверьком.

- Потому что он был похож на бракованную игрушку.

- Чебурашка стал работать и жить в телефонной будке.

К: Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л: осознание ответственности за общее дело;

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная.

Индивидуальная форма.

 Контролирует выполнение работы

- Сейчас подпишите листочки. На экране будут появляться пословицы. Ваша задача закончить эти пословицы и подумать, в чем их суть.

Друг за друга держаться – ничего не ….

Друг познается в ….

Человек без друзей, что дерево без ….

Без друга в жизни ….

Без … на сердце вьюга.

Человек без … – что земля без воды.

Не имей 100 рублей, а имей … .

Нет друга – ищи, а нашёл …  .

Хочешь дружить–   сам будь … .

Доброе братство –  лучше …  .

Проверим ваши работы, читаем по цепочке.

Выполняют задания самостоятельно.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Друг познается в беде.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Без друга в жизни туго.

Без друга на сердце вьюга.

Человек без друга – что земля без воды.

Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей .

Нет друга – ищи, а нашёл береги  .

Хочешь дружить–   сам будь другом .

Доброе братство –  лучше богатства .

Проверяют работу

Р: Контроль

Слайд 7

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1. Повторение ранее изученного.

- Ребята, что вы можете сказать про Чебурашку? Какой он?

- Ребята, почему Чебурашке было некому позвонить?

- Какие пословицы о дружбе вы знаете?

- Как вы понимаете значение этих пословиц?

1. Вспоминают прошлый материал урока.

- Чебурашка добрый, безобидный.

- У Чебурашки не было друзей, поэтому ему некому было позвонить.

- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.Нет друга - ищи, а нашел – береги.Хочешь дружить – сам будь другом.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение (П).

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа.

Фронтальная форма.

1. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- С каким произведением мы сегодня познакомились и кто его автор?

- Какую главную мысль автор хотел донести до читателей?

- Понравилось ли вам это произведение?

Оцениваю свою работу на уроке.

- Мы познакомились с произведением Эдуарда Успенского  «Чебурашка».

 - Основная мысль произведения: трудно жить одному, хорошо, когда есть верные друзья.

- Да, нам понравилось это произведение.

Рефлексия способов и условий действия (П);

Самооценка (Л);

Планирование учебного сотрудничества (К).

Слайд 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу "Литературные сказки" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...

Технологическая карта по литературному чтению по теме: "Слепая лошадь" (4 кл.) «Школа России», учебник Литературного чтения: 4 кл.: Учебник в 2ч./ Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний; Цель урока: познакомиться с произведение К. Ушинского «Слепая лошадь» Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Познако...