Технологическая карта урока литературного чтения Н.Н. Носов "Федина Задача" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Гарипова Дарина Денисовна

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 20.04.2023

Школа: МАОУ «СОШ №21»

Класс:

Урок: 4

Время: 11:10-11:50 Кабинет: 15

Студент: Гарипова Д.Д

Группа: 46

Учитель: Захарова А.О.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Юмористические рассказы для детей. Н. Носов «Федина задача»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: Формирование читательской компетенции: Формирование умение анализировать произведение Н. Носов «Федина задача»

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. способствовать совершенствованию техники чтения;
  2. ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.Н. Носова;
  3. учить детей анализировать текст, делить его на части.

Предметные:

  1. знать биографию автора;
  2. учится анализировать текст, находить главную мысль;
  3. Учиться выражать свое отношение к прочитанному.

Развивающие:

  1. развивать умение понимать свои ошибки;
  2. развивать познавательные интересы учащихся.

Личностные:

у обучающегося будут сформированы:

  1. интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов;
  2. умение относиться к себе с юмором, осознавать смысл своих поступков, действий;
  3. ориентированность ученика на принятие  чужой  точки  зрения.

Воспитательные:

  1. создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания;
  2. воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость;
  3. способствовать воспитанию интереса к литературному чтению.

УМК: «Школа России»В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. 3 кл., ч.2.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (презентация)

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку .

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

3. установление контакта с классом.

- Здравствуйте, ребята!

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

УУКД:

уметь слушать и понимать других;

УУПД:

уметь правильно формулировать свои мысли

УУРД: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению

Проектор спрезентацией

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (иллюстрация в учебнике)

Группа практических методов (упражнение)

Внешний контроль

обеспечивает актуализацию изучению материала необходимого для дальнейшей работы

Речевая разминка

- Ребята, чтобы настроится на хорошую работу, сейчас мы с вами проведем разминку.

Надо, надо умывать____

По ут____  и  вече____

Я  сего____  сби___   с ног –

У меня про____   ще____.

Два часа  его  зва____

Два ча___ его   жда___.

- Читаем про себя.

-Прочитайте вслух, выделяя голосом то, что вставили в пропуски

Читаем хором словами.

- Читаем с грустной интонацией, с веселой интонацией.

- Читаем медленно, быстро.

- прочитайте самостоятельно с выражением

-  Посмотрите на слайд. Кто является автором этих книг?

- Верно. А с каким произведением мы познакомимся, вы узнаете, если расшифруете ребус

Актуализируют способы действия, выполняют пробное учебное действие, фиксируют затруднение

Надо, надо умываться

По утрам  и  вечерам

Я  сегодня  сбилась   с ног –

У меня пропал   щенок.

Два часа  его  звала

Два часа его ждала.

-Н.Н. Носов

Федина

Задача

УУПД:

Выявлять

Причинно-следственные

связи

УУКД:

уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

УУРД:

Принимать и сохранять учебную задачу

проектор

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (презентация)

проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока

- Значит, какая тема сегодняшнего урока?

-Тогда цель нашего урока

Задачи:

  1. Познакомиться с автором и его произведением
  2. Определить главную мысль произведения

Отвечают на вопросы

Формулируют тему, цель

-  Николай Носов, Федина задача.

- познакомиться с жизнью и творчеством Н. Носова и его произведением «Федина задача».

 

УУРД:

выработать учебную мотивацию, 

УУПД:

работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

УУКД: 

доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать товарищей

Проектор с презентацией

Открытие нового знания

Реализация плана по решению проблемы и обобщение выявленных затруднений

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов (беседа)

Группа практических методов (упражнение)

Группа наглядных методов(репродукция картины)

Внешний контроль

Организует обсуждение различных вопросов; организует подводящий диалог.

Рассказ учителя об авторе

Николай Николаевич Носов (1908—1976) не сразу стал профессиональным писателем. К тридцати годам он успел освоить множество профессий — газетного торговца, чернорабочего, землекопа, косаря, возчика бревен... Потом учился в Институте кинематографии в Москве, снимал научно-популярные и учебные кинофильмы. Многое видел, многое знал и умел. И пользовался своими обширными знаниями и богатым жизненным опытом при написании книг для ребят.

Его называли чистокровным детским юмористом. Все книги Носова наполнены веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу без улыбки, а от неудержимого смеха читать невозможно.

-Кто помнит, какие произведения написал Н.Н. Носов?

Откройте стр. 164 в учебнике. Как вы думаете, о чем будет говориться в рассказе?

- Сейчас мы прочитаем рассказ «Федина задача». Слушайте внимательно, потому что потом вам нужно будет ответить на вопросы.

1) 1 часть рассказа (до слов: "и сел за стол … ").

Сестра Феди Рыбкина сначала сделала уроки, а потом пошла гулять. А как поступил Федя?

- Обратите внимание, что Федя сделал прежде, чем начать делать уроки?

Что можно сказать о Феде?

-А кто-нибудь оказывался в такой ситуации, как Федя?

- Поднимите руки.

2) 2 часть рассказа  (до слов: «интересно, кто такой титулярный советник?…").

-Что делал Федя?

- А как бы вы поступили?

-Что бы вы посоветовали Феде?

-Как будут развиваться события дальше? Предположите.

3) 3 часть рассказа (до конца текста).

-Почему Федя, прослушав две песни, потёр обеими руками уши?

- Почему Федя не мог решить задачу?

-Чем заканчивается рассказ?

-Как вы думаете, мог бы Федя сам решить задачу?

Словарная работа

-Когда мы прочитали произведение, вам попались незнакомые для вас слова. Давайте сейчас их разберем.

•        Рокочущим басом – низким мужским голосом

•        Титулярный советник – гражданский чин 9 класса

•        Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.

•        Борзая – быстрая.

Рассуждают по вопросам

-Федя сначала сходил на каток, а потом пошел домой делать уроки

-Включил телевизор
-
Несосредоточенный, отвлекается, у него есть вредные привычки.

- Федя пытался читать задачу по математике, но не мог сосредоточится из-за телевизора

Он слушал передачу и одновременно читал текст задачи, поэтому постоянно сбивался и не сумел понять и решить задачу

-делал бы что-то одно. Нельзя делать сразу несколько дел одновременно. Нужно быть сосредоточенным.

-Я бы посоветовал выключить телевизор

-Федя продолжит отвелекться и не решит задачу\Федя не будет отвлекаться несмотря на телевизор и рещит задачу\Федя выключит телевизор и т.д.

-Он пытался сосредоточиться, заставить себя не слушать радио.

- Предположения детей.

- Федя выключил телевизор и пошёл к другу.

-мог бы, если бы не отвлекался на телевизор

УУРД: 

проговаривать последовательность действий на уроке; формировать познавательной инициативы.

УУПД: находить и выделять необходимую информацию; делать предположения и обосновывать их. 

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Проектор с презентацией

учебник

Физминутка(1 минута)

V.Первичное закрепление

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (рисунок, схема)

Группа практических методов (задание)

Понравился ли вам рассказ? - Что вызвало смех?

-Оказались ли ваши предположения, о чем будет рассказ, верны?

Как автор относится к своему герою?

—  Почему он назвал свой рассказ «Федина задача»?

-Можно ли сказать, что пословица выражает главную мысль произведения, его идею?

-Я сейчас подумала, что к этой ситуации очень подходит пословица «Делу время, потехе час» Как вы думаете почему?

Посмотрите на слайд. Сначала я предлагаю вам найти пары: какая пословица, какой иллюстрации соответствует.

Какая пословица подходит к рассказу?

 («Ум хорошо, а два лучше», «Делу время - потехе час», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь», «Терпение и труд все перетрут», «Победа любит старание и внимание»).

-каждая из предложенных пословиц помогает нам уточнить идею более подробно.

- О чем вы задумались, прочитав рассказ?

-Как правильно нужно выполнять домашнее задание?

-Чему учит рассказ Н. Н. Носова?

-попытки Феди решить задачи

-да

-по доброму, с юмором , автора веселит Федя

- Автор так назвал произведение, потому что мальчик действительно пытался решить задачу. А кроме того, перед Федей стояла непростая задача - уделить внимание учебе, не отвлекаясь на посторонние вещи.

-Да

-Пословица означает, что не нужно лениться, сначала надо выполнить задание по математике, и только после этого включать радио, отдыхать и веселиться.

«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».

 Если хочешь что-то хорошо сделать, то не нужно отвлекаться. Необходимо сначала закончить одно дело, потом приступить к другому, а не пытаться сделать два дела одновременно

-Нужно сначала сделать одно, а потом другое.

- Выключить телевизор и убрать все, что мешает, а потом в тишине делать домашнее задание.

- Обдумывать свои действия. Не отвлекаться. Делать что-то одно

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

Парная

Группа практических методов (самостоя

тельная работа)

Взаимоконтроль

Задание на карточках

Вычеркните предложения, содержащие описания событий, которых не было в рассказе.

1. Он прослушал песню до конца, но так и не узнал, как портной справился со своей задачей

2. Он потёр обеими руками уши, словно они у него замерзли, и, стараясь не обращать внимания на телевизор, принялся читать задачу дальше

3. Он выключил телевизор, достал из сумки задачник и стал искать заданную на дом задачу

4. Федя Рыбкин взял под мышку задачник, выключил телевизор и пошёл к своему другу Сорокину

5. Федя внимательно прочитал задачу ещё раз и решил её самостоятельно

6. Он отрегулировал телевизор, чтоб было погромче, и сел за стол

-Какие предложения вычеркнули. Почему?

Выполняют самостоятельную работу

-3,5

УУРД:

отличать, верно, выполненное задание от неверного;

- осуществлять взаимоконтроль

УУКД:

слушать и понимать речь других

УУПД:

Уметь работать самостоятельно

Раздаточный материал, проектор с презентацией

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов

Внешний контроль

организует деятельность по закреплению знаний.

В парах разгадайте кроссворд

По горизонтали:

1. Фамилия друга Феди, к которому он пошёл за помощью

2. Про что пелось в четвёртой песне, которую слушал Федя?

3. Что взял с собой Федя перед тем, как отправился к другу решать задачу?

4. Куда привезли мешки по условию задачи, которую решал Федя?

5. Что было в мешках по условиям задачи, которую решал Федя?

6. Как назвал король портного в первой песне, которую слушал Федя?

7. Что попросил король сшить для блохи в первой песне, которую слушал Федя?

По вертикали:

8.Что слушал Федя, включив телевизор?

-

УУПД:

ориентироваться в своей системе знаний

УУРД:

высказывать свое предположение

УУКД:
точно и полно выражать свои мысли

проектор

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная индивидуальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (презентация)

Самоконтроль

организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся;

-Какую цель на урок мы ставили?

-Достигли ли мы ее?

Домашнее задание (на карточках по выбору учащихся).

1.Подготовить выразительное чтение рассказа. Задача: Прочитать так, чтобы слушатели смеялись, но одновременно поняли те серьёзные мысли, которые вложил автор в свой рассказ.

 2.Перечитать внимательно рассказ и найти причины, которые помогли автору сделать рассказ смешным, рассмешить, развеселить читателя.

 3.Приготовить художественный пересказ рассказа Н. Носова «Федина задача»

4.Составить вопросы к рассказу, которые побуждают читателей к размышлению и анализу.

5.Прочитать другие рассказы Н. Носова, выбрать один из них для представления классу. Принести книги Н. Носова.

6. сочинить рассказ «Федя у друга».

- а теперь поднимите улыбающийся смайлик, если вы считаете, что вы хорошо поработали и все поняли на уроке

И грустный смайлик- если у вас возникли трудности и вы что-то не поняли

-мне сегодня очень понравилась работа…

Спасибо за урок

осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат

- Познакомиться с биографией Н. Носова и с произведением «Федина задача»

- Да.

УУРД:

осуществлять самоконтроль

УУКД:

слушать и понимать речь других

УУПД:

рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Проектор с презентацией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «Песенка Винни-пуха» 2 класс, УМК "Школа России"

Предмет: литературное чтениеТема урока: «Песенка Винни-пуха»Цели урока: познакомить учащихся с «Песенками Винни-Пуха» Б. Заходера; учить читать стихотворения с помощью различных интонаций и темпа чтен...

Технологическая карта урока литературного чтения Тема: "Федина задача" (3 класс)

Цели деятельности учителя: формировать навык осознанного и выразительного чтения; познакомить детей с биографией Н.Н. Носова и произведением «Федина задача».Планируемые результатыПредметны...

Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения "Одоевский. Мороз Иванович" по ФГОС...

Технологическая карта урока литературного чтения Г. Сапгир "Лошарик" 1 класс

Надеюсь этот материал поможет вам в проведении урока...

Технологическая карта урока литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе

Учебный предмет: литературное чтение (обучение грамоте) Класс: 1аАвтор учебника: Букварь /Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева /М.: «Баласс», 2011Тема урока: К.Ушинский. Наше Отечество.Тип урока: ...

Технологическая карта урока литературного чтения «И. Бунин «Матери» 2 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения И. Бунина «Матери», понимания текста и специфики его литературной формы.Тип урока: &la...