Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
УМК: «Школа России» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.)
Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: комбинированный (чтение, анализ, творческая работа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
УМК: «Школа России» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.)
Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: комбинированный (чтение, анализ, творческая работа)
Цели урока
- Предметная: познакомить учащихся со сказкой А. С. Пушкина; сформировать умение понимать нравственный смысл произведения, характеризовать героев, находить ключевые эпизоды.
- Метапредметная: развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, работы с иллюстрациями и словарём; учить формулировать и обосновывать своё мнение.
- Личностная: воспитывать чуткое отношение к слову, интерес к творчеству Пушкина; формировать нравственные ориентиры (нежадность, благодарность, уважение).
Планируемые результаты
- Предметные:
- знают содержание сказки, могут пересказать основные эпизоды;
- умеют находить в тексте ответы на вопросы, объяснять значение устаревших слов;
- могут охарактеризовать героев, выявить главную мысль сказки.
- Метапредметные:
- регулятивные: ставят учебную задачу, планируют действия, оценивают свою работу;
- познавательные: анализируют текст, сравнивают персонажей, делают выводы;
- коммуникативные: ведут диалог, слушают собеседника, аргументируют мнение.
- Личностные:
- проявляют интерес к литературному наследию;
- осознают нравственные уроки сказки (опасность жадности, ценность скромности).
Оборудование и материалы
- учебник «Литературное чтение», 2 класс (ч. 1);
- портрет А. С. Пушкина;
- презентация с иллюстрациями к сказке;
- аудиозапись сказки (фрагменты);
- толковый словарь (для объяснения устаревших слов);
- карточки с вопросами и заданиями;
- цветные карандаши, листы для творческой работы;
- макет «морского пейзажа» (для наглядности).
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин)
- Цель: создать позитивный настрой, включить в учебную деятельность.
- Деятельность учителя:
- Приветствует, предлагает улыбнуться друг другу.
- Загадывает загадку: «Есть у радости подруга в виде полукруга. На лице она живёт…» (улыбка).
- Деятельность учащихся: настраиваются на работу, отвечают на приветствие.
- Формируемые УУД: личностные (эмоциональный настрой), коммуникативные (взаимодействие).
2. Мотивация и актуализация знаний (5 мин)
- Цель: вызвать интерес к теме, актуализировать читательский опыт.
- Деятельность учителя:
- Спрашивает: «Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? Чем они особенны?»
- Показывает портрет Пушкина, кратко рассказывает о его сказках.
- Предлагает отгадать название произведения по ключевым словам: «старик, старуха, невод, рыбка, корыто».
- Деятельность учащихся: вспоминают знакомые сказки, выдвигают предположения.
- Формируемые УУД: познавательные (ассоциации), коммуникативные (диалог).
3. Постановка цели и задач (3 мин)
- Цель: сформулировать тему и цели урока.
- Деятельность учителя:
- «Сегодня мы отправимся в мир пушкинской сказки. Что хотим узнать? Чему научиться?»
- Фиксирует цели на доске: понять смысл сказки, узнать героев, научиться читать выразительно.
- Деятельность учащихся: формулируют цели, задают вопросы.
- Формируемые УУД: регулятивные (целеполагание), познавательные (формулировка задач).
4. Первичное восприятие текста (10 мин)
- Цель: познакомить с содержанием, создать эмоциональный фон.
- Деятельность учителя:
- Читает первую часть сказки вслух (с интонационной выразительностью).
- Включает аудиозапись фрагмента (по выбору).
- Обращает внимание на ритм, повторы, образные слова.
- Деятельность учащихся: слушают, следят по тексту, отмечают незнакомые слова.
- Формируемые УУД: познавательные (восприятие текста), личностные (эмоциональная отзывчивость).
5. Словарная работа (5 мин)
- Цель: объяснить устаревшие и непонятные слова.
- Деятельность учителя:
- Выписывает на доску: «ветхая землянка», «невод», «ти́на», «кликать», «смилуйся».
- Предлагает найти значения в толковом словаре или объяснить по контексту.
- Деятельность учащихся: работают со словарём, обсуждают значения.
- Формируемые УУД: познавательные (работа с информацией), коммуникативные (дискуссия).
6. Анализ содержания (12 мин)
- Цель: понять сюжет, характеры героев, нравственный смысл.
- Деятельность учителя:
- Задаёт вопросы:
- «Как жили старик и старуха в начале сказки? Почему старик пошёл к морю?»
- «Как менялось поведение старухи? Почему рыбка в конце отказала?»
- «Что символизирует разбитое корыто?»
- Организует обсуждение: «Кто из героев вам симпатичен? Почему?»
- Подводит к выводу: «Жадность наказывается, а скромность и благодарность — ценные качества».
- Деятельность учащихся: отвечают, приводят примеры из текста, высказывают мнение.
- Формируемые УУД: познавательные (анализ, выводы), коммуникативные (аргументация).
7. Физкультминутка (2 мин)
- Цель: снять напряжение, активизировать внимание.
- Деятельность учителя: проводит игру-имитацию: «Волны» (плавные движения руками), «Рыбка плывёт» (ходьба на месте).
- Деятельность учащихся: выполняют упражнения.
- Формируемые УУД: личностные (забота о здоровье).
8. Закрепление и творческая работа (7 мин)
- Цель: применить знания, выразить отношение к сказке.
- Деятельность учителя:
- Предлагает задание: «Нарисуй эпизод, который тебе запомнился. Подпиши 1–2 предложения о нём».
- Организует мини-выставку рисунков, обсуждение.
- Деятельность учащихся: рисуют, представляют работы, комментируют.
- Формируемые УУД: познавательные (творческое осмысление), коммуникативные (презентация).
9. Рефлексия (3 мин)
- Цель: оценить результаты деятельности.
- Деятельность учителя:
- Задаёт вопросы: «Что нового узнали? Какой урок дала сказка? Что было сложно?»
- Предлагает закончить фразы:
- «Сегодня я понял, что…»
- «Мне понравилось…»
- «Я хочу перечитать…»
- Деятельность учащихся: делятся впечатлениями, оценивают свою работу.
- Формируемые УУД: регулятивные (самооценка), личностные (осмысление опыта).
10. Домашнее задание (1 мин)
- Цель: закрепить знания, развить интерес к чтению.
- Деятельность учителя:
- Обязательное: подготовить выразительное чтение отрывка (по выбору).
- По желанию: сочинить продолжение сказки (2–3 предложения).
- Деятельность учащихся: записывают задание.
- Формируемые УУД: регулятивные (планирование), познавательные (творчество).
Критерии оценивания
- Активность на уроке (ответы, участие в обсуждении) — до 2 баллов.
- Понимание текста (ответы на вопросы, анализ героев) — до 3 баллов.
- Творческая работа (рисунок + подпись) — до 2 баллов.
- Рефлексия (осмысленность ответов) — 1 балл.
Максимум: 8 баллов.
«5» — 7–8 баллов; «4» — 5–6 баллов; «3» — 3–4 балла.
Дополнительные рекомендации
- Для слабоуспевающих: предоставьте опорные схемы (план сказки, карточки с ключевыми словами), разрешите читать по ролям в паре.
- Для одарённых: предложите сравнить сказку Пушкина с народными сказками о жадности (например, «Жадная старуха»), найти общие мотивы.
- Межпредметные связи: ИЗО (иллюстрация к сказке), русский язык (работа с устаревшими словами).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе. Тема : Русская народная сказка "Марья и ведьмы"
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.
Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема: А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
Цели урока: -формирование умения создавать образ главных героев сказки;Задачи урока: -развитие умения анализиров...
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе. Тема "Нравственные ценности в татарской народной сказке "Три дочери".
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС....

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок.
Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок....

Открытый урок, предмет «Литературное чтение» 2 б класс. Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Открытый урок, предмет «Литературное чтение» 2 б класс.Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»Цели урока: закрепление знаний и умений по изученному разделу, жанровому напра...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе. Тема: сказки А. С. Пушкина. Форма: игра "Кто хочет стать миллионером?"
В данном документе содержится тезнологическая карта урока литературы на тему "Сказки А. С. Пушкина"...
