Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Павлова Светлана Владимировна

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
УМК: «Школа России» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.)
Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: комбинированный (чтение, анализ, творческая работа)


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_cht_2_kl_pushkin.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
УМК: «Школа России» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий и др.)
Тип урока: открытие новых знаний
Форма урока: комбинированный (чтение, анализ, творческая работа)


Цели урока

  • Предметная: познакомить учащихся со сказкой А. С. Пушкина; сформировать умение понимать нравственный смысл произведения, характеризовать героев, находить ключевые эпизоды.
  • Метапредметная: развивать навыки выразительного чтения, анализа текста, работы с иллюстрациями и словарём; учить формулировать и обосновывать своё мнение.
  • Личностная: воспитывать чуткое отношение к слову, интерес к творчеству Пушкина; формировать нравственные ориентиры (нежадность, благодарность, уважение).

Планируемые результаты

  • Предметные:
  • знают содержание сказки, могут пересказать основные эпизоды;
  • умеют находить в тексте ответы на вопросы, объяснять значение устаревших слов;
  • могут охарактеризовать героев, выявить главную мысль сказки.
  • Метапредметные:
  • регулятивные: ставят учебную задачу, планируют действия, оценивают свою работу;
  • познавательные: анализируют текст, сравнивают персонажей, делают выводы;
  • коммуникативные: ведут диалог, слушают собеседника, аргументируют мнение.
  • Личностные:
  • проявляют интерес к литературному наследию;
  • осознают нравственные уроки сказки (опасность жадности, ценность скромности).

Оборудование и материалы

  • учебник «Литературное чтение», 2 класс (ч. 1);
  • портрет А. С. Пушкина;
  • презентация с иллюстрациями к сказке;
  • аудиозапись сказки (фрагменты);
  • толковый словарь (для объяснения устаревших слов);
  • карточки с вопросами и заданиями;
  • цветные карандаши, листы для творческой работы;
  • макет «морского пейзажа» (для наглядности).

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин)

  • Цель: создать позитивный настрой, включить в учебную деятельность.
  • Деятельность учителя:
  • Приветствует, предлагает улыбнуться друг другу.
  • Загадывает загадку: «Есть у радости подруга в виде полукруга. На лице она живёт…» (улыбка).
  • Деятельность учащихся: настраиваются на работу, отвечают на приветствие.
  • Формируемые УУД: личностные (эмоциональный настрой), коммуникативные (взаимодействие).

2. Мотивация и актуализация знаний (5 мин)

  • Цель: вызвать интерес к теме, актуализировать читательский опыт.
  • Деятельность учителя:
  • Спрашивает: «Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? Чем они особенны?»
  • Показывает портрет Пушкина, кратко рассказывает о его сказках.
  • Предлагает отгадать название произведения по ключевым словам: «старик, старуха, невод, рыбка, корыто».
  • Деятельность учащихся: вспоминают знакомые сказки, выдвигают предположения.
  • Формируемые УУД: познавательные (ассоциации), коммуникативные (диалог).

3. Постановка цели и задач (3 мин)

  • Цель: сформулировать тему и цели урока.
  • Деятельность учителя:
  • «Сегодня мы отправимся в мир пушкинской сказки. Что хотим узнать? Чему научиться?»
  • Фиксирует цели на доске: понять смысл сказки, узнать героев, научиться читать выразительно.
  • Деятельность учащихся: формулируют цели, задают вопросы.
  • Формируемые УУД: регулятивные (целеполагание), познавательные (формулировка задач).

4. Первичное восприятие текста (10 мин)

  • Цель: познакомить с содержанием, создать эмоциональный фон.
  • Деятельность учителя:
  • Читает первую часть сказки вслух (с интонационной выразительностью).
  • Включает аудиозапись фрагмента (по выбору).
  • Обращает внимание на ритм, повторы, образные слова.
  • Деятельность учащихся: слушают, следят по тексту, отмечают незнакомые слова.
  • Формируемые УУД: познавательные (восприятие текста), личностные (эмоциональная отзывчивость).

5. Словарная работа (5 мин)

  • Цель: объяснить устаревшие и непонятные слова.
  • Деятельность учителя:
  • Выписывает на доску: «ветхая землянка», «невод», «ти́на», «кликать», «смилуйся».
  • Предлагает найти значения в толковом словаре или объяснить по контексту.
  • Деятельность учащихся: работают со словарём, обсуждают значения.
  • Формируемые УУД: познавательные (работа с информацией), коммуникативные (дискуссия).

6. Анализ содержания (12 мин)

  • Цель: понять сюжет, характеры героев, нравственный смысл.
  • Деятельность учителя:
  • Задаёт вопросы:
  • «Как жили старик и старуха в начале сказки? Почему старик пошёл к морю?»
  • «Как менялось поведение старухи? Почему рыбка в конце отказала?»
  • «Что символизирует разбитое корыто?»
  • Организует обсуждение: «Кто из героев вам симпатичен? Почему?»
  • Подводит к выводу: «Жадность наказывается, а скромность и благодарность — ценные качества».
  • Деятельность учащихся: отвечают, приводят примеры из текста, высказывают мнение.
  • Формируемые УУД: познавательные (анализ, выводы), коммуникативные (аргументация).

7. Физкультминутка (2 мин)

  • Цель: снять напряжение, активизировать внимание.
  • Деятельность учителя: проводит игру-имитацию: «Волны» (плавные движения руками), «Рыбка плывёт» (ходьба на месте).
  • Деятельность учащихся: выполняют упражнения.
  • Формируемые УУД: личностные (забота о здоровье).

8. Закрепление и творческая работа (7 мин)

  • Цель: применить знания, выразить отношение к сказке.
  • Деятельность учителя:
  • Предлагает задание: «Нарисуй эпизод, который тебе запомнился. Подпиши 1–2 предложения о нём».
  • Организует мини-выставку рисунков, обсуждение.
  • Деятельность учащихся: рисуют, представляют работы, комментируют.
  • Формируемые УУД: познавательные (творческое осмысление), коммуникативные (презентация).

9. Рефлексия (3 мин)

  • Цель: оценить результаты деятельности.
  • Деятельность учителя:
  • Задаёт вопросы: «Что нового узнали? Какой урок дала сказка? Что было сложно?»
  • Предлагает закончить фразы:
  • «Сегодня я понял, что…»
  • «Мне понравилось…»
  • «Я хочу перечитать…»
  • Деятельность учащихся: делятся впечатлениями, оценивают свою работу.
  • Формируемые УУД: регулятивные (самооценка), личностные (осмысление опыта).

10. Домашнее задание (1 мин)

  • Цель: закрепить знания, развить интерес к чтению.
  • Деятельность учителя:
  • Обязательное: подготовить выразительное чтение отрывка (по выбору).
  • По желанию: сочинить продолжение сказки (2–3 предложения).
  • Деятельность учащихся: записывают задание.
  • Формируемые УУД: регулятивные (планирование), познавательные (творчество).

Критерии оценивания

  • Активность на уроке (ответы, участие в обсуждении) — до 2 баллов.
  • Понимание текста (ответы на вопросы, анализ героев) — до 3 баллов.
  • Творческая работа (рисунок + подпись) — до 2 баллов.
  • Рефлексия (осмысленность ответов) — 1 балл.
    Максимум: 8 баллов.
    «5» — 7–8 баллов; «4» — 5–6 баллов; «3» — 3–4 балла.

Дополнительные рекомендации

  • Для слабоуспевающих: предоставьте опорные схемы (план сказки, карточки с ключевыми словами), разрешите читать по ролям в паре.
  • Для одарённых: предложите сравнить сказку Пушкина с народными сказками о жадности (например, «Жадная старуха»), найти общие мотивы.
  • Межпредметные связи: ИЗО (иллюстрация к сказке), русский язык (работа с устаревшими словами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки.

Цель: развитие умения анализировать пословицы и поговорки. Планируемые результаты:Предметные: относить произведение к соответствующему жанру, определять основную мысль произведения, правильно упо...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе. Тема: А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

Цели урока:             -формирование умения создавать образ главных героев сказки;Задачи урока:            -развитие умения анализиров...

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок.

Урок литературного чтения во 2 классе Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Обобщающий урок....

Открытый урок, предмет «Литературное чтение» 2 б класс. Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Открытый урок, предмет «Литературное чтение» 2 б класс.Тема: А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»Цели урока: закрепление знаний и умений по изученному разделу, жанровому напра...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе. Тема: сказки А. С. Пушкина. Форма: игра "Кто хочет стать миллионером?"

В данном документе содержится тезнологическая карта урока литературы на тему "Сказки А. С. Пушкина"...