Открытый урок, предмет «Литературное чтение» 2 б класс. Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
материал по чтению (2 класс)

Дуюнова Валентина Андреевна

Открытый урок, предмет «Литературное чтение» 2 б класс.

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цели урока: закрепление знаний и умений по изученному разделу, жанровому направлению сказка, формирование умения работать в группах и воспитание нравственных качеств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тема урока

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель урока

закрепление знаний и умений по изученному разделу, жанровому направлению сказка, формирование умения работать в группах и воспитание нравственных качеств.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

способствовать формированию умения  выразительно  читать текст;

активизировать развитие познавательного интереса и развитие творческих способностей учащихся

воспитывать  положительное отношение к литературе, любовь к литературе, сказкам на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Тип урока

урок обобщения знаний и умений с элементами творчества.

Формы работы учащихся

Индивидуальная работа, коллективная, в парах, самостоятельная.

Актуальность и вид использования средств ИКТ

Мультимедийный проектор, колонки, доска, костюмы, 

Межпредметные связи

Музыка

Воспитательный потенциал урока

Интерес к  литературе, чтению.

Учебные материалы

Учебник,  карточки с заданиями.

 

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Личностные

Организационно-мотивационный 

Мотивировать детей к занятию

Словесный беседа, аудиозапись

Практический

Музыкальный

Приветствие с использованием физминутки

 

Я приготовила вам подарок (аудиозапись)

 

Ребята, какой жанр мы с вами сейчас прослушали?

А какое это творчество?

Молодцы

А над какой большой темой мы с вами работаем, в  общем?

Правильно, молодцы.

Приветствуют учителя

 

 

Слушают аудиозапись

 

- народные песни

 

 

Устное  народное творчество

 

Фольклор 

 

Фронтальная

 

Компьютер, колонки

Определяют жанр творчества

 

Определять тему

Познавательные – познать тему урока

Регулятивные – регулировать умения работы

Коммуникативные – умение уважения к одноклассникам.

Научиться определять тему урока

Постановка темы урока

Подвести детей к самостоятельной формулировке темы

 

У вас на партах карточки зелёного цвета, посмотрите и прочитайте слова

 

Сейчас я возьму в путешествие только тех, кто относится к устному народному творчеству

 

Посмотрите сейчас на доску, детки, какие жанры относятся к малым жанрам?

А что относится к большим жанрам?

 

Задаёт детям вопросы по теме

 

А над каким произведением  мы работали на прошлом уроке?

А кто догадался, какова тема нашего урока?

А какой жанр данного произведения?

Ребята а докажите что вот это сказка.

 

А для того чтобы наш урок получился хорошим что нужно нам делать?

 

 

Ребята на основе ваших ответов я построила план, посмотрите

 

А какие умения нам

понадобятся, чтобы справиться?

 

И так план у нас есть, и мы приступаем к работе, вы готовы? Поднимите руки если да.

 

Проведение игры «мальчики против девочек»

У вас на парте лежат розовые  карточки.

Нужно найти пару,

У девочек начало пословицы, а у мальчиков конец пословицы.

 

  

Интересное задание?

 

Понравилось задание?

Какая пословица подходит к нашей сказке?

 Работа с пословицами, выбор подходящих пословиц.

 

Назовите мне, пожалуйста, героев, о которых говорится в сказке. 

Смотрят слова и читают их.

Дети выходят к доске читают слова, относящиеся к устному народному творчеству

 

 

Отвечают

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

Отвечают

 

 

 

 Отвечают

Отвечают

сказка

Доказывают

- там есть волшебство

 

 

- работать в группе, читать, слышать, работать в паре, отвечать на вопросы.

 

Читают план с доски

 

 

Отвечают

 

 

 

 

 

 Отвечают, поднимают руки

 

 

 

 

 

Выходят к доске девочки, читают начало пословицы и выходят мальчики, вешают полученные пословицы на доску

 

-да

 

-да

 

- отвечают

 

-отвечают, какие пословицы подходят.

 

-старик, старуха, золотая рыбка

 

Фронтальная

 Индивидуальная

-работа в парах

 

 Карточки

Определять тему занятия

 

Уметь находить нужную информацию в тексте

Познавательные  – познать новые интересные способы организации урока

Регулятивные – регулировать умения по данной теме

Коммуникативные – развить коммуникативное общение

Метапредметные:

Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять
Осознание ответственности за общее дело. Умение работать в парах.

Личностные: Проявление самостоятельности в разных видах  деятельности.

Научиться работать в классе

Основной этап

- Кто будет нашим главным помощником?

- Следуя алгоритму, вспомним, почему произведение А.С. Пушкина можно по праву назвать сказкой?

- Кто в сказке Пушкина волшебный помощник?

- В чём необычность рыбки?

- Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина?

- Найдите и зачитайте 1 приход старика к рыбке стр.

- Найдите и зачитайте 2 приход старика к рыбке стр.

- Найдите и зачитайте 3 приход старика к рыбке стр.

- Найдите и зачитайте 4 приход старика к рыбке стр.

- Найдите и зачитайте 5 приход старика к рыбке стр.

- Найдите и зачитайте 6 приход старика к рыбке стр.

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

-Как вы думаете, почему менялось море?

- Как просит старуха?

- А меняется ли манера поведения старика возле моря?  

- Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю?

- Давайте выясним, какой же характер у каждого героя.

- У вас на партах лежат листы со словами, выражающими черты характера людей. Вам необходимо выбрать, те, которые подходят только вашему герою. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.

- Сделаем вывод. Образ бабки - ….., образ старика - …, образ рыбки- …

- Кто из героев вам больше нравится? Почему?

- Почему автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого только положительными.

- Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?

Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Что оно означает?

- Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность.

- Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он, «не смел ей, перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.

- Случается ли такое в жизни?

- В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

- А сейчас, передать образ героев сказки попробуют дети в инсценировке отрывка из сказки.

- отвечают

 (Учебник)

(Есть зачин, концовка, Волшебство, повторение сюжета,  магическое число, добро побеждает зло)

(а).Золотая рыбк

(Рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания).

-отвечают;

(Во всех идёт разговор старика и рыбки).

(Меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря).

-отвечают

-(Все больше и больше)

(Нет, он всегда с поклоном)

(Рассуждения учеников).

-отвечают

-отвечают

(Добро побеждает зло)

-отвечают

(Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).

Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта.

отвечают

Инсценировка

Карточки (работа в группах)

Коммуникативные:

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;

слушать и понимать речь других;  

Познавательные:

Уметь находить  ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях;

Личностные: Проявление познавательной активности.

Коммуникативное.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные:

Учиться работать по коллективно составленному плану в парах и группах.

Коммуникативные:

учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в паре, в группе и следовать им. 

Коммуникативные:

Учиться делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;

слушать и понимать речь других;  

Заключительный этап

-Как мы заканчиваем наш урок?

-Какова была цель сегодняшнего урока?

-Достигли ли цели? Докажите.

( посмотрим, все ли выполнили)

-отвечают

Рефлексия

Подвести итоги, провести самооценку детей

Словесный беседа.

Практический с помощью смайликов.

Я уверенна, что каждый из Вас захотел хоть на секундочку встретиться с рыбкой и загадать свое волшебное желание.

Если вы довольны своей работой на уроке, возьмите зеленый овал,

Если Вам было сложно или скучно на уроке - желтый.

Фронтальная

Личностные:

уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности.

Коммуникативные:
Делать выводы на основе обобщения знаний (формулировать логично обоснованные высказывания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 2 класс. Тема: "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

На данном уроке дети учились подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов, учились подкреплять цитатами из текста нарисованную иллю...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема: А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Цели урока:             -формирование умения создавать образ главных героев сказки;Задачи урока:            -развитие умения анализиров...

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок.

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок....

Презентация. Литературное чтение. 4 класс. Тема "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" Урок №1

Литературное чтение. 4 класс Тема "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Урок №1...

Презентация. Литературное чтение. 4 класс Тема "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Урок № 2

Литературное чтение. 4 класс Тема "А.С.Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". Урок №2....